Анализ произведения «Фауст» (Гёте). План-конспект по литературе по произведению "Фауст" И.В.Гёте План трагедии фауст

Три вступительных текста открывают трагедию.

Первый - это посвящение друзьям молодости , полное лирики и нежности воспоминание о тех, кто был рядом с Гете во время работы над поэмой.

Далее следует Театральное вступление , где Директор театра, Поэт и Комический актер спорят о роли искусства в обществе. Директор, приземленный циник, твердо уверен в обслуживающей роли искусства вообще и театра в частности. Несложные шутки, забавные ситуации, накал примитивных страстей - нет лучше способа завлечь в театр зрителя и сделать спектакль успешным. С ним согласен Комический актер, предлагающий Поэту не размышлять слишком много о вечных ценностях и ратующий за сиюминутный успех. Поэт же выступает против использования высокого искусства, дарованного самим небом, в качестве развлечения для невзыскательной публики. Завершая спор, Директор предлагает решительно приступать к делу и напоминает, что в распоряжении Поэта и Актера все технические чудеса его театра.

Пролог на небе.

Возвышенное и выспренное прославление чудес господних, возглашаемое архангелами, прерывает Мефистофель , указывающий, с характерным для «духа отрицанья» скептическим обаянием, на бедственное положение людей. Мефистофель полагает, что данный Господом разум ни к чему людям, «Он эту искру разумом зовет/И с этой искрой скот скотом живет.» Господь указывает Мефистофелю на Фауста, как образец использования разума на благо познания, и уверяет, что Фауст преодолеет любые трудности на этом пути. Мефистофель искренне удивлен, полагая двойственность натуры доктора залогом его падения. Так заключается спор. Фауст отдан Господом Мефистофелю с напутствием творить над ним любые эксперименты, ведь «..чутьем, по собственной охоте/он вырвется из тупика». Начинается еще одна партия извечной борьбы света и тьмы, добра и зла.

Первая часть

Предмет спора, великий ученый Фауст проводит бессонную ночь в своей келье, загроможденной фолиантами, приборами, свитками и прочими атрибутами мира ученого, стремящегося во что бы ни стало овладеть тайнами мироздания и постичь законы вселенной. Доктор Фауст не обольщается на свой счет, признавая, что несмотря на широчайшие познания почти во всех областях науки «Я богословьем овладел, /над философией корпел, /юриспруденцию долбил /и медицину изучил», которыми он овладел за свою жизнь, истинного знания о природе всего сущего ему обрести так и не удалось. Попытка воззвать к могущественнейшему духу лишь еще раз демонстрирует ученому ничтожность его земных деяний. Скорбь и уныние, в которые погружен доктор, не смог развеять и визит соседа, школяра Вагнера. Этот персонаж - прекрасный образец стремления «грызть гранит науки», подменяя истинное знание и вдохновение умелыми интонациями и заимствованными мыслями. Самонадеянная глупость школяра раздражает доктора, и Вагнер оказывается выставлен прочь. Мрачная безысходность, горькое осознание того, что жизнь прошла среди реторт и склянок, в напрасном мраке постоянных поисков, ведут Фауста к попытке самоубийства. Доктор намеревается выпить яд, но в момент когда кубок уже поднесен к губам, раздается пасхальный благовест. Святой праздник спасает Фауста от смерти.

Сцена народного гулянья, где в толпе можно наблюдать студентов, служанок, благородных дам, бюргеров, нищих, легкие диалоги и веселые шутки приносит ощущение света и воздуха, резко контрастирующего с ночными метаниями.

Фауст в компании своего ученика, Вагнера, вливается в общество веселых горожан. Почитание и уважение окрестных жителей, вызванное медицинскими успехами доктора, ничуть не радует его. Двойственное стремление познать одновременно все тайны земные и чудеса заоблачные исторгает у Фауста призыв к духам небесным, что помогли бы ему овладеть истиной. По пути к ним прибивается черный пудель, и Фауст приводит его к себе в дом.

Герой пытается справиться с упадком духа и безволием, принимаясь за перевод Нового Завета. Согласно своей теории активного познания, доктор переводит греческое «логос» как «дело», трактуя первую фразу канона как «Вначале было дело». Но проделки пуделя отвлекают его от ученых трудов. И вдруг перед Фаустом и читателями предстает Мефистофель в образе странствующего студента.

