Классный час по профилактике заболеваний вич – инфекцией и спидом. Вич-инфекция (классный час в классе)

Тема : «Как уберечь себя от СПИДа и наркотиков» (ситуативно-дискуссионный практикум)

Цель:

Профилактика среди студентов наркомании и заражения СПИДом.

Ход классного часа.

Вступительное слово классного руководителя (куратора учебной группы): Уважаемые ребята, сегодняшний наш разговор будет очень серьезным, а посвящен он злободневной теме: как уберечь себя от чумы XXI века — наркомании и СПИДа?

Ситуация № 1. «Эпидемия наркомании — мировая проблема».

Наркотики сегодня — это проблема всего человечества. И как неизлечимая болезнь она калечит и губит миллионы людей. А если принять во внимание, что возраст большинства наркоманов составляет от 12—13 лет до 25—27 лет, то в эту категорию попадает почти четвертая часть населения планеты. Наркомания страшна прежде всего тем, что ставит под угрозу возможность самой жизни будущих поколений.

По данным, приведенным доцентом кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и сексопатологии ФПКВГМУд.б.н. O.K. Галактионовым за последние 30 лет количество потребителей наркотиков в нашей стране увеличилось более чем в 10 раз, т. е. наркомания в России приобрела характер эпидемии.

Стремительный рост наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, характеризуется расширением спектра потребляемых психоактивных веществ. Наблюдается рост числа больных наркоманией и злоупотребляющих наркотиками во всех регионах России: как в крупных городах, так и в мелких населенных пунктах. Число преступлений, связанных с наркотическими средствами и сильнодействующими веществами, возросло в 68,7 раза, из них связанных со сбытом наркотиков — в 14 раз.

При изучении механизмов привлечения к потреблению наркотиков И.И. Шурыгина выделила три модели приобщения к наркотикам:

— 45% составили «неинформированные» — те, кто, Употребляя наркотическое вещество впервые, ничего не знали о клинике и последствиях;

— 21% составили «нонконформисты» — те, кто употребил впервые наркотики в знак протеста против устоев общества;

— 25% были «гедонистами», т. е. употребили наркотик в целях получения новых наслаждений.

Ничто так не разрушает личность, как пристрастие к наркотикам. Начинающий наркоман выдает себя внезапной потерей интереса ко всему, что занимало его прежде. Не только школьные или студенческие дела, но и все увлечения заброшены. Внешний вид небрежен и неряшлив. Он отказывается от выполнения любых обязанностей и избегает любых усилий. Его отношения с родителями резко ухудшаются, он без видимого сожаления расстается с друзьями детства.

Как же распознать наркомана при общении, т. е. по внешним признакам?

Покраснение век и носа — довольно обычные признаки. При этом зрачки могут быть либо расширены, либо сужены — в зависимости от типа препарата.

По той же причине энергетика может быть либо снижена, либо резко повышена: человек может быть либо вялым, медлительным, угрюмым или «отсутствующим», либо шумным, истерично-веселым и назойливым.

Аппетит также подвержен крайностям: или чудовищный, или никакого. Может наблюдаться потеря веса.

Характер резко меняется: человек становится раздражительным, невнимательным и «беспорядочным» либо агрессивным и подозрительным.

Тяжелый запах от тела и изо рта. Полное безразличие к чистоте и опрятности.

Пищеварительная система может быть расстроена: тошнота и рвота довольно обычны. Нередки также головные боли и расстройство зрения.

Моральные устои часто рушатся и заменяются новыми идеями и ценностями, более соответствующими новому образу жизни.

Наркоман не всегда «сидит на игле». К разным типам наркомании можно отнести и токсикоманию (нюханье клея, лака, бензина), применение различных таблеток, курение «травки». Но признаки почти всегда идентичны.

Согласны ли вы с приведенными фактами? (Проходит краткая дискуссия.)

Ситуация № 2. «Кто и почему приобщается к наркотикам?»

Почти во всех странах мира происходит «омоложение» потребителей психоактивных средств. По данным некоторых исследователей, от 1 до 6,9 % подростков в России употребляют наркотические и токсические средства, в зависимости от региона проживания. Уже к середине 90-х г. около 58 тысяч подростков имели проблемы, связанные с потреблением психоактивных веществ. 10,7% девочек и 23,2% мальчиков потребляли более одного раза в жизни наркотики; причем 65% всех опроигенных предпочитают препараты конопли.

