Что является предпосылкой обучения грамоте. Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте фгос дошкольного образования

Как показывают исследования ряда ученых (С.Н.Шаховская, Л.Г.Парамонова и др.), а также наблюдения логопедов практиков, в последнее годы отмечается стойкий процесс увеличения количества детей, страдающих различными речевыми нарушениями. Поскольку несовершенство устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма. По мнению ряда ученых (Р.М.Боскис, Р.Е.Левина, Ф.А.Рау, М.Е.Хватцев) следствием учащения патологий устной речи является рост частоты возникновения дисграфий и дизлексий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у младших школьников.

Обучение чтению и письму представляет собой сложный процесс, который требует выработки различных навыков и затрагивает многие сферы умственной деятельности, связанные с работой головного мозга, органов зрения, слуха, речевого аппарата и мышц тела.

Для того чтобы научиться читать и писать, ребенок должен обладать хорошо развитым слухом, т.е. слышать и различать звуки окружающей среды и человеческого голоса. Кроме этого у ребенка непременно должен быть хорошо развит фонематический слух , позволяющий распознавать звуки речи, определять их количество и последовательность в словах, составлять слово из данных звуков, подбирать слова, начинающиеся на определенный звук.

Сформированность зрительно-пространственных представлений- необходимое условие для обучения ребенка чтению и письму. Различение букв - довольно сложная задача для дошкольника, и вначале ему нужно усвоить более простые понятия.

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  1. Различать геометрические фигуры по форме и величине
  2. Знать название основных цветов и их оттенков
  3. Понимать и правильно употреблять слова, которые используют для обозначения пространственного расположения предметов и объектов: высоко – низко, далеко – близко, впереди – сзади, слева - справа
  4. Хорошо ориентироваться в схеме собственного тела
  5. Уметь собирать картинку из 6-8 частей
  6. Находить отличия в парах картинок, не совпадающих в деталях
  7. Легко копировать простые геометрические фигуры и буквы

Помимо этого, техническая сторона процесса письма невозможна без хорошо развитой мелкой моторики и графо-моторного навыка.

Ну и конечно, необходимо чтобы у ребенка хорошо была развита устная речь. Это:

  • Богатый словарный запас , обеспечивающий хорошее понимание речи собеседника и умение правильно выражать свои мысли.
  • Грамматически правильная речь – умение правильно согласовывать между собой слова в предложении, грамотно употребляя падежные окончания, показатели рода и числа, предлоги и т.д.
  • Правильное звукопроизношение , поскольку ошибки в произношении автоматически будут переноситься ребенком на чтение и письмо.

Таким образом, основными предпосылками успешного овладения грамотой, которые должны быть сформированы у ребенка к шестилетнему возрасту, являются следующие:

1. Развитие слуховой функции ребенка, которая включает и развитие фонематического слуха.

2. Развитие зрительно – пространственных представлений.

3. Развитие графо – моторного навыка.

4. Развитие всех сторон устной речи (звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи)

Мастер-класс логопеда для педагогов и родителей на тему «Формирование предпосылок обучения грамоте у дошкольников с ОНР».

План проведения мастер класса

  1. Представление технологии.
  2. Совместное моделирование.
  3. Проведение имитационного занятия (игры).
  4. Рефлексия.

Сейчас Вашему вниманию будет представлен мастер-класс по теме « Формирование предпосылок обучения грамоте старших дошкольников с ОНР учителем-логопедом Буровой О.Н.

Представление технологии.

Сейчас уже никто не сомневается в том, что успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько он к ней подготовлен.

Хорошо развитая речь детей является одним из показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, обобщает и объединяет их результаты. По существу, речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность

Правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обуче­нию в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви­тием речи, особенно нуждаются в формировании готовности к обучению грамоте.

Основой в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучению их звуковому анализу слова, то есть определению порядка следования звуков в слове.

На первом этапе мы знакомим детей с понятиями «слово», «звук», учим выделять отдельные звуки, подбирать слова с определенным звуком, называть позицию звука в слове и т. д. Обучение такого рода включает детей в инте­ресную деятельность.

Мы знакомим детей с гласными и согласными звуками. Они узнают о том, что согласные бывают твердыми и мягкими, учатся их дифференцировать, овладевают действием звукового анализа.

Помимо задач, направленных на развитие речи на занятиях по обу­чению грамоте, нами предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза. Благодаря специфики детского возраста, все это легче усваивается в рамках сложения сказки, путешествия, приключения, игры.