Настороженный вопрос Фауста о том, кем является вновь прибывший, рождает знаменитую реплику «я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо». Новый собеседник доктора, оказывается, не чета унылому и глуповатому Вагнеру. Равный доктору по силе и остроте ума, по широте познаний, Мефистофель едко и точно смеется над человеческими слабостями, словно прозревая метания Фауста. Усыпив доктора с помощью хора и хоровода духов, Мефистофель исчезает, оставив задремавшего ученого заинтригованным нежданной встречей.

Второй визит Мефистофеля, уже в образе светского щеголя, влечет за собой договор, по которому Фауст отдает свою душу во власть черта. Кровь скрепляет сделку, и на широком плаще Мефистофеля, словно ковре-самолете, герои отправляются в странствие. Фауст теперь молод, красив, полон сил - к его услугам все наслаждения и иллюзии мира. Первым опытом становится любовь к Маргарите , вначале кажущаяся единственно возможным счастьем земным, но вскоре оборачивающаяся трагедией, влекущая за собой смерть и горе.

Вторая часть

Вторая часть путешествий Фауста и Мефистофеля приводит нас к императорскому двору, в описании которого легко угадывается одно из германских государств.

Акт первый начинается со сцены отдыха Фауста на прекрасном летнем лугу. Духи света навевают легкие приятные грезы, успокаивают израненную и истерзанную душу доктора, казнящего себя за смерть Маргариты.

Следующая сцена переносит героев и зрителей ко двору. Роскошь и позолота, что прикрывают тотальное обнищание и оскудение. Советники императора в тревоге, но Мефистофель, неунывающий черт-проказник устраивает бал, в вихре которого умудряется обстряпать хитрый план по «улучшению» финансового положения. В ход идут купоны, подписанные рукой императора, чья номинальная стоимость, указанная на бумаге, покрывается либо казной, либо «богатством недр земных». Разумеется, рано или поздно афера лопнет, но пока ликует вся страна, а доктора и черта чествуют, словно героев-избавителей.

После бала, в одной из темных галерей дворца, Фауст получает от искусителя невзрачный на первый взгляд ключ, который оказывается пропуском в волшебную страну древних богов и героев. Из своих странствий Фауст приводит к императорскому двору, жаждущему все новых развлечений, Париса и Елену. Светские дамы, по традиции, критикуют внешность красавицы, но Фауст всем существом своим ощущает, что перед ним идеал женской красоты, дивное слияние духовных и эстетических черт. Доктор стремится удержать Елену, но вызванный образ не вечен, и скоро исчезает, оставив Фауста в тоске.

Акт второй . Тесная готическая комната, куда приносит доктора Мефистофель, оказывается его старой лабораторией. Завалы фолиантов, расписка, лохмотья и пыль. Пока доктор в забытьи, Мефистофель утонченно издевается над глупостью и напыщенностью бывших учеников Фауста. Прогнав их, Мефистофель заглядывает в лабораторию, где прилежный ученик, ныне возомнивший себя создателем, пытается вырастить в колбе искусственного человечка, гомункулюса. Опыт оказывается успешен, и в колбе рождается еще одно существо из мира теней. Гомункул вместе с Мефистофелем решают утащить Фауста в мир потусторонний, дабы разбить очарованный сон и привести доктора в чувство.

Пребывая за гранью сущего, доктор встречает мифических и чудесных существ, разговаривает со сфинксами и ламиями, сиренами и Хароном, который и подсказывает, где можно найти прекрасную Елену. Фауста не остановить, стремление к цели делает его одержимым. Сирены и нереиды, гомункул и Фауст вместе с Мефистофелем кружатся в хороводе то ли видений, то ли невероятных приключений, среди которых звучит монолог гомункула о двойственной природе своей натуры, не позволяющей ему обрести покой и счастье.

