Какой намаз читают в ночь шаабан. Ночь бараат

    «О вы, уверовавшие! Вкушайте добрую пищу, которую Мы дали вам в удел, и возблагодарите Аллаха, если вы Ему поклоняетесь». (2/172)

    «О люди! Вкушайте на этой земле то, что дозволено и чисто, и не следуйте по стопам шайтана, ибо, воистину, он для вас - явный враг. Воистину, он повелевает вам только зло и мерзость и учит возводить на Аллаха то, чего вы не знаете». (2/168,169)

    «Среди людей есть такие, которые приравнивают к Аллаху [идолов] и любят их так же, как любят Аллаха. Но Аллаха сильнее любят те, кто уверовал. О, если бы нечестивцы могли знать - а они это узнают, когда их постигнет наказание в Судный день,- что могущество принадлежит только Аллаху, что Аллах суров в наказании». (2/165)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня, в [сотворении] корабля, который плавает по морю с полезными для людей товарами, в дожде, который Аллах заставил литься с неба, а потом оживил [влагою] его иссохшую землю и расселил на ней всяких животных, в смене ветров, в облаках, покорных [воле Аллаха] между небом и землей,- во всем этом знамения для разумных людей». (2/164)

    «Совершайте салят, раздавайте закят - и то доброе, что вы совершите заблаговременно, обретайте у Аллаха. Воистину, Аллах видит ваши деяния». (2/110)

    «…Не будь же неверующим…»(2/104)

    «…Держитесь крепко за то, что Мы вам даровали, и слушайте!...» (2/93)

    «…«Уверуйте в то, что ниспослал Аллах…»(2/91)

    «…Не проливайте крови друг друга без права и не изгоняйте друг друга из жилищ!..» (2/84)

    «…Ваш бог-Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного». (2/163)

    «…Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям, а также к родичам, сиротам, беднякам. Говорите людям приятное, совершайте молитву, раздавайте закат…» (2/83)

    «…Следуйте тому, что ниспослал Аллах…»(2/170)

    «…Держитесь крепко за то, что даровали вам, помните то, что содержится в дарованном, и тогда, быть может, вы станете богобоязненными…»(2/63)

    «…Вкушайте то, что даровал вам Аллах в удел, и не творите на земле нечестия…»(2/60)

    «…Взывайте:"[Прости нам наши] грехи…»(2/58)

    «…Вкусите от благ, которые Мы даровали вам в удел…» (2/57)

    «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению свои [деяния], ведь вы же [сами] умеете читать Писание? Неужели вы не хотите призадуматься? Ищите помощь в уповании на Аллаха и молитвенном обряде. Воистину, салят(намаз) - тяжкое бремя [для всех], кроме смиренных…» (2/44,45)

    «Не путайте истины с ложью, не скрывайте истины, если вы знаете ее. Совершайте салат, давайте закат и преклоняйте колени вместе с преклоняющими». (2/42,43)

    «Помните милость, которую Я оказал Вам. Будьте верны завету, который [вы] Мне дали, и Я буду верен завету, данному вам. И только Меня страшитесь. Уверуйте в то, что ниспослал Я в подтверждение тому, что есть у вас, и не спешите отвергнуть это раньше всех. Не продавайте Мои знамения за ничтожную цену и только Меня бойтесь». (2/40,41)

    …«Страшитесь адского огня, в котором горят люди и камни и который уготован неверным. Обрадуй (о Мухаммад) тех, которые уверовали и вершили добрые дела: ведь им уготованы райские сады, где текут ручьи». (2/24,25)

    «[Поклоняйтесь Господу], который сделал землю ложем вашим, а небо - кровом вашим, который низвел с неба воду дождей и взрастил на земле плоды для вашего пропитания. Не равняйте [идолов] с Аллахом, ведь вам ведомо, [что они не равны]».(2/22)

    «…(О люди!) Раскайтесь же перед Творцом…»(2/54)

    «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: и тогда вы станете богобоязненными». (2/21)

    «Уверуйте, подобно тому как уверовали [другие] люди»….. (2/13)

    …«Не творите нечестия на земле!»….. (2/11)

    «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени",которые терпеливы, правдивы, смиренны, тратят на подаяние и просят прощения [Аллаха] на заре». (3/16,17)