В формировании предпосылок обучении детей грамоте нами используются разнообразные приемы работы над предложением, которые соответствуют основному правилу — от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки.

Затем задания мы усложняем, детям предлагаем составить предложение по набору слов или по опорным словам. Детям с более высоким уровнем развития речи мы предлагаем задания на восстановление деформированного тек­ста предложения.

Знакомство с буквой, означающей изучаемый звук, начинаем обычно с того, на что похожа та или иная буква.

Следующий вид, используемый нами в работе с детьми — это печа­тание букв в тетрадях, затем слогов. На наших занятиях используются сразу не­сколько анализаторов — зрительный, слуховой, речедвигательный, а также мы разрабатываем кисти руки, тем самым формируем двигательный навык при пе­чатании букв. И чем больше анализаторов задействуем в ознакомлении с новым материалом, тем легче, быстрее и прочнее его усваивают наши воспитанники.

На последнем 3 этапе работы с детьми по обучению грамоте воссоздаем звуковые формы слога и слова на основе их графического изображения. Здесь мы закрепляем с детьми отработанный на предыдущем этапе способ чтения. На этом этапе дети постепенно знакомятся с сог­ласными буквами, овладевают вначале слоговым, потом плавным чтением в пределах всего алфавита. Важным являлся и тот факт, что дети усваивают принцип чтения.

Важны словарные диктанты. Дети пишут под диктовку слова, меньше Будут пропускать гласные звуки. Надо научить их потихоньку протягивать эти слова, чтобы дети правильно писали. Чуть позже дать детям диктанты, состоящие из коротких предложений, а затем обратить внимание детей, на то, что слова «маленькие» и слова пишутся отдельно, что в конце предложения ставится точка, а первое слово следующего предложения пишется с боль­шой буквы.

Чтение имеет большое значение для ав­томатизации поставленных звуков. Читая, дети «видят» звук, который им нужно произнести правильно, и автоматизация проходит значительно бы­стрее. На занятиях следует проводить предупредительную работу по подготов­ке детей к диктантам. Слова, которые включаются в диктант, сначала раз­обрать устно, а затем записать их на доске. Эти же слова включаются в дик­тант.

Таким образом, систематическая работа по программе обучения детей грамоте, поможет детям и родителям избежать трудности обучения в школе и проблемы дисграфии и дислексии в процессе работы будут снижены.

Совместное моделирование

– А как Вы думаете, нужно ли обучение грамоте в детском саду? Родители делятся своими мнениями, идет совместное обсуждение

Уважаемые родители, я продемонстрирую Вам некоторые приемы работы по формированию предпосылок обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Проведение имитационной игры

Сегодня мы с Вами будем на месте детей.

А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю Вам встать на позицию ребенка и вспомнить азы грамоты.

Ребята, давайте возьмемся за руки постараемся найти в этой таблице «спрятанные» слова. (слова: ива, сосна, тополь, клён, липа, черёмуха). .

Игра «Спрятанные слова»

А что вы знаете про слово? (слово имеет значение).

Здесь зашифровано слово. Отгадайте это слово.

Что это за слово? (дерево)

Посмотрите, у нас есть волшебный экран и вот одно из названий деревьев мы записываем туда. (Слово липа в системный оператор).

Сколько слогов в слове «липа»? (2)

Как вы догадались? (Правило: Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Назовите гласные звуки в слове «липа». (и, а).

А как можно проверить? (отхлопать).

А какие вы еще знаете звуки? (согласные. Они бывают твердые и мягкие. Глухие и звонкие.)

А как вы их различаете? (гласные можно пропеть и протянуть).

Ребята, давайте встанем и поиграем в игру «Мир звуков» (гласные и согласные звуки). На согласные звуки участники приседают, а на гласные стоят и машут руками.

Какие внимательные у нас дети, молодцы.

А сейчас обратите внимание на это слово. Постарайтесь дать звуковой анализ слова липа.

Весь разбор заполняется в системный оператор.

Вы хорошо справились с заданием.

«Фантазеры»

Слова записаны на доске. Участники читают их самостоятельно.

Свяжите эти слова по смыслу.

Дети составляют предложения.

Что вы сейчас придумали? (предложение).

А что такое предложение? (предложение — это слова, которые связаны между собой по смыслу).

Сколько в вашем предложении слов? (4).

Назовите первое, второе, маленькое слово.

Давайте постараемся, сделаем схему этого предложения.

Заполняем системный оператор.

Ребята, а какие звуки можно услышать в лесу или парке? Давайте их изобразим. Фонетическая ритмика (звуки С-СЬ; З; Ш; Р-РЬ; Ж).

