История возникновения и развития коллажа. Коллаж

Заключающийся в создании живописных или графических произведений путем наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.

Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.

В искусство коллаж был введён как формальный эксперимент кубистами , футуристами и дадаистами . На том этапе в изобразительных целях применялись обрывки газет, фотографий, обоев. Наклеивались на холст куски ткани, щепки и т. п.

Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Первым художником, работающим исключительно в технике коллажа был Курт Швиттерс .

Другие жанры

В настоящее время также встречается применение термина «коллаж» как обозначение отдельного, самодостаточного жанра в искусстве. Коллаж как принцип творчества в кинематографе широко использовал режиссёр Сергей Параджанов . В современной поэзии и рок-музыке техника коллажа наиболее полно проявилась в творчестве Егора Летова . Оба они также увлекались составлением коллажей в обычном смысле этого слова.

Одним из самых известных художников применял коллаж Макс Эрнст , также Джон Хартфилд . В России - Родченко , Телингатер , в наше время Анатолий Брусиловский , который впервые ввёл это слово в употребление в русском языке (в 1962 г. в газете «Неделя», Москва, иллюстрации к рассказам Славомира Мрожека). Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь разнородных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов.

Надо отличать коллаж от близкого, но всё же другого средства изображения - аппликации , то есть применения разнообразных материалов и структур - тканей, газет, фанеры или жести с целью усиления выразительных возможностей. Такой метод создания изображения по своей сути и технике близок к инкрустации .

Ещё одним из жанров следует назвать ассамбляж , в котором используются разнообразные предметы и их фрагменты, собранные и скомпонованные на одной плоскости. Иногда используют обозначение «ready-made » (нет русского аналога). Близко к ассамблажу подходят «арт-объект» и инсталляция, хотя и имеют некоторые отличия. Часто все эти понятия смешивают даже музейные работники так как термины ещё слишком новы в обиходе русского искусства.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст , Л. Мохой-Надь , А. Родченко , В. Степанова , Э. Лисицкий , Ю. Рожков , Г. Клуцис и др.

Видеоколлаж

Видеоколлаж - это видеоряд собранный из небольших отрывков от одного или нескольких фильмов, иногда с добавлением фотоизображений и текстовой информации. Видеоколлаж используется для создания яркого сюжета, точно и контрастно отображающего творческую идею автора.

Коллаж в музыке

Термин «коллаж» употребляется и в музыке, где он означает особую форму использования композитором в своем произведении фрагментов другого сочинения - чужого или ранее написанного своего.

В частности, коллаж является одной из наиболее характерных особенностей сюрреалистической музыки .

См. также

  • Квиллинг

Источники

    • Wescher Н., Die Collage. Geschichte eines künstlerischen Ausdrucksmittels, Köln, 1968
Коллаж (фр. collage — «приклеивание») - особая техника изобразительного искусства, заключающаяся в выполнении графических либо живописных произведений путем накладывания на основу материалов разного цвета и фактуры. Подобный прием используется в основном для получения эффекта остроты и эмоциональной насыщенности. При выполнении коллажа может быть применено сразу несколько материалов. К примеру, тушь, пастель и акварель. Для акцентирования внимания зрителя часто используются такие элементы как пятно, линия и точка. Коллаж широко применяется не только в изобразительном искусстве, но и в кинематографе, скульптуре, поэзии и музыке. Не следует путать этот прием с аппликацией. По своей сути коллаж ближе не к ней, а к инкрустации.

История возникновения и развития коллажа

Первые упоминания о коллаже относятся ко II в. до н. э. Примерно в это же время в Китае была изобретена бумага. Однако вплоть до X века эта техника использовалась крайне редко. В десятом столетии японскими каллиграфами начали применяться обработанные специальным образом и склеенные между собой кусочки бумаги. В Европе коллаж как разновидность ДПИ был известен еще в XIII в. В XV – XVI столетиях в оформлении готических соборов часто использовались разнообразные элементы из позолоченных листов бумаги. Обрамления для икон зачастую выполнялись из благородных металлов и самоцветов. В качестве собственно художественной техники впервые коллаж был использован в XX веке. Его широкую популярность связывают с проникновением в искусство нового для того времени стиля модерн. Подобные произведения искусства создавали многие знаменитые художники, например, Пабло Пикассо и Жорж Брак.

Благодаря использованию листов бумаги подобные картины смотрятся объемно и необычно. Эти оригинальные композиции представляют собой нечто среднее между собственно произведением живописи и скульптурой. С течением времени коллаж перестают воспринимать как дополнительную технику, позволяющую создавать необычные картины, и выделяют в самостоятельный предмет искусства. В середине XX века эта разновидность ДПИ становится еще более популярной. Очень интересны, например, композиции Луизы Невельсон, выполнявшей коллажи из найденных обломков мебели, бочек, предметов интерьера, деревянных ящичков, панно и т.д. Очень часто в этот период коллаж используется для обрамления фотографий. Древесина становится едва ли не обязательным элементом всех подобных композиций. В одном и том же произведении искусства этот материал мог сочетаться с графическими или живописными изображениями.