    «Господи наш! Ты объемлешь все сущее милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись и ступили на Твой путь, и охрани их от наказания адом. Господи наш! Введи их в сады рая, которые Ты обещал им, а также праведным из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты - великий, мудрый. Охрани их от напасти, а тех, кого Ты охранил в тот День от напасти, Ты и помиловал. Это и есть великая удача». (40/7-9)

    «Господи! Прости меня и моих родителей и тех, кто вошел в мой дом верующим, а также верующих мужчин и женщин. Грешникам же приумножь только гибель!» (71/28)

    «Господи! Воистину, меня постигла напасть, а ведь Ты - милостивейший из милостивых». (21/83)

    «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает молитву. Господи наш! Внемли моей мольбе. Господи наш! Прости меня, моих родителей и верующих в день расплаты». (14/40,41)

    «Господи наш! Воистину, Тебе ведомо и то, что мы таим, и то, что мы вершим явно. Ничто не скроется от Аллаха ни на земле, ни на небесах». (14/38)

    «Господи наш! Я поселил часть моего потомства в долине, где не растут злаки, у Твоего заповедного храма. Господи наш! Пусть они творят молитву. Склони сердца людей к ним, надели их плодами,- быть может, они возблагодарят [Тебя]». (14/37)

    «О Господи! Даруй моему городу безопасность и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам. Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков],- мой [по вере], а если кто ослушается меня, то ведь Ты - прощающий, милосердный».(14/35,36)

    «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». (7/23)

    «Господи наш! Даруй нам то, что Ты обещал устами посланников, и не посрами нас в День воскресения. Ты ведь не нарушаешь обещаний».(3/194)

    «Господи наш! Кого ты введешь в адский огонь, тот будет посрамлен. И нет у нечестивцев заступников! Господи наш! Мы слышали глашатая, который призывал к вере словами: «Уверуйте в Господа вашего", - и мы уверовали. Прости нам грехи наши и отпусти нам наши прегрешения и упокой нас [вместе] с благочестивыми2. (3/192-193)

    «Воистину, в сотворении небес и земли, в смене дня и ночи истинные знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха и стоя, и сидя, и [лежа] на боку и размышляют о сотворении небес и земли [и говорят]: "Господи наш! Ты сотворил все это не напрасно. Славен Ты! Охрани нас от мук огня». (3/190-191)

    «Господи наш! После того как Ты направил наши сердца на прямой путь, не отклоняй их [с него]. Даруй нам от Тебя милость, ибо, воистину, Ты – дарующий». (3/8)

    «Господи наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господи наш! Не возлагай на нас бремя, которое возложил на прежние поколения. Господи наш! Не возлагай на нас то, что нам не под силу. Сжалься, прости нас и помилуй, Ты - властелин наш. Так помоги нам против люда неверующего». (2/286)

    «Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (2/201)

    «Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты - великий, мудрый». (2/129)

    «Господи наш! Сделай нас предавшимися Тебе, а из нашего потомства - общину, предавшуюся тебе, и укажи нам обряды поклонения. Прими наше покаяние, ибо, воистину, Ты - прощающий и милосердный». (2/128)

    «Господи наш! Прими от нас [праведные дела и мольбы], ибо Ты, воистину, - слышащий, знающий». (2/127)

    ... «Господи! Сделай эту страну безопасной и даруй удел плодами тем из ее жителей, которые уверовали в Аллаха и в Судный день».(2/126)

Ночь Бараат, а по-арабски она называется «Лайлят-уль-Бараат», обозначена в Коране как священная. Это особенная для любого мусульманина ночь, когда он может просить милости и прощения Аллаха. Это великая ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь Бараат наступает в ночь с 14 на 15 число месяца Шабан (по другой версии с 15 на 16).

Её назвали так, потому что этой ночью происходит два «избавления»: лишение несчастных (грешных перед Всевышним) милости Творца и избавление авлия (любимцы Аллаха, приблизившиеся к Нему путем усердного поклонения) от неудач и беспомощности.

Имам Субуки в тафсирах пишет: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а ночь предопределения (лайлат-уль-кадр) – грехи всей жизни», т. е., оживление этих ночей является причиной смывания грехов, и поэтому эту ночь (Бараат) называют ночью смывания грехов.

