Акт о налоговом правонарушении. Приказ ФНС об утверждении формы акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях — Российская газета

Документ утратил силу или отменен

Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о...

Приложение N 39

к приказу ФНС России

от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@

ТРЕБОВАНИЯ

К СОСТАВЛЕНИЮ АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИХ

О ПРЕДУСМОТРЕННЫХ НАЛОГОВЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НАЛОГОВЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЙ, ДЕЛА О ВЫЯВЛЕНИИ КОТОРЫХ РАССМАТРИВАЮТСЯ

В ПОРЯДКЕ, УСТАНОВЛЕННОМ СТАТЬЕЙ 101 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)

1. Акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (далее - Акт) составляется на бумажном носителе или в электронной форме.

Акт составляется на русском языке. В случае необходимости использования в тексте Акта сокращенных наименований и общепринятых аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание приводится полностью с одновременным указанием в скобках его сокращенного наименования или аббревиатуры, используемых далее по тексту. Все стоимостные показатели, выраженные в иностранной валюте, подлежат отражению в акте налоговой проверки с одновременным указанием в соответствии с действующим порядком их рублевого эквивалента по курсу, котируемому Банком России для соответствующей иностранной валюты по отношению к рублю на дату совершения налогового правонарушения.

2. Акт на бумажном носителе составляется только по утвержденной форме, заполненной от руки либо с использованием программного обеспечения и распечатанной на принтере.

Листы Акта , в случае составления на бумажном носителе, и приложений к нему должны быть пронумерованы, документ с приложениями прошнурован и заверен подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Допускается формирование приложений к Акту в виде отдельных сшивок. Не допускается скрепление листов Акта и приложений, приводящее к порче бумажного носителя.

В Акте не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями проверяющего (руководителя проверяющей группы (бригады)) и проверяемого лица (его представителя). Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Форма Акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101) утверждена приложением N 38 к настоящему приказу.

полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество (при наличии) лица, совершившего налоговое правонарушение;

идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН). В случае обнаружения фактов нарушений законодательства о налогах и сборах организации по месту нахождения ее обособленного подразделения помимо ИНН организации указывается КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения.

сведения об обнаруженных фактах нарушения законодательства о налогах и сборах - документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах.

Описательная часть Акта должна содержать систематизированное изложение обнаруженных документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия решения по результатам рассмотрения Акта, в том числе выявленных обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

а) объективность и обоснованность. Отражаемые в Акте факты должны являться результатом тщательно проведенных мероприятий налогового контроля, исключать фактические неточности, обеспечивать полноту вывода о несоответствии законодательству о налогах и сборах совершенных деяний (действий или бездействия).

По каждому отраженному в Акте факту нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть четко изложены:

существо и обстоятельства нарушения законодательства о налогах и сборах;

вид налогового правонарушения, способ и иные обстоятельства его совершения;

б) полнота и комплексность отражения в Акте всех существенных обстоятельств, имеющих отношение к фактам нарушений законодательства о налогах и сборах.

Каждый установленный факт нарушения законодательства о налогах и сборах должен быть описан полно и всесторонне. Изложение в Акте обстоятельств совершенного налогового правонарушения должно основываться на результатах исследования всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения мероприятий налогового контроля.

В Акте должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным нарушениям законодательства о налогах и сборах;

в) четкость, лаконичность и доступность изложения. Содержащиеся в Акте формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным и, по возможности, доступным для лиц, не имеющих специальных познаний;

г) системность изложения. Обнаруженные нарушения законодательства о налогах и сборах должны быть сгруппированы в акте по разделам, пунктам и подпунктам в соответствии с характером и видами нарушений законодательства о налогах и сборах.

Выявленные факты однородных массовых нарушений законодательства о налогах и сборах могут быть сгруппированы в ведомости, таблицы и другие материалы, прилагаемые к Акту (приложения). В данном случае в тексте Акта приводится изложение существа этих нарушений законодательства о налогах и сборах, со ссылкой на конкретные нормы Кодекса, и делается ссылка на соответствующие приложения к Акту . При этом данные приложения должны содержать полный перечень однородных нарушений законодательства о налогах и сборах. Каждое из указанных приложений должно быть подписано составившим Акт должностным лицом налогового органа, а также лицом, совершившим налоговое правонарушение (его представителем).

