Интересные истории из жизни пророка мухаммада. Краткое жизнеописание пророка мухаммеда

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Допророческий период

Рождение

Пророк Мухаммед родился, по мнению ряда учёных, 20 (22) апреля 571 года в год слона, перед наступлением зари, в понедельник. Также многие источники указывают 570 год. Согласно некоторым преданиям, это произошло в 9 день месяца Раби аль-авваль в год Слона, в год неудачного похода Абрахи на Мекку, или в 40 г. правления персидского шаха Ануширвана.

Детство

Мухаммед был передан согласно обычаю кормилице Халиме бинт Аби Зу’айб, несколько лет жил в её семье в кочевом племени бедуинов Бану С’ад. В 4 года он был возвращён обратно в семью. В 6 лет Мухаммед потерял мать. Он выехал с ней в Медину на могилу отца, её сопровождали опекун Абд аль-Мутталиб и служанка Умм Айман. На обратном пути Амина заболела и умерла. Мухаммеда взял к себе дед Абд аль-Мутталиб , но через два года он тоже умер. После смерти Абд аль-Мутталиба Мухаммеда взял дядя по отцу Абу Талиб , который был очень беден. В 12 лет Мухаммед пас овец Абу Талиба , потом стал участвовать в торговых делах своего дяди.

Некоторые предания, связанные с рождением, детством и юностью Мухаммеда носят религиозный характер и для светского учёного идеологически не имеют исторической ценности. Однако, эти предания для мусульманских биографов Мухаммеда, в частности первых веков ислама, многие из который сами собирали материал и проверяли его на достоверность, колоссальные труды которых и составляют главный исторический источник для сегодняшних ориенталистов , являются не менее важными и достоверными (если эта достоверность доказана), как и другие, в целом признаваемые учёными-немусульманами.

В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу . Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммеда о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть. Потом монах сказал Абу Талибу , что тот должен беречь Мухаммеда от иудеев, так как если они узнают о том, о чём узнал он сам, то будут оказывать враждебные действия.

Женитьба на Хадидже

До Мухаммеда она была замужем два раза. Мухаммед испытывал к ней сильную любовь как при жизни, там и после её смерти, о чём говорят многие хадисы, когда резал овцу, посылал часть мяса её подругам. Кроме того, он говорил, что наилучшая женщина миссии Исы была Марьям (Мария дочь Имрана, мать Иисуса), а наилучшей женщиной его миссии была Хадиджа. Аиша же говорила, что ревновала Мухаммеда только к Хадидже, хотя той и не было в живых, а однажды, когда она воскликнула «Опять Хадиджа?», Мухаммед был недоволен и сказал, что Всевышний наделил его сильной любовью к ней. .

Основные события из жизни

В этом периоде, согласно арабским источникам, можно выделить следующее:

Мекканский период пророческой миссии

Тайная проповедь

Основная статья: Начало пророческой миссии Мухаммеда

Пещера на горе Хира

Когда Мухаммеду исполнилось сорок лет, началась его религиозная деятельность (в исламе пророческая миссия, посланническая миссия).

Сначала у Мухаммеда появилась потребность в аскетизме, он стал уединяться в пещере на горе Хира, где поклонялся Аллаху . Также он начал видеть вещие сны. В одной из таких ночей уединения к нему явился ангел Джабраил , посланный Аллахом , с первыми аятами Корана . В течение первых трёх лет, он вёл свою проповедь тайно. Люди начали постепенно вступать в ислам, сначала это были жена Мухаммеда Хадиджа и ещё восемь человек, среди которых будущие халифы Али и Усман .

Открытая проповедь

С 613 года жители Мекки стали принимать ислам группами, как мужчины, так и женщины и пророк Мухаммед стал открыто призывать к исламу. В Коране так сказано об этом: «Провозгласи то, что тебе велено, и отвернись от многобожников.»

Курайшиты начали оказывать враждебные действия Мухаммеду, открыто критиковавшему их религиозные взгляды, и новообращённым мусульманам. Мусульман могли оскорблять, забрасывать камнями и грязью, избивать, подвергать голоду, жажде, зною, угрожать смертью. Всё это сподвигло Мухаммеда на принятие решения о первом переселении мусульман.

Местоположение Абиссинии (Эфиопия)

Хиджра в Эфиопию - первая хиджра (переселение) в истории ислама, датирующаяся 615 г. Сам Мухаммед не участвовал в ней, оставшись в Мекке и призывая к исламу. Негус гарантировал безопасность религии мусульман.

Смерть Абу Талиба и Хадиджи

Эти два события случились в один год (619 г.). Смерть Абу Талиба произошла за три года до переселения (хиджры) в Медину. Так как Абу Талиб защищал Мухаммеда, давление курайшитов с его смертью усилилось. В месяце Рамадане того же года, через два или три месяца после смерти Абу Талиба (указывается также, что прошло 35 дней , умерла и первая жена Мухаммеда (все жёны Мухаммеда носили статус «мать правоверных») Хадиджа. Этот год Мухаммед назвал «годом печали».

Переселение в ат-Таиф

Основная статья: Переселение Мухаммеда в Ат-Таиф

На переднем плане дорога в ат-Таиф, на заднем - горы ат-Таифа (Саудовская Аравия).