Как правило, приобщение к наркотикам чаще проходит в теплой атмосфере дружеской компании. Марихуана и таблетки часто употребляются на молодежных вечеринках, где от участия в общем развлечении трудно отказаться без риска прослыть слишком «правильным», маменькиным сынком и занудой. Многие подростки готовы буквально рисковать своей жизнью, чтобы получить признание компании сверстников; именно эта потребность в признании — самая обычная причина приобщения к наркотикам.

По данным многих исследователей, мотивами наркотизации являются следующие:

— «испытать необычные ощущения»;

— «из чувства товарищества»;

— «вызвать опьянение, чтобы родители не узнали»;

— «из любопытства»;

— «усилить алкогольное опьянение».

Абстинентный синдром, особенно от применяемых в России «грязных» наркотиков, чрезвычайно болезненный и разрушительный. Если от психостимуляторов типа «винта» («винт» — восстановленный йодом эфедрин; это Мощный стимулятор, обладающий в ряде случаев свойствами галлюциногена) или «мульки» («мулька» — популярный молодежный наркотик — эфедрон, изготавливаемый в домашних условиях из эфедрина) просто быстро и «надежно» сходят с ума, то опиаты (маковая соломка — «кокнар», опий-сырец — «черняшка», «стекло» — промедол, омнопон, морфин, фентанил) превращают потребителя в раба ежедневной дозы. После того как наркоман «подсел на иглу», для него становится первоочередной задачей добыча «раскумарки», а чувство долга, ответственность, положение в обществе, дружба, родители, дети, работа, учеба — все это после того, как он «раскумарится», или вообще не имеет значения. Так что подумать начинающему есть над чем.

Ситуация № 3 «ВИЧ-инфекция и наркомания».

Чрезвычайно важным аспектом проблемы является не уменьшающийся риск распространения ВИЧ-инфицирования и других острых инфекционных заболеваний (гепатит) среди наркотизирующихся, поскольку наиболее распространенным следует признать инъекционный способ введения наркотика. Человечество еще не придумало надежных средств защиты от распространения ВИЧ-инфекции. Нет сегодня и препаратов, гарантирующих полное выздоровление заболевших этим страшным недугом.

Один больной наркоман может заразить СПИДом около 100 человек. Заражаясь сами, наркоманы в геометрической прогрессии увеличивают число ВИЧ-инфицированных. По оценкам специалистов, только один из десяти ВИЧ-инфицированных наркоманов знает о том, что он болен, остальные об этом даже не подозревают и продолжают жить «полнокровной» жизнью. Некоторые наркоманы осознанно заражают ВИЧ-инфекцией ничего не подозревающих «соратников» (Л.И. Романова).

Эта проблема широко затронула и все зарубежные страны. В Польше большинство из ВИЧ-инфицированных составили «внутривенные» наркоманы. По данным американских исследователей, на распространение инфекций, передающихся половым путем, в том числе и ВИЧ, большое влияние оказывает изменение гетеросексуального поведения после применения внутривенных инъекций психоактивных веществ либо курения марихуаны. Большинство авторов склоняются к выводу, что применение презервативов не может эффективно препятствовать распространению ВИЧ- инфекции среди лиц, применяющих наркотики внутривенно и употребляющих кокаин. Большое влияние оказывает и среда обитания наркоманов, так, продолжительная бездомность благоприятствует рискованному сексуальному поведению.

Имеющаяся ситуация с заболеваемостью наркоманией и злоупотреблением наркотиками во всех странах не может не влиять на смертность и ее виды. Наибольший процент смерти дают острые отравления вследствие передозировки психоактивных веществ.

O.K. Галактионов приводит данные о том, что в среднем по России на каждые 100 тысяч населения приходится 1, 31 случаев смерти потребителей наркотиков. Среди групп наркоманов, обследуемых в период времени от одного до десяти лет, умирало от 10 до 26% когорты, что соответствовало превышению уровня общей смертности среди сверстников в 10—30 раз, а в некоторых регионах до 30—60 раз.

Средний возраст умерших 24,5—27,5 лет. Соотношение лиц мужского и женского пола колеблется в интервале от 4:1 до 8:1.

Со всеми ли фактами и примерами вы согласны? Аргументируйте свой вывод. (Проходит краткая дискуссия.)

Ситуация № 4. «Прислушайся к своему организму!»

При интраназальном и ингаляционном путях введения наркотических средств высока вероятность прямого токсического воздействия активного вещества на систему органов дыхания.