3.3. В итоговой части Акта указываются выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению налоговых санкций:

выводы о привлечении к налоговой ответственности с указанием пункта и статьи Кодекса, состава налогового правонарушения и штрафа, предусмотренного Кодексом (справочно);

Выявить факты, свидетельствующие о допущенном нарушении налогового законодательства, налоговики могут не только в ходе камеральной или выездной проверки, но и в рамках иных контрольных мероприятий. Недавно Минфин установил срок, в течение которого ревизоры должны составить акт в подобном случае.

Налоговый кодекс предусматривает два порядка оформления итогов налогового контроля, которые свидетельствуют о налоговых правонарушениях. Первый из них регламентирует документирование результатов непосредственно камеральной и выездной проверок (ст. 100 НК), второй – предусмотрен для случаев обнаружения нарушений в ходе иных контрольных мероприятий (ст. 101.4 НК). Им корреспондируют и два порядка рассмотрения дел о нарушении налогового законодательства (ст. 101, 101.4 НК).

По итогам проверки

Исходя из прямого указания в главном налоговом законе (п. 2 ст. 100.1 НК), к налоговым правонарушениям, производство по которым может происходить только в порядке статьи 101 Налогового кодекса, следует отнести:

– и объектов налогообложения;

– неуплату или неполную уплату налога;

– невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов (ст. 120, 122, 123 НК).

Кроме того, данный перечень вполне можно дополнить и таким проступком, как непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК). Дело в том, что фактически подобное правонарушение можно выявить лишь при проведении проверки: камеральной – при сдаче отчетности с нарушением срока; и выездной, если декларация при наличии такой обязанности не подана. Кроме того, штраф по статье 119 Налогового кодекса рассчитывается исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. Иными словами, конкретный размер налоговой санкции в данном случае можно определить только в ходе проверки.

Вне «проверочных» рамок

К нарушениям налогового законодательства, выявление которых не связано с проведением налоговых проверок, прежде всего, конечно, следует отнести несоблюдение обязанностей, возложенных Налоговым кодексом на банки. Речь в данном случае, безусловно, идет только о специальных правонарушениях, прописанных в главе 18 Кодекса. Кроме того, в данную категорию подпадает непредставление по запросу налоговиков сведений о налогоплательщике в рамках так называемой ранее «встречной» проверки (п. 2 ст. 126 НК). Уклонение от своих налоговых обязанностей свидетеля, эксперта или переводчика, привлеченных к налоговому контролю, также может рассматриваться ревизорами только в порядке, предусмотренном статьей 101.4 Налогового кодекса (ст. 128, 129 НК).

На стыке

Между тем рассмотрение довольно большого числа налоговых правонарушений может проводиться налоговиками и тем и иным способом, в зависимости непосредственно от обстоятельств, при которых обнаружен «проступок». В данную категорию можно включить:

– нарушение срока постановки на или уклонение от такового (ст. 116, 117 НК);

– несвоевременное представление сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);

– несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);

– непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в инспекцию документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 126 НК);

– нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК).

Оформляем и рассматриваем

По большому счету оба порядка рассмотрения дел о налоговых правонарушениях достаточно схожи. Тем не менее необходимо учитывать, что правила, установленные статьей 101.4 Налогового кодекса, являются более упрощенными и не так детально регламентированы.

При выявлении вне рамок налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о предусмотренных Кодексом налоговых правонарушениях инспектор должен составить акт, который подписывается как им самим, так и «провинившимся» лицом. В случае отказа последнего об этом делается соответствующая запись.

В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица по устранению «огрехов» и применению соответствующих санкций. Форма акта и требования к его оформлению утверждены приказом ФНС от 13 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/860@.

