Державший меч и не защитивший евангелие. Взявшие меч, мечом погибнут

Валентин Ковальский

Какой меч угоден Богу?

После грехопадения в человечестве произошел раскол на две неравные части: на тех, которые остались верными Богу (таких — меньшинство) и тех, которые отступили от Него (таких — подавляющее большинство). В этом контексте библейский меч является оружием разделения людей.

«Кто Господень, — ко мне!»

В Книге Исход описан весьма драматический и в то же время очень поучительный эпизод, происшедший около 13 веков до Рождества Христова.

Когда Моисей спустился с горы Синай, держа в руках две скрижали завета от Самого Бога, он увидел, что его народ поклонялся золотому тельцу (которого отлил первосвященник Аарон).

Большинство иудеев на тот момент оказалось на стороне языческого культа. Их вина состояла не просто в поклонении тельцу, а в бесновании и диких плясках. Именно поэтому Моисей и приказал левитам совершить массовые казни среди народа.

Чтобы искоренить идолопоклонство, пришлось физически (мечом) уничтожить носителей этого греха. Жестокое отношение колена Левия к единоплеменникам было вызвано, в первую очередь, ожесточением их сердец.

Символы у пророка Исаии

Спустя шесть веков после Моисея пророк Исаия сообщил о духовном оружии Самого Бога:

В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим, и крепким левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское

Речь идет о могущественных государствах, а меч Господень — суд Божий над языческими правителями и их народами. Они нередко изображаются под видом различных животных или зверей.

К примеру, левиафан у Исаии означает и прямо бегущего змея (т. е. Ассирийское царство возле реки Тигр, которая текла прямо), и змея изгибающегося (т. е. царство Вавилонское возле реки Евфрат, чрезвычайно изобилующей изгибами). Чудовище морское — это языческий Египет, омывающийся водами Средиземного и Красного морей.

В своем пророчестве Исаия касается еще одного вида духовного оружия:

Господь призвал Меня от чрева, от утробы матери Моей называл имя Мое; и соделал уста Мои как острый меч…

Этот символический образ указывает на мессианские проповеди, способные проникнуть в самый сокровенный тайник души и властно покорить ее Богу.

Симеоново проречение

Тема о духовном оружии продолжается и в Новом Завете. Мы видим, как Симеон Богоприимец, взяв маленького Иисуса на руки, обратился к Богородице с пророческими словами:

… се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец …

В греческом варианте четко указан вид упомянутого оружия — меч. Таким образом, старец Симеон предвидел, как Божья Матерь будет страдать, когда Ее Сын будет переносить мучения на кресте.

Ощущение, которое Пречистая получила при распятия Христа, было похожим на сильную боль от удара мечом. А выражение «откроются помышления» сердец указывает на личный выбор каждого: принимать Спасителя или отвергать.

Симеоново изречение послужило основой для празднования Сретения Господня, а также для написания таких известных образов Богородицы как «Семистрельная» и « Умягчение злых сердец ».

Оружие разделения

В Евангелии от Матфея Сам Господь говорит:

Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее

Эти слова Христа перекликаются с Евангелием от Луки:

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей

Меч, о котором говорит Христос, означает разделение. Господь призывает нас к тому, чтобы отсечь ложь от истины, зло — от добра.

Лучшим объяснением этих евангельских стихов могут послужить слова Иоанна Златоуста:

К ак же Сам Он заповедовал им (ученикам), входя в каждый дом, приветствовать миром? Почему же, равным образом, ангелы воспевали: слава в вышних Богу и на земли мир? Почему также и все пророки благовествовали о том же? Потому что тогда особенно и водворяется мир, когда зараженное болезнью отсекается, когда враждебное отделяется. Только таким образом возможно небу соединиться с землею

Зачем Петр отсек ухо рабу?

Как воспринимали современники Иисуса Христа Его взгляды на меч? К сожалению, даже апостолы вначале акцентировали внимание именно на холодном оружии.

Ярким примером непонимания со стороны учеников слов Господа является следующий евангельский отрывок:

Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч... Они сказали: Господи! Вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно …

Апостолы не смогли уловить Его мысль: они ошибочно полагали, что Христос действительно советует запасаться мечом из-за угрожающей опасности. Поэтому Он с грустью ответил: «Довольно» (т. е. «прекратим об этом разговор»).

Говоря о мече, Христос имел в виду другое: отныне для Его учеников наступают времена крайне тяжелые и опасные (поскольку против них вооружится весь мир, нужно быть готовыми ко всему).