Акт третий показывает нам прекрасную Елену у врат дворца Менелая, что в Спарте. В тревоге и печали, Елена входит во дворец, сама не зная, чего ожидать от будущего. Великолепный стих, который Гете максимально приблизил к греческому гекзаметру, переносит зрителей во времена античных трагедий. События, что разворачиваются далее во дворце, требуют от читателей знания древнегреческих мифов и античных историй, отсылая ко временам внутренних распрей в стране, когда Афины воевали со Спартой. Елена вместе со своими служанками должна, по словам парки Форкиады, принять смерть, но приходит туман, вместе с которым развеивается парка, а царица оказывается во внутреннем дворе замка. Здесь она встречается с Фаустом.

Прекрасный, мудрый и сильный, как воплощение десятка древнегреческих царей, Фауст получает Елену в возлюбленные, и результатом этого дивного союза становится сын Эвфорион, образу которого Гете намеренно придал байронический ореол. Прелестная картина семейного счастья, но наслаждение бытием вдруг обрывается исчезновением Эвфориона. Юношу манят борьба и вызов стихиям, он уносится ввысь, оставив лишь сияющий след. На прощанье Елена обнимает Фауста и замечает, что «... на мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается..». В объятиях Фауста остаются лишь ее одежды, словно знаменующие преходящий характер телесной красоты.

Акт четвертый. Возвращение.

Мефистофель, как любой обитатель потустороннего мира, не пренебрегающий экзотическими средствами передвижения, в семимильных сапогах возвращает Фауста из идеально гекзаметрической Греции в родное и близкое средневековье. Различные варианты и планы, как добиться славы и признания, предлагаемые им Фаусту, отвергаются доктором один за другим. Раздосадованному черту Фауст признается, что хотел бы попробовать себя в роли творца тверди земной, отвоевав кусок плодородной земли у моря. Мефистофель на это возражает, что прекрасная идея подождет, а сейчас надо помочь императору, который, благословив и воплотив аферу с ценными бумагами, недолго пожил в свое удовольствие, а сейчас находится в опасности, рискуя потерять трон, а то и жизнь. Блестящая военная операция, где наши герои демонстрируют знание военных тактики и стратегии, а также несомненные диверсионные способности, завершается оглушительной победой.

Акт пятый , в котором Фауст твердо намерен осуществить свой замысел, равняющий его с демиургом. Но вот незадача - на месте будущей плотины стоит хижина двух старичков, Филемона и Бавкиды. И напрасно ли Гете дал этим третьестепенным персонажам имена древнегреческих воплощений счастливой семейной старости.. Фауст предложил им другое жилище, но упрямцы отказываются покидать хижину. Раздраженный препятствием Фауст просит черта помочь справиться с ситуацией. Мефистофель решает вопрос в полном соответствии с образом. Стариков, а вместе с ними и заглянувшего гостя, убивают стражники, а хижина сгорает от нечаянного пожара. Фауст в горе, восклицает и стенает.

Анализ произведения Гёте “Фауст” позволяет сделать вывод о том, что оно самое масштабное, великое и непостижимое произведение во всей мировой литературе. Герои произведения настолько разнообразны, а временные рамки размыты и безграничны, что жанр, композиция и тема произведения до сих пор являются предметом споров в мире литературоведения. “Фауста” анализ может быть полезен учащимся 9 классов для подготовки к урокам литературы, тестовым и творческим работам.

Краткий анализ

Год написания – около 1773 -1831г.г.

История создания – произведение писалось в течение 60 лет. Начав в 20-летнем возрасте автор закончил его за полтора года до кончины. На идею трагедии оказало влияние общество “Буря и натиск”(выступающее против феодализма в Германии), в котором состоял автор.

Тема – смысл человеческого бытия.

Композиция – форма – драма для чтения,1 часть – 25 сцен, 2 часть – 5 действий. В первой части достаточно чёткие композиционные элементы.

Жанр – философская трагедия, драматическая поэма, пьеса.

Направление – романтизм.

История создания

“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. История немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в 16 веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.

Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его, как человека стремящегося к истине. Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством,в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником. До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жаждой к правде, он верен делу, которое выбрал.

Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.

В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр. Между 1825-31 годами уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни. Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.

Тема

Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем , которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы пройдя дьявольские испытания сохранить душу невредимой и чистой.

Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой , при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья – то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

Композиция

“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.