Согласно пункту 5 Требований документ составляется в двух экземплярах, один из которых остается на хранении в инспекции, а другой вручается представителю компании или ПБОЮЛ. Если у налоговиков есть основания предполагать, что допущенное налоговое нарушение имеет признаки преступления, акт составляется в трех экземплярах. Третий из них приобщается к материалам, направляемым в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Фирме или предпринимателю акт вручается под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ). Если «провинившийся» уклоняется от получения указанного документа, то с соответствующей отметкой акт направляется ему по почте заказным письмом. Тогда датой вручения документа признается шестой день со дня отправки.

В течение десяти дней с момента получения акта может представить свои возражения по нему. Впрочем, отсутствие оных не лишает его права давать пояснения при рассмотрении акта и других материалов налогового контроля, на которое отводится десять дней с даты истечения срока на представление возражений (п. 7 ст. 101.4 НК).

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов руководитель налогового органа или его зам выносят решение либо о привлечении компании к ответственности, либо об отказе в таковом. На основании первого из них налогоплательщику направляется требование об уплате пеней и штрафа.

«Срочный» пробел

Примечательно, что Налоговым кодексом не установлен срок, в течение которого налоговиками должен быть составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговом правонарушении. Данное обстоятельство, безусловно, невыгодно налогоплательщикам, поскольку нарушение ревизорами данного срока могло бы стать одним из оснований для оспаривания принятого впоследствии контролерами решения. Но, как говорится, нельзя нарушить непредъявленные требования.

К примеру, воспользоваться тем, что в статье 101.4 НК срок на обнаружение и оформление налоговых правонарушений не ограничен, налоговики хотели в деле, арбитром в котором выступил ФАС Волго-Вятского округа (постановление от 22 июля 2008 г. по делу № А43-493/2008-40-10). Правда, в данном случае им это не удалось по той причине, что речь шла о привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации. В связи с этим арбитры посчитали, что рассматриваться данное правонарушение должно было в порядке статьи 101 Налогового кодекса, а следовательно период, когда инспекция могла оштрафовать компанию, уже истек.

Между тем восполнить «срочный» пробел в статье 101.4 НК недавно взялся Минфин. В письме от 22 января 2009 года № 03-02-08-7 эксперты ведомства пришли к выводу: если пунктом 1 статьи 101.4 Кодекса срок составления рассматриваемого акта определен событием обнаружения фактов, говорящих о налоговых правонарушениях, то оформить его ревизоры должны не позднее одного рабочего дня с момента их выявления. Остается надеяться, что налоговики все же возьмут данные разъяснения финансистов на вооружение.

ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ОТЛИЧНЫХ ОТ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (ПО СТ. 101.4 НК РФ)

1. ВРУЧЕНИЕ (НАПРАВЛЕНИЕ) АКТА ОБ ОБНАРУЖЕНИИ ФАКТОВ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 120, 122, 123 НК РФ)

1.1. В какой срок должен быть вручен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

1.2. В какой срок должен быть направлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) если совершившее правонарушение лицо уклоняется от его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

1.1. В какой срок должен быть вручен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть вручен совершившему правонарушение лицу.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 указал следующее. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок для вручения лицу, в отношении которого составлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений, то применительно к п. 5 ст. 100 НК РФ следует исходить из того, что такой акт должен быть вручен в течение пяти дней с даты его составления.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) должен быть вручен лицу, в отношении которого он составлен, в течение пяти дней с даты составления

Пленум ВАС РФ отметил: ст. 101. 4 НК РФ не предусматривает срок для вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений, а также копии решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля.

Суд указал, что применительно к п. 5 ст. 100 и п. 9 ст. 101 НК РФ следует исходить из того что указанные акт и решение должны быть вручены соответствующему лицу в течение пяти дней с даты его составления.

Позиция 2. Срок вручения акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) не установлен

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) (“Адвокат”, 2013, N 2)

Аналогичные выводы содержит:

Статья: Порядок привлечения к налоговой ответственности в порядке ст. 101.4 НК РФ (Пантюшов О.В.) (“Налоги” (газета), 2010, N 18)

Тематический выпуск: Новые правила проведения проверок, взыскания штрафов, уплаты налогов(Зуйкова Л.П.) (“Экономико-правовой бюллетень”, 2009, N 10)

1.2. В какой срок должен быть направлен акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123 НК РФ) если совершившее правонарушение лицо уклоняется от его получения (п. 4 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 1 ст. 101.4 НК РФ при обнаружении факта нарушения налогового законодательства, ответственность за которое установлена Налоговым кодексом РФ (за исключением правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ), должностное лицо инспекции в течение 10 дней со дня выявления нарушения должно составить в установленной форме акт (далее – акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений).