Эту ночь называют «ночью жизни» из-за хадиса Пророка (мир ему и благословение), который передал Мунзирий: «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шабан, не умрёт в день смерти сердец».

Эту ночь называют ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк (мир ему и благословение) попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк (мир ему и благословение) попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для тридцати, Пророк (мир ему и благословение) попросил и в 15-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех людей, которые убежали от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд (имеются в виду те, которые отдалились от Аллаха постоянством в совершении грехов)».

Также ночь Бараат называют «ночью прощения» из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».

Эту ночь называют «ночью освобождения» из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша (да будет доволен ею Аллах) передает слова Пророка (мир ему и благословение): «О Айша, разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме следующих категорий людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и наносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту, клеветников».

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступит ночь середины Шабана, оживляйте её и поститесь на следующий день. Поистине, Всевышний говорит: «Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?». И так Всевышний перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».

В книге «Равз уль Афкар» приводится рассказ: «Однажды Иса ибн Марьям (мир ему) проходил мимо горы и увидел в ней белый камень, и пророк Иса (мир ему) начал кружиться вокруг него, рассматривая его и удивляясь ему. И Всевышний ниспослал ему откровение: «Хочешь ли ты, чтобы Я тебе показал то, что удивительнее того, что ты увидел?». И пророк Иса (мир ему) сказал: «Да». И камень раскололся, и внутри него был человек, в руках которого был зёленый посох, а возле него было виноградное дерево. И этот человек промолвил: «Это моё пропитание на каждый день». И пророк Иса (мир ему) спросил: «Сколько лет ты поклоняешься Аллаху в этом камне?». Он ответил: «400 лет». И пророк Иса (мир ему) воскликнул: «О мой Господь, я не думаю, что Ты создал творение лучше этого». И Всевышний ответил: «Тот, кто совершит два ракаата в ночь середины Шабана из уммы Мухаммада, дороже Мне, чем 400-летнее поклонение». И тогда пророк Иса (мир ему) промолвил: «Если бы я был из уммы Мухаммада (мир ему и благословение)!».

Шейх Абдулазиз Дарини сказал: «Тасбих-намаз – то, в чём были постоянны праведные люди». И, конечно, будет хорошо, если в эту ночь и ночь рагаиб совершить тасбих-­намаз.

Ата ибн Ясар говорил: «После ночи «Лайлат-уль кадр» нет ночи лучше, чем ночь середины Шабана, и это ночь, когда принимается мольба».

Самое главное - пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Не следует забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернемся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни, и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращен к Нему. Бдительность приведёт мусульманина к счастью на этом и на том свете.

В священных хадисах рассказывается о благословенной ночи Лайлят-уль-Бараат, которая для верующих является ночью большой милости и прощения грехов. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сообщил следующее: «Как только наступит ночь в середине месяца Шабан, проводите её в поклонении, а днём держите пост. Ведь Аллах в эту ночь, начиная с захода солнца, ниспосылает Свою милость на небосвод земли и повелевает так: «Нет ли кающихся передо Мной? - Я их прощу; нет ли просящих блага? - Я дам им; нет ли охваченных болезнью? - Я ниспошлю выздоровление». И так продолжается до самого утра». Наш любимый Пророк (мир ему и благословение) говорил: «Аллах в середине месяца Шабан смотрит на положение Своих рабов. Он прощает всех, кроме многобожников и злопамятных».

В другом хадисе сказано: «Аллах в ночь середины месяца Шабан, показав блага на небосводе земли, простит грехи людей, количество которых превышает количество волосков на шкурах баранов рода Келб».

Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (т.е. не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступил от Ислама, а также клеветников, если они искренне не раскаются.

Аллах в ночь Бараат принимает покаяние и не жалеет Своей милости и прощения для тех, кто искренне поклоняется Ему и просит у него прощения. Достаточно того, чтобы мусульманин с раскаянием и мольбой обратился к Нему. Главное – искренность. В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратится ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.

Каждый человек должен тщательно проанализировать все свои поступки, дела, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться. Если вдруг кто-то был обижен вами, то следует помириться, как это подобает братьям, ведь все мусульмане – братья. В эту ночь все верующие должны отказаться от злобы, вражды, гордости и непослушания родителям с намерением больше не возвращаться к ним. Иначе всё это будет отдалять нас от благодати и ценности Лайлят-уль-Бараат. Священную ночь Бараат надо постараться провести в служении: совершая молитвы, читая Коран, делая дуа, посещая старших, особо почитая родителей, дабы получить от них благословение. Также в Лайлят-уль-Бараат рекомендуется вспоминать и желать милости, прощения, благоденствия умершим мусульманам и рассказывать детям о достоинстве и ценности этой ночи.