Жанр

Сам автор определил жанр произведения как трагедию. Литературоведы склонны считать шедевр Гёте драматической поэмой, ведь она полна лиризма и глубоко поэтична. Учитывая, что многие сцены из “Фауста” можно поставить в театре, произведение также можно называть пьесой. Следует учесть, что в произведении достаточно явное эпическое начало, поэтому остановится на определённом жанре достаточно сложно.

Доктор Иоганн Фауст – реальное лицо. Этот человек жил в Германии в первой половине XVI в. С тех самых пор образ волшебника и чернокнижника Фауста волнует воображение писателей, художников, музыкантов. Гете признавал, что замысел этой книги сопровождал его всю жизнь.

У Гете Фауст – фигура трагическая, это философ, находящийся в вечном поиске, пытающийся познать тайны бытия, но осознающий границы человеческого разума.

«и рвётся в бой, и любит брать преграды, и видит цель, манящую вдали, и требует у неба звёзд в награду и лучших наслаждений у земли».

Пролог

Трагедия начинается с того, что Бог в уверенности, что Фауст сумеет выпутаться из ловушек дьявола, разрешил духу отрицания Мефистофелю подвергнуть его душу искушению.

Перед нами в который раз – вечная тема, борьба добра и зла.

Встреча Фауста с Мефистофелем

И вот мы в кабинете доктора Фауста. Ночь. Приборы, запыленные фолианты, ученый, склонившийся над рукописью…

Постигнув многие тайны бытия, он исследовал природу сверхъестественного, занимался магией и алхимией. Но

«Никто не в силах открыть мне все тайны загадочных миров!»

Горечь от осознания этой истины граничит с отчаянием. Он проклинает даже Бога. Рука Фауста тянется к кубку с ядом.

Как трудно сделать решающий шаг! А ведь идет Пасхальная ночь, слышен колокольный звон, он и спасает Фауста от самоубийства.

Наутро вместе с Вагнером Фауст идет в город. На прогулке они подобрали черного пуделя. Собака – это Мефистофель, и впервые предстаёт он Фаусту в образе странствующего студента.

Власть, богатство, слава – вот чем дьявол искушает ученого. Но Фаусту ничего этого не нужно. Однако дьявол силен. Он сумел найти то, от чего доктор Фауст не может отказаться: вечная юность.

И Фауст заключает договор с дьяволом, скрепив его кровью. Согласно договору, если Фауст хоть раз попросит остановить мгновение, чтобы продлить наслаждение, он становится рабом Мефистофеля.

Теперь Фауст – уже не тот старик, которого мы застали в его кабинете. Выпив из кубка, он стал молодым, красивым, его переполняют желания. Он полон решимости достичь высочайшего счастья и наслаждения. Новоявленные друзья отправляются в путешествие.

Фауст и Маргарита

Фауст встречает Маргариту (она же Гретхен), чистую и невинную девушку. Мефистофель помог, и юная Маргарита воспылала любовью к Фаусту, в ответ на его страсть. У Маргариты строгая мать. Как быть, что сделать, чтобы она не препятствовала свиданиям? По совету возлюбленного девушка усыпляет свою мать и отдаётся Фаусту.

Гибель Валентина

«Валентин говорит о сестре в кабаке, Выхваляет её ум и лицо, А у Маргариты на левой руке. Появилось дорогое кольцо…» (Н. Гумилев)

Валентин – это брат Маргариты. Как-то, увидев в ее окне Фауста и Мефистофеля, он потребовал объяснений. Началась драка, Мефистофель вытащил шпагу, Фауст вместе с ним вступил в бой и убил брата своей любимой. Умирающий Валентин проклинает сестру, а Фауст бежит – ведь ему грозит наказание за убийство.

Маргарита, вступив на путь греха, уже не может остановиться. Сама того не желая, она отравила свою мать (та однажды не проснулась после сонного напитка). Плодом ее любви к Фаусту стала маленькая дочка. Но люди, молва, осуждение… Маргарита топит дочку в реке. Наконец она, как убийца и блудница, оказалась за решеткой. Ее ждет казнь.