Акт вручается совершившему правонарушение лицу, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если названное лицо уклоняется от получения акта, в акте делается соответствующая отметка и он направляет указанному лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта почтой заказным письмом датой вручения акта считается шестой день считая с даты его отправки (п. 4 ст. 101.4 НК РФ).

Однако в Налоговом кодексе РФ не указан срок, в течение которого акт об обнаружении фактов налоговых правонарушений должен быть направлено почтой, если вручить его совершившему правонарушение лицу невозможно.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 29 Постановления от 30.07.2013 N 57, указал следующее.

Согласно п. 4 ст. 101.4 НК РФ в случае невозможности вручения соответствующим лицам акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений этот акт направляется по почте заказным письмом. Поскольку указанной нормой не установлен специальный срок для направления таких актов, то следует исходить из того данные действия должны быть совершены инспекцией в пределах 5 дней со дня составления акта.

Подробнее см. документы

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (п. 29)

Поскольку п. 4 ст. 101.4 не установлен специальный срок для направления акта об обнаружении фактов налоговых правонарушений почтой в случае невозможности его вручения, данные действия должны быть совершены инспекцией в пределах 5 дней со дня составления акта.

2. УВЕДОМЛЕНИЕ О РАССМОТРЕНИИ МАТЕРИАЛОВ

2.1. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление направлено по почте без описи вложения (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.2. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление было направлено по почте, но инспекция при принятии решения не убедилась, что оно получено налогоплательщиком (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.3. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если в уведомлении указана дата, но не проставлено время рассмотрения (п. п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

2.1. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление направлено по почте без описи вложения (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что уведомление направлено по почте без описи вложения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым почтовые квитанции не являются доказательством надлежащего извещения налогоплательщика, поскольку не подтверждают, какой документ был отправлен.

Подробнее см. документы

Суд установил, что отсутствует опись, подтверждающая направление по почте именно уведомления о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля. Это послужило одним из оснований для признания недействительным решения инспекции.

Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2009 N КА-А40/4792-09 по делу N А40-78154/08-116-266

Суд не принял в качестве доказательств почтовые квитанции, так как их содержание не свидетельствует о направлении обществу именно извещения о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля. Поскольку доказательства вручения налогоплательщику извещения отсутствуют, решение инспекции признано недействительным как принятое с существенными нарушениями.

Суд не принял в качестве доказательства список на отправку заказной корреспонденции, поскольку из него не следует, что налогоплательщику было направлено именно уведомление. Письмо было возвращено инспекции по истечении срока хранения, однако она не воспользовалась другими способами извещения, хотя знала номер телефона общества. Решение налогового органа признано недействительным, как принятое с существенными нарушениями.

2.2. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если уведомление было направлено по почте, но инспекция при принятии решения не убедилась, что оно получено налогоплательщиком (п. п. 4, 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

В соответствии с п. 4 ст. 101.4 НК РФ акт о выявлении правонарушения вручается совершившему его лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения документа. В случае направления акта по почте заказным письмом датой его вручения является шестой день считая с даты отправки. Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция извещает налогоплательщика заблаговременно.

К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что уведомление было направлено по почте, но инспекция не убедилась в его фактическом получении.

Официальной позиции нет.

Есть судебные решения, согласно которым требование об обеспечении возможности участвовать в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля не является выполненным, если решение принято при отсутствии информации о фактическом извещении налогоплательщика.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 12.05.2009 N Ф09-2783/09-С3 по делу N А60-35186/2008-С8

Суд установил, что уведомление о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, отправленное заказным письмом, возвращено инспекции после принятия решения. Поскольку при принятии решения инспекция не установила факта надлежащего уведомления налогоплательщика, ее решение признано недействительным как вынесенное с существенным нарушением порядка рассмотрения материалов.