Интраназальное применение кокаина ведет к развитию аллергических ринитов, хронических синуситов, полипоза слизистой оболочки носа, носовым кровотечениям, перфорации носовой перегородки и неба.

Распространенным осложнением при хронической «внутривенной» наркомании является легочный грануломатоз. Такое осложнение встречается в 60% случаев «смерти от наркотиков».

Очень часто смертность «внутривенных» наркоманов обусловлена инфекционно-септическими поражениями сердечно-сосудистой системы.

Наркотические и токсикоманические средства, а также примеси, которые содержатся в кустарно изготовленных препаратах (марганец, свинец, органические растворители и т. п.), оказывают необратимое воздействие на нервную систему. Частой патологией наркоманов являются патологии мозгового кровообращения: инфаркты головного и спинного мозга, внутримозговые и субарахноидальные кровоизлияния.

При наркоманиях нередки поражения желудочно- кишечного тракта. При поедании сухого молотого мака, злоупотреблении димедролом язык обложен коричневым налетом. Характерно очень плохое состояние зубов, обильный кариес, утрата зубной эмали, потеря большей части зубов. Употребление героина, кокаина может вызвать острую ишемию кишечника, перитонит, а иногда острые кровотечения на разных уровнях желудочно-кишечного тракта.

При прижизненных исследованиях крови у наркоманов обнаруживают маркеры вирусного гепатита (поражение печени).

Поражения почек у наркоманов носит вторичный характер и связано с бактериальной, вирусной или грибковой инфекцией.

Отклонения в сексуальном поведении лиц, злоупотребляющих приемом ПАВ, обусловливают высокую частоту заболеваний, передающихся половым путем, в том числе вирусных гепатитов и ВИЧ-инфекции.

Взволновали ли вас приведенные факты? (Проходит краткая дискуссия.)

Ситуация № 5 «Как уберечься от СПИДа?»

СПИД представляет собой глубокое поражение системы клеточного иммунитета человека, клинически проявляющееся развитием прогрессирующих инфекционных заболеваний и злокачественных новообразований.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) вызывается специфическим вирусом. Этот вирус попадает в кровь и повреждает определенный тип белых кровяных шариков (лимфоцитов), являющихся важным звеном защитной (иммунной) системы организма. В результате зараженный человек становится «беззащитным» перед микробами и опухолями. Заболевание развивается медленно, в течение нескольких лет. Единственным признаком болезни может быть увеличение нескольких лимфатических узлов. Затем начинаются подъемы температуры, длительные расстройства кишечника, потливость, похудение. В дальнейшем возникают воспаления легких, гнойничковые и герпетические поражения кожи, сепсис (заражение) крови, злокачественные опухоли, преимущественно кожи. Все это приводит к смерти больного.

а) Как бороться со СПИДом?

Все специалисты мира сходятся сейчас во мнении, что самым важным средством борьбы со СПИДом является санитарное просвещение.

Пока эффективных средств, которые способны излечить от СПИДа или убить попавший в организм человека вирус, не найдено, хотя уже имеются обнадеживающие сведения от исследований, работающих над этой проблемой.

Итак, основной мерой предупреждения СПИДа должно служить негативное отношение к половым извращениям и распущенности, случайным половым связям.

В качестве особой меры профилактики следует выделить пользование физическим контрацептивом — презервативом.

Лица, склонные к гомосексуальным связям и наркомании, должны понять, что такого рода привычки становятся крайне пагубными уже не только для их здоровья, но и для жизни окружающих.

СПИД — тяжелое и опасное заболевание. Его легче предупредить, чем лечить. И коль скоро меры профилактики находятся в руках каждого человека, следует использовать их на благо здоровья своего и окружающих людей.

б) Кто болеет СПИДом?

Анализ данных о нескольких тысячах больных, зарегистрированных в развитых странах, показал, что среди больных:

— 7,7% — мужчины-гомосексуалисты или мужчины, имевшие половые контакты и с мужчинами, и с женщинами, и лица, ведущие беспорядочную половую жизнь;

— 15% — наркоманы, применяющие наркотики внутривенно;

— 1 % — лица, получавшие многократное переливание крови;

— 1% — дети, рожденные от матерей, зараженных СПИДом;

— 5% — путь заражения не выяснен из-за смерти больного или отказа сообщить необходимую информацию.

в) Как можно заразиться СПИДом?