Мнение о том, что Господь выступал против физического применения холодного оружия, подтверждают дальнейшие евангельские события:

И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут

Эти слова адресованы не только апостолу Петру (ранившему первосвященнического раба Малха), но и нам: мы призваны к тому, чтобы сражаться оружием духовным, уповая на Слово Божье.

Невидимая брань

Христианин, как воин Христа, должен быть во всеоружии Божьем, чтобы приготовиться к необычной битве — невидимой брани, о которой пишет апостол Павел в послании к Ефесянам.

Таким образом, Священное Писание — не просто религиозная литература, а весьма мощное оружие для борьбы с невидимыми врагами. Сражаясь против демонов, мы обретаем мир с Богом.

Чтобы овладеть духовным мечом, необходимо выполнить целый ряд требований. Для начала — стать прямо, не уклоняться в сторону греховной жизни. Чресла символизируют наши желания пребывать в истине, броня праведности — добрые дела (благодаря которым человек неуязвим для темных сил). Обутые ноги — желание проповедовать.

Щит веры — евангельское упование, защищающее душу от сомнений из-за стрел (козней) лукавого. А шлем спасения указывает на спасительные помыслы, охраняющие наш ум.

Пребывая во всеоружии Божьем, мы должны быть совершенно непримиримыми ко злу. В противном случае мы рискуем превратиться из служителей истины в предателей веры…


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

В древности существовал такой обычай: если женщина становилась вдовой, то восстанавливать семя умершего должен был кто-то из его близких родственников. Этим брачным обычаем и воспользовалась библейская героиня Фамарь, овдовевшая после двух браков.

Миф 1. «О веротерпимости»
Я вообще не понимаю, откуда это взяли. Христианство никогда не проявляла никаких признаков веротерпимости или толерантности. Евангелие не содержит ни одного указания на это! Более того, если следовать первоисточнику ситуация прямо противоположная. Вот несколько цитат:
дерево не приносящее плода доброго срубают и бросают в огонь (Мф 3:7, 7:19)
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (Мф 7:6)
А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, оттрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому (Мф 10:14-15)
Соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь (Мф 13:30)
Миф 2. «О равенстве всех перед Богом»
Есть такие, которые думают, что христианство есть лишь универсальная морально-этическая теория, согласно которой даже иноверец, будучи «хорошим человеком» попадет в рай. Глубокое заблуждение, вот подтверждение
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф 12:30)
кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16)
Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Ин 3:36)
Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное (Ин 3:5)
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден (Ин 3:18)
Миф 3. «О всепрощении»
Вопреки сложившемуся мнению прощение у христиан возможно только после покаяния, цитата:
Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк 17:3) И если семь раз в день согрешит против себя, и семь раз в день обратится, и скажет: «каюсь», - прости ему (Лк 17:4)
Более того, не все подлежит прощению
Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:23)
Миф 4. «О равенстве народов»
Новый завет считает, что равны перед Богом, лишь обращенные христиане. Доказательства:
Отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхового человека и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем - Христос (Кол 3:11)
Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; вы все, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо вы вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал 3:26-29)
Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство (Мф 24:7)
Миф 5. «О подставлении щек»
Распространенное мнение о христианстве, ратиражированное интеллигенцией в русской среде в начале ХХ века, особенно поусердствовал Лев Николаевич Толстой, за что и был отлучен. Поэтому не надо воспринимать все так буквально, надо просто прочитать дальше. А дальше написано буквально следующее:
кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. (Мф 5:39-41) Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (Лк 6:35) Итак, будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд (Лук 6:36)
То есть просто «будьте милосердны», умейте прощать, не более. Любое иное толкование есть квакерство и толстовство, то есть ересь.
Более того, нигде не сказано, что если ударили по щеке твоего сына, нужно подставить и вторую его щеку. То есть наш долг защищать своих детей и свой народ. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин 15:13)
Миф 6. «Возлюби ближнего»
Да, Евангелие говорит «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим; и ближнего твоего, как самого себя » (Лк 10:27), но далее последовал вот такой диалог между законником (то есть талмудистом) и Иисусом. Законник спросил: А кто мой ближний?.. Что Вы думаете ответил Иисус? А ничего. Христос рассказал притчу о правильном поведении, сказав лишь одно: иди и поступай так же . (Лк 10:29-37)
Миф 7. «О покорности и слабости»
Вообще бред. Не надо быть слабым. Не надо быть покорным. Цитаты:
Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч (Мф 10:34)
теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч (Лк 22:36)
Миф 8. «О близости христианства и иудаизма»
Тоже бред. Христианство и иудаизм просто противоположны по своей сути, это есть и в Евангелие, ибо кровь на евреях: Кровь Его на нас и на детях наших (Мф 27:25) . Более того иудаизм (закон) и христианство (благодать) противопоставлены друг другу еще в Евангелие: Ибо закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа (1:17)
Да и первый русский митрополит Илларион об этом еще писал столетия назад в «Слове о законе и благодати». Цитата: «Так, иудеи тенью и Законом оправдывались, но не спасались, христиане же Истиною и Благодатью не оправдываются, а спасаются. Ибо у иудеев - оправдание, у христиан же - спасение. И поскольку оправдание - в этом мире, а спасение - в Будущем Веке, иудеи земному радуются, христиане же - сущему на Небесах »
Миф 9. «Христианство есть философская система и систем этических ценностей»
Откуда это, братья? Ваще не понимаю! Христианство есть способ веры истинной, а этические ценности не играют ключевого значения. И заповедей в Евангелие всего 2, а не 10, как принято думать, а именно: "Первая и наибольшая" и "вторая, подобная ей". Первая - возлюби Господа Бога твоего, а вторая - возлюби ближнего, как самого себя (Евангелие от Матфея 22:37-40, далее везде по всем Евангелиям). То есть главное верить, что Иисус есть Христос, то есть в переводе "Мессия", сын Божий и одно целое с Богом посредством Святой Троицы (тринитрарного принципа). Ибо любой грех может быть прощен через покаяние. Более ничего заповедями в Евангелии не называется. Поменьше, братья, читайте всевозможных инетпретаций и суждений о христианстве, побольше Евангелие.