От Посланника Аллаха (мир ему и благословение) нам известно, что это одна из ночей, когда Всевышний принимает мольбы и просьбы Своих рабов. Помимо прочего, желательно читать этой ночью три раза суру «Ясин». В первый раз – для продления жизни, во второй - для избежания бед и несчастий, в третий - для увеличения благ. Знайте, что счастье и спасение возможны, если жить согласно повелениям Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение). Пусть же в эту ночь Всевышний простит и будет милостив ко всем мусульманам.

Хочется привести в пример дуа нашего любимого Пророка (мир ему и благословение), которое он читал в эту ночь: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему прощению от мучений, к Твоему довольству от Твоего гнева. Я бессилен воздать хвалу Тебе в достаточной степени. Ты Велик настолько, насколько Ты Сам Себя восхвалил».

Накануне благословенной ночи Бараат, перед заходом солнца желательно 40 раз прочитать следующее дуа:

«Субханаллахи валь-хамдулилляхи ва ля иляха илляллаху валлаху акбар ва ля хавля ва ля куввата илля билляхиль алиййиль азим».

После этого дуа 100 раз – салават (приветствие) Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). А после обязательной молитвы магриб (вечерней) следует выполнить шесть ракаатов нафиль-намаза (желательного), совершая по два ракаата отдельно. Потом желательно прочитать суру «Ясин» с вышесказанными намерениями.

Также после чтения суры «Ясин» желательно обратиться к Аллаху со следующим дуа:

«С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете и на том свете лишь к уверовавшим!

О Аллах, о Обладатель Милости, не нуждающийся в милости других, о Обладатель Величия и Щедрости, о Обладатель всех благ! Нет бога, которому следует поклоняться, кроме Тебя.

Ты помогаешь тем, кто просит у Тебя помощи, защищаешь тех, кто просит защиты у Тебя, к Тебе прибегают подвергшиеся опасности, Ты являешься безопасностью тех, кто к этому стремится. Если Ты записал меня (нас) в матери книг заблудшим (и), лишенным (и), изгнанным (и), бедным (и), о Аллах, Твоей милостью сотри запись о моем (о нашем) заблуждении, лишении, изгнании, бедности и запиши меня (нас) в Хранимой Скрижали в числе благонравных, тех, кому расширены блага и кому благоприятствуют в совершении добрых деяний.

Ты сказал в Своей Книге, ниспосланной на языке Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и слово Твое истинное: Аллах стирает то, что захочет, и оставляет то, что захочет, и у Аллаха Хранимая Скрижаль.

О Аллах! Во имя проявления самой Великой Твоей Милости в срединную ночь Шабана, отведи от меня (нас) беды, о которых я (мы) знаю и о которых не знаю. Ты – Великий и Щедрый.

Благословение Аллаха и мир господину нашему Мухаммаду, его семье и сподвижникам».

Все компании, большие и маленькие, раз в год подводят итоги. Подсчитывают прибыль и убытки, анализируют достижения и строят планы на последующий год. Верующий человек, также нуждается в подобном анализе своего духовного состояния, и по милости Всевышнего Творца , это время приходится на три священных месяца, а Ночь Бара’aт является начальной точкой. В этом году Ночь Бара"aт ожидается в ночь с 21 по 22 мая.

В Священом Коране Всевышний Аллах сказал:

وَالْكِتَابِ الْمُبِينِ
إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ إِنَّا كُنَّا مُنذِرِينَ
فِيهَا يُفْرَقُ كُلُّ أَمْرٍ حَكِيمٍ

“Клянусь ясным Писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь, и Мы предостерегаем. В нее решаются все мудрые дела» (сура ад-Духан, аяты 2-4).

Относительно этих аятов существуют разные мнения. И если одни ученые связывают их значение с Ляйлятуль-Кадр, то есть с Ночью Предопредения, то Икрима (да будет им доволен Аллах) и ряд других богословов уверены, что в этих аятах речь идет о Бара’aте. Другие же, соеденяя эти два мнения в одно целое придерживаются мнения, что “решение мудрых дел”, упомянотых в аяте начинается непосредственно в Ночь Бара’aт и завершаются в Ночь Предопределения.

