Что называют исторические источники какими они бывают. Что такое исторические источники: примеры и виды источников

Год издания книги: 1943

Книга Айн Рэнд «Источник» — это произведение которое принесло известность одной из величайших американских писательниц 20-го века. Только англоязычных версий этого романа продано более 7 миллионов экземпляров. Буквально сразу после выхода книга «Источник» была экранизирована. И несмотря на то, что самой Айн Рэнд экранизация не пришлась по душе, фильм получил немало восторженных отзывов.

Книги «Источник» краткое содержание

В книге Айн Рэнд «Источник» читать можно о событиях, разворачивающихся вокруг Говарда Рорка. В 1922 году его исключают из Стентонского технологического института. Причиной этого является непринятие молодым человеком норм и принятых правил проектирования зданий. В попытке отыскать работу молодой Рорк устраивается в бюро Генри Камерона, который некогда славился своей решительностью и нежеланием отвечать вкусам толпы. Но вскоре бюро этого известного архитектора закрывается и Рорк вынужден искать другую работу.

В то же время другой главный герой книги «Источник» Айн Рэнд – Питер Китинг, успешно оканчивает Стентонский институт. Он тоже приезжает в Нью-Йорк и устраиваете в престижную архитектурную фирму. Благодаря своему умению льстить и угождать клиентам он достаточно быстро растет по карьерной лестнице. В то же время для решения технических вопросов он обращается к своему сокурснику Говарду Рорку.

Тем временем главный герой романа «Источник» в поисках работы устраивается обычным каменотесом. Здесь он знакомится с дочерью хозяина гранитного карьера – Доминик. Буквально с первого взгляда между ними возникает влечение. Тем временем один влиятельный журналист уговаривает бизнесмена Хоптона Стоддарда дать Говарду интересный заказ и предоставить полную свободу творчества. Но его цель не помочь Рорку, а уничтожить его. Главный герой с энтузиазмом берется за работу и одним из основных элементов его здания становится скульптура обнаженной женщины. В качестве модели он выбрал Доминик. Но еще до ввода здания в эксплуатацию заказчик подает на Рорка в суд, за отступление от общепринятых норм строительства зданий. Все известные архитекторы в том числе и Китинг выступают в суде против Рорка, и Говард вновь теряет свой бизнес.

Далее в кратком содержании книги «Источник» вы узнаете, как Доминик решает выйти замуж за Китинга. Она активно ему помогает в развитии его карьеры и даже соглашается переспать с владельцем газеты «Знамя» — Гейлом Винандом. В итоге, как в , главная героиня становится женой бизнесмена, а Китинг довольствуется крупным заказом. Тем временем Рорк продолжает работать и именно ему Гейл решает поручить строительство их нового дома с Доминик. В процессе строительства Винандом и Рорк становятся друзьями, причем бизнесмен не знает об отношениях, связывающих архитектора с его женой.

Тем временем Китинг получает очень интересный заказ. Выполнить его он просит Рорка. Для него этот проект интересен, и он решает сделать его совершенно бесплатно, но с требованием не вносить никаких изменений. Китинг соглашается. Но пока Рорк отдыхает он вносит изменения. Главный герой романа «Источник» решает взорвать здание. Помогает ему в этом Доминик. В итоге Рорк на скамье подсудимых, а Доминик в больнице. На суде все против него и даже Винандом под гнетом обстоятельств вынужден выпустить статью против Рорка. Но пламенная речь архитектора позволяет присяжных принять его сторону. В итоге Рорк получает от Винандома заказ, который может стать венцом его карьеры. А Доминик становится мисс Рорк.

Что касается по книге Айн Рэнд «Источник» отзывов, то они преимущественно носят положительный характер. Ведь в книге все начиная от языка повествования и заканчивая сюжетом сбалансировано и подогнано до идеала. Не даром Айн Рэнд работала над этим романом более семи лет. Все главные и даже второстепенные герои прописаны на отлично, в сюжете нет ляпов и недоговорок, а действия главных героев просты и понятны. Единственным недостатком, на который указывают многие читатели, это объем произведения. Но это с какой стороны посмотреть. Ведь если верить положительным отзывам по книге «Источник» Айн Рэнд такой объем произведения позволяет растянуть его на большее количество приятных вечеров. И важно отметить, что эффекта затянутости сюжета нет и он развивается достаточно динамично и без рывков.