Резюме
Поэтому, братья, не надо думать, что христианство есть религия слабых. Я не пытаюсь никого из родноверов и атеистов обратить в нашу веру, просто знайте про истинное христианство, то есть христианство Нового Завета. И побольше читайте первоисточник, а не толерантные бредни и комментарии. Самое время продать свою одежду и купить меч! Кто имеет уши слышать, да услышит! (Мф 11:15) Жатвы много, а делателей мало (Мф 9:37) Так-то вот, братья.

На этом Иисус закончил речь Свою и сказал ученикам Своим: вы знаете, что через два дня будет Пасха; и Сын Человеческий предан будет на распятие.

Тем временем первосвященники, книжники и старейшины из народа собрались во дворе первосвященника по имени Каиафа и приняли решение хитростью захватить Иисуса и убить.

Но только не во время праздника, - говорили они, - чтобы не произошло возмущение в народе.

И вот, когда Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и обедал, к нему подошла женщина, принесшая небольшой сосуд очень дорогого мира, и стала возливать миро на голову Его.

Увидев это, ученики стали говорить в негодовании: к чему такая трата мира?

Ведь его можно было продать за большие деньги и раздать нищим.

Услышав это, Иисус сказал им: зачем вы огорчаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня.

Ведь нищие всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами.

Возлив миро на тело Мое, она тем самым подготовила Меня к погребению.

Уверяю вас: во всем мире, где только будет проповедано Евангелие, в память о ней сказано будет о том, что совершила она.

Тогда один из двенадцати, по имени Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и спросил: сколько вы согласны заплатить мне за то, что я предам Его вам? Они же отсчитали ему тридцать сребреников.

И с этого времени он стал искать удобный случай, чтобы предать Его.

А в первый день опресноков ученики подошли к Иисусу и спрашивают: где Ты велишь приготовить Тебе пасхальную трапезу?

Он же сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя буду праздновать Пасху вместе с учениками Моими.

Ученики поступили так, как повелел им Иисус, и приготовили пасхальную трапезу.

И вот вечером, сидя вместе с двенадцатью учениками за трапезой, Он сказал им: уверяю вас: один из вас предаст Меня.

И в большой печали они стали спрашивать Его, каждый в отдельности: не я ли, Господи?

Он же сказал в ответ: опустивший вместе со Мной руку в блюдо предаст Меня.

И хотя Сын Человеческий уходит так, как написано о Нем, горе тому человеку, который предаст Сына Человеческого; лучше было бы тому человеку не родиться.

При этом и Иуда, замысливший предать Его, обратясь к Нему, спросил: не я ли, Равви? А Иисус ответил ему: ты сам сказал это.

И вот во время трапезы, взяв хлеб и благословив, Иисус преломил его и, передав ученикам, сказал: возьмите, вкусите, это - тело Мое.