Из-за того, что после смерти Абу Талиба притеснение и давление в сторону Мухаммеда и остальных мусульман со стороны курайшитов заметно возросло, Мухаммед принял решение искать поддержки в ат-Таифе, расположенном в 50 милях к юго-востоку от Мекки у племени Сакиф. Это произошло в 619 году. Он хотел, чтобы они приняли ислам . Однако в Ат-Таифе его грубо отвергли.

Ночное путешествие в Иерусалим

Мечеть аль-Акса

Ночное путешествие Мухаммеда - это перенесение из мечети Аль-Харам в мечеть аль-Акса - священный дом (Иерусалим) от Илии. Считается одним из самых значимых и глубоко символичных событий в жизни Мухаммеда. К тому моменту ислам был уже распространён среди курайшитов и других племён. Согласно хадисам, Мухаммед был перенесён на верховном животном в мечеть аль-Акса, где находилась группа пророков, в числе которых были Иса , Муса , Ибрагим . Он помолился вместе с ними. Потом Мухаммед был вознесён на небо, где видел знамения Аллаха . В исламской традиции принято относить это событие к 27 раджаба 621 г. В Коране по поводу ночного путешествия Мухаммеда сказано в суре «Перенес Ночью».

Мединский период пророческой миссии

Переселение в Медину

Из-за опасности нахождения Мухаммеда и остальных мусульман в Мекке, они вынуждены были переселиться в Ясриб, который после этого стал называться Мединой. К этому моменту в Ясрибе уже приняли ислам и в подчинении Мухаммеда оказались целый город и армия. Это событие считается началом мусульманского государства, мусульмане получили необходимую им независимоcть, год хиджры стал первым годом

Ислам - одна из крупнейших и наиболее влиятельных мировых религий. Это рели­гия большей части Ближнего Востока, Север­ной Африки, Малайзии и Индонезии. Кстати, Индонезия - это самая большая мусульман­ская страна в мире. Сегодня около миллиарда людей исповедуют ислам.

Ислам - арабское слово, которое означает покорность, подчинение, или послушание. Другое значение слова - "мир". Таким обра­зом, более полно название религии можно перевести как "совершенный мир, который наступает, если подчинить свою жизнь Богу". Человек, исповедующий ислам, называется мусульманином. Мусульмане верят, что под­чинение и послушание воле Бога - единст­венный путь, следуя которому человек может достичь истинного покоя в собственной душе и во всем обществе. Ислам можно рассматривать как религию, родственную иудаизму и христианству, поскольку все три считают Авраама праотцом веры. Поэтому историю и даже сущность ис­лама нельзя понять в отрыве от более ранних родственных религий, то есть иудаизма и хрис­тианства. Как иудаизм и христианство, ислам является "религией Книги". Для иудеев Книга - это Тора, для христиан - Библия, для му­сульман - Коран, собрание откровений, кото­рые пророк Мухаммед получил от Бога.

Происхождение ислама

Для мусульман происхождение ислама начи­нается не с Мухаммеда, а с Бога. "В начале Бог..." - этим открывается библейская книга Бытия. История сотворения мира в Коране очень близка библейскому описанию, лишь для описания Бога используется имя Аллах. Бук­вально Аллах означает "единственный Бог". Не один из богов, потому что Бог - един. Аллах создал мир, а потом - человека. Первым человеком был пророк Адам. Он должен был заботиться о мире так, как этого хо­тел от него Бог. Однако он поддался соблазну Сатаны и вместе с Евой был изгнан из рая. В конце концов Адам и Ева раскаялись и при­мирились с Богом. Из благодарности они построили простое святилище - Каабу. По­томок Адама, Ной, имел сына по имени Сим, Отсюда происходит слово семит. Таким обра­зом, как арабы, так и евреи, будучи потомками Сима, являются семитами. Пророк Авраам, потомок Сима, долгое время жил со своей бездетной женой Сарой, Желая продолжить свой род, Авраам взял в жены также Агарь, служанку Сары. От этого союза родился сын, Измаил. Позже у Сары родился сын по имени Исаак. Через некото­рое время Бог велел Аврааму принести в жертву своего сына (согласно Корану, это был Измаил, согласно Торе, - Исаак). Именно по­слушание Авраама этому крайне тяжелому повелению, называемое в Коране "аслама", возможно, и дало исламу его название. Согласно Корану, Авраам отправился в Мек­ку и вместе со своим сыном Измаилом воссоз­дал Каабу, святыню ислама. Потомки Измаила, выросшие в Аравии, стали арабами, а оставши­еся в Палестине потомки Исаака - евреями.Следуя за потомками Измаила, первого сына Авраама, мы подходим ко второй поло­вине VI века н.э., к Мухаммеду, пророку, благодаря которому ислам обрел свою окончательную форму.