Роман «Источник» на сайте Топ книг

В последнее время роман Айн Рэнд «Источник» читать становится все популярнее. Это позволило книге попасть в наш . И учитывая динамику произведения это далеко не предел. И уже в ближайшее время книга «Источник» может занять более высокие места.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

остатки прошлого, в которых отложились ист. свидетельства, отражающие деятельность человека и общества в целом. Все источники можно разделить на группы: письменные, вещественные, этнографические, фольклорные, лингвистические, кино-, фотодокументы.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ

все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др. Количество И. и. безгранично, но число сохранившихся от отдельных исторических периодов неодинаково. Имеется существенное различие между потенциальным фондом сохранившихся И. и. и реальным комплексом доступных для исследования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ

все носители информации, свидетельствующие о прошлом, являющиеся результатом деятельности человека (общества) и основой исторического познания. Существуют в основном в четырех типах, определяемых по способу кодирования (сохранения и передачи) исторической информации: вещественном, изобразительном, фоническом и письменном. Письменные источники делятся на виды в соответствии с их социальной функцией и целью создания: законодательный, делопроизводственный, мемуарный (воспоминания, записки), эпистолярный (личная переписка) и публицистический, включающий множество разновидностей произведений, созданных для фиксирования исторической информации и воздействия на общественное мнение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Исторические источники

продукт культуры, объективированный результат деятельности человека. Современные исследователи рассматривают источник как составляющую часть социальной структуры, которая связана со всеми остальными структурами общества. Произведение принадлежит автору, но в тоже время оно есть феномен культуры своего времени. Источник возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован.

Исторические источники многообразны. Далеко не все используются только историками. Историческая наука активно сотрудничает со смежными историческими дисциплинами – археологией, сфрагистикой, геральдикой, генеалогией, а также с филологией, статистикой, этнографией, и т.д., и использует источники этих наук. Многообразие источников неисчерпаемо, одно из определений относит к историческим источникам «все, что дает информацию о прошлом человеческого общества» (И.Д. Ковальченко).

Существует несколько типологий источников. Одна из самых распространенных выделяет 4 основные группы источников: 1) вещественные; 2) письменные; 3) изобразительные; 4) фонические. Внутри каждой из этих групп выделяют подгруппы, которые меняются в зависимости от эпохи. Например, письменные источники Нового времени можно разделить на законодательные и нормативно-правовые акты, делопроизводственные материалы, периодическую печать, источники личного происхождения (мемуары, письма, дневники и т.д.), статистические материалы, художественную литературу.

Объективный историк не только системно анализирует историческую эпоху, но и опирается на комплекс разнообразных источников.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИСТОЧНИКИ ИСТОРИЧЕСКИЕ