А после, взяв чашу с вином и воздав благодарение Богу, передал им, сказав: пейте из нее все, ибо это - кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Уверяю вас: отныне Я уже не буду пить этого плода лозы виноградной до того дня, когда буду пить новое вино в Царстве Отца Моего.

И, воспев, они пошли к горе Елеонской.

И тогда говорит им Иисус: все вы покинете Меня в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и разбегутся овцы стада.

Но после воскресения Моего Я встречу вас в Галилее.

Петр же, обратясь к Нему, сказал: если даже все покинут Тебя, то я никогда не покину.

И сказал ему Иисус: уверяю тебя: этой же ночью, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня.

Петр же говорит Ему: даже если мне предстоит вместе с Тобою умереть, ни за что не отрекусь от Тебя. То же самое утверждали и все ученики.

Тем временем приходит Иисус вместе с ними в сад, называемый Гефсиманским, и говорит ученикам: посидите здесь, пока Я пойду и помолюсь невдалеке.

И, взяв с Собою Петра и двух сыновей Заведея, Он с печалью и скорбью говорит им: душа Моя объята скорбью в предчувствии смерти. Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.

Сам же, отойдя немного, пал на землю и молился, взывая: Отец Мой! Если возможно, пусть минует Меня эта чаша! Однако пусть свершится не то, что Я хочу, но что Ты хочешь.

Возвратясь к ученикам, Он застал их спящими и говорит Петру: вы что, не могли и одного часа пободрствовать со Мною?

Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение, ибо дух бодр, а плоть немощна.

И, отойдя во второй раз, Он вновь стал молиться, взывая: Отец Мой! Если невозможно этой чаше миновать Меня и Мне суждено испить ее, то да свершится воля Твоя!

Возвратясь, Он вновь застал их спящими, ибо сон одолевал их.

И, отойдя, Он в третий раз стал молиться, повторяя вновь те же слова.

Затем, возвратясь к ученикам, Он говорит им: вы все спите да почиваете? Вот, приближается час, в который Сын Человеческий будет предан в руки грешников.

Подымайтесь, пойдемте. Вот приближается тот, кто предал Меня.

Он еще говорил, как пришел Иуда, один из двенадцати, а с ним множество людей с мечами и копьями, посланных первосвященниками и старейшинами из парода.

Тот же, кто предал Его, договорился с ними об условном знаке, сказав: Кого я поцелую, Тот Он и есть; хватайте Его.

И тотчас подошел к Иисусу и сказал: здравствуй, Равви! И поцеловал Его.

Иисус же сказал ему: друг Мой, ты все-таки пришел. А те, приблизившись, бросились к Нему и схватили Его.

Тут один из пришедших с Иисусом выхватил меч свой и, наотмашь ударив раба первосвященника, отсек ему ухо.

Иисус же говорит ему: вложи меч свой в ножны, ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут.

Неужели ты думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего послать Мне сюда, в сей же миг, более чем двенадцать легионов ангелов?

Но как же тогда исполнится сказанное в Писании, что это должно произойти?

В то же время людям Иисус сказал: чтобы захватить Меня, вы словно на разбойника вышли с мечами и копьями, хотя Я каждый день на виду у вас, сидя в храме, проповедовал, и вы не запрещали Мне.

Произошло же все это во исполнение писаний пророков. Тем временем все ученики Его убежали, оставив Его.

И вот те, кто схватил Иисуса, привели Его к первосвященнику Каиафе, у которого собрались книжники и старейшины.

Петр же издали следовал за Ним до двора первосвященника и, войдя вовнутрь, сел со слугами, чтобы видеть, чем все закончится.

Первосвященники же, старейшины и все члены синедриона пытались найти обвинение против Иисуса, чтобы предать Его смерти, но среди многих обвинений, выдвигаемых лжесвидетелями, так и не нашли.

Наконец, два лжесвидетеля выдвинули такое обвинение: Он говорил: Я могу разрушить храм Божий и через три дня воссоздать его.

И, встав, первосвященник спросил Его: почему Ты не отвечаешь на то, в чем они обвиняют Тебя?

Но Иисус молчал. И, обращаясь к Нему, первосвященник сказал: прошу Тебя, ради Бога Живого, ответь нам: Ты ли Христос, Сын Божий?

И говорит ему Иисус: ты сам сказал это. Я же больше скажу: вскоре вы увидите Сына Человеческого, восседающего одесную от Могущественного и грядущего на облаках небесных.