Посмотрите, что это? Да, это ребусы попробуем разгадать.

Слова: щель, щавель, качели.

Молодцы, посмотрите, какая красивая елочка.

Давайте с вами сочиним небольшую сказку про ель. Я начну, а вы мне помогайте.

Росла в лесу елочка. Было у нее три подружки. Кто они?

Догадайтесь сами: это лиственные деревья, в названиях которых три слога.

БЕРЕЗА ОСИНА РЯБИНА

Мы с вами сочинили предложения, которые связаны между собой по смыслу. Что у нас получилось? (текст)

По ходу работы заполняем системный оператор.

– Давайте посмотрим на наш волшебный экран. Вот раньше, когда люди не могли писать и читать, как они общались? (рисовали)

В прошлое системного оператора помещаем картинку дерева (липа).

А из чего состоит рисунок? (из символов)

А на чем рисовали раньше? (на стенах, в пещерах, на папирусе, на дощечках)

Сейчас чаще всего что мы используем? (электронный вид) – Это и будет будущее системного оператора.

А из чего состоит электронный вид? (набор букв)

Набираем эти буквы при помощи чего? (компьютера)

Вот и заполнили все окошки нашего системного оператора, мы вспомнили ступени овладения грамотой.

Галина Грачёва
Необходимые предпосылки для обучения дошкольника грамоте

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он сможет грамотно читать и писать . Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте . В чём же их причины?

А они таковы : микросоциальная и педагогическая запущенность ребёнка, отсутствие желания или привычки заниматься, недостаточная усидчивость, сниженное внимание или память, трудности в поведении.

Но основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Остановимся на сущности этих причин и уточним некоторые термины.

Для того, чтобы грамотно писать , ребёнку необходимо представлять , что предложения состоят из слов , слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности .

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д. Б. Эльконина, «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели».

То есть, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

В вою очередь звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Что же это за понятие?

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом принято называть способность воспринимать и различать звуки речи.

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его интонационную сторону.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможности ребёнка. Уже к концу второго года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка.

В практике встречались случаи, когда в 2 года малыши имели абсолютно чистую в фонематическом плане речь, устойчиво различали на слух и произносили все звуки родного языка.

Однако такое явление можно принять только как частный случай. В большинстве своём дети в 2 и даже в 3 года заменяют акустически или артикуляционно сходные звуки (ш на с, р на л, ч на ть, щ на сь и наоборот, не замечая своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова, искажают слоговую структуру смогосложных слов, с трудом воспроизводят скороговорки и т. д.

Приведённые факторы несомненно свидетельствуют о незаконченности процесса формирования фонематического восприятия, которое продолжает совершенствоваться параллельно с нормализацией произношения.

Но, с другой стороны, правильное произношение в самостоятельной речи не всегда является показателем сформированности фонематического восприятия. И это также подтверждено практикой.

Так 5-летняя девочка на обследовании рассказывает о своих игрушках, чисто произнося все звуки речи. Но некоторые задания по проверке фонематического восприятия, например, повтор трёх близких по звучанию слов (бак – бык - бок, слоговых рядов (на – ба – на, слов со сложной слоговой структурой (велосипедисты, фотографироваться и др., девочка выполняет с ошибками. Возникает вопрос, сможет ли ребёнок в данном случае без специальной подготовки грамотно читать и писать ? Конечно, нет.

Итак, фонематическое восприятие (ф. в.) не требует специального обучения , а звуковой анализ (зв. а.) требует. Далее, ф. в. – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой , звуковой анализ – вторая. Ещё один фактор : ф. в. формируется от года до 4-х лет, зв. а. – в более позднем возрасте. И наконец, ф. в. – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

Теперь рассмотрим, какова роль правильного произношения при обучении ребёнка грамоте .

Только при чётком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо ш – с, вместо л – в и т. д., способствует закреплению у малыша соответствующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются : сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все эти процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

При чтении у детей, занятия с которыми велись без учёта указанных факторов, наиболее типичны следующие ошибки :

Трудности слияния звуков в слоги и слова;

Взаимные замены согласных звуков (свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, звонких – глухих) ;

Побуквенное чтение;

Искажение слоговой структуры;

Слишком медленный темп чтения;

Нарушение понимания прочитанного.