Постановление ФАС Центрального округа от 09.09.2009 по делу N А62-1280/2009

Суд установил, что уведомление о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, отправленное заказным письмом, возвращено инспекции до принятия решения. Поскольку инспекция не приняла других мер по извещению налогоплательщика, хотя располагала номером его телефона, принятое решение признано недействительным как вынесенное с существенным нарушением порядка рассмотрения материалов.

2.3. Считается ли налогоплательщик извещенным о рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля, если в уведомлении указана дата, но не проставлено время рассмотрения (п. п. 7, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ о времени и месте рассмотрения акта инспекция заблаговременно извещает налогоплательщика. К существенным условиям процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в рассмотрении материалов и представить объяснения (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, можно ли признать нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля то обстоятельство, что в извещении отражена дата рассмотрения, но не проставлено время.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому указание только даты рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является существенным нарушением, влекущим признание решения инспекции недействительным.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Уральского округа от 11.02.2009 N Ф09-327/09-С3 по делу N А50-10157/08

Суд установил, что в направленном налогоплательщику акте отражена дата рассмотрения материалов проверки, но не указано время. Поскольку это является существенным нарушением порядка рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля, решение инспекции признано недействительным.

3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

3.1. Подлежит ли отмене решение, если оно было принято до того, как истек срок для представления возражений по акту (п. п. 4, 5, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

3.2. Подлежит ли отмене решение, если рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоялось в один день, а решение было принято в другой (п. п. 7, 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

3.1. Подлежит ли отмене решение, если оно было принято до того, как истек срок для представления возражений по акту (п. п. 4, 5, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 5 ст. 101.4 НК РФ лицо, которое совершило налоговое правонарушение, вправе при несогласии с фактами, изложенными в акте, представить свои письменные возражения. С 24.08.2013 это следует сделать в течение месяца со дня получения акта (до 24.08.2013 – 10 дней).

В соответствии с ч. 7 ст. 6 Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ если течение срока, установленного п. 5 ст. 101.4 НК РФ (в редакции, действующей с 24.08.2013), не завершилось до 24.08.2013, то этот срок исчисляется в порядке, действующем после 24.08.2013.

ФНС России в Письме от 15.08.2013 N АС-4-2/14794 разъяснила порядок применения указанных переходных положений. Было отмечено, что по актам проверок, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение месяца со дня получения акта.

Согласно п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения инспекции. Иные нарушения порядка рассмотрения материалов также служат основанием для отмены решения.

Возникает вопрос: является ли существенным нарушением принятие решения до истечения срока для представления возражений?

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым принятие инспекцией решения до истечения срока для представления возражений налогоплательщиком является основанием для отмены такого решения.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.06.2010 по делу N А32-15610/2009-63/193 (Определением ВАС РФ от 14.09.2010 N ВАС-12271/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд установил, что инспекция приняла решение ранее срока, по истечении которого отправленный заказным письмом акт считается полученным. Это явилось одним из оснований для отмены решения как принятого с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2008 N Ф09-7761/08-С3 по делу N А76-180/08

Суд установил, что инспекция приняла решение ранее срока, по истечении которого отправленный заказным письмом акт считается полученным. Фактически извещение было получено через два дня после его отправления. На этом основании решение признано недействительным как принятое с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.07.2009 по делу N А56-60459/2008

Суд установил, что решение инспекцией принято до истечения 10 рабочих дней с даты фактического получения налогоплательщиком акта с уведомлением, отправленных заказным письмом. На этом основании решение признано недействительным как принятое с нарушением существенных условий порядка рассмотрения материалов налогового контроля.

3.2. Подлежит ли отмене решение, если рассмотрение материалов мероприятий налогового контроля состоялось в один день, а решение было принято в другой (п. п. 7, 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 7 ст. 101.4 НК РФ акт рассматривается в присутствии налогоплательщика. Причем о времени и месте рассмотрения материалов налогового контроля налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно. В ходе рассмотрения материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа устанавливает основания и обстоятельства вменяемого налогоплательщику правонарушения.