Рождение и детство Мухаммеда

Во времена, предшествовавшие рождению Мухаммеда, Аравия была частью варварского мира. Это время ученые часто называют пери­одом невежества. Аравия, отрезанная от остального мира огромными пространствами пустыни, находилась практически в изоля­ции. Жившие в пустыне бедуины не чувство­вали практически никаких обязательств ни к кому вне своего племени. Материальных благ не хватало, и благодаря воинственному характеру племен разбой и грабеж стали повседнев­ным явлением. Единственным законом был закон силы. Представления о нравственности, культуре и цивилизации были крайне прими­тивны. Кровная вражда иногда тянулась более чем полвека. Пьяные оргии заканчивались кровавыми побоищами. Игорные дома были открыты круглые сутки, и полуобнаженные танцовщицы распаляли страсть игроков. Ос­новной религией был политеизм, то есть по­клонение множеству богов, олицетворявших расы пустыни, - камням, деревьям, идолам, звездам и духам. Нет никаких свидетельств того, что эти боги вызывали у людей истинное религиозное чувство и тем более стремление к нравственности. Настало время для избавителя. Пророк Мухаммед родился в Мекке около 570 г. н. э., в роду Хашим племени корейшитов. Согласно преданию, когда его мать была беременна, ей явился ангел и сказал: "Ты носишь под сердцем повелителя этого народа и, когда он родится, скажи: Вверяю его заботе Единственного, вдали от злобы завистников; и назови его Мухаммед". (Имя "Мухаммед" оз­начает "благословленный небом и землей".) Предание также гласит, что еврейское сооб­щество узнало о рождении Мухаммеда по движению звезд, а христианское - от монаха Бахиры. Это также показывает близкую связь, существовавшую между тремя религиями.

В то время жители Аравии в основном бы­ли язычниками; редким исключением среди них был дед Мухаммеда, Абд-аль Мутталиб. Многие арабы жили как кочевники; в стране было немного городов - таких, как Мекка, Ятриб и Таиф. Мекка была богатым торговым городом, в котором также находилась главная языческая святыня. Кубический храм Кааба в центре Мекки был первоначально посвящен Единственному Истинному Богу, но на про­тяжении столетий приходили другие культы, и ко времени Мухаммеда там находилось не менее 360 идолов разных божеств - по одно­му на каждый день года. Детство Мухаммеда было полно трагичес­ких событий. Его отец, бывший купцом, умер за несколько дней до его рождения; мать умерла, когда ему было шесть лет. Дед, взявший на себя заботу о мальчике после смерти матери, славился своей праведной жизнью. Во многом благодаря ему Мухаммед рос на­божным и честным человеком и верил в Еди­ного Бога. После смерти деда его взял к себе дядя, Абу Талиб. Мухаммед работал у дяди сначала пастухом, потом стал купцом. В юно­сти Мухаммед был чист сердцем, и друзья очень любили его. Рано перенесенные страда­ния сделали его чутким к людям, и его харак­тер был всегда дружелюбным и мягким. Когда он стал старше, его необычайное чувство чести, долга и верности снискало ему имена Вер­ный и Надежный. В двадцать пять лет Мухаммед поступил на службу к богатой вдове по имени Хадиджа. Его мудрость и порядочность все больше нрави­лись ей, и через некоторое время они пожени­лись. Хотя Хадиджа была на 15 лет старше Мухаммеда, брак был счастливым, и у них ро­дилось шестеро детей. Полигамия среди арабов в то время была нормальным явлением, однако Мухаммед не помышлял о другой жене, пока была жива Хадиджа, В наступившие позже трудные времена она не покидала его. "Бог, - говорит предание, - послал ее ему в утешение, ибо она облегчала его ношу", Теперь Мухаммед был богатым, уважаемым горожанином Мекки и, казалось бы, достиг своей цели в жизни. Но материальная обеспеченность не удовлетворя­ла его. Мухаммед не находил себе покоя; все больше он отходил от дел и семейных забот и искал себе убежища в пустыне. Именно там случилось событие, перевернувшее его жизнь и повлиявшее на всю мировую историю.

Религиозный поиск

Неподалеку от Мекки в пустыне была большая скала - гора Хира, в которой находилась пещера. В поисках одиночества и места, где он мог бы глубоко размышлять о тайнах добра и зла, Мухаммед стал все чаще удалять­ся в эту пещеру. Он не мог принять образа жизни большинства своих соплеменников с их грубостью, суеверием и безнравственнос­тью: он искал Бога. Проведя много бессонных ночей в молитве и размышлениях, он пришел к выводу, что Аллах существует так же, как существуют жизнь и созданная Им вселенная, и что величие Его куда больше, чем предпола­гали его соплеменники. Его суть отражена уже в самом имени - Бог, единственный, не имеющий равных.Однажды ночью Мухаммед, погруженный в глубокое созерцание, услышал голос, повелев­ший ему: "Читай!"- "Я не умею читать,""- в ужасе ответил Мухаммед. Но снова послышал­ся голос и во второй раз повелел ему читать:

Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил - сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший... научил, человека тому, чего он не знал. (Коран 96:1-5)

Выйдя из транса, со словами, глубоко за­печатлевшимися в душе, Мухаммед покинул пещеру. И тогда он услышал голос ангела с небес: "Мухаммед, ты посланник Бога, а я Гавриил ". Мухаммед кинулся домой и рассказал своей жене, что он то ли стал пророком, то ли сошел с ума. Хадиджа поверила рассказу мужа и вско­ре стала его первой последовательницей. "Но был ли это действительно голос Бога? Про­звучит ли он снова и чего потребует?" - ду­мал Мухаммед. Через два года голос зазвучал снова и с тех пор уже не оставлял Мухаммеда всю его жизнь. Он был избран проповедовать слово Божие и решил следовать этому пути, преодолевая преследования, оскорбления и насмешки. Он стал пророком Бога. Мухаммед не всегда видел Гавриила (Джебраила) во время откровений. Иногда он только видел его глаза или слышал голос. Иногда откровения приходили, когда он был глубоко погружен в молитву, а порой - во время повседневных дел. То, как приходили откровения, отличало их от мыслей и учения самого Мухаммеда. Во время видений он чув­ствовал себя так, будто вот-вот умрет.

