Какие бывают предлоги в русском языке? Предлоги места, времени и непроизводные. Как правильно писать предлоги

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Нужно придумать предложения с предлогами: вследствие, насчёт, наподобие, вроде, ввиду, вместо, несмотря, в течение, в продолжение, по причине, в целях, со стороны, так чтобы в одном предложении слово являлось предлогом, а в другом частью речи от которой образован этот предлог. Например: 1. Хорошо видно вокруг. Вокруг-это наречие 2. Обошёл вокруг дома. Вокруг-это предлог

1.вследствие= из-за. Отсутствовать вследствие болезни.
Ошибка в следствии по делу о краже. (Сущ. в предложном падеже.)
2.насчёт= о. Договориться насчет поездки. Деньги переведены на счет (сущ.) школы
3.наподобие-вроде. Укрытие наподобие шалаша. Указал на подобие явлений.
4.вроде-наподобие. Укрытие вроде шалаша. В роде этом были и знаменитости.
5.ввиду=из-за-Авария ввиду гололеда. Иметь в виду (устойчив. словосочетание) ;
показались в виду (сущ.) города
6.вместо- вместо предисловия, прибыл в место назначения;
7.несмотря= хотя, вопреки. Работали, несмотря на дождь. Шел, не смотря под ноги. (деепричастие.)
8.в течение-Учить в течение месяца. В течении реки повороты. (Сущ. в предложном падеже.)
9.в продолжение-Отдыхали в течение месяца. Ввести новых героев в продолжение романа.
10.по причине-по причине неурожая;
11.в целях-в целях ликвидации задолженности, в целях никто не сомневался;

Другие вопросы из категории «Образование»

  • Учёные эволюционисты (Ламарк, Дарвин) называли разные причины и факторы эволюции. Чьеё точки зрения придерживаетесь вы?

Тип занятия: фронтальное.

Вид занятия: лексико-грамматическое.

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих 3 уровень ОНР.
Первый-второй год обучения, первый период обучения.
Открытое занятие проведено для педагогов ДОУ 18.11.2014 г.

Цель: обучение детей различению и правильному употреблению предлогов «К» и «ОТ» в предложениях.

Задачи:

  • Образовательные :
    • уточнить значения пространственных отношений, выраженных предлогами «К» и «ОТ»;
    • познакомить детей со схемами предлогов «К» и «ОТ»;
    • учить детей замечать и исправлять ошибки в употреблении предлогов «К» и «ОТ»;
    • упражнять детей в правильном употреблении предлогов «К» и «ОТ» с существительными в дательном и родительном падежах;
    • учить детей составлять предложения, заменяя в данном предложении предлог «К» на предлог «ОТ»;
    • упражнять детей в дифференциации предлогов «К» и «ОТ» и составлении предложений по сюжетным и предметным картинкам;
    • упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами, учить анализировать предложения с предлогами.
  • Коррекционно-развивающие :
    • развивать глубину вдоха и плавность, длительность выдоха;
    • развивать мелкую моторику пальцев рук;
    • развивать речевое внимание на основе упражнений на определение предлогов «К» или «ОТ» в предложениях;
    • развивать зрительное восприятие, воображение детей;
    • активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Воспитательные :
    • развивать эмоциональную отзывчивость, умение работать в коллективе и самостоятельно.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и правильно употреблять предлоги «К», «ОТ» в предложениях.

Общая продолжительность занятия: 30 минут.

Ресурсы: картинка: гномики у домиков,схемы предлогов, карточки со схемами предлогов по количеству детей, сюжетные и предметные картинки по количеству детей, игрушка «Колобок», мяч, разноцветные геометрические фигуры со сложным узором и смайлики – по количеству детей, магнитофон, запись песни «Маленькая страна», демонстрационная доска.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводный этап

1. Организационный момент (в кругу)

Логопед:

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – Доброе утро!
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

– Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Пусть ваши улыбки согреют всех теплом. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя теплоту и доброту сегодняшнего утра. Плавно и длительно выдохните через рот все свои тревоги и печаль.