Тогда первосвященник разодрал одежды свои и воскликнул: Он богохульствует! Зачем нам еще нужны обвинители? Вот, вы сами слышали богохульство Его.

Каково ваше мнение? Они же сказали в ответ: Он заслуживает смерти.

Тогда они стали плевать в лицо Ему и избивать Его, а некоторые стали бить Его по лицу, говоря: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?

Петр же сидел неподалеку, во дворе. И вот одна служанка подошла к нему и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином.

Но он отказался пред всеми, сказав: и знать не знаю, о чем ты говоришь.

А когда он проходил мимо ворот, увидела его другая и говорит тем, что были рядом: и этот был с Иисусом Назореем.

И он опять отказался с клятвою: не знаю я Этого Человека!

А немного погодя те, что стояли там, подошли и сказали Петру: точно и ты один из них; да и говор твой выдает тебя.

Тогда он стал заверять и клясться: не знаю я Этого Человека! И тотчас пропел петух.

Тут вспомнил Петр слова, сказанные Иисусом: прежде чем петух пропоет, ты трижды отречешься от Меня. И, выйдя оттуда, горько заплакал.

«И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященника, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?» ()

Для чего Христос повелел ученикам иметь мечи и мех. – Почему Он воспретил ученикам защищаться. – Доказательства добровольного предания. – Беззаконность суда над Христом. – Почему хотели предать Христа публичной смерти. – Коварство само себя обличает. – Не всегда должно искать победы. – Истинная победа дается терпением. – Пример Иосифа.

1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисуса носили ножи? А что они носили их с собой, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: «когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток» ? и когда они отвечали: "ни в чем" , тогда Он сам сказал им: «но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» ; и когда они на это отвечали: «вот, здесь два меча» , тогда Он сказал им: "довольно" (). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: "купи нож" , не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство. Для чего, опять ты спросишь, Он повелел иметь мех? Он учил их тем трезвиться, бодрствовать и иметь самим о себе великую заботу. Вначале Он держал их, как неопытных, под охранением Своего могущества, а теперь, выпустив их как птенцов из гнезда, велит им самим летать. Далее, для того, чтобы они не подумали, будто Он оставляет их по слабости Своей, повелевая и им действовать самостоятельно, Он напоминает им о прошедшем, говоря: «когда Я посылал вас без мешка, имели ли вы в чем недостаток» ? Он хочет уверить их в Своей силе и тем, что Он прежде поддерживал их, и тем, что ныне не вдруг оставляет. Но откуда были у них мечи? Они шли прямо с вечери после трапезы; вероятно, поэтому, там для агнца были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собой эти ножи для защиты своего Учителя; но это они сделали только по своей воле. Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, за то, что он употребил меч в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего Учителя. Но Христос не допустил, чтобы от этого произошел какой-либо вред. Он исцелил раба, и сделал великое чудо, которое могло открыть и Его кротость, и могущество, а равно и нежность любви, и покорность ученика, потому что тот поступок был свидетельством его любви, а этот послушания. Когда он услышал: «вложи меч в ножны» (), то тотчас повиновался и впоследствии никогда не делал этого. Другой же евангелист повествует, что ученики спрашивали Его: «не ударить ли нам мечом» ()? Но Христос воспретил это, и исцелил раба, а ученику возбранил еще с угрозой, для того, чтобы более вразумить его: "ибо все" , говорит Он, . И приводит основание, говоря: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» ? Но «как же сбудутся писания» ? Этими словами Он остановил их горячность, показывая, что случившееся с ним соответствует и Писанию. Поэтому Он и там молился, чтобы они с покорностью перенесли случившееся с Ним, зная, что это совершается по воле Божьей. Итак, двумя причинами Он хотел успокоить учеников: во-первых, угрозой наказания тем, которые начинают нападение: "ибо все" , сказал Он, «взявшие меч, мечом погибнут» ; во-вторых, тем, что Он терпит это добровольно: могу, говорит Он, «умолить Отца Моего» . Но почему Он не сказал: неужели вы думаете, что Я не могу погубить их? Потому что первые Его слова были гораздо убедительнее; а ученики Его не имели еще о Нем надлежащего понятия. Некоторое время назад Он говорил: «душа Моя скорбит смертельно» , и еще: «Отче, да минует Меня чаша» , и был в скорби и поте, и укрепляем от ангела. Итак, вследствие того, что Он показывал в Себе много человеческого, Ему не поверили бы, если бы Он сказал: неужели вы думаете, что Я не могу погубить их? Поэтому и говорит: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего» ? Но и здесь опять показывает смирение, когда говорит: «представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов» . Если один ангел поразил сто восемьдесят пять тысяч вооруженных (), то неужели нужно было Христу двенадцать легионов ангелов против тысячи человек? Нет! Он так сказал по причине страха и слабости учеников Своих, так как они от страха омертвели. Поэтому же Он ссылается и на Священное Писание : «как же сбудутся писания» ? и этим устрашая их. Если происходящее со Мной подтверждается Священным Писанием, то для чего вы сопротивляетесь?