Считается, что первым в художественную форму технику коллажа перевел в 1924 г. немец Джон Хартфилд, использовавший такие панно в качестве сатирического оружия против Гитлера. Однако популярными объемные композиции в начале века были и в России. Самыми известными русскими коллажами считаются картины А. Лентулова «Москва» (1913) и «Василий Блаженный» (1913). В первом панно были использованы кусочки бумаги, во втором – фольга. Достаточно популярны и произведения художника В. Татлина, отличающиеся динамичностью композиций.

Особенности техники

Для того, чтобы изделия, выполненные в технике коллажа, получались яркими и оригинальными, при их создании используются самые разные декоративные элементы. При этом художник старается выполнить коллаж так, чтобы зрителем он воспринимался как единое гармоничное произведение. Разумеется, при этом должны быть соблюдены все правила построения композиции.

Стили коллажа

На данный момент известно всего четыре основных стиля, используемых для выполнения таких изделий.

. Вегетативный . В качестве основных элементов используются растения или их фрагменты. При этом художник старается сделать готовое произведение максимально реалистичным. Растения при этом выступают не как часть пейзажа или общего сюжета картины, а как самостоятельный элемент, на который сделан основной акцент.
Декоративный. Такие коллажи отличаются фантастичностью сюжета. Главной целью, которую ставит перед собой художник, выполняя подобное произведение, являются оригинальность и неповторимость. Глядя на такую картину, зритель пытается отгадать замысел автора, его настроение.
Пейзажный . Название этого вида коллажа говорит само за себя. На таких панно изображают разного рода пейзажи – природные или городские. Это может быть море, лес, красивые здания и т.д..
Формо-линейный. Основными элементами подобных коллажей являются геометрические фигуры – ромбы, квадраты, круги и т.д. Даже фон в таких произведениях представляет собой сочетание этих простых элементов.

Оформляются коллажи обычно с помощью паспарту и рамы. Паспарту называют широкую рамку, обрамляющую панно. Ее основной задачей считается облегчение зрителю восприятия картины. Рама и паспарту также защищают картину от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.

ВВЕДЕНИЕ

Коллаж, фотоколлаж очень популярны в наше время т.к. используется во всех графических редакторах. Каждый фотограф должен знать программу Photoshop. Новый качественный виток в истории коллажа появился с появлением Photoshop. Фотоколлаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Для создания фотоколлажа была выбрана тема на основе игры «CrossFire».

Сюжет игры основан на выполнения военных действиях. «CrossFire» популярная онлайн игра в России, Китае, Канаде, Европе.

КОЛЛАЖ. ИСТОРИЯ ФОТОКОЛЛАЖА

История коллажа

Коллаж (фр. collage- наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. Коллаж применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент Коллаж был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).

Коллаж - это искусство, которое бросает вызов живописи" (Луи Арагон).

Коллаж - это когда из разнообразных кусочков вполне понятных предметов создается изображение, которое по смыслу представляет из себя нечто совершенно другое, то есть поэтическая метафора, но только не словами, а изображениями сделанная.

Коллаж - это графическое произведение, смонтированное в виде единой композиции из частей различной природы и различного происхождения.

Коллажи - это композиции, составленные из разных изображений, противоположных по характеру или находящихся в гармонии, помещаемых рядом друг с другом или накладываемых одно поверх другого. Это целое, представляющее собой нечто большее, чем простая сумма составных частей.

Коллажи - это не просто набор картинок, собранных на одной плоскости. Это искусство из несоединимых вещей делать одно целое.

Kоллажем является некоторая совокупность отдельных элементов, "сведенных" воедино и представляющих собой нечто осмысленное

Фотоколлаж

Фотоколлаж - это свободное, произвольное соединение, иногда даже не взаимосвязанных между собой, нескольких стилей фотоизображения в одной картинке или фотографии.

Эффект фотоколлажа достигается с помощью наложения одного изображения на другое, совмещение нескольких фото изображений в одном, иногда даже с элементами графики (мозаика) или использования хаотичного набора разнообразных изображений (пазл). В ходе развития фотографии появилась возможность использования различных приёмов и методов создания коллажей с применением специальных эффектов. Следует заметить, что данное направление искусства становится более доступным всё большему кругу людей не обладающих профессиональными навыками фотографии или компьютерной обработки фотоснимков (например, с помощью Photoshop). Очень многое прежде всего зависит от фантазии самого автора и его желания сделать что-то необычное или сюрреалистическое. Фотоколлаж возможен в нескольких жанрах, таких как сатирическое, философское, политическое, метаморфическое, пропагандистское и прочее изображение.

К наиболее ярким представителям мира искусства в области фотоколлажа можно отнести: Д. Хартфильд, Р. Хаусманн, Х. Хох, М. Эрнст, Л. Мохой-Надь, А. Родченко, В. Степанова, Э. Лисицкий, Ю. Рожков, Г. Клуцис и др.

