Использование икт в работе по развитию речи дошкольников. «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Использование икт в познавательно речевом развитии дошкольников

Приоритетным направлением нашей работы является развитие речи. Это направление выбрано неслучайно, так как у многих детей плохо развита речь. И поэтому, цель нашей работы – научить детей говорить чисто, связно, грамматически правильно. Для достижения этой цели мы используем в работе различные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применяем современные образовательные технологии, включая информационные образовательные ресурсы.

Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме образовательной деятельности в целом.

Применение компьютера мотивирует наших воспитанников проявлять свою оригинальность, задавать вопросы, что, в свою очередь, благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации. Ребят привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, благодаря которой дети стремятся выразить эмоции от увиденного материала своими словами. Они с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому.

С детьми ИКТ используем как в процессе совместной деятельности на занятиях по развитию речи в качестве современного наглядного материала, так и вне занятий.

Так же компьютерные игры используются для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них.

Использование компьютерных презентаций на занятиях с дошкольниками имеет множество преимуществ:

1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала;

2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем;

3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста;

4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость;

5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память;

6) способствует развитию эффекта биологически-обратной связи (мгновенная оценка деятельности, контроль за результатом);

7) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха.

Внедрение ИКТ осуществляется по трём направлениям:

- использование ресурсов Интернет;

- использование готовых обучающих программ;

- создание презентаций и интерактивных игр самостоятельно.

В своей работе по развитию речи детей с применением ИКТ мы используем следующие варианты:

- мультимедийные презентации;

- интерактивные игры на компьютере.

Наиболее доступным средством для создания компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планированием. В процессе работы нами были созданы презентации с элементами игры «Путешествие по сказкам», «Занимательные рассказы», «Красота русской природы в произведениях художников» (по временам года), «Весёлый огород», «Обитатели нашего леса».

Иллюстрационный материал для создания презентаций подбирается с помощью интернет ресурсов, дополняется интересными фактами, загадками, занимательными заданиями для детей.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всеми детьми, подгруппами, индивидуально.

Предлагаем насколько игр, направленных на развитие речи детей с применением ИКТ:

Игра «Цепочка слов »

Цель: Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком, выделять первый и последний звук в слове.

Ход: На компьютере представлена одна картинка, с которой надо начинать цепочку и еще несколько. Педагог предлагает выделить последний звук в демонстрируемом слове и выбрать среди множества картинок слово, которое начинается на этот звук. Затем перенести компьютерной мышкой выбранную картинку к первой и таким образом продолжить цепочку. В конце задания открывается смайлик-проверка, под ним правильно составленная цепочка картинок. Ребенок сравнивает две цепочки.

Игра «Назови детёнышей »

Цель: Упражнять в образовании названий детенышей диких животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Ход: На экране представлены картинки животных и их детенышей. Ребенку предлагается выбрать одно животное, найти его детенышей, перенести их к нему и назвать, кто у кого есть» («У белки – бельчата, у белки много бельчат» и т. д.).

Игра «Зайчонок считает »

Цель: Упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа неодушевленных существительных

Ход: На экране картинка с зайчонком. Ребятам предлагается задать зайчонку, который умеет считать, вопросы типа: «Сколько, у тебя носов, хвостов, лап, глаз, бровей, ушей, ртов, усов, щек». На правильно заданный вопрос зайчонок отвечает (записан голос – включатся педагогом с помощью гиперссылки), неверный ответ – молчит.

Игра «Найди лишнее »

Цель: Упражнять в умении строить сложные предложения, развивать речь-рассуждение, доказывать свои точку зрения.

Ход: на экране расположены три картинки. Детям предлагается подумать, какой предмет здесь лишний и объяснить – почему. Ребенок выбирает картинку и кликает на нее мышкой (если ответ правильный, она сама зачеркивается, если неправильный – то нет). Ребенок объясняет, почему он сделал такой выбор.

Игра «Подбери пару »

Цель: Упражнять в умении подбирать пару по аналогии и объяснять свой выбор, развивать речь-рассуждение.