2. Так говорил Христос ученикам Своим, а врагам, напавшим на Него, сказал: «как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» (). Смотри, сколько Он делает такого, что могло вразумить их: то повергает их на землю, то исцеляет ухо рабу, то угрожает им убийством. «Мечом погибнут» , говорит Он, «взявшие меч» , – что самое и подтвердил исцелением уха; везде, и в настоящем и в будущем, являет Свое могущество и показывает, что иудеи не своей силой взяли Его. Поэтому Он и прибавляет: «каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня» , показывая и этим, что они взяли Его по Его соизволению. Не упоминая о чудесах, Он говорит только об учении, для того, чтобы не показаться тщеславным. Когда Я учил вас, тогда вы Меня не брали; а когда замолчал, тогда напали на Меня. Я был в храме, и никто не удерживал Меня; а теперь неблаговременно, среди ночи, вы приступили ко Мне с оружием и кольями. Какая нужда в этом оружии против Того, Кто был всегда с вами в храме? Этим научает, что они никогда бы не могли взять Его, если бы Он не предал Себя добровольно, потому что если и прежде, имея Его в своих руках, всегда посреди себя, они не могли взять Его, то и ныне также не могли бы сделать этого, если бы Он не захотел. Далее разрешает недоумение, для чего Он восхотел предать Себя. «Это же все было» , говорит Он, (). Смотри, как Он до последнего часа, и в самое время предания, все делает для исправления врагов Своих: вразумляет их, пророчествует, угрожает им: "мечом" , говорит Он, "погибнут" , а когда говорит: «каждый день с вами сидел Я, уча» , то этим показывает добровольное Свое страдание; словами же: «да сбудутся писания пророков» доказывает Свою покорность воле Отца. Почему же они не взяли Его в храме? Потому что не осмелились на это в храме в виду народа. Поэтому Он и вышел вон из города, предоставляя им в отношении и места и времени полную свободу и, даже до последнего часа лишая их оправдания. Тот, Кто в исполнение божественных пророчеств предал самого Себя, мог ли учить противному воле божественной? «Тогда все ученики» , говорит евангелист, «оставив Его, бежали» . Когда взяли Иисуса Христа, ученики оставались еще при Нем; но когда Он сказал толпе, напавшей на Него, упомянутые слова, разбежались. Они, наконец, увидели, что уже нельзя будет более Ему уйти после того, как Он добровольно предал Себя, и объявил, что это совершается сообразно писаниям пророческим. По рассеянии учеников, Иисуса Христа приводят к Каиафе: «Петр же следовал за Ним издали, чтобы видеть конец» (). Велика была любовь этого ученика: увидав, как убежали другие ученики, он все-таки не убежал, но остался и вошел с Христом во двор Каиафы. Без сомнения, и Иоанн сделал то же (), но он был известен первосвященнику. Для чего же привели Христа в такое место, где все были собраны? Для того чтобы все сделать по воле архиереев. Каиафа был тогда первосвященником, и у него там были все собраны: так они бодрствовали и не спали целую ночь ради этого. Не пасху они тогда совершали, как пишет евангелист, но не спали по этому самому делу. Евангелист Иоанн, сказав, что было утро, присовокупляет: «они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху» (). Это что значит? То, что они ели пасху в другой день, и стремясь погубить Христа, нарушили закон. Христос не пропустил бы времени пасхи, но Его убийцы осмеливались на все, и нарушали многие законы. Так как они терзаемы были жестокой яростью против Него, и, часто покушаясь убить Его, не могли этого сделать, то теперь, взяв Его неожиданно, решились оставить даже пасху, чтобы исполнить свое кровожадное намерение. Вот почему и собрались все, и, составив сонм губителей, искали лжесвидетельства, чтобы своим коварным замыслам дать вид законного суда. Они не имели даже истинных свидетельств (): так беззаконен был их суд, так все было извращено и перепутано! «Пришли лжесвидетели и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его» (; ; ). И Он действительно говорил, что в три дня воздвигнет Церковь, но не говорил: "разрушу" , а: «разрушьте» ; и притом говорил не о Церкви, а о собственном теле. Что же сказал на это первосвященник? Желая побудить к защите самого обвиняемого, чтобы через это уловить Его, он говорит: «не слышишь ли, что они против Тебя свидетельствуют? Иисус молчал» (). Ответ был бесполезен, когда никто не слушал, да и суд их имел только наружный вид суда, на самом же деле был не что иное, как нападение разбойников, которые бросаются на проходящих из своего вертепа. Поэтому Христос и молчал. Между тем первосвященник продолжал говорить: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын» Бога живого? Он же сказал: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует» (). Это Он сделал для того, чтобы усилить обвинение, и свои слова подтвердить самым делом. И так как слова его привели в страх слушателей, то они точно так же, как и во время осуждения Стефана, затыкали уши свои.