Каждый раз, когда ко мне приходило откро­вение, казалось мне, что моя душа исторгает­ся из меня. (Хадисы)

Первые проповеди

Поначалу Мухаммед не проповедовал пуб­лично, а говорил наедине с теми, кого это интересовало или кто заметил в нем переме­ну. Его первыми последователями были жена Хадиджа, племянник Али и мальчик-раб Сайд, а также его друг, купец Абу Бакр, Он начал ежедневно молиться по-мусульмански, что вызвало толки в его окружении. Через некоторое время он начал проповедовать на улицах Мекки. Он объявлял городским тор­говцам, что Бог будет судить каждого по де­лам его, и призывал их подчинять свои жизни Богу, любить бедных и заключенных, рабов и иноземцев. По всей вероятности, Мухаммеду вначале было трудно выходить к хорошо знавшим его жителям Мекки и проповедовать им новое учение. Все были удивлены. Всю свою жизнь его доброта и кроткая мудрость говорили о нем как о благородном и набожном человеке. Но теперь он утверждал, что получил откровение самого Бога и что он призван изменить жизнь людей. Нравственное учение требовало положить конец распущенности и разврату, чего люди не желали делать. Заявление, что все люди равны перед Богом, было слишком демократичным и бросало вызов классовой системе, основанной на несправедливости. Толпы людей собирались, чтобы послушать Мухаммеда, но мало кто хотел следовать новому учению, отказавшись от своих прежних путей. Откровение о едином незримом Боге также пришлось не по душе жителям Мекки, привыкшим поклоняться множеству идолов из дерева и камня. Соплеменники Мухаммеда управляли Каабой и ее идолами. Когда они поняли, что он пытается положить конец этому культу, они пришли в ярость, потому что это угрожало значительному доходу, который приносили паломники, приходившие покло­няться 360 святыням разных богов. Мухаммеду стали угрожать; его высмеивали и оскорбляли. Когда это оказалось бесполез­ным, его обвинили в чародействе, в оскорблении богов, в попытке разбить семьи, заставляя молодых людей восставать против родителей. Дядя Мухаммеда, Абу Лахаб, один из вождей племени, пытался спорить с ним, подкупить его и угрожать ему, но ничто не могло заста­вить его изменить своим убеждениям. Жители Мекки решили любой ценой остановить Мухаммеда и его последователей. Его враги прибегли к брани и клевете, которая вскоре обернулась прямым преследованием. Мухаммеда и его сторонников забрасывали грязью и нечистотами, когда они предавались своим дневным молитвам. В них швыряли камнями, били их палками, бросали в тюрьму и пытались уморить голодом, отлучая их от всякой торговли, ремесла и помощи. Первой мученицей ислама была женщина по имени Сумайя, а первым муэдзином (призывающим к молитве) - чернокожий раб по имени Билал, спасенный после того, как был оставлен умирать в пустыне под палящим солнцем с тяжелым камнем на груди.

Ночь восхождения

За первые три года отчаянных усилий Мухаммед снискал меньше сорока последователей. Однако вскоре стало ясно, что сопро­тивление врагов не устоит перед истиной, его талантом и достоинством, убеждались в ис­тинности его послания, и через десять лет за ним следовало уже около сотни семей. Однако это было очень трудное время. В 619 году умерла жена Мухаммеда. Она была самой пламенной его последовательницей и помощницей. В том же году умер его дядя, Абу Талиб, который защищал его от самых тяже­лых преследований. Без их поддержки для Мухаммеда настал период тоски и отчаяния, хотя он, конечно, понимал, что смерть никого не минует. Враги воспользовались его бедами, ужесточив преследования. Жена Абу Лахаба каждый день разбрасывала у его дома колючки и мусор. Мухаммед же, когда она впоследст­вии заболела, делал за нее всю домашнюю работу до тех пор, пока она не выздоровела. Именно в этом году Мухаммед пережил вторую важнейшую ночь в своей жизни - ночь восхождения. Неизвестно, было ли это видение, сон или сверхъестественное явление, но случилось так, что Пророк был разбужен и отнесен диковинным зверем в Иерусалим. С места старого иудейского храма на горе Сион он был вознесен на все семь небес, увидел . На небесах он говорил с древними про­роками, в том числе с Авраамом, Моисеем и Иисусом-мессией. Во время этих встреч он узнал, сколько раз в день должен молиться набожный мусульманин. Мухаммед думал, что около пятидесяти раз, но Моисей сказал ему, что такая ноша слишком тяжела для обычного человека, и число молитв было све­дено к пяти. Постепенно Мухаммед с ангелом приблизился к высшему небу и к Божьему престолу. Мухаммед ощутил только великий покой и чистый свет. Ни он, ни ангел не могли подойти ближе. Время, мысль и чувство замерли в то время, когда Мухаммед ощутил благо присутствия Бога, чувство, которое он так никогда и не смог выразить словами, по­тому что оно превосходит всякое человеческое понимание и знание. Это переживание при­несло Мухаммеду великое утешение и силу и подтвердило, что Аллах не покинул его.