По преданию от Ибн Аббаса (да будет им доволен Аллах) в понятие “решение мудрых дел” входят следующие действия: ангелы записывают все то, что будет происходить на протяжении последующего года. Книга с определением пропитания будет передана ангелу Микаилю (мир Ему), с предопределением войн Джабраилю (мир Ему), книгу с бедами и предопределением смерти передадут ангелу Азраилю (мир Ему), а все, что связано с деяниями ангелы передадут Исрафилю (мир Ему).

В ночь Бара’aт Священный Коран был полностью ниспослан на небеса этого мира, а в Ночь Предопределения первые аяты были ниспосланы Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).

ночь Бараат

В переводе с арабского «Бара’aт» означает оправдание, прощение и очищение . То есть ночь, когда Всевышний Аллах своей бескрайней Милостью прощает человеку его грехи и ошибки, очистив от духовного негатива.

По мнению некоторых ученых, повеление Всевышнего Аллаха о переносе кыйблы для мусульман с Мажида-Акса на Каабу было ниспосланно во второй год хиджры как раз в ночь Бара’aт.

Ночь Бара’aт обладает пятью главными особенностями:

  • В эту ночь решаются все мудрые дела.
  • Поклонения и молитвы совершенные в эту ночь приносят на много больше саваба в сравнении с совершенными в другие обыденные ночи, и считаются более благими.
  • В эту ночь Милость Всевышнего Творца опаясывает всю Вселенную .
  • Обладающий безкрайней Милостью Аллах прощает многие грехи и ошибки в эту ночь.
  • И именно в ночь Бара’aт Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) получил полное право быть заступником за верующих мусульман в Судный День .

По преданию в тринадцатую ночь месяца Ша’бан Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было даровано права на заступничество за мусульман и передана одна треть от нее, на четырнадцатую ночь еще одна треть, а в пятнадцатую ночь Ему было даровано полное право проявлять своей умме шафаат в Судный День.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повелел своей умме следующее:

«Проводите пятнадцатую ночь месяца Ша’бан бодрствуя и в поклонении, а днем поститесь. После захода солнца в этот день Аллах снизойдет до небес и скажет: «Нет ли того, кто просит прощения, и Я прощу его. Нет ли того, кто просит пропитания, и Я дам пропитания ему. Нет ли того, кого постигла беда, чтобы Я даровал ему здоровья и спокойствие». Так будет продолжаться до самого зари » (Ибни Маджа, Икама, 191).

Говоря иными словами и выражаясь более современным языком Всевышний Аллах дарует в эту ночь уникальную возможность заслужить прощение за грехи, заработать многократное количество саваба и получить благо от Творца, избавившись от всех несчастий и невзгод. Однако Господь требует небольшое усердие от своего раба, и просит его провести ночь в поклонении, а не просто, чтобы тот положившись на бескрайнюю Милость и Милосердие и сославшись на усталость отправился сладко спать.

Однако не все люди смогут получить прощение в эту ночь. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Несомненно в пятнадцатую ночь месяца Ша’бан все будет заполнено милостью Всемогущего Творца, и проявит свое Прощение ко всем Своим творениям. Однако многобожники и те, кто питает в своем сердце вражду к другим людям, являются исключением из этого ».

В другом хадисе Посланник Аллаха перечислил следующие категории людей которые не получат прощения Аллаха в эту ночь:

«В эту ночь Всевышний дарует все мусульманам прощение, за исключением колдунов, предсказателей, завистников, питающих слабость к алкоголю, проявляющих непослушание родителям и продолжающих усердствовать в прелюбодеянии» (Ат-Таргиб ва Тархиб, 2:118). Особое внимание Благословенный Пророк (мир ему и благословение Аллаха) уделял тем, проявляет неповиновение родителям: «Пятнадцатую ночь месяца Ша’бан Всемогущий Аллах проявит милость ко всем и простит всех, кроме тех, кто не повинуется родителям и придает Всевышнему сотоварищей » (Ибни Маджа, Икамату – Салат, 191; Тирмизи, Саум, 38).