3. Но в чем состоит эта хула? Ведь и прежде Христос говорил собравшимся к Нему: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (; ), и изъяснил эти слова; и они тогда не смели говорить, а молчали, и с того времени ни в чем уже Ему не противоречили. Как же теперь слова Его они назвали хулой? Для чего и Христос дал такой ответ? Для того чтобы отнять у них всякое извинение, так как Он учил их до последнего дня, что Он есть Христос, сидит одесную Отца, и имеет прийти опять судить вселенную, – что самое свидетельствовало о совершенном Его согласии с Отцом. Итак, первосвященник, растерзав ризы свои, сказал: «как вам кажется» ? Не объявляет своего мнения, но требует его от своих советников, как будто об очевидных преступлениях и явном богохульстве. Но так как первосвященники знали, что если дело будет исследовано и тщательно рассмотрено, то Христос окажется совершенно невинным, то и осуждают Его сами и, предупреждая слушателей, говорят: «вы слышали богохульство» , едва не вынуждая тем, едва не насильно исторгая приговор. Что же отвечали эти слушатели? «Повинен смерти» , – чтобы, как будто уже обвиненного, только оставалось представить Его на суд Пилата. Сознавая это, они и говорят: «повинен смерти» ! Сами обвиняют Его, сами судят, сами произносят приговор, – сами все делают. Почему же они не выставили в обвинение Христа Его дело в субботу? Потому, что Он прежде часто заграждал им уста, когда они начинали говорить об этом, и притом они хотели уловить Его и осудить на основании настоящих Его слов. Итак, первосвященник, предварительно исторгнув у них это осуждение на Иисуса, и раздиранием риз своих, склонив всех на свою сторону, ведет Его как злодея к Пилату. Так он доселе действовал. Но у Пилата они ничего подобного не говорят, но что же? «Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе» (), – желая умертвить Его как виновного в преступлении против общественного блага. Но почему они не умертвили Его тайно? Потому что хотели уничтожить и самую славу Его. Так как много было таких, которые слышали Его беседы и сильно удивлялись Ему, то враги Его стараются предать Его смерти публично, перед всеми. А Христос со своей стороны не препятствовал этому, но злобу их употребил к утверждению истины, так как через это смерть Его стала всем известной. Таким образом, случилось совсем не то, чего хотели. Враги хотели предать Его публичному позору, чтобы таким образом посрамить Его, а Он через это самое еще более прославил Себя. И подобно тому, как они говорили прежде: убьем Его, «придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (); а когда убили Его, то это с ними и случилось, – так и здесь они хотели публичным распятием повредить Его славе, но вышло напротив. А что они имели власть сами по себе предать Его смерти, это видно из слов Пилата: «возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его» (). Но они не хотели этого, чтобы показать, что Он предан смерти как законопреступник, как самозванец, как возмутитель. Вот почему и распяли вместе с Ним разбойников; потому же и говорили: «не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский» ().