все, непосредственно отражающее ист. процесс и дающее возможность изучать прошлое человеч. об-ва, т. е. все, созданное ранее человеч. об-вом и дошедшее до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка. Историки используют также данные др. наук (географии, антропологии и др.) о явлениях, влияющих на развитие человеч. об-ва или появляющихся в результате обществ. отношений. И. и. являются основой любого ист. исследования, без их изучения в глубоком диалектич. единстве содержания и формы невозможно науч. познание истории развития об-ва. Количество И. и. в широком смысле слова практически безгранично, но количество сохранившихся от различных периодов источников, от чего непосредственно зависят полнота и точность ист. познания, крайне неодинаково. Менее всего дошло И. и. от бесписьменной первобытной эпохи, от к-рой сохранились преим. веществ. источники, изучаемые археологией. Поэтому, хотя веществ. памятники всех эпох (здания, предметы труда, обихода и т. д.) являются И. и., они особенно важны для изучения истории первобытного об-ва, отчасти - античности и средневековья. Для изучения истории клас. об-ва первостепенное значение приобретают письм. источники. Их количество зависит как от уровня развития общества, особенно распространения письменности, так и от степени их сохранности, в связи с чем меньше всего до нас дошло древних письм. памятников. Письм. И. и. как рукописные (на камне, бересте, пергаменте, бумаге и пр.), так и печатные составляют для более поздних ист. периодов наиболее массовую группу И. и. Они различаются по своему происхождению (материалы гос., вотчинных, фаб.-зав., ведомственных, личных и др. архивов), содержанию и назначению (статистико-экономич. мат-лы, юридич. акты, делопроизводств. док-ты, законодат. памятники, дипломатич. и воен. документация, суд.-следств. дела, периодич. печать и т. д.). Письм. И. и. возникли в результате обществ. и личной деятельности человека. Документальные И. и. отразили отд. факты. Напр., в актах в форме определ. юридич. норм зафиксированы экономич. или политич. сделки, договоры между частными лицами, частным лицом и гос-вом и т. д. Такие И. и. имеют особую достоверность, но значение каждого из них относительно ограничено, т. к. отд. документ отражает небольшой круг явлений. Лишь совокупность актовых, статистич., законодат. и др. И. и. позволяет воссоздать картину об-ва в тот или иной период. Иной характер имеют повествовательные (нарративные) И. и. - летописи, хроники, ист. повести и пр. Они передают ист. события в том виде, как они преломились в сознании их авторов. Сведения повествоват. источников часто менее достоверны (нередко события намеренно искажены или отразились в передаче лиц, не являвшихся их современниками, либо современниками, но много времени спустя после их свершения и т. д.), однако они дают связный рассказ об ист. событиях. Важными И. и. являются данные быта, нравов, обычаев людей, к-рые нередко отсутствуют в И. и. письменных и собираются этнографией, данные языка, изучаемые лингвистикой, и устные источники - былины, сказки, песни, пословицы и т. п., изучаемые фольклористикой. Все И. и. условно делятся на 6 больших групп - письменные, вещественные, этнографич., лингвистич., устные и кино-, фоно- и фотоматериалы. Отдельные И. и. лишь условно могут быть отнесены к той или иной группе. Так, нек-рые этнографич. источники изучаются и археологией и этнографией, антропологич. источники стоят на грани естествознания и истории и т. п. Развитие общества постоянно ведет к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов И. и. Напр., изобретение и использование звукозаписывающих, фото- и киноаппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериалов. Классификацией, изучением происхождения, авторства, достоверности, полноты и т. д. И. и. занимается источниковедение. Лит. см. при ст. Источниковедение. Л. Н. Пушкарев. Москва.

Исторический источник

Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты, и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события .

Классификация

Существует несколько способов классификации исторических источников.

Исторические источники подразделяются на семь групп: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, фонодокументы. Например, письменные источники включают летописи , законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения на стенах или на любой другой поверхности и др.

Исторические источники также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемого региона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного исторического контекста, как например Арабские источники по истории Африки).

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. Марк Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота , а в качестве примера ненамеренного источника - древнеегипетский погребальный папирус . Таким образом намеренные источники - это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников - хроники, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников - деловая переписка, служебные документы. С точки зрения историка оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам)

В качестве исторических источников, как правило, выступают первоисточники, на основании которых создаются вторичные источники, однако иногда и вторичный источник может выступать в качестве первичного , поэтому некоторые исследователи затрудняются сформулировать точное определение первичного и вторичного источника.

Работа с источниками

Примечания

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Исторический источник" в других словарях:

    См. История, Древности и Доисторическая эпоха … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Исторический факультет Таврический национальный университет им. В. И. Вернадского … Википедия

    В Викисловаре есть статья «источник» Термин «источник» может употребляться в следующих значениях: Источник (природный) вы … Википедия

    «ИСТОРИЧЕСКИЙ ИИСУС» - термин, введенный рационалистич. историографией. Формально он связан с изучением историч. данных об Иисусе Христе и с *историко–литературной критикой свидетельств о Его жизни, но сама идея «И.И.» заключает в себе отрицание Его как Богочеловека.… … Библиологический словарь

    Один из основных жанров изобразит, искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий,… … Художественная энциклопедия

    Источник, или генератор, опорного напряжения (ИОН) базовый электронный узел, поддерживающий на своём выходе высокостабильное постоянное электрическое напряжение. ИОН применяются для задания величины выходного напряжения стабилизированных… … Википедия

    В Москве, центральный государственный музей. Основан в 1872, открыт в 1883 как общественный музей для сбора памятников знаменательных событий истории Русского государства. Крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Филиалы … Русская история

    Исторический роман условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут… … Википедия

    Исторический город - городское поселение, в пределах территории которого расположены недвижимые объекты историко культурного наследия памятники, ансамбли, достопримечательные места, участки археологического культурного слоя, элементы исторической застройки и… … Официальная терминология