Ход: Педагог предлагает детям посмотреть на картинку и установить связь между первой парой картинок, и, исходя из этого, подобрать картинку во второй паре из трех предложенных (перенести ее к стрелке на пустое место) и объяснить свой ответ. («Собака живет в будке, а птица в гнезде, поэтому я подберу к слову «птица», слово «гнездо» и т. д.) Если слово подобрано верно, его можно перенести, если нет, картинка зачеркивается крестиком и ее перенести невозможно. В игре 4–5 заданий.

В процессе работы дети стали более самостоятельными, общительными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы, рассуждать, у них обогатился активный словарь.

Данная работа интересна всем участникам. Результат, который мы получили, ещё раз доказывает эффективность применения и использования ИКТ в развитии речи детей.

Ирина Николаевна Кечаева
«Использование ИКТ в Развитии связной речи воспитанников старшего дошкольного возраста»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВОСПИТАНИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .

Воспитатели высшей квалификационной категории

МБДОУ ЦРР - детский сад № 229

Кечаева Ирина Николаевна

Силкина Светлана Дмитриевна

Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей . Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи .

Успешное овладение связной устной речью поможет ребенку легко справиться с требованиями школы : правильно и быстро отвечать на вопросы, в логической последовательности передавать содержание литературного произведения, находить объяснения различным явлениям природы, общественной жизни и др.

В развитии связной речи детей старшей группы на первый план выступает формирование умения составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями и частями высказывания.

Тема развития связной речи детей относится к образовательной области «Речевое развитие » по ФГС ДО (1, которое включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной , грамматически правильной диалогической и монологической речи ; развитие речевого творчества ; развитие звуковой и интонационной культуры речи , фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В начале работы было проведено 2 вида обследования развития речи детей :

Овладение умениями и навыками в области «Коммуникация» по методике Н. В. Верещагиной.

обследование речевого развития детей по методике О . С. Ушаковой.

В связной речи анализировались следующие критерии : содержательность, композиция высказывания, грамматическая правильность построения предложений, разнообразные способы связей между предложениями , разнообразие лексических средств. Среди данных компонентов ниже оценки в композиции высказывания (наличие частей, следовательно,использование моделирования , которое поможет усвоить композицию высказывания, будет наиболее эффективным.

Анализируя сводные результаты обследования развития речи детей видно , что речевое развитие в основном соответствует возрасту детей , хотя есть недостатки, особенно в связной речи (описание, самостоятельный рассказ детей) .

На основании результатов двух видов обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую

Цель работы : Содействовать развитию связной речи детей с использованием метода моделирования.

Задачи :

Способствовать развитию содержательности и связности речи детей (диалога и монолога) .

Создавать условия практического овладения нормами речи .

Развивать речевое творчество .

Воспитывать культуру общения .

Для решения нами использовались разнообразные методики и технологии :

Красильникова Л. В. Развитие «Издательский салон» , 2009 год.

М. – ТЦ : Владос, 2003 год.

развития речи дошкольника . М. – ТЦ, Сфера, 2008 год.

В развитии связной речи особую роль играет использование разнообразных средств : изобразительная наглядность, реальные предметы, художественная литература, различные виды детской деятельности.

В качестве современного средства нами используются информационно – коммуникативные технологии. Применение ИКТ в работе с дошкольниками имеет неоценимое уникальное значение :

1. Оптимизация и повышение качества воспитательно -образовательного процесса ДОУ с опорой на последние достижения в области информатизации.

2. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.

3. Создание активно действующей, работоспособной системы поддержки семейного воспитания с использованием ИКТ .

4. Повышение педагогической культуры родителей.

5. Трансляция педагогического опыта на широкую общественность.

В современном мире информационно - коммуникационные технологии помогают воспитателям не только шагать в ногу со временем, но и в работе с детьми. Компьютер входит в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. Сегодня педагоги и психологи отмечают, что современные дети отличаются от предыдущих поколений. Они с легкостью осваивают сложную игрушку - трансформер, но с трудом решают логическую задачу. Они долго могут играть в компьютерные игры с существами, обитающими в иных мирах, но придумать свою сказочную историю для них очень сложно. И что делать нам, педагогам-дошкольникам ? Сегодня отношение педагогической общественности к использованию ИКТ в работе с детьми противоположное. Одни утверждают, что в дошкольном возрасте вообще не надо использовать информационные технологии; другие, наоборот, создают для детей полностью открытое информационное пространство, практически без ограничений. Но обе позиции не решают проблему современного ребенка. Они оставляют его одного, предоставляя самому определяться в безграничном мире информации и технологий. Поэтому, перед современными педагогами стоит важнейшая задача - стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ.

