Американским эсминцам конвенции не писаны. Турция призвала россию снять вопрос о нарушении конвенции монтре с повестки дня «Не дает ему прохода»

Конвенцией Монтре называют соглашение, заключённое рядом стран в 1936 году. В соответствии с ним Турция получила полный контроль над проливами Босфор и Дарданеллы. Своим названием конвенция обязана швейцарскому городу Монтре, в котором состоялось её подписание. Соглашение гарантирует свободный проход гражданских судов через черноморские проливы в мирное время. При этом конвенция Монтре накладывает определённые ограничения на перемещение военных кораблей. В первую очередь они касаются нечерноморских государств.

Положения конвенции в течение многих лет становились причиной споров и противоречий. В основном они были связаны с доступом Советского Союза к Средиземному морю. Впоследствии в данное международное соглашение внесли некоторые поправки, но оно до сих пор остаётся в силе.

Лозаннская конференция

Конвенция Монтре 1936 года стала логическим завершением серии договоров, призванных разрешить так называемый "вопрос проливов". Суть этой давней проблемы заключалась в отсутствии международного консенсуса по поводу того, какая страна должна контролировать стратегически важные пути из Черного в Средиземное море. В 1923 году в Лозанне было подписано соглашение, которое демилитаризовало Дарданеллы и обеспечило свободный транзит гражданских и военных судов под наблюдением Лиги Наций.

Предпосылки заключения нового договора

Установление в Италии фашистского режима серьёзно осложнило ситуацию. Турция опасалась попыток Муссолини использовать доступ к проливам для распространения своей власти на весь черноморский регион. В первую очередь агрессии со стороны Италии могла подвергнуться Анатолия.

Турецкое правительство обратилось к странам, участвовавшим в подписании соглашения в Лозанне, с предложением провести конференцию для обсуждения нового режима прохода судов через проливы. Необходимость данного шага объяснялась сильными изменениями в международной обстановке. Из-за денонсации Германией Версальского договора нарастала напряжённость в Европе. Многие страны были заинтересованы в создании гарантий безопасности для стратегически важных проливов.

Участники Лозаннской конференции откликнулись на призыв Турции и приняли решение собраться в швейцарском городе Монтре для достижения нового соглашения. Только Италия не была представлена на переговорах. Этот факт имеет простое объяснение: именно её экспансионистская политика стала одной из причин организации данной конференции.

Ход обсуждения

Турция, Великобритания и Советский Союз выдвигали предложения, направленные на защиту их собственных интересов. Соединённое Королевство выступало за сохранение большинства запретов. Советский Союз поддерживал идею абсолютно свободного прохода. Турция призывала к либерализации режима, стремясь таким образом восстановить свой контроль над проливами. Великобритания старалась не допустить присутствия в Средиземном море советского который мог создать угрозу для жизненно важных путей, связывающих метрополию с Индией.

Ратификация

После продолжительных дебатов Соединённое Королевство согласилось пойти на уступки. Советский Союз сумел добиться снятия с черноморских государств некоторых ограничений на проход через проливы военных кораблей. Сговорчивость Великобритании была вызвана стремлением не позволить Турции стать союзником Гитлера или Муссолини. Конвенцию Монтре по Черному морю ратифицировали все участники конференции. Документ вступил в силу в ноябре 1936 года.

Основные положения

Текст конвенции Монтре разделён на 29 статей. Соглашение гарантирует торговым судам любого государства абсолютную свободу навигации в проливах в мирное время. Комиссия Лиги Наций, отвечавшая за обеспечение выполнения Лозаннского договора, была упразднена. Турция получила право взять проливы под свой контроль и закрывать их для всех иностранных военных судов в случае начала вооружённого конфликта.

Запреты

Конвенция Монтре накладывает ряд специфических ограничений по классу и тоннажу военных судов. Нечерноморские страны имеют право проводить через проливы только мелкие надводные корабли. Их общий тоннаж не должен превышать 30000 т. Максимальный в акватории судов нечерноморских держав составляет 21 день.

Конвенция позволяет Турции запрещать или разрешать навигацию по своему усмотрению, если её правительство считает, что страна находиться под угрозой войны. В соответствии с п. 5 конвенции Монтре ограничения могут коснуться судов любого государства.