Для того, чтобы подготовка к школе велась более квалифицированно, необходимо знать :

Для ребёнка, не умеющего читать, слово состоит только из звуков (а не из букв) с различным количеством и последовательностью. То, что мы произносим и слышим, это – звуки, а буквы мы видим и пишем. Поэтому говорить : «Петя не выговаривает букву «р» - неверно. Кроме того, занимаясь с дошкольником , взрослому важно понять, что малыш не умеет читать и воспринимает слово только на слух, поэтому следует отвлечься от графического изображения слова и настроиться только на его звуковую оболочку;

При анализе и синтезе слов называть согласные звуки следует коротко, без добавления гласных, так, как они произносятся в конце слов самовар, шалаш, гном, пилот и др. Привычное взрослым эм, эр, ша, тэ – это названия букв в алфавите, а не звуков.

В тренировочных упражнениях закрепляется сначала устный синтез гласных и согласных звуков в слоги («Живые звуки» , чтобы ребёнок не испытывал в последствии «муки слияния» не раньше овладел послоговым чтением. В противном случае, читая побуквенно длинное слово, ребёнок не сможет синтезировать названные звуки и, следовательно, понять смысл прочитанного.

Публикации по теме:

Роль дидактических игр при обучении грамоте как условие повышения качества образования дошкольника Игра как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В.

Как научить дошкольника понимать принцип составления схемы слов при обучении грамоте. При обучении детей анализу слов, учитель или учитель-логопед использует кружочки или квадратики нужного цвета. А в школе учат по разному:.

Сегодня мы с ребятами показывали открытое занятие для воспитателей из других детских садов нашего города. Мои ребята ходят в садик всего.

Конспект урока письма и чтения по изучению звуков и букв в букварный период обучения грамоте Тема: Буквы «Н», «н», обозначающие согласные звуки [ н ], [н ]. Цели: познакомить учащихся со звуками [ н ], [н ].,.

Программа сопровождается учебно-методическим комплектом для детей 2-7 лет (24 пособия), в который включены дидактические пособия, как для взрослых, так и детей. Наличие УМК является одним из условий эффективной реализации Программы (ФГОС ДО). Рекомендуется всем участникам образовательного процесса — детям, педагогам, родителям.

Программа От звука к букве. Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Колесникова Е.В.