При этом в силу п. 8 той же статьи по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель инспекции (его заместитель) выносит соответствующее решение.

Возникает вопрос: должно ли решение быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля и является ли вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля основанием для отмены такого решения?

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебные акты, согласно которым вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения указанных материалов.

В то же время есть судебные акты, согласно которым вынесение решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля не является основанием для признания недействительным такого решения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Вынесение решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика является основанием для признания данного решения недействительным

Постановление ФАС Центрального округа от 23.10.2008 по делу N А36-686/2008

Суд установил, что налоговый орган принял решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля, а позднее. Поскольку в день рассмотрения материалов решение принято не было, процедура рассмотрения указанных материалов не была завершена. При отсутствии доказательств извещения общества о рассмотрении материалов в день фактического принятия решения суд сделал следующий вывод: решение вынесено с нарушением существенных условий процедуры рассмотрения указанных материалов. Это явилось одним из оснований для признания решения инспекции недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2008 N Ф09-9933/08-С3 по делу N А50-776/08

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2009 по делу N А05-11101/2008

Суд установил, что инспекция вынесла решение не в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов налогового контроля. Он указал, что, поскольку налогоплательщик не был извещен об изменении даты рассмотрения материалов, решение инспекции является недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 по делу N А56-60473/2008

Постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2009 N Ф09-10426/08-С3 по делу N А50-10156/08

Постановление ФАС Уральского округа от 12.11.2008 N Ф09-7761/08-С3 по делу N А76-180/08

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.07.2009 по делу N А56-60438/2008

Суд установил, что инспекция приняла решение не в тот день, на который было назначено рассмотрение материалов налогового контроля, а позднее. Суд учел отсутствие доказательств рассмотрения возражений в назначенный день и извещения об их рассмотрении в другой день и признал решение недействительным.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.07.2009 по делу N А56-60430/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.07.2009 по делу N А56-60424/2008

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2009 по делу N А56-60457/2008

Позиция 2. Вынесение решение не в день рассмотрения материалов налогового контроля без приглашения налогоплательщика не является основанием для признания решения недействительным

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28.01.2013 по делу N А27-12514/2012 (Определением ВАС РФ от 09.04.2013 N ВАС-3382/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

По мнению налогоплательщика, инспекция не обеспечила ему возможность участия в процессе рассмотрения материалов, поскольку рассмотрение акта и иных материалов состоялось с участием его представителя в один день, а решение вынесено в другой.

Суд установил, что после рассмотрения акта и иных материалов организация дополнительных документов в налоговый орган не представляла и инспекция в день вынесения решения рассмотрения не производила. ФАС указал, что различие дат рассмотрения материалов и составления (оформления) решения не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и не влечет безусловной отмены решения.

Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.01.2013 по делу N А27-12513/2012

Суд указал, что принятие (оформление) решения не в день рассмотрения материалов налогового контроля и без участия налогоплательщика не является существенным нарушением процедуры привлечения к ответственности и не влечет безусловной отмены принятого инспекцией решения.

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.05.2013 по делу N А61-571/2012 (Определением ВАС РФ от 16.09.2013 N ВАС-12499/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

Суд указал, что из положений ст. 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов проверки или в иной день, но только с извещением налогоплательщика о времени и месте принятия решения. Делая такой вывод, суд учел позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 14645/08.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2010 по делу N А32-1903/2009-30/5-51/275

Постановление ФАС Уральского округа от 20.10.2009 N Ф09-8166/09-С3 по делу N А50-3179/2009

Суд установил, что акт налогового органа и другие материалы были рассмотрены с учетом возражений налогоплательщика. Суд указал, что из содержания ст. 101.4 НК РФ не следует, что решение должно быть вынесено в день рассмотрения материалов налогового контроля или в присутствии налогоплательщика. Вынесение решение в другой день не является нарушением инспекцией существенных условий процедуры рассмотрения материалов налогового контроля.