Трагический конец Маргариты

Возлюбленный в это время на шабаше ведьм. Там он сумел предвидеть события – он видит Маргариту в темнице, потом с рубцом на шее… вопреки Мефистофелю, он спешит к любимой. Трогательно и трагично их последнее свидание.

Маргарита, осознав свое прошлое, предпочла смерть на эшафоте во искупление грехов. Она отказалась от помощи дьявола и тем спасла свою душу. Слышен голос свыше: «Спасена».

К Фаусту приходит прозрение:

несоразмерность цели возможностям может уничтожить человека. Цель подобна солнцу; так бывает, когда на солнце пристально смотрят.

Спасение Фауста

Но вот Фаус задумал доброе дело – устроить для людей плотину. Однако мешает хижина двух старых людей, бедняков. Как побудить их перенести жилье? Мефистофель безжалостно убивает этих людей. И это событие – прозрение для Фауста:

«Я мену предлагал со мной, а не насилье, не разбой. За глухоту к моим словам проклятье вам, проклятье вам!»

И к нему приходит знание. Не слава и не богатство, не власть и не деньги придают смысл жизни. Даже обладание прекраснейшей из женщин не приведет к цели.

Только совместная осознанная каждым из сообщества деятельность приведет к полноте жизни.

А ведь это было открыто им раньше, еще до встречи с коварным Мефистофелем!

«В начале было дело».

Переживая столь высокое мгновение, он хочет его остановить… но договор есть договор, и Мефистофель уже готов завладеть его душой. Однако ангелы успевают выхватить эту душу. Там, в другом мире, она встретится с душою его милой Гретхен. Мефистофель в неистовстве. Душа Фауста спасена.

«Фауст» — это произведение, заявившее о своем величии после смерти автора и не утихающее с тех самых пор. Словосочетание «Гете – Фауст» настолько на слуху, что даже не увлекающийся литературой человек слышал о нем, может, даже не подозревая, кто кого написал – то ли Гете Фауста, то ли Фауст Гете. Однако философская драма — не только бесценное наследие писателя, но и одно из ярчайших явлений эпохи Просвещения.

«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.

Суть произведения

Драма открывается посвящением, после следуют два пролога и две части. Продажа душу дьяволу – сюжет на все времена, кроме того, любопытного читателя ждет еще и путешествие во времени.

В театральном прологе начинается спор между директором, актером и поэтом, и у каждого из них, по сути, своя правда. Директор пытается разъяснить творцу, что нет смысла создавать великое произведение, так как большинство зрителей не способно оценить его по достоинству, на что поэт упорно и возмущенно отвечает несогласием – он считает, что для творческого человека в первую очередь важен не вкус толпы, а идея самого творчества.

Перевернув страницу, мы видим, что Гете отправил нас на небо, где завязывается новый спор, только уже между чертом Мефистофелем и Богом. По мнению представителя тьмы, человек не достоин никаких похвал, и Бог разрешает проверить силы любимого творения в лице трудолюбивого Фауста, чтобы доказать черту обратное.

Следующие две части – попытка Мефистофеля выиграть спор, а именно дьявольские искушения одно за другим пойдут в ход: алкоголь и веселье, молодость и любовь, богатство и власть. Любое желание без всяких препятствий, пока Фауст не найдет, что именно достойно жизни и счастья и равноценно душе, которую дьявол обычно забирает за свои услуги.

Жанр

Сам Гете назвал свое произведение трагедией, а литературоведы – драматической поэмой, о чем также трудно спорить, ведь глубина образов и сила лиризма «Фауста» необычайно высокого уровня. Жанровая природа книги склоняется и в сторону пьесы, хотя на сцене могут быть поставлены лишь отдельные эпизоды. В драме так же присутствуют эпическое начало, лирические и трагические мотивы, поэтому ее сложно отнести к определенному жанру, но не будет ошибочным утверждать, что великий труд Гете – философская трагедия, поэма и пьеса в одном лице.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.
  4. Темы

    Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.