    Исторический слот - слот, включенный в расписание в предыдущем эквивалентном периоде;... Источник: Постановление Правительства РФ от 22.07.2009 N 599 (ред. от 31.01.2012) О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах (вместе с … Официальная терминология

Книги

  • , Прижизненное издание. Санкт-Петербург, конец XIX - начало XX века. Издательство не указано. Без обложки. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагаются первые три выпуска диссертации… Категория:

Любопытно, что публикует книги Айн Рэнд издательство деловой литературы (а не художественной) Альпина Паблишер . На мой взгляд, творчество Айн Рэнд вполне могло заинтересовать и издательства художественной литературы. Хотя, пожалуй, тиражи на уровне 5-10 тыс. экз. всё же делают эти произведения, скорее, научными или деловыми.

Мне «Источник» (также как и «Атлант…») понравился. Хотя всё же отношение не вполне однозначное. С одной стороны, сюжет захватывает, и хочется поскорее узнать, чем же всё закончится. С другой стороны, очень уж мучает Айн Рэнд своих героев… С этим у меня даже связана небольшая, но показательная история.

Я читал книгу во время отдыха с семьей. Я и мой 17-летний сын взяли с собой ворох книг. Сын со своими расправился задолго до конца отдыха, и спросил, нет ли у меня чего-то доступного для него (в основном я взял с собой деловые издания). Я рекомендовал ему «Источник». Как я и думал, книга его захватила, и он «проглотил» два тома за 4 дня. И вот где-то посредине чтения он у меня спрашивает: «А Голливуд уже был, когда Айн Рэнд писала свою книгу?» Действительно, в голливудских сюжетах не встретить, чтобы главным героям было так плохо… У меня постоянно возникало чувство, что хэппиэндом этот роман не закончится.

Скачать краткий конспект в формате

Несколько цитат из книги и предисловия переводчика.

Если бы от всех философов потребовали представить их идеи в форме романов и драматизировать точное, без тумана, значение и последствия их философии в человеческой жизни, философов стало бы намного меньше, но они были бы намного лучше.

Философские идеи интересовали Айн Рэнд только в том смысле, в каком они влияют на реальное существование человека. Как философ А.Рэнд представила новую моральную теорию, как романист – искусно вплела ее в увлекательное художественное произведение.

Русского человека с детства приучали (и при большевиках, и задолго до их революции), что благополучие общины, отечества, государства, народа и еще чего- то подобного неизмеримо важнее его личного благополучия, что добиваться личного счастья, не считаясь с интересами некоего коллектива, значит быть эгоистом. А это, конечно же, аморально, то есть очень-очень плохо.

Айн Рэнд категорически и без всяких оговорок отвергаем приоритет чьих бы то ни было интересов над интересами личности. «Я клянусь своей жизнью и любовью к этой жизни, – писала она, – что никогда не буду жить во имя другого человека и не заставлю другого человека жить во имя меня».

Видимо, не случайно лидеры тоталитарных неофашистских режимов пользуются популярностью. И дело вовсе не в них как лидерах, а в миллионах ленивых умом и жаждущих максимально сильной власти над собой, поскольку только она, сильная власть, способна без проволочек решить все их личные проблемы и дать возможность удовлетворения всех их низменных инстинктов.

Почему освящается простой факт подражательства? Почему прав кто угодно, только не ты сам? Почему истину заменяют мнением большинства?

Он никому не позволит достичь того, чего сам достичь не сможет…

– Как получается, что ты всегда можешь принять решение сам?

– Как получается, что ты позволяешь другим решать за тебя?

– Но видишь ли, я не уверен, Говард, я никогда в себе не уверен…

Почему решил стать архитектором?
– Потому что люблю эту землю. И больше ничего так не люблю. Мне не нравится форма предметов на этой земле. Я хочу эту форму изменить.

Китингу было наплевать на все, лишь бы произвести впечатление на клиентов; клиентам было наплевать на все, лишь бы произвести впечатление на гостей; а гостям было просто наплевать на все.

Китинг был прав – прав пропорционально количеству людей, которые верили в его правоту.

– Мистер Рорк, я согласен с вами. Тому, что вы говорите, не может быть возражений. Но, к сожалению, в реальной жизни, не всегда можно быть столь безупречно последовательным. Всегда есть не поддающийся исчислению эмоциональный, человеческий фактор. И с ним мы не можем бороться с помощью холодной логики.