По преданию в эту ночь ценность благих деяний возрастает не только в несколько раз, а в несколько тысяч раз. Так если, например, за чтение Священного Корана мусульманин в обычную ночь может получить по десять савабов за каждую букву, то в ночь Бара’aт за тоже самое ему будет зачислено двадцать тысяч савабов. И усердие проявленное в эту ночь в плане молитв и поклонений может принести человеку награду, сколько бы он получил где-то за пятьдесят тысяч лет обычного поклонения.

Исходя из особенности этой ночи, желательным считается в эту ночь чтение Священного Корана, совершение намазов, зикр (поминание Аллаха), мольбы о прощении за совершенные грехи , помощь нуждающимся и прочие благие деяния.

Хотя и Имам Газали в своем труде «Аль-Ихъя» считает прочтение ста рака’атов намаза сунной, большинство ученых-хадисоведов склонны предполагать, что этот намаз впервые начали читать в Иерусалиме предположительно только 400-х годах по хиджре.

В ночь Бараат совершается намаз в сто ракятов . Этот намаз называется «салятуль-хайр ». Человек, совершающий этот намаз, после каждых двух ракятов отдает салям. В каждом ракяте этого намаза, после суры аль-Фатиха , десять раз читается сура аль-Ихлас.

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллах семьдесят раз посмотрит на того, кто совершит этот намаз в эту ночь. И при каждом взгляде Он удовлетворит семьдесят его потребностей и нужд, самой малой из которых будет потребность в прощении » (Ибн Маджа).

Кроме того, этот намаз можно совершить и в количестве десяти ракятов . В этом случае после суры аль-Фатиха , сура аль-Ихлас читается сто раз . И так же после каждых двух ракятов отдается салям .

Тем, у кого есть долги по намазам, можно посоветовать вместо этого намаза , совершить сто ракятов пропущенных ранее намазов .

Сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «К тому, кто в эту ночь совершит сто ракятов намаза, Аллах отправит сто ангелов. Тридцать из них обрадуют его Раем; тридцать из них заверят его, что он избавлен от Ада; тридцать из них избавят его от мирских бед; а десять из них избавят его от ловушек и наущений шайтана ».

Дуа , читаемое в ночь Бараат:

В эту ночь, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) обращаясь к Аллаху, делал следующее дуа:

«О, Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству, от Твоего гнева. И я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Я бессилен воздать тебе хвалу так, как Ты того достоин. Ты велик настолько, насколько Ты сам восхвалил себя » (ат-Таргиб ват-Тархиб).

Сообщается, что некоторые духовные наставники, делали в эту ночь следующее дуа:

«О, Аллах! Если Ты записал мое имя в книге счастливых, то оставь его там. Если же Ты записал мое имя в книгу несчастных, то сотри его оттуда. Так как Ты сказал: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него – Мать Писания » (ар-Рад 13/39)» (Маджмуатуль-Ахзаб).

Аллах Всевышний сделал некоторые месяца особенными, а некоторые дни сделал жемчужинами этого месяца. Так жемчужиной священного предшествующего Рамадану Шаабана является ночь Бараат . Ночь Бараат приходится на 14 число месяца Шаабана, то есть в этом году с заходом солнца 30 апреля наступает Бараат.

Ночь Бараат - это вторая по значимости священная ночь после Ночи предопределения. Считается, что в ночь Бараат устанавливается предопределение людей на год вперед. Месяц Шабан – это месяц спасения от Ада, а ночь Бараат – это ночь очищения, ее значимость заключается в обретении особой милости Аллаха и его прощения.

Имам Субуки говорил: «Поистине, эта ночь смывает грехи всего года, а пятничная ночь смывает грехи недели, а Ночь предопределения (Лайлят уль-Кадр) – грехи всей жизни».

В хадисе посланника Аллаха (мир ему) сказано: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».

В другом хадисе сказано: «Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».

Также Пророк (мир ему) сказал: «С момента захода Солнца на землю спускается милость Аллаха. Он готов простить тех, кто кается и дать благо тем, кто просит. В ночь Бараат Аллах дарует выздоровлением тем, кто мучается от болезни. Так происходит вплоть до самого утра, когда Солнце появится за чертой горизонта».