    1. Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
    2. После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
    3. «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
    4. Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
    5. Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
    6. Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.
    7. Проблемы

      Итак, Фауст получает второй шанс провести свою жизнь, уже не сидя у себя в кабинете. Немыслимо, но любое желание может вмиг исполниться, героя окружают такие соблазны дьявола, перед которыми довольно трудно устоять обычному человеку. Возможно ли остаться собой, когда все подчинено твоей воле, — главная интрига такой ситуации. Проблематика произведения кроется именно в ответе на вопрос, реально ли устоять на позициях добродетели, когда все, чего ты только желаешь, сбывается? Гете ставит Фауста нам в пример, ведь персонаж не позволяет Мефистофелю полностью овладеть своим разумом, а по-прежнему ищет смысл жизни, то, ради чего мгновенье может действительно повременить. Стремившийся к истине, добрый врач не только не превращается в часть злого демона, своего искусителя, но и не теряет своих самых положительных качеств.

      1. Проблема поиска смысла жизни так же является актуальной в произведении Гете. Именно от кажущегося отсутствия истины Фауст и задумывается о самоубийстве, ведь его труды и достижения не принесли ему удовлетворения. Однако, проходя с Мефистофелем через все, что может стать целью жизни человека, герой все-таки познает истину. И так как произведение относится к , взгляд главного персонажа на окружающий мир совпадает с мировоззрением этой эпохи.
      2. Если внимательно присмотреться к главному герою, то можно заметить, что трагедия поначалу не выпускает его из собственного кабинета, да и сам он не особо пытается из него выходить. В этой важной детали скрывается проблема трусости. Изучая науки, Фауст, будто боясь самой жизни, прятался от нее за книгами. Поэтому явление Мефистофеля важно не только спором между Богом и сатаной, но и для самого испытуемого. Черт выводит талантливого врача на улицу, окунает его в реальный мир, полный загадок и приключений, таким образом, персонаж перестает прятаться в страницах учебников и живет заново, по-настоящему.
      3. Произведение так же представляет читателям отрицательный образ народа. Мефистофель еще в «Прологе на небе» говорит о том, что божье создание не ценит разум и ведет себя подобно скоту, поэтому он испытывает отвращение к людям. Господь в качестве обратного аргумента приводит Фауста, но с проблемой невежества толпы читатель все равно еще столкнется в кабачке, где собираются студенты. Мефистофель рассчитывает, что персонаж поддастся веселью, но тот, напротив, желает скорее удалиться.
      4. Пьеса выводит в свет довольно противоречивых героев, и Валентин, брат Маргариты, так же является отличным примером. Он заступается за честь своей сестры, когда влезает в драку с ее «ухажерами», вскоре умирает от шпаги Фауста. Произведение раскрывает проблему чести и бесчестия как раз на примере Валентина и его сестры. Достойный поступок брата вызывает уважение, но тут довольно двояко: ведь умирая, он проклинает Гретхен, таким образом, предает ее всеобщему позору.

      Смысл произведения

      После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.

      Чему учит?

      Гете не только отражает идеалы просветительской эпохи в своем произведении, но и вдохновляет нас на раздумья о высоком предназначении человека. Фауст дает публике полезный урок: постоянное стремление к истине, познание наук и желание помогать народу спасают душу от ада даже после сделки с чертом. В реальном мире нет гарантии, что Мефистофель даст нам вдоволь поразвлечься прежде, чем мы осознаем великий смысл бытия, поэтому внимательный читатель должен мысленно пожать Фаусту руку, похвалив его за стойкость и поблагодарив за такую качественную подсказку.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

« Фауст» - величайшее творение Гете. Проблема поиска истины и смысла жизни. «Вечные образы» в произведении.

ЦЕЛЬ: раскрыть понимание автором признания величия человека; развивать мыслительную деятельность учащихся; учить делать выводы.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет Гете, текст «Фауста», опорная таблица, репродукция картины Малевича «Черный квадрат», музыка из оперы Шарля Гуно, написанная на сюжет первой части трагедии «Фауст» в исполнении учеников музыкальной школы п. Партенит.

ХОД УРОКА

1.Звучит музыка. Учитель читает отрывок «В начале было слово…» на немецком языке, а ученица – на русском.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Иоганна Вольфганга Гете называют королем поэзии. Над произведением «Фауст», которое принесло автору мировую славу, Гете работал 57 лет. После завершения работы над трагедией Гете записал в своем дневнике: «Я закончил работу над произведением всей своей жизни».