В развитии речи воспитанников информационно – коммуникативные технологии используются следующим образом :

1) Использование компьютерной наглядности при обогащении словаря, развитии связной речи , лексической стороны, при составлении высказываний (компьютерная наглядность обладает специальными характеристиками : привлекательность, яркость, новизна). Мультимедиа дает возможность представить информацию на большом экране с помощью фото, видеографики, анимации, звука. В группе создается обстановка, в которой дети выражают эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

2) Создание интерактивного материала по развитию речи использования его в работе с воспитанниками . Этот материал создается под определенные задачи работы, например, дифференциация звуков – презентация «Звуки» , расширение словаря – презентации «Игрушки» , «Животные» и т. д.

3) Создание интерактивных моделей для развития связного высказывания . Дети связывают на экране картинки последовательного сюжета в соответствии с моделями Л. В. Красильниковой и обязательное составление связных высказываний ребенка.

4) Организация работы с родителями в различении информации о задачах, методах, средствах речевого развития и на консультациях , и семинарах, и на сайте МБДОУ.

При использовании ИКТ в развитии связной речи воспитанников решаются задачи речевого развития :

повысилась содержательность и связность монологической речи детей .

повысилась речевая активность детей.

развилось речевое творчество детей.

развились психические процессы детей, особенно мышление.

Список литературы :

Красильникова Л. В. Развитие речевой активности детей 6-7 лет. Н. Новгород, ТЦ. «Издательский салон» , 2009 год. -159 стр.

Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста . М. – ТЦ : Владос, 2003 год. - 287 стр.

Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника . М. – ТЦ, Сфера, 2008 год. - 235 стр.

Анастасия Сердягина
Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников

Использование ИКТ в развитии речи у дошкольников

Процесс информатизации нашего общества стремительно движется вперед и это, несомненно, существенно меняет практику повседневной жизни. Нам, педагогам дошкольного образования следует адаптироваться к новому информационному веку. В нашей стране компьютеры используются в образовании уже очень давно. Использование ИКТ входит и в систему дошкольного образования .

Под ИКТ подразумевается использование компьютера , Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

Использование ИКТ открывает для воспитателя неограниченные возможности.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка- дошкольника . Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие . Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи , поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы , ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи , бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи , отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной.

Именно дошкольникам , с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В Связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику.

Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Применение ИКТ усиливает :

1. Положительную мотивацию обучения.

2. Активизирует познавательную деятельность детей.

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность :

на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка) ;

обеспечивает наглядность.

Рассмотрим несколько примеров того как можно использовать ИКТ в развитии речи дошкольников .

Сочинения рассказов по картинке.

Это задание можно выполнить 3-мя способами :

1. На экране выводятся 3-4 картинки, представляющие собой связанный рассказ (1-начало, 2-продолжение, 3-конец) .Дети просто описывают события, изображенные на картинках. В этом случае каждая картинка выступает как очередная глава.

2. Детям предлагается только одна картинка. Воспитателем задается вопрос : Что было до этого? Что может быть после? После высказывания предлагается подлинная история и на экран выводятся все картинки.

3. Воспитатель показывает на экране картинки, которые идут друг за другом не по сюжету, а в перепутанной последовательности. Эти картинки дети должны расположить по порядку, а затем составить связный рассказ. Это наиболее сложный вариант работы, предполагающий наличия у ребенка в определенной степени сформировавшегося логического мышления.

Звуковая культура речи

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими людьми.

Основные направления работы по воспитанию ЗКР - это воспитание у детей чистого, ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание чёткого произношения (дикции, выразительности детской речи .

Разнообразные видео-уроки могут стать хорошими помощниками. Можно заучивать тексты песен для закрепления звукопроизношения.

Автоматизация звука

Наша речь связана с движениями речевого аппарата. При дефектах звукопроизношения большое место в работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется как при постановке звуков, так и на этапе автоматизации звуков. Тонкие движения артикуляционного аппарата способствуют совершенствованию движений и формированию правильной речи ребёнка .