(Дети делают вдох и выдох три раза).

– А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям.

2. Игровая мотивация

Логопед: Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с Вами отправимся в Волшебную страну, где живут маленькие слова – предлоги, познакомимся и подружимся с некоторыми из них. Хотите?

Звучит музыка из песни «Маленькая страна».

– Тогда закрывайте глазки, а я скажу волшебные слова.
«Вокруг себя повернитесь, в волшебной стране окажитесь».
Откройте глазки, мы с вами оказались в маленькой волшебной стране – стране Предлогов. Прогуляемся по ней.

Дети под песню «Маленькая страна» (1 куплет) идут змейкой по группе и возвращаются в круг.

Логопед: Жители волшебной страны такие же маленькие, как и наши пальчики.

3. Пальчиковая гимнастика (в кругу)

Самомассаж фаланг пальцев).

Вот волшебная страна,
И чудес она полна.
За горами, к озерцу,
через море, по мосту,
на проселочной дороге.
От полянки, под кустом,
прямо в речке, над цветком,
возле леса у берлоги.
Здесь живут слова предлоги.
Энергичное сжимание и разжимание кулачков.
На каждый предлог сжимание указательным и большим пальцами одной руки
верхней фаланги пальцев другой руки поочередно, начиная с мизинца.
На существительное – разминание фаланги пальца – от ногтя к основанию – правой рукой.

То же – левой рукой.

Пальцы обеих рук скрещены в замок, большие пальцы – сверху.
Дети совершают скрещенные движения большими пальцами влево-вправо.

II. Основной этап

Логопед: Ребята, посмотрите, какие маленькие домики на полянке. Подойдем к ним поближе и посмотрим, кто там живет (картинка: гномики у домиков).

1. Знакомство с предлогами «К», «ОТ», их схемами

Логопед: Рассмотрите двух гномиков. Одного зовут «К», а другого «ОТ». Как вы думаете, почему? (ответы детей) Послушайте сказку про них.
«В волшебной стране маленьких слов жил-был предлог «К» . Он был очень дружелюбный и не любил оставаться один. Поэтому предлог «К» часто ходил в гости: К своим друзьям, К знакомым. Если он не ходил в гости, то всё равно двигался: К дереву, К речке, К дому… (Показ схемы предлога).

Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается, мы говорим маленькое слово «К». Посмотрите на схему. Стрелка направлена к палочке.

Это схема предлога «К».

А рядом с предлогом «К» жил-был его братец – предлог «ОТ». Он ни с кем не дружил, был очень упрямый и всегда делал всё наоборот. Предлоги его звали: «Иди к нам, будем играть!» Упрямец вставал и отходил ОТ предлогов. Летним жарким днём его звали купаться: «Пойдём к озеру купаться!». Предлог «ОТ» сердито отворачивался и шёл в другую сторону – ОТ озера. Такой он был упрямый.(Показ схемы предлога).

Это схема предлога «ОТ».

Предлог «ОТ» появляется тогда, когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется. Посмотрите на схему, стрелка идёт от палочки.

2. Тренировочные упражнения

Упражнение 1. «Представлялки»

Логопед: Закройте глаза и представьте, к чему можно подойти в волшебной стране? (К замку, к речке, к другу и т.д.)
(Предлог «К»)
(Когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, приближается).

Упражнение 2

Логопед: Посмотрите на картинку и скажите, кто от кого убегает.(Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки, собака убегает от волка, волк убегает от тигра, тигр убегает от слона, слон убегает от мышки).
– Какой предлог вы произносили? (Предлог «ОТ»).
(Когда предмет отодвигается от чего-то, удаляется).
– Ребята, послушайте, можно ли так говорить: Мама подошлаот дерева.
– Почему так говорить неправильно? (Предложение непонятное людям).
– Как нужно сказать правильно? (Мама подошла к дереву.)
Петя отбежалк дома.(Петя отбежал от дома.)
Заяц ускакал лисы. (Заяц ускакал от лисы.)
– Почему нужно правильно употреблять предлоги в предложениях? (Ответы детей)
– Почему нельзя предлоги путать или пропускать в речи? (Предлоги меняют смысл предложения)

3. Появление сказочного персонажа

Логопед: Ребята, послушайте, кажется, к нам кто-то идет. Вспомните, кто в своей сказке от всех ушел, а от одного не ушел?