Согласно преданию, в Ночь Бараат Джабраиль спустился к Пророку (мир ему и благословение) и сказал, что в эту ночь Аллах открывает 300 дверей Своей Милости, и что Всевышний простил грехи всей умме Мухаммада. А когда пророк (мир ему) спросил Джабраиля до каких пор эти врата останутся открытыми, Джабраил ответил: «До восхода утренней зари».

Поклонение Ночи Бараат

Поклонения и молитвы совершенные в эту ночь приносят на много больше саваба в сравнении с совершенными в другие обыденные ночи, и считаются более благими. Поклонение Ночи Бараат можно начинать совершать после захода солнца и до наступления следующего дня (восхода). В эту ночь мусульманину в надежде на милость Аллаха следует восполнить намазы, совершить дополнительные, просить прощения грехов, совершать как можно больше дуа. Также хорошо читать Коран, поминать Всевышнего, возносить салаваты и размышлять о своем положении, своей жизни. Очень важно для верующего принять эту ночь как ценный дар от Всевышнего Аллаха и провести хоть некоторую ее часть с особым трепетом и рвением заслужить довольство Аллаха.

Также Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда наступит ночь середины шабана, оживляйте её и поститесь в её день (на следующий)».

Сообщается, что посланник Аллаха (мир ему), обращаясь к Аллаху, совершал следующее дуа: «О, Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству, от Твоего гнева. И я прибегаю к Твоему прощению от Твоего наказания. И я прибегаю к Тебе от Тебя. Я бессилен воздать тебе хвалу так, как Ты того достоин. Ты велик настолько, насколько Ты сам восхвалил себя» (ат-Таргиб ват-Тархиб).

Фраза «это (витает) в воздухе» подразумевает общее ощущение или ожидание чего-то в ближайшем будущем или нечто, что присутствует или преобладает. Для мусульманина, который пережил месяцы Раджаб и Шаабан, присутствие Рамадана остро предчувствуется и ожидается.

Есть предвкушение и ожидание. Рамадан все ближе, с каждым днем расстояние между нами и его приходом все уменьшается. Его благословение «витает в воздухе», так же, как аромат цветов или духов пронизывает атмосферу. Чем сильнее духи, тем на большее расстояние распространяется их аромат, даже если мы находимся вдали, мы чувствуем присутствие чего-то особенного.

Тогда что же такое – этот сладкий аромат Рамадана? Он также присутствует в атмосфере, и даже более сильно. Просто наши «приемники» этого аромата работают плохо. Если наш радиоприемник плохо работает, то мы не сможем настроиться на волну определенной передачи. Если наши носовые пазухи забиты, мы не почувствуем запаха благовоний.

Когда время подходит к месяцу Шаабан, особенно к его середине, волнение благочестивых, праведных рабов Аллаха (аулия) не знает границ и пределов. Они, по сравнению с нами, остро чувствуют достоинство и величие Шаабана, поскольку он предвещает приход Рамадана, высокого и великого гостя… Они ждут благословенный Рамадан и приход Шаабана означает начало окончательного отсчета времени до его прибытия. Они полны энтузиазма и готовы встретить месяц Рамадан… Недаром, из Сунны Пророка (мир ему и благословение Аллаха) до нас дошло прекрасное дуа:

«О, Аллах, благослови месяцы Раджаб и Шаабан и дай нам дожить до Рамадана».

Однако большинство людей относятся небрежно к месяцу Шаабан, поскольку не понимают до конца его благословений. Об этом говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха):

«Шаабан — это месяц между Раджабом и Рамаданом, которым многие люди пренебрегают. И в этом месяце поступки людей представляются перед Господом миров, так что я хочу, чтобы мои поступки были представлены Ему в тот момент, когда я держу пост».

Известно также, что в этом благословенном месяце находится ночь Бараат: Милостивый и Щедрый Аллах даровал нам эту ночь, с помощью которой нам облегчается приготовление к Рамадану.

Всевышний Аллах дает нам 15-ю ночь Шаабана как особую возможность для совершения тауба (покаяния), чтения зикра, дуа и другого ибадата. И после этого Он дает нам целый месяц, во время которого у нас есть огромное количество возможностей снискать Его довольство — Он дарует нам Рамадан, альхамдулиллях.