Описание учебника

Цели и задачи Программы
Анализ целей и задач позволит педагогам, родителям лучше понять сущность Программы, ее актуальность, соответствие требованиям ФГОС ДО.
Цели Программы
— Раскрытие основных направлений речевого развития детей 2-7 лет и задач в соответствии с требованиями Стандарта к структуре Программы, условиям ее реализации и результатам освоения, с учетом возрастных особенностей детей 2-7 лет.
— Создание благоприятных условий для формирования аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
— Формирование теоретического мышления, интереса и способности к чтению.
— Введение ребенка в мир слов, звуков через решение проблемно-поисковых задач, ознакомление с окружающим миром, игровую деятельность, художественное слово, экспериментирование, метод проекта.
Задачи Программы
— Развитие потребности активно мыслить.
— Создание условий не только для получения знаний, умений и навыков, но и для развития психических процессов (внимания, памяти, мышления).
— Формирование первоначальных лингвистических представлений о слове, звуке, предложении.
— Обеспечение возможности непрерывного обучения в условиях образовательной организации.
— Развитие логических форм мышления.
— Формирование предпосылок учебной деятельности.
— Формирование инициативности, самостоятельности.
— Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы, организационных форм ее усвоения.
— Развитие умения применять полученные знания в разных видах
деятельности (игре, общении и т. д.).
— Формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование).
— Формирование простейших графических умений и навыков, развитие мелкой моторики с целью подготовки руки ребенка к письму.
— Обеспечение повышения компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формированию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе организации разных видов деятельности (общении, игровой, познавательно-исследовательской).
При разработке Программы использовались следующие принципы:
— принцип развивающего и воспитывающего образования;
— сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;
— принцип активности и самостоятельности;
— принцип полноты, необходимости и достаточности;
— принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;
— принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;
— принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.
Принципы:
— создания условий для самостоятельной деятельности детей;
— взаимодействия с семьей по реализации Программы;
— обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;
— поддержки индивидуальности и инициативы детей;
— создания условий для принятия детьми решений;
— развития умения работать в группе сверстников;
— построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
— построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;
— личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;
— реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;
— возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;
— построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;
— признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;
— формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Все это позволяет обеспечить:
— равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;
— преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;
— развитие познавательной деятельности;
— объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);
— формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;
— формирование предпосылок учебной деятельности;
— вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;
— создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
— комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуни-кативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической (ФГОС);
— повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах
речевого развития детей.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики.
Программа — результат многолетней работы автора с детьми (более 25 лет). Она является парциальной образовательной Программой и решает одну из задач в области «Речевое развитие» — формирование аналитико-синтетической активности у детей 2-7 лет.
Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опереться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе органически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.
Программа не является застывшим документом. На протяжении 20 лет ее содержание и методическое обеспечение дополнялись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволяет использовать ее в настоящее время.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями
детей данной группы.
Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единство воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методического обеспечения.
Акцент в УМК сделан на развитие познавательных действий (анализ и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т. д.).
Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самостоятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее. Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.
Формирование аналитико-синтетической деятельности предполагает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситуаций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в которых он принимает активное участие.
Мониторинг освоения Программы ребенком происходит на каждом занятии включением самоконтроля и самооценки выполненной работы с 4 лет. Ребенок, руководствуясь пояснениями взрослого, самостоятельно оценивает свою работу по цветовой шкале: зеленый -все задания выполнены правильно, красный — есть ошибки.
Включение самоконтроля и самооценки в деятельность ребенка способствует изменению способа его действия: он учится не только слушать задание, но и слышать его.
Результаты самоконтроля и самооценки изучаются педагогами, родителями с целью оказания ребенку своевременной помощи, если это необходимо.
В конце каждого возраста в Программе имеется перечень возможных достижений ребенка в формировании аналитико-синтетической активности, а также интегративных качеств, сформированных в процессе ее освоения:
— любознателен, активен;
— эмоционально отзывчив;
— овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
— способен управлять своим поведением;
— умеет планировать свои действия;
— способен решать предложенные задачи, адекватные возрасту;
— овладел универсальными предпосылками учебных действий;
— овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками.
Наличие в УМК рабочей тетради «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» позволяет определить уровень освоения ребенком Программы.
Такой подход соответствует основным положениям Программы и в конце обучения позволяет прийти к хорошему результату каждому ребенку.
Использование Программы на протяжении 18 лет педагогами России в дошкольных организациях, лицеях, гимназиях, центрах развития детей дошкольного возраста, а также родителями дает высокие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.
Автором создан комплект методических и наглядных пособий (24 пособия) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Данный комплект (УМК) может использоваться педагогами в образовательных организациях, группах кратковременного пребывания, в центрах развития детей, родителями дома — полностью или частично, в зависимости от конкретных условий.
Наличие УМК создает условия для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей и обучающего взрослого.
Комплект создан с учетом взаимосвязи различных речевых задач (фонетических, лексических, грамматических и — на их основе -развития связной речи и т. д.) и интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие).
В начале 90-х годов произошел переход в обучении детей от учебно-дисциплинарной модели к модели развивающего обучения, переход к вариативности обучения. В этой связи и началась работа автора по созданию Программы и ее учебно-методического комплекта. Работа продолжается и в настоящее время. Результат этой работы — 24 пособия, по которым успешно обучается каждый пятый ребенок в России.
Формирование аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте входит в область «Речевое развитие» (ФГОСДО).
Наличие Программы, УМК создает условия для выполнения требований Стандарта к условиям ее реализации, а именно:
— учебно-методической поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей, детей);
— организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы;
— взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления речевого развития каждого ребенка;
— создания равных условий речевого развития вне зависимости от проживания.
В Программе используется системный, комплексный, теоретический, личностный и деятельностный подходы к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход предполагает взаимодействие разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).
Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе процесс обучения детей грамоте рассматривается в свете концепции развития целостной личности с учетом психофизиологических особенностей детей, их потребностей.
При деятельностном подходе ребенок воспринимается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации формируются познавательные процессы, потребности, интересы и происходит становление личностной готовности детей к школе.
Л. А. Венгер утверждал, что главное в обучении грамоте — это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности.
Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности дошкольников.
Программа — не статичный документ, а весьма подвижный механизм в организации работы с детьми каждой возрастной группы.
На основе психолого-педагогических задач были сформулированы и структурированы задачи программы «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты»: сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся:
— со звучащим словом, его протяженностью;
— овладевают способами интонационного выделения звука в слове;
— называют слова с заданным звуком;
— знакомятся со слогом, слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги;
— усваивают смыслоразличительную функцию звука;
— знакомятся с гласными и согласными звуками, твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими согласными и т. д.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой основе впоследствии обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит дошкольников к порогу овладения грамотой и, главное, — закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешного школьного обучения.

Программа От звука к букве.