Бегство в Медину

После этого события судьба Мухаммеда коренным образом изменилась. Он был приглашен в Ятриб (город примерно в 320 км к северу от Мекки) 75 самыми знатными жите­лями города. Ятриб был населен еврейскими и двумя арабскими племенами, враждовав­шими за власть. Казалось, что эта кровная вражда, в которой участвовали и еврейские кланы, никогда не кончится. Пришедшие к Мухаммеду горожане видели в нем мудреца и пророка, который мог бы стать достойным правителем города; принести, наконец, лю­дям мир и спокойствие. Подумав над этим предложением и получив согласие горожан поддержать ислам, Мухаммед решил отпра­виться в Ятриб. Сначала он послал в Ятриб семьдесят се­мей, а сам остался в Мекке. Но когда жите­ли Мекки узнали о его намерении покинуть город, они решили во что бы то ни стало воспрепятствовать этому. Они хотели унич­тожить движение, грозившее самому их суще­ствованию. Когда Мухаммед с одним из своих сторонников уже уходил из Мекки, враги почти настигли их, и Абу Бакр в ужасе вос­кликнул: "Нас всего двое!" - "Нет, трое, -поправил Мухаммед, - ведь с нами Бог". Когда Мухаммед прибыл в Ятриб, многие люди были готовы предоставить ему убежище в своих домах, и он был даже смущен их доб­ротой. Не желая никого обижать, он предо­ставил выбор своему верблюду. Животное остановилось там, где сушились фиги, и это место было предоставлено пророку, чтобы он выстроил себе дом. Он построил дом с боль­шим двором, где мог молиться весь город. Это было в 622 году. Переселение, извест­ное как "хиджра", что означает "бегство", считается у мусульман поворотным пунктом всей истории, и от этого момента они отсчи­тывают время. Ятриб вскоре переименовали в Мединат-аль-Наби - город Пророка, а потом это название сократилось до Медины - "го­род".

Правление Мухаммеда

В Медине Мухаммед столкнулся с множе­ством проблем. Он должен был попытаться сплотить различные кланы и племена в еди­ное сильное сообщество; он должен был иметь дело с городом Меккой, который соби­рался напасть на Медину, если бы Мухаммеду удалось укрепить ее; и он был озабочен тем, чтобы обратить всю Аравию в ислам. Мухаммед решил создать хартию, которая позволила бы всем враждующим племенам и партиям Медины принять его и подчиняться его решениям. Таким образом могла бы кон­читься кровная вражда. Он постановил, что всем горожанам позволяется исповедовать их собственную религию, и благодаря этому люди разных исповеданий получили возмож­ность жить в мирном соседстве без страха преследования или немилости. Он только просил, чтобы в случаях агрессии или тира­нии они объединялись вместе перед лицом противника. Прежние законы, в соответствии с которыми жили арабы и евреи, были заме­нены на принцип всеобщей справедливости, независимо от класса, цвета кожи или веры. Таким образом, Мухаммед бросил вызов всему политическому устройству Аравии, которое до тех пор было основано на племенном принципе. При том, что у каждого племени и рода оставались свои лидеры, Мухаммед стал во главе всего города, пользуясь своим рели­гиозным авторитетом. Мухаммед ожидал, что иудеи первыми поддержат его, так как они уже верили в единого Бога. Однако, когда он заговорил с ними о Коране, это стало причиной противоречий. Между верой мусульман и иудеев имелся ряд различий. Мухаммед не мог отказаться от данных ему откровений, евреи же хранили верность своим Писаниям. Позже, когда все арабские племена официально приняли ислам, религия приобрела более арабский и менее еврейский характер. Направление молитвы было изменено с Иерусалима на Мекку. Впоследствии конфликт между арабами и евреями привел к изгнанию евреев из города. Хотя Мухаммед теперь был главой города-государства и приобретал все большее богатство и влияние, он никогда не жил жизнью царя. Его жилище состояло из простых глинобитных домов. У себя дома он построил первую мечеть н регулярно молился. Он соблюдал учтивость, был приветлив к людям и уважителен к стар­шим. Свои серьезные учения он сочетал с мягким юмором, говоря: "Дороже всех из вас тот, кто ведет себя учтиво; хуже всех тот, кто наиболее скучен и болтлив". Он никогда не был дерзок или высокомерен, не­смотря на свое положение правителя, никогда не ставил людей в неловкое или унизительное положение. Он спал на очень простом тюфяке на полу и никогда не ел досыта. Он не считал для себя возможным предаваться безделью в то время, как другие работают, и помогал своим друзьям в разных видах работы. У него было мало одежды, и порой он штопал и латал старую одежду и обувь. В Медине Мухаммед снова женился. Две его жены были иудейками, а одна - христи­анка. Его жены разделяли его набожный образ жизни и часто поддерживали его во время ночных молитв. У Мухаммеда родился еще один ребенок, сын, который, как и два сына Хадиджи, умер в младенчестве. Его четыре дочери вышли замуж и родили детей.