Все это делалось для утверждения истины, чтобы врагам не осталось даже и тени бесстыдного оправдания. Точно так же печать и стража при гробе только способствовали яснейшему обнаружению истины; то же самое должно сказать о посмеянии, злословии, поношении. Таково обыкновенно коварство: что оно злоумышляет, тем самым и разрушается. Так случилось и здесь: те, которые думали одержать верх, остались наиболее посрамленными, побежденными и низложенными; а кто казался побежденным, тот особенно прославился и одержал верх. Итак, не всегда будем искать победы, и не всегда будем избегать поражения. Иногда и победа приносит вред, а поражение пользу. Так между людьми раздраженными обыкновенно считают победившим того, кто более нанес обид; но этот-то, в самом деле, и остался побежденным жесточайшей страстью и обиженным; а кто равнодушно перенес обиду, тот победил и одержал верх. Тот не мог уврачевать даже и собственного недуга, а этот перенес чужой; тот побежден от себя, а этот восторжествовал над другим, и не только сам не сгорел, но и погасил высоко вздымавшееся пламя другого. А если бы он пожелал одержать мнимую победу, то и сам был бы побежден, и, возжегши другого, доставил бы ему тем жесточайшее страдание и таким образом оба, подобно женщинам, подверглись бы постыдному и жалкому посрамлению. Но, поступив как прилично мужу мудрому, он избежал стыда и, допустив благодушно победить себя в самом себе и в ближнем, воздвиг себе блистательный трофей победы над гневом.

4. Итак, не всегда будем искать победы. Конечно, оскорбивший обыкновенно одерживает победу над оскорбленным; но это худая победа, так как она причиняет погибель победителю. Между тем, обиженный и мнимо побежденный, когда переносит обиду великодушно, без сомнения получает блистательный венец. Во многих случаях лучше претерпеть поражение; и это даже есть самый лучший способ победы. Если бы кто ограбил кого, или нанес кому удары, или завидовал кому, то претерпевший это и не оказавший сопротивления остался бы победителем. Но что говорить о грабительстве и зависти? Влекомый на мучение также бывает победителем, когда терпит узы, биение, сечение и мучительную смерть. Как в обыкновенном сражении падение считается поражением, так у нас – победой. Мы никогда не бываем победителями, когда делаем зло; напротив, всегда побеждаем, когда терпим зло. Точно также и блистательная победа бывает тогда, когда мы терпением побеждаем обижающих нас. Отсюда видно, что эта победа от Бога, потому что она имеет свойство противное обыкновенной победе, что и служит доказательством могущества. Так и морские камни рассекают ударяющиеся о них волны; так и все святые тогда прославились и получили венцы и воздвигли себе блистательные трофеи, когда одержали такую, чуждую сопротивления победу. Не тревожься, не беспокойся; Бог дал тебе силу побеждать не сражаясь, но через одно только терпение. Не ополчайся, не выходи сам, – и ты одержишь победу; не сражайся, – и ты получишь венец. Ты гораздо сильнее самого могущественного из твоих противников. Что ты стыдишь сам себя? Не давай ему сказать, что ты победил через сражение; но пусть он изумляется твоей непобедимой силе и всем говорит, что ты победил его без сражения. Так и блаженный Иосиф прославляется за то, что терпением победил сделавших ему зло. И братья и египтянка злоумышляли против него, но он их всех победил. Не говори мне ни о темнице, где он был заключен, ни о царских палатах, где жила эта жена; но покажи, кто был поражен, и кто остался победителем, кто в скорби, и кто в радости. Египтянка не могла победить не только этого праведника, но даже собственной страсти, а он победил и ее и жестокую болезнь. Если хочешь, то выслушай самые ее слова, и ты увидишь победу: «привел к нам Еврея ругаться над нами» (). Не отрок наругался над тобой, несчастная и жалкая женщина, а дьявол, который внушил тебе, будто ты можешь сокрушить адамант. Не муж твой привел к тебе отрока еврея, злоумышляющего против тебя, но злой демон, который вложил в тебя нечистую похоть; он надругался над тобой. Что же делает Иосиф? Он молчит и так же осуждается, как и Христос, потому что все, случившееся с Иосифом, служит образом того, что произошло с Христом. Иосиф был в узах, а эта женщина в царских чертогах. Но что из того? Он был славнее всякого венценосца, хотя томился в узах; а она была несчастнее всякого узника, хотя жила в царских чертогах. Впрочем, победы и поражения должно искать не только здесь, но и в самом окончании дела. В самом деле, кто достиг желаемого? Узник, а не царица. Тот старался соблюсти целомудрие, а эта хотела его лишить такового. Кто же теперь получил желаемое: тот ли, кто потерпел зло, или та, которая сделала зло? Очевидно, тот, кто потерпел зло. Таким образом, он остался и победителем. Итак, зная это, будем искать той победы, которая получается через претерпение зла, и избегать той, которая достигается через нанесение зла. Тогда мы и настоящую жизнь проведем безмятежно и совершенно спокойно, достигнем и будущих благ благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.