Целью нашего урока является раскрытие понимания автором признания величия человека. Герой Гете ищет истину, которая поможет понять смысл жизни.

Если сегодняшний урок приблизит вас к пониманию «вечных образов» и идейной концепции трагедии, вы можете с гордостью сказать, что прочитали произведение великого Гете.

В конце урока каждый из вас найдет свое определение «истины».

Работа с опорной таблицей

ИСТИНА – РАЗУМ, ДВИЖЕНИЕ? («Деяние – начало бытия»)

ИСТИНА – УВОДИТ В ПУСТОТУ, В САМОРОЗРУШЕНИЕ…

ИСТИНА-...

3. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

1.Произведение создано в эпоху Просвещения.

Какие основные принципы эпохи Просвещения? (Культ разума, критическое отношение к действительности).

Гете в своем произведении ставит философский вопрос: «Какое место занимает человек в новой эпохе, смысл его жизни?», решает проблему пассивного и активного разума. (Работа с опорной таблицей).

2. Чтобы понять, как Гете отвечает на поставленные вопросы, обратимся к композиции произведения. Она своеобразна, состоит из внешней и внутренней.

Внешняя : два пролога и две части (Пролог возможен в эпическом произведении, а не в драматическом, но использовался в древнегреческой трагедии).

Внутренняя : основана на резком контрасте «верхов» и «низов».

Первая часть не разбита на действия, а есть только сцены, вторая часть – 5 действий делает произведение громоздким, т. е. Гете написал несценическую пьесу (в театре ставилась только первая часть).

Учитывая все сказанное, давайте определим жанр произведения. (Сообщение ученика).

На доске - ТРАГЕДИЯ

ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА

ФИЛОСОФСКАЯ ТРАГЕДИЯ

Один из исследователей творчества Гете Аникст писал: «Фауст» сочетает элементы трех главных родов литературы – лирики, драмы, эпоса.»

3.Драматическое произведение решает конфликт.

Кокой конфликт в трагедии? (Конфликт не на бытовом уровне, а конфликт мировоззрений)

Работа с таблицей (цитаты).

4. Анализ пролога на небесах.

5. Образ Фауста (Сообщения учеников)

Что вызывает недовольство Фауста?

Как он намерен жить, закончив пари с Мефистофелем? (Монологи)

Оказавшись бессильным познать тайну мироздания и место в нем человека с помощью науки, Фауст решает умереть. Услышав пасхальный звон, он опускает чашу: ни религия, ни вера останавливает его, а воспоминания о детстве. «Не имею веры», «могу ли верить». Науки, которые изучал Фауст, не приблизили его к познанию истины.

«ДЕЯНИЕ – ОСНОВА БЫТИЯ» - одна из основных мыслей произведения, и важную роль в развитии этой основной идеи играет Мефистофель.

ОБРАЗ МЕФИСТОФИЛЯ (сообщения ученика)

Какую роль отвел Бог Мефистофелю, какую роль он вызвался исполнять сам, и какова была его истинная роль в судьбе Фауста?

Мефистофель стремится сбить Фауста с намеченного пути, вселить в него сомнение (кухня ведьм, винный погребок, устраивает встречу с Маргаритой, чтобы волнение страсти заставило ученого забыть о долге перед истиной).

ПАРИ. Мефистофель потопить высокие стремления Фауста в потоке низменных удовольствий, чтобы, наконец, захотелось остановить мгновение. Это и будет победой Мефистофеля – он тем самым докажет, что ничтожен.

«Мгновенье, ты прекрасно, остановись!» Эти слова означали бы, что Фаусту ничего не надо.

Мефистофель – не отрицательней герой, а сложный и многозначительный. Гете однажды заметил, что Фауст и Мефистофель воплощают разные грани его собственного Я (душа и сомнения).

Своими сомнениям, насмешками, грубым, циничным отношением к жизни Мефистофель заставляет Фауста спорить, бороться, отстаивать свои взгляды и тем самым идти вперед. Своим отрицанием Мефистофель все разрушает и тем самым заставляет разум Фауста стремиться к созиданию, искать положительную истину.