Целью Мухаммеда было обращение в ис­лам всей Аравии. Сначала он рассылал миссионеров, которые рассказывали людям об исламе, затем следовали предложения о союзе. Под зашитой Медины люди могли избегнуть кровной вражды. Однако сопротивление корейшитских родов продолжалось, и Му­хаммеду до конца жизни пришлось вести во­енные действия. В результате этих войн у мусульман возникли многие правила ведения войны и обращения с пленными - правила джихада. Джихад никогда не означал военных действий с целью захвата, тирании или экс­пансии. Он мог применяться только для обо­роны и в том случае, если противника нельзя было заставить заключить мир. Во время битв пророка многие противники обратились на его сторону, прельщенные мусульманским рыцарством, отвагой и верой в Бога.

Возвращение в Мекку

В 628 году был заключен мир с Меккой. Однако на следующий год жители Мекки напали на одно из племен, состоявших в союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку с десятитысячным войском. Они разбили лагерь возле города, и Мухаммед пообещал горожа­нам полное прощение в случае их доброволь­ного подчинения. В конце концов было убито только 28 жителей Мекки, включая некоторых самых заклятых врагов Мухаммеда. Мухаммед с триумфом вошел в город, отправился прямо к Каабе и семь раз обошел вокруг нее. Потом он вошел в святилище и, как говорит предание, уничтожил всех идолов и все изоб­ражения, кроме Иисуса и Марии. Утман ибн Талха, который некогда воспрещал Мухамме­ду вход в Каабу и преследовал его, получил ключ от святилища, который вплоть до сего­дняшнего дня хранится его семьей. Мухаммед вернулся в Медину, где снова начал войну против племен, нападавших на мусульман. В 632 году пророк отправился в паломничество в Каабу. Во время хаджа (па­ломничества) он получил откровения о его правилах, которые соблюдаются мусульмана­ми по сей день. Он также произнес свою по­следнюю проповедь, сокращенный текст кото­рой можно найти во всех мечетях мира:

  • О люди, слушайте внимательно мои слова, ибо не знаю, буду ли я с вами по прошествии се­го года. Слушайте и перескажите мои слова тем, кого сегодня здесь нет.
  • Смотрите на жизнь и собственность каж­дого мусульманина как на священное имущество. Никого не обижайте, чтобы никто не обижал вас. помните, что вы встретитесь с Богом и что он будет судить ваши дела. Вы не будете ни совершать, ни терпеть несправед­ливости. Помните, что у вас есть права на ваших женщин, но и у них есть права на вас. Помните, что взяли их в жены лишь по воле и с позволения Аллаха. Обращайтесь с ними хорошо и будьте добры к ним, ибо они ваши спутницы и преданные помощницы.
  • Поклоняйтесь Аллаху, произносите свои ежедневные молитвы пятикратно; пости­тесь в месяц рамазан, и раздавайте свое богатство. Совершайте хадж, если сможете.
  • Араб не выше, чем неараб; белый не выше черного, и черный не выше белого, кроме как благочестием и добрыми делами. Все мусуль­мане братья.

В конце своей речи он оглядел огромное скопление народа. "Выполнил ли я свою миссию?" - воскликнул он. Толпа одобрительно загудела: "Ты выполнил ее, о посланник Бога". Мухаммед возвел глаза к небу и трижды вос­кликнул: " О Боже, ты свидетель, о Боже, ты свидетель, о Боже, ты свидетель". Наступила тишина, которую нарушил мощный голос Билала, призывавший к молитве. Вернувшись в Медину, Мухаммед заболел тяжелой лихорадкой, и его стали мучить головные боли. Но он продолжал руководить молитвами в мечети, пока был в состоянии делать это; после же попросил Абу Бакра занять его место. Так и не преодолев болезнь, он умер на руках своей любимой жены Айши. Ему было 63 года.

Распространение ислама

Мухаммед умер, будучи практически пра­вителем всей Аравии. Через столетие его последователи завоевали Армению, Персию, Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Испанию. Они пересекли Пиренеи и вторглись во Фран­цию. И если бы Карл Мартелл не разбил их в 732 году, весь западный мир мог бы быть му­сульманским. Это была империя, простирав­шаяся от берегов Атлантического океана и Испании до Индии, более обширная, чем Рим во времена расцвета. Неверно думать, что люди переходили в ислам под угрозой меча. Во время своих походов мусульмане руководствовались девизом: "Ис­лам, дань или меч". Никого нельзя насильно обратить ни в какую веру, и мусульмане были на самом деле терпимы к иноверцам до тех пор, пока они следовали принятым законам. Немусульмане должны были платить налоги, но принявшие ислам от налогов освобождались. Некоторые правители-мусульмане были даже против обращения иноверцев, так как это снижало их доходы.

Введение

Ислам - третья, и последняя, из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем Востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм.

Эта религиозная система с её наиболее строгим и завершённым, доведённым до предела монотеизмом сложилась на базе двух её предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культурном, ощутимы здесь на каждом шагу.

Итак, ислам возник в Западной Аравии (область Хиджаз) в начале VII в. Основателем этой религии считается житель Мекки Мухаммед (570--632). В возрасте 40 лет (около 610г.) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога и Аллаха, открывшего ему свою волю посредством откровений, которые вместе с изречениями самого Мухаммеда позже были записаны в Коране -- главной священной книге мусульман. Основой ислама является восстановление веры Авраама, которую, как считал Мухаммед, исказили евреи. Многие вопросы, касающиеся жизни и деятельности про­рока Мухаммеда, до сих пор остаются дискуссионными, и авторы не считали себя обязанными при их освещении строго следовать какой-либо из исламоведческих школ. Вместе с тем в традициях отечественной культуры (В. С. Соловьев, В. В. Бартольд) авторы рассматривали ислам как самостоятельную монотеистическую религию, ничуть не менее раз­витую, нежели, скажем, христианство.