Если чего-то можно достичь, значит, оно не высоко; если о чем-то можно рассуждать, оно не велико; если можно увидеть все целиком, оно не глубоко

Ум не что иное, как опасное свидетельство слабости. Говорят, мужчины начинают развивать свой ум, когда терпят неудачу во всем остальном. …

…было время, когда все считали, что земля плоская. Было бы весьма забавно порассуждать о природе и причинах человеческих заблуждений. Когда-нибудь я напишу об этом книгу. Она не будет популярна. В ней будет глава о правлениях и советах. Дело в том, что их нет в природе.

Тому, кто больше всего занят делом, кто реально работает и продвигает дело как никто, нечего сказать обществу. Его все равно не станут слушать, принимая как данность, что у него нет права голоса, а его доводы следует отметать автоматически, поскольку он лицо заинтересованное. И неважно, что говорят, важно, кто говорит. Судить о человеке намного проще, чем об идее… Кратчайшее расстояние между двумя точками не прямая, а посредник. И чем больше посредников, тем короче путь. Такова психология ватных душ… Порядочность означает способность постоять за идею. А это предполагает способность мыслить.

Именно вздор и срабатывает. Можно пытаться опровергать разумные доводы, но как опровергнуть нелепицу? Ты, милая, как и многие, недооцениваешь бессмыслицу.

…может ли вообще быть смысл в том, чтобы человек искренне, всем сердцем стремился делать добро – при том, что добро ему никак не дается? Не может быть, что я совсем негодный человек. Я ведь все отвергла, ничего не оставила для себя, у меня ничего нет – а между тем, я несчастна. И другие женщины рядом со мной несчастны. И я не знаю ни одного бескорыстного человека в мире, который был бы счастлив… кроме вас, дядя.

Здесь как раз и проходит граница, которую никогда не переходят получающие жизнь из вторых рук. Их не заботят факты, идеи, работа. Их заботят лишь люди. Они не спрашивают: это правда? Они спрашивают: это то, что другие считают правдой? Не для суждения, а для повторения. Не делать - создавать впечатление, что что-то делается. Не созидать - показывать. Не способности - связи. Не заслуги - услуги. Что станет с миром без тех, кто делает: мыслит, трудится, производит? Все они себялюбивы. Не думают чужой головой и не трудятся чужими руками. Когда люди не используют свою способность независимо рассуждать, они не используют свой разум. Перестать использовать разум, значит остановить жизнь. У получающих жизнь из вторых рук нет чувства реальности. Их реальность не в них, а где-то в пространстве, которое разделяет человеческие тела. Они существуют не как реальное нечто, а как соотношение между ничто и ничто. Этой пустоты в людях я никак не могу понять. Это всегда останавливает меня, когда я попадаю в какой-нибудь комитет. Люди без своего Я. Мнения без всякого осмысления. Движение без тормозов и двигателя. Власть без ответственности. Получающий жизнь из вторых рук функционирует, но источник его действий в других индивидуумах. С ним ничего нельзя обсудить. Он закрыт для обмена мнениями. С ним нельзя говорить - он не слышит. Все равно, что пытаться разговаривать со стулом. Слепая взбесившаяся масса мчится вперед, сокрушая все без всякого чувства или цели. Стив Мэллори не мог определить этого монстра, но знал его, и он боялся этого чудовища, источающего слюну, - человека, получающего свою жизнь из вторых рук.

Книгу читал в электронном виде на киндле. Думаю, у вас не составит труда её скачать. Это уже третий роман Айн Рэнд, которую посчастливилось прочесть. До этого была книга “Мы живые” и легендарный роман “Атлант расправил плечи”. Так же как и “Атлант…” “Источник” – это длинный довольно сложный но весьма увлекательный роман. В нём две главные темы – индивидуализм, который показан как альтернатива коллективизму начала XX века, и значение архитектуры для нашего с вами мира. Роман написан хорошим языком и весьма интересен будет всем взрослым людям, которые ценят качественную литературу.

Роман начинается с того, что весной 1922 года студента-архитектора Говарда Рорка исключают из Стентонского технологического института за отказ придерживаться традиций и общепринятых методов в проектировании зданий. Он едет в Нью-Йорк и поступает на работу в бюро Генри Камерона, известного в прошлом архитектора, чьим творчеством Рорк восхищается, и чье нежелание пойти на поводу у вкусов публики стоило ему карьеры.