Привилегии

Черноморским государствам предоставлено право проводить через проливы боевые корабли любого класса и тоннажа. Обязательным условием для этого является предварительное уведомление турецкого правительства. 15-я статья конвенции Монтре также предусматривает для данных стран возможность транзита подводных лодок.

Конвенция Монтре о статусе проливов отражала международную обстановку 30-х годов прошлого века. Предоставление более широких прав черноморским державам было уступкой Турции и Советскому Союзу. Только эти две страны обладали значительным количеством крупных военных судов в данном регионе.

Последствия

Конвенция Монтрё о проливах повлияла на ход Второй мировой войны. Она сильно ограничила возможность развёртывания боевых действий в Чёрном море для фашистской Германии и её союзников. Они были вынуждены вооружать свои торговые корабли и пытаться провести их через проливы. Это приводило к серьёзным дипломатическим трениям между Турцией и Германией. Неоднократные протесты со стороны Советского Союза и Великобритании подтолкнули Анкару к полному запрету перемещения любых подозрительных судов в проливах.

Спорный пункт

Турецкое правительство утверждает, что конвенция не разрешает проход через проливы авианосцев. Но в действительности документ не содержит однозначного упоминания об этом. Конвенция устанавливает лимит в 15000 т для отдельно взятого корабля нечерноморской державы. Тоннаж любого современного авианосца превышает данное значение. Это положение конвенции фактически запрещает нечерноморским государствам проводить через проливы корабли подобного типа.

Определение авианосца в тексте соглашения было сформулировано в 30-х годах прошлого века. В те времена корабельные самолёты использовались преимущественно для ведения разведки с воздуха. В конвенции указано, что наличие палубы, предназначенной для взлёта и посадки летательных аппаратов, не позволяет автоматически классифицировать судно как авианосец.

Черноморские государства имеют право проводить через проливы военные корабли любого тоннажа. Однако приложение к конвенции однозначно исключает из их числа судна, сконструированные в первую очередь для перевозки морской авиации.

Обходной манёвр

Советский Союз нашёл способ преодоления данного запрета. Выходом из положения стало создание так называемых Эти корабли были оснащены баллистическими ракетами морского базирования. Наличие ударного вооружения формально не позволяло классифицировать их как авианосцы. Как правило, ракеты крупного калибра размещались на крейсерах.

Это дало возможность Советскому Союзу беспрепятственно проводить свои авианосцы через проливы в полном соответствии с положениями конвенции. Проход оставался под запретом для относящихся к данному классу кораблей НАТО, тоннаж которых превышал 15000 т. Турция предпочла признать за Советским Союзом право на транзит авианесущих крейсеров. Пересмотр конвенции был не в интересах Анкары, поскольку мог понизить степень её контроля над проливами.

Попытки внесения поправок

В настоящее время большинство положений международного договора остаётся в силе. Однако конвенция регулярно становиться причиной ожесточённых споров и разногласий. Периодически предпринимаются попытки вернуться к обсуждению статуса проливов.

После завершения Второй мировой войны Советский Союз обратился к Турции с предложением установить совместный контроль над доступом из Чёрного в Средиземное море. Анкара ответила твёрдым отказом. Серьёзное давление со стороны Советского Союза не смогло заставить её изменить свою позицию. Возникшая в отношениях с Москвой напряжённость стала причиной прекращения Турцией ведения политики нейтралитета. Анкара была вынуждена искать союзников в лице Великобритании и США.

Нарушения

Конвенция запрещает боевым кораблям нечерноморских государств иметь на борту артиллерию, калибр которой превышает 203 мм. В 60-х годах минувшего века через проливы прошли оснащённые противолодочными ракетами военные суда США. Это вызвало протесты со стороны Советского Союза, поскольку калибр данного вооружения был равен 420 мм.

Однако Турция заявила об отсутствии нарушения конвенции Монтре. По мнению её правительства, баллистические ракеты не являются артиллерией и не подпадают под действие договора. В течение последнего десятилетия боевые корабли США неоднократно нарушали максимальный срок нахождения в Чёрном море, но представители Турции не признавали случаев нарушения конвенции.

Принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов , проходившей 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права .

История

Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР , Турции , Великобритании , Франции , Болгарии , Румынии , Греции , Югославии , Австралии и Японии . Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-23 гг. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии . На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, что привело бы к ограничению прав прохода кораблей ВМФ СССР. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.

Основные положения конвенции

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

  • Черноморские державы (Турция, Румыния, Болгария, СССР до 1991, Россия с 1991, Украина с 1991, Грузия с 1991)

Значение конвенции

Принятые на конференции в Монтрё решения стали для своего времени шагом вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о статусе проливов. Италия присоединилась к конвенции Монтрё в 1938 году.

Вопрос о проходе авианосцев

Одним из спорных вопросов в отношении конвенции является возможность прохода проливами авианосцев. Статья 10 оговаривает:

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли иные, чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

При этом, статья 11 оговаривает право прохода линейных кораблей, статья 12 - правило прохода подводных лодок. Приложение II пункт B конвенции дает определение классам линкоров, легких боевых кораблей, малых боевых и вспомогательных судов, подводных лодок и, отдельно, авианосцев:

Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев.

Таким образом, формально авианосцы не имеют права прохода проливами, так как статья 10 оговаривает условия прохода только для легких надводных, небольших и вспомогательных кораблей, и особо оговаривает, что кроме них право прохода имеют лишь линкоры (статья 11) и подводные лодки (статья 12). Авианосцы оказываются де-факто исключенными из числа кораблей, имеющих право на проход проливов. Исключением является ситуация, при которой Турция является воюющей стороной либо считает себя находящейся под прямой военной угрозой - в этом случае, согласно статьям 20 и 21, Турция имеет право регулировать проход кораблей по своему усмотрению.

Несмотря на формальное отсутствие правил для прохода авианосцами проливов, СССР не испытывал значимых сложностей с выведением через проливы своих авианесущих крейсеров, строившихся в Николаеве. Периодически высказываются предположения, что наличие на советских авианесущих кораблях мощного ударного вооружения было связано именно с стремлением избежать формальной классификации этих кораблей как авианосцев - то есть предназначенных или устроенных преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов .

Значимые случаи в контексте конвенции с США

Однако, следует отметить, что согласно статье 21:

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции. Если Турецкое правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций. Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, не обоснованы и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Ввиду расформирования Лиги Наций, право на применение статьи 20-ой -

История

Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня - 21 июля в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР , Турции , Великобритании , Франции , Болгарии , Румынии , Греции , Югославии , Австралии и Японии . Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-23 гг. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии . На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, что привело бы к ограничению прав прохода кораблей ВМФ СССР. Работу конференции ещё более осложнил сговор делегации Турции с делегацией Великобритании. Советский Союз занял принципиальную позицию. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.

Основные положения конвенции

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого минимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

Значение конвенции

Принятые на конференции в Монтрё решения стали для своего времени шагом вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о статусе проливов. Италия присоединилась к конвенции Монтрё в 1938 г.

Источники

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Конвенция Монтре" в других словарях:

    Конвенция о режиме проливов (Конвенция Монтре) 1936 года - Конвенция о режиме проливов, которая больше известна под названием Конвенция Монтре, была подписана 20 июля 1936 года по итогам конференции по пересмотру режима черноморских проливов, проходившей с 22 июня по 21 июля 1936 года в швейцарском… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Конвенция Монтрё 1936 года конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

    Конвенция Монтрё 1936 года конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё… … Википедия

    1936 года конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция… … Википедия

    Конвенция Монтрё 1936 года конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

    Конвенция Монтрё 1936 года конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

    1936 (22 июня 21 июля) о режиме черноморских проливов; проходила в г. Монтре с участием СССР, Турции, Великобритании, Франции и др. Подписана конвенция о режиме проливов, заменившая конвенцию, принятую на Лозаннской конференции 1922 23. Признано… … Большой Энциклопедический словарь

    Город Монтрё фр. Montreux Герб … Википедия

    Конвенция Монтрё 1936 года конвенция, восстановившая суверенитет Турции над проливами из Черного в Средиземное море, принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов, проходившей 22 июня 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При… … Википедия

Принятая на Конференции о режиме Черноморских проливов , проходившей 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария). При этом Турция обязалась соблюдать принципы международного морского права .