Если дети затруднятся ответить, загадать загадку: «Круглый бок, румяный бок…

– К нам пришел…» (Появляется игрушка колобка, колобок поет песенку)
– Какой предлог вы слышали в песенке колобка? (Предлог «ОТ»).
– Скажите, от кого ушел колобок? (Колобок ушел от бабушки. Колобок ушел от дедушки… и т.д.)

4. Физминутка

Логопед: Поиграем с Колобком. Колобок вам будет говорить предложения. Если услышите в предложении предлог «К» – сделайте прыжок вперед, а если услышите предлог «ОТ» – сделайте шаг назад. Будьте очень внимательны, чтобы не ошибиться.

  • Утка подплыла к берегу.
  • Бабушка поставила кресло к дивану.
  • Зоя отвязала козу от дерева.
  • Сорока отлетела от забора.
  • Таня подошла к магазину.

5. Дифференциация предлогов «К» и «ОТ» на слух

Логопед: В Волшебной стране каждый становится чуть– чуть волшебником. Сейчас вы будете превращать одно предложение в другое. Я назову предложение, а вы скажете его наоборот.

Упражнение «Превращалки» (с мячом)

Например: Сорока подлетела к берёзе. – Сорока отлетела от берёзы.

  • Шмель подлетел к цветку.
  • Машина отъехала от магазина.
  • Синица отлетела от кормушки.
  • Мяч подкатился к стене.
  • Теплоход причалил к пристани.
  • Автобус подъехал к остановке.
  • Черепаха подползла к камню.
  • Воробей отскочил от лужи.
  • Лиса подбежала к курятнику.

6. Составление предложений с предлогами «К», «ОТ» по сюжетным картинкам.

Логопед: Ребята, а вы любите дарить подарки? Посмотрите, колобок принес нам картинки. Подарите их нашим предлогам.

Игра «Подарки» (закрепление дифференциации предлогов «К» и «ОТ»)

Логопед: Рассмотрите картинки (по количеству детей) внимательно и подарите предлогу «К» только те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «К». А предлогу «ОТ» подарите те картинки, по которым можно составить предложение с предлогом «ОТ».

Дети составляют предложения по картинкам и расставляют картинки под схемами предлогов.

– Подарки предлогам будем дарить по очереди, по одному.

Объяснить, почему подарили ту или иную картинку предлогу. За правильный ответ дети получают геометрическую фигуру.

Логопед: Какие вы молодцы, сколько подарков подарили. Но колобок почему-то загрустил. Он никак не может составить предложение по двум предметным картинкам. Поможем ему? У вас в руках геометрическая фигура. Найдите такую же фигуру на столе и займите свое место.

7. Самостоятельная работа детей.

Составление предложений по двум опорным картинкам и схемам. На столах – разноцветные геометрические фигуры, предметные картинки, схемы предлогов, схемы слов-действий.

Логопед: Сейчас каждый из вас будет самостоятельно составлять 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» по схеме и предметным картинкам.
Но сначала вспомним:
– Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов).
– Какие слова мы знаем? (Слова-предметы, слова-действия, слова-предлоги).
– Вспомним схемы предлогов. Поднимите схему предлога «От».
– Когда произносится предлог «ОТ»? Поднимите схему предлога «К».
– Когда произносится предлог «К»?

На доске – две предметные картинки: теленок, волк.

Логопед: Ребята, помогите мне составить предложение по картинкам. (Теленок убежал от волка).