Однокурсник и приятель Рорка Питер Китинг успешно оканчивает институт, тоже приезжает в Нью-Йорк и устраивается на работу в престижную архитектурную фирму Франкона и Хейера. Карьера Китинга успешно развивается благодаря его умению льстить, угождать и удовлетворять клиентов, которые в свою очередь стремятся произвести впечатление на публику. Что касается воплощения замыслов, то за помощью Китингу приходится обращаться к Рорку.

Карьера Рорка складывается непросто: после закрытия бюро Генри Камерона он работает в нескольких компаниях (в том числе и у Китинга). В итоге из-за нежелания идти на компромисс и поступаться своими идеями, идя на поводу у желаний клиентов, Говард Рорк устраивается на работу каменотесом в гранитный карьер. Здесь он случайно знакомится с Доминик, красивой, темпераментной дочерью владельца карьера Гая Франкона. Возникает взаимное влечение, но отношения развиваются непросто - как столкновение двух сильных характеров, завершившееся грубым сексуальным актом. Вскоре после этого события Рорк возвращается в Нью-Йорк для работы на нового клиента, оставляя Доминик, которая так и не узнала имени своего возлюбленного.

Эллсворт Тухи - влиятельный автор популярной колонки об архитектуре в нью-йоркской газете «Знамя», решает уничтожить Говарда Рорка с помощью клеветнической кампании. Он убеждает бизнесмена Хоптона Стоддарда поручить Рорку строительство храма человеческого духа. Получив полную творческую свободу, Рорк создает необычное здание, одним из элементов которого стала обнаженная женская мраморная фигура (в качестве модели скульптору позировала Доминик Франкон). Храм так и не был открыт, а Тухи убедил заказчика подать на Рорка в суд, обвинив его в некомпетентности и мошенничестве. На процессе известные архитекторы (включая Китинга) свидетельствовали, что стиль Рорка не соответствует общепринятому и противозаконен. Доминик защищает Рорка, но он проигрывает дело и снова теряет свой бизнес.

Поняв после суда, что не может жить, разрываясь между существующим миром и Рорком, Доминик делает предложение Китингу, и они скоропалительно женятся. Доминик посвящает себя делам мужа, ради карьеры которого, в частности, соглашается переспать с Гейлом Винандом, владельцем и главным редактором «Знамени». Винанд влюбляется в Доминик и делает ей предложение. Они женятся. Китингу в качестве отступного достается крупный заказ, исполнение которого он передает своим коллегам. В то же время Рорк, несмотря на все трудности, продолжает привлекать небольшой, но стабильный поток клиентов, которые способны оценить его работы.

Винанд узнает, что все здания, которые ему нравятся, спроектированы Говардом Рорком. Он поручает Рорку построить дом для себя и Доминик. Дом построен, а Рорк и Винанд становятся близкими друзьями. Винанд не подозревает о том, что связывает Рорка и его жену.

Китинг хочет получить новый выгодный заказ - государственный проект жилой застройки Кортланд. Оказалось, что архитектора найти очень сложно, так как проект предполагает постройку домов с максимально низкой арендной платой и должен стать эталоном для всей страны. Понимая, что не может справиться с этой задачей самостоятельно, Китинг обращается к Говарду Рорку. Тот соглашается - проект ему интересен как профессионалу. Рорк берется за проект, не требуя ни оплаты, ни известности. Его условие - анонимность и возможность, как обычно, воплотить замысел без изменений - здания должны быть построены в точности по его проекту.

Разработав проект, Рорк отправляется в путешествие. Возвратившись, обнаруживает, что договоренность нарушена. Рорк идет на решительные меры: просит Доминик отвлечь ночного сторожа и взрывает построенное здание. Доминик попадает в больницу, а Рорк - под суд. Винанд в своей газете выступает в защиту Рорка. У него возникают проблемы и нужно принять решение: закрыть газету или принять требования профсоюза. Винанд сдается и публикует статью, обвиняющую Рорка. На суде Рорк произносит речь о ценности эго и потребности оставаться верным себе самому. Вердикт присяжных: «Невиновен». Рорк женится на Доминик. Винанд закрывает «Знамя» и просит Рорка спроектировать для него небоскреб: «Воздвигни его как памятник той духовной силе, которая есть у тебя… и которая могла быть у меня». Финал: Доминик, теперь миссис Рорк, и Говард Рорк встречаются на крыше этого здания.