История

Конференция о режиме Черноморских проливов проходила 22 июня - 21 июля 1936 года в г. Монтрё (Швейцария) с участием СССР , Турции , Великобритании , Франции , Болгарии , Румынии , Греции , Югославии , Австралии и Японии . Конференция была созвана по предложению Турции в целях пересмотра конвенции о режиме Черноморских проливов, принятой на Лозаннской конференции 1922-23 гг. Италия отказалась от участия в конференции, так как страны-участницы поддержали международные санкции против Италии в связи с ситуацией в Эфиопии . На конференции в Монтрё Великобритания выступила с предложением уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы. В конечном итоге конференция не была сорвана и привела к выработке согласованных решений. 20 июля страны-участницы подписали новую конвенцию о режиме проливов, на основе которой Турция получила право ремилитаризировать зону проливов.

Основные положения конвенции

Конвенция Монтрё сохраняет за торговыми судами всех стран свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские государства могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (проходят лишь мелкие надводные корабли) и по тоннажу. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Чёрном море не должен превышать 30 тыс. т (с возможностью повышения этого максимума до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Конвенция состоит из 29 статей, четырех приложений и одного протокола. Статьи 2–7 рассматривают проход торговых судов. В статьях 8–22 рассматривается проход военных кораблей. Ключевой принцип свободы прохода и навигации изложен в статьях 1 и 2. Статья 1 гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и подтверждают принцип свободы прохода и навигации по морю в проливах». Статья 2 гласит: «В мирное время торговые суда пользуются полной свободой прохода и плавания в проливах днем и ночью под любым флагом с любым видом груза».

Комиссия по международным проливам была упразднена, разрешив полное возобновление турецкого военного контроля над проливами и перераспределение Дарданелл. Турция была уполномочена закрыть проливы для всех иностранных военных кораблей в военное время или когда ей угрожала агрессия. Также было разрешено отказаться от транзита с торговых судов, принадлежащих странам, воюющим с Турцией. Конвенция ликвидировала предусмотренную Лозаннской конвенцией международную комиссию по проливам с передачей её функций правительству Турции.

  • Черноморские державы (Турция, Румыния, Болгария, СССР до 1991, Россия с 1991, Украина с 1991, Грузия с 1991)

Значение конвенции

Принятые на конференции в Монтрё решения стали для своего времени шагом вперёд на пути признания прав черноморских стран в вопросе о статусе проливов. Италия присоединилась к конвенции Монтрё в 1938 году.

Вопрос о проходе авианосцев

Одним из спорных вопросов в отношении конвенции является возможность прохода проливами авианосцев. Статья 10 оговаривает:

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда и вспомогательные суда, независимо от того, принадлежат ли они Державам, прибрежным к Черному морю, или нет, каков бы ни был их флаг, будут пользоваться правом свободы прохода через Проливы, без каких-либо сборов или плат, поскольку они входят туда днем и на условиях, предусмотренных в изложенных ниже статьях 13 и следующих. Военные корабли иные, чем те, которые подходят под классы, указанные в предыдущем абзаце, будут иметь право прохода лишь на особых условиях, предусмотренных в статьях 11 и 12.

При этом, статья 11 оговаривает право прохода линейных кораблей, статья 12 - правило прохода подводных лодок. Приложение II пункт B конвенции дает определение классам линкоров, легких боевых кораблей, малых боевых и вспомогательных судов, подводных лодок и, отдельно, авианосцев:

Авианосцами являются надводные военные корабли, которые, каково ни будь их водоизмещение, предназначены или устроены преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов. Если военный корабль не был предназначен или устроен преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов, то устройство на этом корабле палубы для спуска или взлета не будет иметь последствием включение его (корабля) в класс авианосцев.