Схема предложения выкладывается у доски.
Разбор предложения:

– Сколько слов в предложении? Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово. Назовите четвертое слово.
– Как пишутся слова в предложении? (Раздельно).
– Теперь вы самостоятельно составьте 2 предложения с предлогами «К», «ОТ» и выложите схемы ваших предложений на столах. (Составление предложений по схеме и предметным картинкам).

Машина отъехала от дома. Машина подъехала к гаражу. И т.д.

Выполнение задания проверяется у всех детей, проводится разбор каждого предложения.

Индивидуальная работа: Влад, Богдан, Костя, Настя, Катя – предметные картинки – существительные множественного числа.

Логопед: Ребята, все вы молодцы! Колобок благодарит вас за помощь и дарит вам в подарок свою улыбочку.

Детям раздаются смайлики.

– Эти улыбочки вы сегодня принесете домой, поделитесь теплотой и радостью с родителями и расскажите им о волшебной стране Предлогов и её жителях.

III. Заключительный этап

Логопед: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Подойдите все ко мне. Закройте глазки, вокруг себя повернитесь, в детском саду окажитесь.

– С какими предлогами мы сегодня познакомились?
– Когда произносится предлог «К»?
– Когда произносится предлог «ОТ»?

Литература:

1.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. – М. Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
2. Ресурсы сети Интернет.

Хрипунова Л.В. ,

учитель-логопед высшей кв. кат.

МДОУ № 85, г. Северодвинск

ТЕМА: «ПРЕДЛОГИ: В, НА, ПОД, ЗА»

Путешествие в страну маленьких слов

ЦЕЛИ:

Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА; упражнять детей в правильном употреблении предлогов; учить выделять эти предлоги в тексте и составлять разнообразные предложения с заданным предлогом (по картинке, по двум опорным словам), анализировать предложения, упражнять детей в выкладывании схемы предложений с предлогами.

Совершенствовать общую и мелкую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью, развивать речевое дыхание.

Закреплять навык правильного произношения звуков в предложениях и коротких стихотворных текстах.

Развивать внимание, память, активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наглядно-действенное и логическое мышление.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент .

Логопед обращается к детям:

Надо вам свободней встать

И спокойнее дышать .

Выполняются упражнения с элементами фонетической ритмики для звуков «в», «н», «з», «а», «п» с одновременным произнесением «маленьких слов» – предлогов: в, на, за, под.

Логопед предлагает детям назвать «маленькие слова», которые получились при выполнении упражнений.

2. Сообщение цели занятия . (Игровая мотивация)

: «Сегодня мы с Вами отправимся в страну маленьких слов, где живут маленькие человечки. Давайте послушаем звуковое письмо» (вкл. магнитофон).

Игра «Незнайкино письмо» . Дети слушают магнитофонную запись: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Незнайка. Я хочу рассказать о своем городе. (Под ) нашем городе новые дома. (За ) улицах ходят нарядные жители. (Под ) клумбах растут красивые цветы. Люди ездят (за ) современных автомобилях. (На) городом раскинулась широкая река. (Под ) реке водится рыба. Наш город лучше всех!»

Логопед обращает внимание детей на допущенные ошибки – неверное употребление предлогов. Прочитывая еще раз (по одному) предложения из письма, логопед просит детей исправить Незнайкины ошибки. (Выставляется плоскостное изображение Незнайки)

3. Уточнение пространственного значения предлогов: в, на, за, под.

Логопед выставляет схемы предлогов в, на, за, под и совместно с детьми уточняет – когда мы говорим эти «маленькие слова»:

«Маленькое слово» (предлог) В появляется тогда, когда предмет находится внутри ;

НА – когда предмет находится сверху ;

ПОД – когда предмет находится внизу ;

ЗА – когда предмет находится сзади.

Логопед побуждает детей назвать «маленькие слова» точнее – предлогами и вспомнить стихотворение «Про предлоги».

4. «Предлоги» (по демонстрационной таблице-схеме, авторская разработка )

5. Составление предложений с предлогами (по картинке).