Аналогичные выводы содержит:

Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-3786/09-С3 по делу N А50-17216/2008-А5

Постановление ФАС Уральского округа от 09.06.2009 N Ф09-3782/09-С3 по делу N А50-17217/2008-А5

Постановление ФАС Уральского округа от 02.06.2009 N Ф09-3478/09-С3 по делу N А50-17218/2008

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2008 по делу N А48-2437/08-15

МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

4.1. Подлежит ли отмене решение, если в нем не приведены результаты рассмотрения возражений налогоплательщика (п. п. 9, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

4.2. Подлежит ли отмене решение, если оно подписано должностным лицом инспекции, не принимавшим участия в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля (п. п. 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)? >>>

4.1. Подлежит ли отмене решение, если в нем не приведены результаты рассмотрения возражений налогоплательщика (п. п. 9, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 9 ст. 101.4 НК РФ в решении о привлечении лица к ответственности излагаются в том числе доводы налогоплательщика в свою защиту и результаты их проверки.

В соответствии с п. 12 ст. 101.4 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения инспекции. Иные нарушения порядка рассмотрения материалов также служат основанием для отмены решения.

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, является ли отсутствие в решении инспекции результатов рассмотрения возражений налогоплательщика основанием для отмены этого решения.

Официальной позиции нет.

Есть судебный акт, согласно которому отсутствие в решении результатов рассмотрения возражений налогоплательщика служит основанием для отмены решения.

Подробнее см. документы

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.12.2009 N Ф03-6774/2009 по делу N А51-389/2009

Суд указал, что одним из оснований для признания решения инспекции недействительным послужило неотражение в решении результатов рассмотрения возражений налогоплательщика.

4.2. Подлежит ли отмене решение, если оно подписано должностным лицом инспекции, не принимавшим участия в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля (п. п. 8, 12 ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно п. 8 ст. 101.4 НК РФ по результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель инспекции (его заместитель) выносит решение. Основанием для его отмены служит несоблюдение порядка рассмотрения материалов (п. 12 ст. 101.4 НК РФ).

В Налоговом кодексе РФ не разъяснено, может ли решение быть вынесено должностным лицом, которое не участвовало в рассмотрении материалов мероприятий налогового контроля и возражений налогоплательщика.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Есть судебное решение, согласно которому принятие решения должностным лицом, не рассматривавшим материалы мероприятий налогового контроля, является основанием для отмены такого решения.

В то же время имеется судебный акт, согласно которому рассмотрение акта и принятие решения разными должностными лицами не являются основанием для отмены решения.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Принятие решения лицом, не рассматривавшим материалы налогового контроля, является основанием для отмены решения

Постановление ФАС Центрального округа от 15.10.2008 по делу N А48-2437/08-15

Решение инспекции признано недействительным, поскольку оно подписано должностным лицом, которое не рассматривало материалы мероприятий налогового контроля.

Позиция 2. Принятие решения лицом, не рассматривавшим материалы налогового контроля, не является основанием для отмены решения

Постановление ФАС Поволжского округа от 27.09.2011 по делу N А06-7317/2010

Суд указал, что рассмотрение акта и принятие решения разными лицами не может повлечь недействительность решения. Суд обосновал свою позицию тем, что решение о привлечении к ответственности принято уполномоченным должностным лицом – руководителем, чьи обязанности во время отпуска временно исполнялись другим лицом.

5. ВРУЧЕНИЕ РЕШЕНИЯ,

ВЫНЕСЕННОГО ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

5.1. В какой срок должно вручаться решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля (п. 4 ст. 31, ст. 101.4 НК РФ)?

Согласно ст. 100.1 НК РФ дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля правонарушениях (за исключением предусмотренных ст. ст. 120, 122 и 123 НК РФ) рассматриваются в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.

При обнаружении факта нарушения налогового законодательства (за исключением правонарушений, дела о которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ) инспекция в течение 10 дней с даты его выявления должна составить соответствующий акт (п. 1 ст. 101.4 НК РФ). По результатам рассмотрения акта и прилагаемых к нему документов налоговый орган принимает решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности (п. 8 ст. 101.4 НК РФ).