Таким образом, формально авианосцы не имеют права прохода проливами, так как статья 10 оговаривает условия прохода только для легких надводных, небольших и вспомогательных кораблей, и особо оговаривает, что кроме них право прохода имеют лишь линкоры (статья 11) и подводные лодки (статья 12). Авианосцы оказываются де-факто исключенными из числа кораблей, имеющих право на проход проливов. Исключением является ситуация, при которой Турция является воюющей стороной либо считает себя находящейся под прямой военной угрозой - в этом случае, согласно статьям 20 и 21, Турция имеет право регулировать проход кораблей по своему усмотрению.

Несмотря на формальное отсутствие правил для прохода авианосцами проливов, СССР не испытывал значимых сложностей с выведением через проливы своих авианесущих крейсеров, строившихся в Николаеве. Периодически высказываются предположения, что наличие на советских авианесущих кораблях мощного ударного вооружения было связано именно с стремлением избежать формальной классификации этих кораблей как авианосцев - то есть предназначенных или устроенных преимущественно для перевозки и ввода в действие на море воздушных судов .

Значимые случаи в контексте конвенции с США

Однако, следует отметить, что согласно статье 21:

В случае, если Турция считала бы себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, она будет иметь право применять постановления статьи 20 настоящей Конвенции. Если Турецкое правительство использует возможности, предоставляемые ей изложенным выше абзацем первым, она уведомит об этом Высокие Договаривающиеся Стороны, а также Генерального Секретаря Лиги Наций. Если Совет Лиги Наций большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, не обоснованы и если таково будет равным образом мнение большинства Высоких Договаривающихся Сторон, подписавших настоящую Конвенцию, то Турецкое правительство обязуется отменить данные меры, а также те, которые были бы приняты в силу статьи 6 настоящей Конвенции.

Ввиду расформирования Лиги Наций, право на применение статьи 20-ой -

Конвенция Монтрё о статусе проливов (Convention de Montreux) регулирует судоходство в проливах Босфор и Дарданеллы и в Мраморном море. Пролив Босфор соединяет Черное море с Мраморным, а Дарданеллы - Мраморное море с Эгейским.

Конвенция была подписана в Монтрё (Швейцария) 20 июля 1936 года, вступила в силу 9 ноября того же года. Участниками конвенции являются 11 стран - СССР, Австралия, Болгария, Греция, Румыния, Великобритания, Кипр (с 1969), Турция, Югославия, Япония и Франция.

Конвенция состоит из 29 статей, 16 из которых касаются военных кораблей, шесть имеют отношение к гражданским судам.

Основная задача конвенции - пересмотр результатов Лозаннской конференции 1922-23 годов, на которой был утвержден принцип неограниченного прохода военных и торговых кораблей всех стран в Черное море и обратно как в мирное, так и в военное время.

Конвенция Монтрё закрепила суверенитет Турции над проливами. Предусмотренная в Лозанне международная комиссия по проливам была ликвидирована, функции по наблюдению и контролю за проходами судов через проливы перешли к Турции.

Согласно конвенции, за торговыми судами всех стран сохранена свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Конвенцией признается особое положение черноморских государств. В мирное время при условии уведомления ими Турции за восемь суток военные корабли любого класса, в том числе подводные лодки, имеют право проходить через проливы.

Для военных кораблей нечерноморских держав введены ограничения по классу и по тоннажу. Общий тоннаж одновременно находящихся в Черном море военных судов нечерноморских государств (не более девяти судов) не должен превышать 30 тыс. тонн (или 45 тыс. в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран). Срок пребывания этих кораблей в море - не более 21 дня. Тоннаж судов одной нечерноморской страны не должен превышать 2/3 общего тоннажа находящихся в Черном море судов этих стран. Эти страны должны за 15 суток уведомить Турцию по дипломатическим каналам о проходе военных кораблей.

Если одна или несколько нечерноморских стран направят в проливы суда с гуманитарными целями, то их общий тоннаж не должен превышать 8 тыс. тонн.

В статье 15 конвенции говорится, что "военные корабли, проходящие проливы транзитом, не могут ни в каком случае использовать воздушные суда, которые могли бы на них находиться".

В случае участия Турции в войне, а также угрозы войны, она может запретить проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не принимает участия, она имеет право запретить транзит судов воюющей страны.