Логопед: «У Незнайки есть друг Тюбик. (Выставляется плоскостное изображение героя) У него живет котенок. Котенок очень шустрый, игривый. Поэтому зовут его Шустрик. Друзья любят играть с котенком. А Шустрик всюду бегает, забирается на различные предметы, прячется в разных местах комнаты. Тюбик любит рисовать Шустрика. И сегодня прислал вам свои рисунки. Рассмотрите их и расскажите, пожалуйста, где находится Шустрик». (Дети садятся за столы)

Дидактическое упражнение «Составь предложение» . Детям предлагается составить предложения по картинке. (Выполняется с мячом)

Мяч лови, и мяч бросай,

предложение составляй!

На коврофоне – совместное составление схемы предложения (Например, Шустрик уснул под комодом ), его анализ.

Какой полоской обозначаем предложение?

Какими полосками обозначим слова в предложении? Сколько нужно взять полосок? Почему на первом месте находится полоска с «хвостиком»?

Что поставим в конце предложения?

Сколько слов в предложении?

Назови 1-е слово в предложении (второе, четвертое).

Назови слово-предлог в предложении. Какое слово стоит на 3-ем месте?

(Дети по очереди работают у доски, осуществляют взаимопроверку)

Опрос всех детей – выделение предлога из самостоятельно составленного предложения.

6. Динамическая пауза.

«Незнайкина зарядка»

(Проговаривание текста с одновременным выполнением соответствующих движений)

Вот Незнайкина зарядка –

Выполняйте по порядку.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сядьте-встаньте, сядьте-встаньте

Вы, надеюсь, не устали?

7. Выделение предлогов из стихотворных текстов.

Логопед: «Синеглазка сочинила стихи и хочет, чтобы вы их повторили». (Выставляется плоскостное изображение Синеглазки)

Дети прокатывают каучуковый шарик по дорожкам усложненный конфигурации, сопровождая движения стихотворениями. После воспроизведения стихотворных строк логопед предлагает ребенку назвать предлоги, которые есть в тексте:

Солнечный лучик упал на волну,

Солнечный лучик попал в глубину.

На горе, на горке,

на крутом пригорке

Стройная рябинка,

будто на картинке.

Стройная береза выросла в лесу,

Зоя под березой поймала стрекозу.

На Незнайкиной подушке вышита кукушка..

Длинноухий заяц мчится,

за ним гонится лисица.

Если хочет Тюбик спать,

Он приляжет на кровать.

Знайка в комнату вошел

и поставил сок на стол.

Закатила барабан

Синеглазка под диван.

8. Работа с индивидуальным наглядным материалом.

Логопед: «Иногда маленькие человечки любят пошалить, а потом не могут найти свои вещи. Знайка (выставляется плоскостное изображение) же во всем любит порядок. Помогите ему, пожалуйста. Соберите картинку и расскажите, где что находится». (Дети собирают разрезные картинки)

Упражнение. Составление предложений с предлогом по двум опорным картинкам. Самостоятельное составление схемы предложения с предлогом в, на, под, за.

Примеры предложений:

Котенок закатил резиновый мячик под диван.

Незнайка увидел машинку под шкафом.

В комоде лежали платья Синеглазки.

Цели:

1. Учить составлять предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ, анализировать их и выделять предлог.

2. Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложе­нии.

3. Расширять объем кратковременной слуховой памяти.

4. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: сюжетная картинка «В огороде» из пособия «Вот какой наш детский сад» (М.: Издательство Скрипторий 2003, 2009), карточки-символы слов-предметов, слов-действий, предлога (см. задание на дом 12), длинная полоска для обозначения предложение, короткие полоски для обозначения слов, карточки с готовыми схема­ми предложений для каждого ребенка (см. задание на дом 12), муляжи овощей, обручи, корзинки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Садится на место тот, кто ответит на мой вопрос: «Что (кто) это?»

2.Упражнение «Придумай предложение».

Раздать детям карточки со схемами (см. задание на дом 12, п. 2) и попросить составить по ним предложения.