До 24.08.2013 действовал п. 11 ст. 101.4 НК РФ, которым было предусмотрено, что копия указанного решения вручается соответствующему лицу под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если данное лицо уклонялось от получения копии решения, она направлялась по почте заказным письмом и считалась полученной по истечении шести дней после даты отправки.

С 24.08.2013 вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 31 НК РФ, согласно которой документы, используемые инспекцией при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть вручены под расписку, направлены заказным письмом по почте или представлены в электронной форме, если порядок их передачи Налоговым кодексом РФ не предусмотрен.

В Налоговом кодексе РФ не указан срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, заинтересованному лицу.

По данному вопросу есть две точки зрения.

Официальной позиции нет.

Пленум ВАС РФ в п. 28 Постановления от 30.07.2013 N 57 изложил следующий вывод. Применительно к п. 9 ст. 101 НК РФ нужно исходить из того, что рассматриваемое решение должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия.

Подробнее см. документы

Позиция 1. Решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” (п. 28)

Позиция ВАС РФ заключается в следующем. Поскольку ст. 101.4 НК РФ не предусмотрен срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, применительно к п. 9 ст. 101 НК РФ нужно исходить из того, что оно должно быть вручено в течение пяти дней с даты принятия.

Позиция 2. Срок вручения решения, вынесенного по результатам рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, не установлен

Статья: Привлечение налогоплательщика к ответственности по статье 101.4 Налогового кодекса РФ (Пантюшов О.В.) (“Адвокат”, 2013, N 2)

Аналогичные выводы содержит:

Тематический выпуск: Налоговые проверки – 2011 (Зуйкова Л.П.) (“Экономико-правовой бюллетень”, 2011, N 6)

Состав налогового

правонарушения

налогового органа

3.2. Взыскать неперечисленные налоги, сборы, пени и штрафы, а также начислить пени по состоянию на__________________________ . (дата)

Наименование налога (сбора)

Неперечисленные суммы налога, сбора, пени, штрафов, руб.

Срок исполнения поручения налогоплательщика или налогового органа

Пени, рублей

налогового органа

3.3. Иные предложения______________________________________________. (предложения по устранению нарушений законодательства о налогах и сборах)

3.4. Срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено настоящее решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган, а также наименование органа, его место нахождения, другие необходимые сведения.

В соответствии с пунктом 5 статьи 101.4 Кодекса лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем Акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения настоящего Акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по настоящему Акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Письменные возражения могут быть переданы в_______________________. (наименование налогового органа) 3.5. Приложения: на___________листах. (количество) Сведения о должностном лице налогового органа, обнаружившем факты, свидетельствующие о нарушениях законодательства о налогах и сборах, и его подпись: Должность Наименование Ф.И.О. Подпись налогового органа ___________________ _______________ _____________ _________________ Подпись лица, совершившего налоговое правонарушение (его представителя): ________________________________________________________________________. (дата, подпись, Ф.И.О. лица, подписавшего документ, для представителя указывается основание представительства (наименование и иные реквизиты документа, подтверждающего полномочия) Лицо, совершившее налоговое правонарушение (его представитель), уклоняется от подписания настоящего Акта путем _________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой

службы N___ по_____________________________

(наименование, место нахождения)

от:_______________________________________

___________________________________________

(наименование, ОГРН, ИНН, место нахождения)

по акту от "____"____________ 201___ г. N______

об обнаружении налоговых правонарушений

Должностными лицами Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы

составлен акт от "____"______________ 20__г. N____об обнаружении фактов,

свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых

Как указано в акте,_____________________________(далее также -

налогоплательщик) совершил действия, которые содержат признаки налогового

правонарушения, предусмотренного статьей _____________________ части первой

Налогового кодекса РФ, в связи с чем проверяющим предлагается привлечь

налогоплательщика к ответственности за совершение указанного налогового

правонарушения.

Экземпляр акта проверки вручен представителю налогоплательщика

"__"_________ 201___ г.

Налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, а также с

выводами и предложениями должностного лица налогового органа, в связи с чем

на основании пункта 5 статьи 101.4 части первой Налогового кодекса РФ

представляет свои возражения по акту.