Еще одна аналогия пришла мне в голову: ибадат 15-ой ночи Шаабана подобен тому, как если человек хочет заново покрасить свой дом. Если человек видит, что старая краска уже шелушится и облезает, что он предпримет? Просто возьмет новую краску и нанесет свежий слой поверх старой, облезшей краски? Разумеется, нет. Он сначала очистит стены дома от старой краски, а только после этого нанесет сверху новую.

Ночь Бараат подобна этому соскабливанию старой краски. Всевышний Аллах даровал нам эту благословенную и благоприятную ночь, чтобы мы могли «соскрести старую краску» с нашей души – всю грязь злобы, жадности, гордости, гнева и других дурных качеств, которые испортили красоту нашего сердца, и вследствие которых мы потеряли яркий цвет божественной любви в нашем сердце.

Так что, если мы прервали родственные связи с кем-то из наших родственников, были непослушны и невнимательны к родителям, если употребляли что-то опьяняющее, участвовали в какой-то форме неверия или ширка, держали в сердце злобу или зависть, совершали какие-то безнравственные поступки, тогда нам предоставляется прекрасная возможность очистить сердце и украсить его любовью к Аллаху, нуром искреннего раскаяния и поминания Аллаха.

По милости Аллаха мы имеем возможность «нанести свежий слой краски» на наше сердце, чтобы заранее украсить его к Рамадану, и чтобы его красота и блеск с каждым днем увеличивались.

Всевышний Аллах даровал нам эту ночь для подготовки к предстоящему Рамадану. Большинство из нас знают о достоинствах этой ночи: это ночь прощения грехов, в эту ночь милость Всевышнего Аллаха спускается на землю. С нашей стороны нам следует максимально использовать эти прекрасные дары, совершая ибадат, делая дуа и истигфар.

Не существует каких-то определенных правил – чем нужно заниматься этой ночью. Можно провести время в различном ибадате – к какому склоняется наше сердце, будет ли это чтение Корана, зикра Аллаха, вместе с искренней тауба, обильным истигфаром и совершением дуа от чистого сердца. Можете поспать некоторое время и постарайтесь встать на намаз тахаджуд и совершать дуа.

Не стоит расстраиваться, если вы работали весь день, и у вас нет сил бодрствовать большую часть ночи — даже если вы застанете небольшую часть этой ночи, вы получите иншаАллах, ее благословение.

Независимо от того, насколько далеко мы удалились от милости Аллаха, если мы искренне обратимся к Нему, признав нашу слабость и наши грехи, то мы получим прощение по Его милости:

«О, наш возлюбленный Господь! Ты видишь нашу слабость, отсутствие сил и энергии, где мы еще найдем поддержку, как не у Тебя? Мы плачем перед Тобой, раскаиваемся и приносим Тебе искреннее покаяние. У нас нет таких сил и возможностей, какие были у сахабов, табиинов и их преемников. У нас нет сил совершать столько ибадата, зикра и столько читать Коран, как это делали праведные и благочестивые Твои рабы.

Мы очень слабы. С нашим раскаянием и признанием наших грехов мы обращаемся за Твоей помощью и поддержкой. Мы проводим большую часть жизни в ослушании Тебя и Твоего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Но в эту ночь мы обращаемся к Тебе…»

Просите у Всевышнего Аллаха полного прощения всех грехов, будь то большие или малые, где бы они ни были совершены, будь они преднамеренные или непреднамеренные. Какими бы они ни были, просите Всевышнего Аллаха о прощении всех грехов, искренне обещая не возвращаться к ним более.

Если мы совершим такого рода тауба и истигфар, иншаАллах, свет имана будет светить в наших сердцах. После этого пусть Аллах поможет нам сохранить этот свет и держаться подальше от этих грехов в будущем.

Однако если человек лишь формально совершит покаяние и продолжит совершать те же грехи на следующий день, как сможет нур остаться в его сердце? …Когда придет Рамадан, он встретит его с пустыми руками и тяжестью в сердце, и если он будет продолжать действовать в том же (грешном) направлении, он не сможет воспользоваться дождем милости и благословений Рамадана.

Пусть Всевышний Аллах дарует нам понимание и силы воплотить все это на практике в нашей жизни, с надлежащей искренностью. Пусть Аллах дарует нам все благословения Шаабана и Рамадана. Амин.

P.S. Ночь Бараат наступает между 14-ым и 15-ым днями месяца Шаабан (в ночь с 19 апреля на 20 апреля 2019 года).