3.Упражнение «Анализ предложения » (см. задание на дом 12, п. 4, 6). Предложить детям рассмотреть картинку «В огороде» и ответить на вопрос: «Где растут помидоры?»

Составить предложение: «Помидоры растут на кустиках». Задать вопросы:

Что получилось? (Предложение.) Почему? (Выложить на доске длинную полоску .)

Сколько слов в этом предложении? (Выложить под длин­ной 4 коротких полоски .)

Какое первое (второе, третье, четвертое) слово? Что оно обозначает? (Неживой предмет.)

Под первой полоской выложить соответствующую карточку-символ. Так же разобрать каждое слово.

Вывод: НА - это короткое слово-предлог. Оно помогает словам дружить в предложении. Слова-предлоги мы будем обозначать жел­тым кружочком.

Попросить детей повторить предложение по схеме, произнося четко каждое слово. Обратить внимание на то, что между полоска­ми-словами соблюдается расстояние.

Так же разобрать предложение «Мама срывает помидоры с кусти­ков».

5.Упражнение «Составь предложение» (см. задание на дом 12, п. 7).

Логопед показывает сюжетную картинку «В огороде», дети по вопросам и разобранным схемам составляют предложения:

«Картошка лежит в ведре. Папа высыплет картошку из ведра. Капуста растет на грядке. Мама срежет капусту с грядки». И т.д.

6.Итог занятия.

На дом : задание 12.

Занятие 13

Тема: «„В огороде". Рассказ»

Цели:

1. Учить составлять рассказ пр картинке и пересказывать его с опорой на схему.

2. Закрепить понятия «слова-предметы», «слова-признаки», «сло­ва-действия», «предлоги и их символы».

3. Развивать внимание, память, мышление, умение рассуждать.

4. Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников.

Оборудование: сюжетная картинка «В огороде» (см. задание на дом 13), картрчки-символы слов-предметов, слов-призна­ков, слов-действий, схема рассказа (см. задание на дом 13), муля­жи овощей, обручи, кррзинки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед показывает карточки с символами слова-предмета, сло­ва-признака, слова-действия - дети называют соответствующее символу слово.

2.Упражнение «Подумай и ответь».

Предложить детям рассмотреть картинку «В огороде» и ответить на вопросы:

Что это? (Это огород.)

Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)

Какие овощи растут в огороде? (В огороде растут разные овощи.)

На чем растут овощи? (Овощи растут на грядках.)

Какие грядки вы видите в огороде? (Длинные и короткие.)

Кто ухаживает за грядками? (Дети, огородники, юные огород­ники.)

Как они ухаживают за грядками? (Они рыхлят, поливают грядки.)

Какую капусту поливает Петя? (Петя поливает созревшую, крупную капусту.)

С какой морковью Витя рыхлит грядку? (Витя рыхлит грядку с крупной, сладкой морковью.)

Что делает Вика с хрустящей белокочанной капустой? (Вика срезает и складывает в корзину хрустящую белокочанную капусту.)

В какую корзину Вика складывает хрустящую белокочан­ную капусту? (Вика складывает хрустящую белокочанную капусту в большую плетеную корзину.)

Какие заготовки из овощей сделает мама? (Ответы детей.)

3.Упражнение «Рассказ - не рассказ» (см. задание на дом 13).

Вывод: рассказ получился, так как у нас есть история, у кото­рой есть начало, - мы знаем, что это огород и в нем растут.разные овощи на длинных и коротких грядках. Есть событие (сообще­ние) - мы узнали, что делали в огороде юные огородники. И есть конец - мы узнали, что мама сделает из этих овощей.- Каждый рассказ должен имеет название. Как бы вы назвали наш рассказ?

4.Физкультминутка (см. занятие 11).

5.Упражнение «Шифровка».

Попросить детей рассмотреть шифровку (схему рассказа), уточ­нить используемые в ней символы. Сказать, что это шифровка рассказа, который они составили, и предложить расшифровать ее (пересказать по схеме):

· каждое предложение;

· начало;

· событие (сообщение);

· весь рассказ (2-3 ребенка).