Цель работы - дать характеристику жизни и учению пророка Мухаммеда.

1. Жизнь и деятельность пророка Мухаммеда

Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных.

Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой.

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:

"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него; если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

2. Учение Мухаммеда. Коран

Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем. Как основатель новой религии он явно уступал в этом плане другим, таким как полулегендарные Будда, Иисус, Лао-цзы или вполне реальный Конфуций. Вначале Мухаммед вообще не настаивал на том, что создаёт новое учение, выступая за признание единого бога, в чём-то родственного христианскому или иудейскому, хотя в то же время имеющему отношение к высшему божественному символу Каабы. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Интересно, что в первые годы распространения молодой религии Мухаммед даже молился, обратив лицо к священному городу иудеев и христиан - Иерусалиму. Только после того как евреи стали открыто высмеивать ошибки малограмотного Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки.

Создав культ единого Аллаха, Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных закят.

Их библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое. На первых порах активно выступал в поддержку бедных, против притеснений со стороны купцов. Мухаммед в Медине. Число последователей Мухаммеда в Мекке увеличивалось, и это встречало растущее сопротивление со стороны богатых купцов-курейшитов, наиболее влиятельных жителей города. Опиравшиеся на святилище и богов Каабы курейшиты не видели смысла в новой религии и даже опасались усиления её сторонников. Смерть Хадиджи и Абуталиба лишила Мухаммеда внутренней опоры в Мекке, и в 622 году пророк вместе со своими немногочисленными ещё последователями отправился в соседнюю Медину, соперничающую с Меккой.

Враждебные курейшитам медины охотно приняли Мухаммеда, (его мать была родом из Ятриба), а наличие в Медине большой иудейской общины сделало их более подготовленными к приятию его учения. Вскоре после прибытия Мухаммеда в Медину чуть ли не большинство населения этого города вступило в число правоверных. Это был огромный успех, почти триумф, поэтому 622 год, год переселения, стал считаться первым годом новой мусульманской эры (по-арабски - хиджра).

Мухаммед превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммеда а были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары.

Мухаммед надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Мухаммеде мессию из неиудеев, более того, высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммеда. Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем «лицемеров» (мунафикун).

В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммед а, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. д. В проповедях Мухаммеда стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры.

Начинает особо выделяться положение Мухаммед а как посланника Аллаха. В "откровениях" появляются требования особого почтения к Мухаммеду, ему "ниспосылаются" исключения из некоторых запретов, обязательных для других. Таким образом, в Медине Мухаммед сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины.

Мединская община мусульман выработала свой устав, свои организационные формы, первые законы и предписания в области не только ритуала и культа, но также норм повседневной жизни. Вырабатывая все эти законоположения, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что позволило сделать значительный шаг по пути становления новой религии от других, пусть даже и родственных ей.

Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась почти вся южная и западная Аравия.

Основные идеи и принципы вероучения Мухаммеда зафиксированы в Коране, священной книге мусульман. Согласно принятой в исламе традиции, текст Корана был поведан пророку самим Аллахом через посредство Джебраила (библейского архангела Гавриила, служившего в качестве посредника между богом и людьми). Аллах не раз передавал свои священные заповеди через различных пророков - Моисея, Иисуса, наконец, Мухаммеда. Этим исламское богословие объясняет и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии: переданный через более ранних пророков священный текст был искажён иудеями и христианами, которые многое в нём не поняли, кое-что упустили, извратили, поэтому только в своей последней версии, авторизованной великим пророком Мухаммедом, правоверные могут иметь высшую и бесспорную божественную истину.

Эта легенда о Коране, если очистить её от божественного вмешательства, близка к истине. Основное содержание Корана так же тесно связано с Библией, как сам ислам близок к иудео-христианству. Но объясняется всё много проще, нежели то пытается делать мусульманское богословие. Сам Мухаммед книг не читал, в том числе и Библии. Однако, вступив на стезю пророка, он через посредников весьма старательно знакомился с содержанием священных иудео-христианских текстов, повествовавших о том самом едином и всемогущем боге, которого под именем Аллаха стал почитать Мухаммед.

Перерабатывая их в своём сознании и умело сочетая с арабской национально-культурной традицией, Мухаммед именно на этой основе строил свои первые проповеди, которые, будучи затем записаны его секретарями-писцами, легли в основу Корана. Нервновозбудимая психика Мухаммеда немало способствовала тому, что в глазах его последователей пророк действительно выглядел своего рода небесным посланцем, вещавшим от имени высшего божества. Его изречения, чаще всего в виде рифмованной прозы, воспринимались как божественная истина и именно в этом качестве включались затем в сводный текст Корана.

По мнению одного из лучших знатоков арабской культуры академика И. А. Крачковского, специально исследовавшего и переведшего Коран на русский язык, в тексте Корана, несмотря на различие языка и стиля отдельных его глав, можно ощутить определённое единство главного содержания, основной идеи, восходящей к проповедям Мухаммеда. Специалисты различают среди глав (сур) Корана две основные группы - мекканскую, восходящую к проповедям начинавшего свой пророческий путь Мухаммеда до хиджры, когда ещё мало кто признавал его вероучителем, и мединскую, базирующуюся на изречениях уже широко признанного и почитавшегося основателя ислама. Текст Корана обрывист и нередко противоречив, хотя в пределах отдельной главы чувствуется стремление сохранить единство темы и сюжета.