Техника фотомонтажа начала свое развитие еще в XIX веке, практически одновременно с развитием самой фотографии, и изначально применялась для исправления технических особенностей снимков того времени. В те времена фотографические материалы были слабо чувствительны к оттенкам синего, поэтому плохо различали, например небо и облака. Для добавления необходимых оттенков фотографы использовали комбинированную печать.

В конце 1950-х годов два американских фотографа Уэльсманн и Майклз используя чёрно-белый материал создали восхитительные изображения. Они и заложили основы современного фотомонтажа. Уэльсманн десятки лет назад в своей фотолаборатории создал то, что сейчас мы стараемся получить с помощью Photoshop.

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино. Позднее, комбинированная съемка в силу емкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями и в книжном дизайне.

Техника фотоколлажа бывает не только в виде комбинации из соединений нескольких сюжетов в одном. Существуют техники мозаики или пазла (создание единой картинки с помощью множества мелких карточек, схожих по мотивам или текстуре внутри фотографии). Мозаика может быть составлена как единая картина чего-либо, а может в итоге образовать что-то совершенно новое - например, если из множества разно тональных фотографий составить одну, а после абстрагироваться и посмотреть издали - можно увидеть в переплетениях лицо человека или какой-либо иной сюжет.

Новый качественный виток в истории коллажа появился с появлением Photoshop, которым на данный момент владеет практически любой фотограф. Теперь создавая многоплановую композицию легко можно удалять и заменять отдельные фотоэлементы или менять их местами. Такое упрощение в работе, как следствие ведет к тому, что некогда элитарное искусство становится массовым и общедоступным. Некоторые работы и их авторы давно покорили миллионы почитателей этого вида искусства.

Техника исполнения коллажа, как и сам коллаж, может быть разной. Всем известно, что коллаж составляется из нескольких кусочков (объектов). Минимум - это 2 изображения. Максимум - ограничения устанавливает только мощность и скорость вашего компьютера и Вы сами.

Для начала следует разделить коллаж на конкретный и абстрактный. Абстрактному коллажу больше всего соответствует стиль сюрреализма (ничего не понятно, но смотрится красиво). Конкретный - это когда есть конкретика. То есть, я четко понимаю, что изображено на картинке.

При составлении коллажа, рано или поздно приходится задумываться о композиции и геометрии. Композиция есть не что иное, как расположение, составление и объединение отдельных элементов в одно целое. Помимо самих элементов, в нее входит и их ракурс, освещение, тональность, контраст, тени, а так же ряд специфических эффектов, придающих работе особый "вкус". Все это играет не маловажную роль в составлении коллажа. Но давайте попробуем разобраться. Лично я не строю особых математических расчетов, когда делаю коллаж. Композиция выстраивается сама по себе, по ходу создания работы. Существуют коллажи, где ее вообще нет, как таковой. Важно не то, как построить коллаж, а то, как он будет восприниматься вами и теми, кто его будет смотреть.

В композиции можно отталкиваться от нескольких вещей. Например, когда вы работаете с одной фотографией, которая уже в себе содержит композицию или геометрию. В этом случае вам остается только грамотно обработать снимок.

Или когда вы сами делаете композицию из нескольких снимков. Тут есть ряд моментов.

Есть так называемый центровой вариант (центрирование) - это когда главный объект, то есть то, на чем концентрируется внимание, находится в центре вашей работы. Либо cама работа построена таким образом, что ваш взгляд так или иначе направляется в центр. Это может быть как коллаж, так и обычный снимок.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова коллаж

коллаж в словаре кроссвордиста

коллаж

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

коллаж

А,м. В изобразительном искусстве: наклеивание на какую-н. основу материалов другой фактуры, другого цвета; произведение, выполненное таким образом.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

коллаж

    Технический прием, при котором на холст или иную основу наклеиваются отличающиеся от них по цвету и фактуре материалы: обрывки газет, обоев, лоскутки ткани, щепки, осколки и т.п. (в изобразительном искусстве).

    Произведение, выполненное в такой технике.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

коллаж

КОЛЛАЖ (франц. collage, букв. - наклеивание)

    прием в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре; произведение, исполненное в этой технике.

    В музыке 20 в. введение в сочинения стилистически чуждых фрагментов из произведений др. композиторов (напр., включение темы фортепьянные сонаты Й. Гайдна в финал 1-го фортепьянного концерта Д. Д. Шостаковича).

Коллаж

(французское collage, буквально ≈ наклеивание), технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре; К. также называется произведение, целиком выполненное этим приёмом. К. применяется главным образом в графике ради большей эмоциональной остроты фактуры произведения, неожиданности сочетания разнородных материалов. Как формальный эксперимент К. был введен кубистами, футуристами и дадаистами (приклеивание к холсту обрывков газет, фотографий, обоев, кусков ткани, щепок и т.д.).

═Лит.: Wescher Н., Die Collage. Geschichte eines künstlerischen Ausdrucksmittels, Köln, }