Цитаты из романа “Источник”

Все на свете взаимосвязано. Нити от одного идут к чему-то другому. И мы все окружены этой сетью, она ждет нас, и любое наше желание затягивает нас в нее. Тебе чего-то хочется, и это что-то дорого для тебя. Но ты не знаешь, кто пытается вырвать самое дорогое у тебя из рук. Знать это невозможно, все может быть очень запутанно, очень далеко от тебя. Но ведь кто-то пытается сделать это, и ты начинаешь бояться всех. Ты начинаешь раболепствовать, пресмыкаться, клянчить, соглашаться - лишь бы тебе позволили сохранить самое дорогое. И только посмотри, с кем тогда придется соглашаться!

Так и есть…

Но я рад, что вам это безразлично, потому что предпочитаю не придерживаться определенного маршрута. Это судно служит не для прибытия куда-то, а наоборот, для ухода откуда-то. Я делаю стоянку в порту лишь для того, чтобы почувствовать еще большую радость ухода. Я всегда думал: вот еще одно место, которое не может удержать меня.
- Я привыкла путешествовать. И всегда испытывала те же чувства. Мне говорили, это оттого, что я ненавижу человечество.
- Вы же не так глупы, чтобы в это поверить?
- Не знаю.
- Нет, нет, вас этот бред определенно не собьет с толку. Я имею в виду тезис, что свинья - символ любви к человечеству, ибо она приемлет все. Честно говоря, человек, который любит всех и чувствует себя дома всюду, - настоящий человеконенавистник. Он ничего не ждет от людей, и никакое проявление порочности его не оскорбляет.

И про мыслящих людей:

Каждая этическая система, проповедующая жертвенность, вырастала в мировую и властвовала над миллионами людей. Конечно, следует подобрать соответствующую приправу. Надо говорить людям, что они достигнут высшего счастья, отказываясь от всего, что приносит радость. Не стоит выражаться ясно и определенно. Надо использовать слова с нечетким значением: всеобщая гармония, вечный дух, божественное предназначение, нирвана, рай, расовое превосходство, диктатура пролетариата. Разлагай изнутри, Питер. Это самый старый метод. Этот фарс продолжается столетиями, а люди все еще попадаются на удочку. Хотя проверка может быть очень простой: послушай любого пророка и, если он говорит о жертвенности, беги. Беги, как от чумы. Надо только понять, что там, где жертвуют, всегда есть кто-то, собирающий пожертвования. Где служба, там и ищи того, кого обслуживают. Человек, вещающий о жертвенности, говорит о рабах и хозяевах. И полагает, что сам будет хозяином. А если услышишь проповедь о том, что необходимо быть счастливым, что это твое естественное право, что твоя первая обязанность - ты сам, знай: этот человек не жаждет твоей души. Этот человек ничего не хочет от тебя. Но стоит ему прийти - и ты заорешь во все горло, что он эгоистичное чудовище. Так что метод доказал свою надежность в течение многих столетий. Но ты должен был заметить кое-что. Я сказал: «Надо только понять». Понимаешь? У людей есть оружие против тебя. Разум. Поэтому ты должен удостовериться, что отнял его у них. Выдерни из-под него то, на чем он держится. Но будь осторожен. Не отрицай напрямую, не раскрывай карты. Не говори, что разум - зло, хотя некоторые делали и это, и с потрясающим успехом. Просто скажи, что разум ограничен. Что есть нечто выше разума. Что? И здесь не стоит быть слишком ясным и четким… Здесь неисчерпаемые возможности. Инстинкт, чувство, откровение, божественная интуиция, диалектический материализм. Если тебя прихватят в самых критических местах и кто-то скажет, что твое учение не имеет смысла - ты уже готов к отпору. Ты говоришь, что есть нечто выше смысла. Что тут не надо задумываться, а надо чувствовать. Верить. Приостанови разум, и игра пойдет чертовски быстро. Все будет, как ты хочешь и когда ты хочешь. Он твой. Разве можно управлять мыслящим человеком? Нам не нужны мыслящие люди.