Заключение

В современной науке существует общее мнение, что Мухаммед действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Мухаммеда (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка. Ислам, в принципе, не наделяет Мухаммеда никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все.

Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммеду грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммедом, - в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т. д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммеде сравнительно мало.

Список использованной литературы

1. Васильев С. История религий востока. - М.: Высшая школа, 2002. - 304с.

2. Грундман В., Эллерт Г. Иисус из Назарета, Мухаммед - пророк Аллаха. - М.: Феникс, 2004. - 743с.

3. Основы религиоведения. / Под редакцией И. Н. Яковлева. - М.: Высшая школа, 2004. С. 302..

Ислам - это одно из самых распространенных религиозных движений в мире. На сегодняшний день в общей сложности он насчитывает свыше миллиарда последователей во всем мире. Основателем и великим пророком этой религии является выходец из арабских племен по имени Мухаммед. О его жизни - войнах и откровениях - пойдет речь в этой статье.

Рождение и детство основателя ислама

Рождение пророка Мухаммеда - событие очень важное для мусульман. Было оно в 570 году (или около того) в городе Мекке, что находится на территории современной Саудовской Аравии. Родом будущий проповедник происходил из влиятельного племени курайшитов - хранителей арабских религиозных реликвий, главной из которых была Кааба, о которой еще будет сказано ниже.

Родителей Мухаммед потерял очень рано. Отца он вообще не знал, так как тот умер еще до рождения сына, а мать скончалась, когда будущему пророку едва исполнилось шесть лет. Поэтому воспитывали мальчика дедушка и дядя. Под влиянием деда юный Мухаммед глубоко проникся идеей единобожия, хотя большинство его соплеменников исповедовали язычество, поклоняясь множеству божеств древнего арабского пантеона. Именно так началась религиозная история пророка Мухаммеда.

Юность будущего пророка и первый брак

Когда юноша подрос, дядя ввел его в свои торговые дела. Надо сказать, что Мухаммед в них достаточно преуспел, снискав уважение и доверие среди своего народа. Дела под его руководством шли настолько хорошо, что со временем он даже стал управляющим торговыми делами одной состоятельной женщины по имени Хадиджа. Последняя влюбилась в молодого предприимчивого Мухаммеда, деловая связь постепенно переросла в личную. Им ничего не мешало, поскольку Хадиджа была вдовой, в конце концов Мухаммед на ней женился. Союз этот был счастливый, супруги жили в любви и согласии. От этого брака пророк имел шестерых детей.

Религиозная жизнь пророка в молодости

Мухаммед всегда отличался набожностью. Он много размышлял о вещах божественных и часто уединялся для молитвы. Был у него также обычай ежегодно удаляться надолго в горы, чтобы, спрятавшись в пещере, проводить там время в посте и молитвах. Дальнейшая история пророка Мухаммеда тесно связана с одним из таких уединений, пришедшихся на 610 год. Было ему тогда около сорока лет. Несмотря на свой уже зрелый возраст, Мухаммед был открыт новому опыту. И этот год стал для него переломным. Можно даже сказать, что тогда состоялось второе рождение пророка Мухаммеда, рождение именно как пророка, как религиозного лидера и проповедника.

Откровение Гавриила (Джабриила)

Короче говоря, Мухаммед пережил встречу с Гавриилом (Джабриилом в арабской транскрипции) - архангелом, известным по иудейским и христианским книгам. Последний, как верят мусульмане, был послан Богом, чтобы открыть новому пророку несколько слов, которые последний получил приказ выучить. Они-то, согласно исламским поверьям, и стали первыми строчками Корана - священного писания для мусульман.

В дальнейшем Гавриил, представая в различных обличьях или просто проявляя себя в голосе, передавал Мухаммеду указания и повеления свыше, то есть от Бога, которого по-арабски называют Аллахом. Последний открыл себя Мухаммеду Господом, прежде говорившем в пророках Израиля и в Иисусе Христе. Таким образом возникла третья - ислам. Пророк Мухаммед же стал ее фактическим основателем и пламенным проповедником.

Жизнь Мухаммеда после начала проповеди

Дальнейшая история пророка Мухаммеда отмечена трагизмом. Из-за своих настойчивых проповедей он приобрел множество врагов. Он и его новообращенные подверглись бойкоту со стороны соотечественников. Многие мусульмане впоследствии были вынуждены искать прибежища в Абиссинии, где их милосердно приютил христианский царь.

В 619 году скончалась Хадиджа - верная супруга пророка. Вслед за ней умер и дядя пророка, который защищал своего племянника от негодующих соплеменников. Чтобы избежать расправы и преследований со стороны врагов, Мухаммеду пришлось покинуть родную Мекку. Он пытался найти кров в близлежащем арабском городе Таифе, но и там его не приняли. Поэтому, на свой страх и риск, он был вынужден вернуться.

Когда пророк Мухаммед скончался, ему было шестьдесят три года. Считается, что последними его словами была фраза: «Мне суждено пребывать в раю среди самых достойных».