Аудио занятия могут значительно повысить эффективность индивидуальной и коллективной работы по автоматизации того или иного звука.

Опыт организации воспитательно-образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи . Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.

Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников . Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность , формируют культурно значимые знания и умения.

Компьютерные технологии сегодня - один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению , воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в познавательном развитии детей 4–7 лет Государственное бюджетное учреждение Амурской области ГБУ АО «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование.

Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников Уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы СП ГБОУ НШ с. Красноармейское детский сад «Солнышко» по речевому направлению.

Использование информационно-коммуникативных технологий в детском саду в развитии речи дошкольников Современный ребенок с рождения окружен насыщенной медиа – средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимает все большее.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У обучающихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Информационно-коммуникационные технологии входят в число современных образовательных технологий и для того, чтобы соответствовать сегодняшнему уровню образования, педагог, безусловно, должен использовать их на своих занятиях. Возможности и преимущества медиазанятия: повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов; повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности; появление возможности моделировать объекты и явления; развитие наглядно-образного мышления.

О чем мечтают дети,
На всей, на всей планете?
Мечтают путешествовать,
И новый мир познать,
Простых вещей основу,
И таинства узнать!

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в образовательном учреждении - это одна из самых актуальных проблем в отечественной педагогике.

Необходимо целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.

Занятия должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуко и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

На занятиях с детьми ИКТ чаще используется как часть занятия, но на итоговых или обобщающих занятиях может быть использовано в течение всего занятия, в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

В форме обучающей игры можно проводить любые занятия.

Системы интерактивной графики и анимации позволяют в процессе анализа изображений управлять их содержанием, формой, размерами, цветом и другими параметрами для достижения наибольшей наглядности.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, даю щая возможность педагогу выстроить объ яснение на занятиях логично, научно, с исполь зованием видеофрагментов. При такой ор ганизации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рас смотреть сложный материал поэтапно, об ратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остано виться на вопросах, вызывающих затрудне ния. Использование анима ционных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.

Также в качестве мультимедиаресурсов выступают видеофрагменты, интерактивные схемы и модели. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.

Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога Д.О. – это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы. Педагог практически в любой момент может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости. На экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст.

Сканер поможет детям стать полноценными участниками создания слайд-шоу. Вместе с педагогом данный материал сканируется и вставляется в слайд-шоу или клип. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. В следующий раз ребенок будет подбирать картинки и иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Вот вам и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда.

Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиаресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъект образовательной деятельности.

Хочется заметить, что если педагоги не разовьют у детей любознательность, стремление не только что-то узнавать, но и прилагать усилия для самостоятельного получения необходимых знаний, то ни одно оснащенное новейшей техникой учреждение образования не сможет исправить наших ошибок.

Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки наиболее интересными, в процесс восприятия учебного материала включается не только зрение, но и слух, воображение, всё это помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. Мультимедийным средствам обучения отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых моментов урока. Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя начальных классов огромной подготовитель ной работы, но все затраты окупаются высокими результатами – улучшается качество обучения, повышается мотивация учащихся. Практика показывает, что применение ИКТ имеет свои положительные и отрицательные стороны.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. использование ИКТ дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

2. все участники образовательного процесса имеют возможность, используя средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью, что, важно для всестороннего развития личности, как ребенка, так и взрослого;

3. информационно-коммуникационные технологии дают возможность учащимся спланировать время обучения при работе с компьютерными тренажерами, сформировать общую картину при восприятии и запоминании материала;

4. ИКТ дают возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания.

5. свобода поиска и выбора учебной информации, ее доступность, неограниченность информационных ресурсов, разнообразие видов информации и т.д.

7. процесс обучения становится более индивидуализированным, личностно-ориентированным. Новые информационные технологии превращают обучение в увлекательный процесс, с элементами игры, способствуют развитию исследовательских навыков учащихся. У учителя появляются дополнительные стимулы отойти от традиционной репродуктивной модели преподавания в пользу исследовательских, проектных методик;

8. с появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.)