Что оказывается сильнее зла? (сильнее зла - добро, разрушения – созидание, смерти – жизнь)

СУХА, МОЙ ДРУГ, ТЕОРИЯ,

А ДРЕВО ЖИЗНИ ПЫШНО ЗЕЛЕНЕТ.

Т.о. Гете устами Мефистофеля еще раз высказывает о вечности жизни. Он противопоставляет двух активно умных людей. Фауст ищет истину, созидая, и стремится принести добро людям. Мефистофель зло и разрушение.

6.История Фауста и Маргариты.

В своей трагедии Гете уделяет много места теме любви, как источнику нравственного перевоспитания своего героя. Именно через любовь автор дорисовывает образ Фауста.

(Чтение учеником стихотворения Гете о любви)

Совращение девушки продумано чертом.

Какова Маргарита по первому впечатлению?

(Фауст называет ее ангелом, прекрасной. Говорит, что ценит в ней невинность, простоту, смиренье, скромность. Фауст говорит Маргарите о своей любви, но в это момент заблуждается, не находит счастья в любви

Умирая, Валентин говорит Марго о ее трагической участи, грешницу ждет всеобщее презрение. Сначала она говорит: « О Боже! Брат мой, брат!» Согласно средневековому поверью: праведники обращаются за помощью к силам небесным, а грешники – к силам ада. Так Марго признала перед людьми свой грех.

Виновен ли Фауст в трагедии Марго?

(Виновен, потому что, любя Маргариту, хотел быть счастливым, прежде всего сам, думая только о себе)

Как вы понимаете чувство ответственности, долга за тех, кого вы любите?

Что значит выражение «любовь не дает крыльев»? (Сравнение с тургеневской Асей «Крылья у меня выросли, только лететь некуда»)

Кто из писателей и в каких произведениях исследовал тему любви, не освященной узами брака? (Шевченко «Катерина»)

Эпизод с Марго важен был для Гете потому, что он смог показать, что и любовь к женщине не помогла Фаусту найти смысла в жизни, и он не сказал своих «вещих слов».

7. 2 ЧАСТЬ ТРАГЕДИИ. СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

Во второй части, написанной в последнее десятилетие жизни, нет бытовых сцен, а преобладают символические образы.

Фауст состарившийся, ослепший, но внутренне прозревший, восклицает: «Лишь тот достоин жизни свободы, кто каждый день идет за них на бой».

Фауст осуществляет смелый проект преобразования природы. Осушается часть моря, и на отвоеванной части строится город (цитаты).

Фауст умирает, так и не сказав слов, которых ждал Мефистофель. Он проиграл пари. Мефистофелю не удалось доказать ничтожество человека.

Совершая ошибки, страдая и мучаясь, Фауст достиг цели, понял, в чем заключается смысл человеческой жизни на земле. Бог- творец, человек – создает, трудясь.

8 .ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В 1913, или в 1914, или в 1915 году, в какой именно день – неизвестно, русский художник польского происхождения Казимир Малевич взял небольшой холст: 79,5 на 79,5 см., закрасил его белой краской по краям, а середину густо замалевал черным цветом.

Проделав эту простейшую операцию,

Малевич стал автором самой знаменитой, самой загадочной, самой пугающей картины на свете – « Черного квадрата». Несложным движением кисти он раз и навсегда провел непроходимую черту. Обозначил пропасть между новым и старым искусством, между человеком и тенью, между жизнью и смертью. Между Богом и Дьяволом. По его собственным словам, он «свел все в нуль». Ноль почему-то оказался квадратным, и это простое открытие – одно из самых странных событий в искусстве за всю историю его существования

В конце 1915 года на выставке футуристов Малевич развесил свои картины обычным образом. Но «Черному квадрату» предназначил особое место в углу, под потолком, о там, где принято вешать икону. Малевич назвал свою картину «иконой нашего времени». Вместо окна в вечную жизнь – окно во мрак.

(Определение, что такое истина, ребята определяют поднятием черного или белого квадратов- карточек, обращаясь к таблице, или дают свое определение ИСТИНЫ)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответить на вопрос «Если я Фауст, то в чем я буду искать смысл своей жизни?»