6.Итог занятия.

На дом : задание 13.

Занятие 14

Тема: «Гласные звуки»

Цели:

1. Формировать понятие «гласный звук».

2. Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов.

3. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память.

Оборудование : аудиозапись различных звуков, маркеры - ухо, рот, маркер гласного звука (красный кружочек), экран, зеркала, пред­метные картинки, фишки, флажок, колокольчик, косынка, набор­ное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Садится на место тот, чье имя начинается со звука «А» («У», «И», «О» и т.д.). Садятся все остальные дети.

2.Упражнение «Речевые и неречевые звуки».

Дать детям послушать запись звучания музыкальных инструмен­тов, лая собаки, звука шагов, шуршания бумаги и т.п.

Вывод: мы слышали (поставить маркер «ухо») неречевые звут, потому что их никто не произносил.

Произнести за экраном (чтобы дети не видели губ лбЛшеда) несколько гласных звуков.

Вывод: теперь мы слышали речевые звуки, потому что ЙХ про­износит человек (около маркера «ухо» поставить маркер «рот»):

Вывод: звуки - это то, что мы слышим и произносим.

3.Упражнение «Гласные звуки».

Попросить детей произнести перед зеркалами звук «А» («У», «И», «Э», «О», «Ы»). Уточнить его артикуляцию, возможность произно­сить длительно, свободно, петь его.

После того как все звуки будут произнесены, уточнить, чем Эти звуки отличаются (по-разному работают губы: разная артикуляция) и чем похожи (их можно петь).

Вывод: звуки, которые можно петь, называются гласными. Их обозначаем красным кружочком.

4.Упражнение «Повтори, не ошибись».

Попросить детей послушать, запомнить и повторить ряды глас­ных звуков («А-У-Э», «И-Э-У-Ы» и т.д.).

5.Физкультминутка.

Игра «Жмурки с колокольчиком».

Дети образуют круг. Выбрать водящего, поставить в середину круга, завязать ему глаза косынкой. У одного из игроков в руках колокольчик.

Дети идут по кругу и говорят хором: «Слушай, слушай! Не зевай! Где звенит, угадай!»

Затем останавливаются, один из участников звенит колокольчи­ком. Водящий должен его найти. Игра проводится 2-3 раза.

6.Упражнение «Назови первый звук».

Выставить на наборное полотно предметные картинки: аист, узел, ива, осы, экран. Попросить детей назвать каждую картинку и ска­зать, с какого звука начинается слово.

7.Упражнение «Назови последний звук».

Выставить на наборное полотно предметные картинки: кот, дуб, кит, гриб, бант, бинт.

Попросить детей назвать изображение на каждой картинке во множе­ственном числе и сказать, какой звук слышится в конце каждого слова.

8.Игра «Четвертый лишний».

Попросить детей на слух определить лишнее слово:

· Иней - искры - иглы - эхо.

· Аист - утка - арбуз - абрикос.

· Эмма - Инна - Иван - Игорь.

· Улей - улитка - автобус - удав.

· Этажи - эскалатор - ива - экскаватор.

9.Итог занятия.

На дом: задание 14.

Занятие 15

Тема: «Гласные буквы»

Цели :

1. Закрепить зрительные образы гласных букв А, У, О, Э, И, Ы.

3. Учить звуковому анализу и синтезу.

4. Развивать внимание, память, мелкую моторику.

5. Воспитывать навыки организованного поведения.

Оборудование: гласные буквы, в том числе написанные с наложе­нием (см. задание на дом 15), тетради с изображением букв с недо­стающими элементами, красные ручки, кассы букв, маркеры - ухо, рот, глаз, рука, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Садится на место тот, кто назовет слово, которое начинается со звука «А» («У», «И», «Э», «О»).

2.Упражнение «Вспомни и ответь».

Что такое звук? (Выставить маркеры «ухо», «рот».)

Какие бывают звуки? (Речевые, неречевые.)

Как называются звуки, которые можно петь?

Сколько гласных звуков мы знаем? Произнесите их.