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:

1. возросшие требования к педагогу;

2. неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

3. неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку;

4. исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

Множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

Технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

5. невысокая информационная культура;

6. психологическая неготовность учителей к освоению ИКТ;

7. часто встречается невысокое качество авторских мультимедийных программ с точки зрения содержания и методики: погоня за «картинкой» в ущерб содержанию, неудачное методическое сопровождение;

8. ИКТ оказывает негативное воздействие на личность ученика: утрата

коммуникативных навыков, чрезмерная индивидуализация и утрата навыков групповой работы, отрицательно сказывается на здоровье, формирует психологическую зависимость от виртуального мира, стимулирует акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшает устную и письменную речь;

Тем ни менее применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Итак, тема, которую я вам предлагаю «Развитие и совершенствование образной и выразительной речи в образовательной деятельности с использование ИКТ»

Задачи, которые вытекают из данной темы:

    изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с обучающимися;

    обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;

    использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

    создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы по совершенствованию и развитию образной и выразительной речи.

Направления использования мультимедийных презентаций
в развитии речи обучающихся:

    Звуковая культура речи

    • Развитие фонематического восприятия,

    овладение элементами грамоты

    • Формирование лексико – грамматического строя речи

      Развитие связной речи

Сейчас начинается Зима и уместно использовать материал для познавательной деятельности детей, что позволит расширить кругозор ребят, повысить словарный запас, развить логическое мышление, абстрактное представление.

Так же можно использовать различные виды упражнений:

Заверши рассказ по имеющемуся началу;

Составь рассказ по имеющемуся концу;

Продолжи предложение;

Развяжи язычок – Скороговорки;

Цвет, вкус настроения;

Нарисовать свою маму словами – словесный портрет.

Использование икт в работе по развитию речи дошкольников.

В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие.

Использование ИКТ уместно на любом этапе изучения темы при объяснении нового материала, при закреплении и при обобщении материала. Принципиальное новшество использования компьютера - интерактивность, позволяющая развивать активные формы обучения. Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала можно назвать мультимедийную презентацию.

Мультимедиа - отражение объектов действительности во всех возможных формах. Мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Использование компьютерных презентаций на занятиях имеет множество преимуществ: 1) увеличивает познавательную активность детей и повышает объем изученного материала; 2) способствует процессу формирования сотрудничества и новых форм общения между ребенком и воспитателем; 3) использует наглядно-образный тип информации, который понятен детям дошкольного возраста; 4) способствует процессу формирования учебной мотивации, повышает самоконтроль, усидчивость; 5) формирует эффективное усвоение материала: развиваются творческие способности и воображение, увеличивается словарный запас, тренируется память; 6) формирует положительное эмоциональное состояния ребенка в процессе занятий, что является залогом успеха. Медиа занятия позволяют формировать у дошкольников речь в достаточно небольшие сроки.

Благодаря организации с ИКТ у детей происходит стимулирование речевой активности увеличение речевой деятельности появление с первых минут интереса к занятию и последующее его удержание до конца занятия. Речь в процессе ИКТ - это средство мыслительных операций, и при этом она формирует самостоятельную творческую деятельность ребенка. Эффективность применения подтверждают данные положительные факторы выраженное формирование у дошкольников устойчивой мотивации и произвольных познавательных интересов у детей увеличивается мотивация к учебе благодаря интересным мультимедийным эффектам: звуку, движениям, мультипликациям в памяти на длительный срок остаются полученные знания, их становится легче применить на практике после краткого повторения происходит более тесное взаимодействие с родителями, многие из них пользуются диском с презентациями для занятий с детьми дома. Это способствует закреплению знаний, которые были получены детьми на занятиях.

Следовательно, благодаря информационно-коммуникативным средствам обучения происходит увеличение эффективности работы воспитателя по формированию речевых навыков у детей дошкольного возраста. При условии постоянного использования в образовательном процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами и приемами обучения, обогащаются интеллектуальные впечатления и интересы детей, значительно повышается их речевая активность.

В развитие связной речи особую роль имеют средства изобразительной наглядности. Неспроста К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности». Наглядность дает возможность выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей:  зрительная;  слуховая;  моторная. Необходимость повышения качества применяемого наглядного материала - самая веская причина, побуждающая к использованию компьютерных технологий. Они представляют для педагога интерес и являются дополнительным средством развития речи ребенка.