3.Упражнение «Буквы».

Показать детям обратную сторону карточки, на которой написана буква А, и спросить:

Что это? (Ответы детей,)

Что надо сделать, чтобы ответить на мой вопрос? (Надо уви­деть.) (Выставить маркер «глаз».)

Что надо сделать, чтобы на карточке появилась буква? (Напи­сать ее.) (Выставить маркер «рука».)

Вывод: буква - это то, что мы видим и пишем.

4.Упражнение «Посмотри и прочитай».

Показывать детям гласные буквы (заглавные и строчные) и пред­ложить прочитать их.

5. Физкультминутка.

Дети произносят звуки с движениями:

6. Упражнение «Покажи и назови».

7.Работа с кассой букв.

Логопед произносит звукосочетания «АУ» («УА», «АУИ», «ЭЫО») и задает вопросы:

Сколько звуков я произнесла?

Какой первый (второй, третий) звук?

После каждого анализа попросить детей выложить сочетание в кассах букв и прочитать его.

8.Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда.

9.Упражнение «Волшебное письмо».

Предложить детям «написать» буквы в воздухе. Обратить внима­ние на правильное удерживание ручки.

10.Упражнение «Допиши букву».

Предложить детям в тетрадях дописать недостающие элементы букв.

11.Итог занятия.

На дом: задание 15.

Занятие 16

Тема: «Осень»

Цели:

1. Уточнить признаки осени.

2. Формировать представление о временах года.

3. Учить пересказу с использованием схемы.

4. Развивать внимание, память, мышление, физиологическое и речевое дыхание, общую моторику.

Оборудование: сюжетные картинки «Осень», «Зима», «Лето», пред­метные картинки, осенние листочки на ниточках, схема рассказа (см. задание на дом 16), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Игра «Отгадай-ка».

Солнце редко сияет, часто дождь поливает,

Дни стали короче, длиннее стали ночи,

Урожай собирают. Когда это бывает?

3.Беседа по картинкам.

Как мы узнаем, что наступила осень? (После ответов детей поставить картинку «Осень».)

После какого времени года наступает осень? (Поставить кар­тинку «Лето ».)

Какое время года наступит после осени? (Поставить картинку «Зима ».)

Лето, осень, зима. Что это такое? (Времена года.)

В каждом времени года - три месяца.

Как называются осенние месяцы?

Какой самый теплый (холодный)? Почему?

По мере ответов детей или их уточнения на наборное полотно выставлять соответствующие мАркеры.

4.Упражнение «Покажи и назови».

Попросить детей рассмотреть предметные картинки и назвать по ним признаки осени.

5.Дыхательная гимнастика.

Раздать детям осенние листочки на ниточках и предложить подуть на них. Сравнить, чей листочек улетит дальше.

6.Упражнение «Посмотри, подумай, ответь».

Предложить детям рассмотреть картинку «Осень» и ответить на вопросы:

Какое время года наступило?

Как греет солнце?

Чем затянуто небо?

Какой моросит дождь?

Что происходит с листьями?

Какой дует ветер?

Что делают люди?

Что становится короче, а что длиннее?

Куда улетают перелетные птицы?

К чему готовятся дикие животные?

7. Физкультминутка.

Упражнение «Деревья».

8.Упражнение «Шифровка»,

Попросить детей рассмотреть шифровку (схему рассказа), уточ­нить используемые в ней символы. Сказать, что это шифровка рассказа об осени, и предложить расшифровать ее (пересказать по схеме):

· каждое предложение;

· весь рассказ (2-3 ребенка).

Попросить детей придумать название рассказу.

Наступила осень. Солнце греет слабее. Небо затянули тяжелые серые тучи. Моросит холодный мелкий дождь. Листья желтеют, краснеют и опа­дают. Дует холодный осенний ветер. Люди собирают урожай и делают разные заготовки на зиму. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Перелетные птицы улетают в теплые края. Дикие животные готовятся к холодной зиме.

9.Итог занятия.

На дом: задание 16.