В результате изучения нескольких тысяч больных, зарегистрированных в мире, установлено, что вирус СПИДа передается:

— при половом контакте с больным или зараженным вирусом СПИДа, чаще при половых извращениях. Использование презерватива снижает риск заражения;

— в результате использования для инъекций нестерильных шприцов, в основном в наркомании;

— путем введения крови или ее препаратов, содержащих вирус;

— от беременной женщины, зараженной СПИДом, новорожденному.

Вирус СПИДа не передается через воздух при разговоре, кашле и т. д. При пользовании общей посудой и другими предмета обихода, санузлов, ванной, плавательным бассейном и т. п. заразиться СПИДом нельзя.

Ни одного случая заражения СПИДом не возникло при бытовом контакте или при контактах на работе. Ни один медицинский работник не заразился при оказании помощи больным СПИДом (при условии, что он не контактировал с кровью больного, например, через кровоточащую рану).

Каждый человек должен знать об особенностях сексуального поведения, которые уже сами по себе таят реальную угрозу здоровью и жизни собственной и окружающих лиц.

К настоящему времени твердо установлено, что главный путь передачи ВИЧ и распространение СПИДа в человеческой популяции — половой. Это неудивительно, потому что наиболее часто возбудитель его находится в крови, сперме и влагалищных выделениях инфицированных людей. Сексуальные контакты между людьми играют и основную эпидемиологическую роль в распространении инфекции. Особенностью данного пути передачи вируса является то, что самым опасным в эпидемиологическом отношении оказался путь переноса вируса от инфицированного лица здоровому во время половых сношений между мужчинами. Такие акты сопровождаются повреждением (трещины, разрывы) слизистой оболочки прямой кишки, имеющей обильное кровоснабжение, что чрезвычайно облегчает возможность проникновения вируса в организм полового партнера. По степени потенциальной опасности инфицирования такие половые акты, бесспорно, занимают первое место.

г) Как предохранить себя от СПИДа?

Чтобы предохранить себя от СПИДа, нужно избегать случайных половых контактов с гомосексуалистами, наркоманами и лицами, ведущими беспорядочную половую жизнь.

Чем больше вы имеете половых партнеров, тем выше риск заражения СПИДом. Применение презерватива резко сокращает риск такого заражения.

Пользуйтесь презервативами! Это не постыдное дело, нечего здесь стесняться! Молодежь всего мира к слову «презерватив» относится вполне спокойно и с уважением.

Не забывайте иногда сдать кровь на анализ на ВИЧ.

Можете ли вы данные советы положить в основу повседневной жизни? (Проходит краткая дискуссия.)

Мини-итоги классного часа.

Цель:

  • дать представление о масштабности распространения заболеваний СПИДом;
  • углубить знания о методах профилактики заболевания СПИДом;

Задачи:

  • показать опасность СПИДа для одного человека и общества в целом;
  • познакомить с путями заражения СПИДом
  • воспитание толерантности к больным СПИДом.

Ход классного часа:

Я плачу по ночам не спится

Не будем вместе мы с тобой

Молю лишь одного у Бога

На белый свет одно кричу

"Ты поживи еще немного!"

Я ставлю за тебя свечу.

Ты молод, но душа твоя болит -

Твоя свеча ещё не догорела...

А в сердце муки, кровь кипит -

Здоровье отбирает СПИД...

II. Работа по теме

1. Вводная часть

Классный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшняя встреча - это попытка откровенного разговора с вами о том, что губит человека, небрежно относящегося к себе и близким. Это взгляд на серьезные проблемы. Сегодня мы будем говорить, как вы поняли, о СПИДе.

Ребята я хочу, что бы послушали притчу:

В одном болоте жили две лягушки. Настало жаркое лето, болото высохло, и лягушкам пришлось перебираться на новое место, ведь лягушки живут там, где влажно. В поисках нового убежища они наткнулись на глубокий колодец. Одна из лягушек заглянула в него и сказала: «Отличное место! Здесь полно холодной воды! Давай прыгнем в этот колодец и останемся в нем жить!». Но другая лягушка ответила: Не торопись. Конечно, здесь много воды, но что с нами будет, если этот колодец высохнет, как болото? Как мы сможем выпрыгнуть из такой глубокой ямы?».

Мораль этой притчи вы должны определить сами, в конце урока.

Особенностью эпидемии ВИЧ является распространение этой инфекции среди молодежи. Это во многом связано с тем, что молодые люди обладают недостоверной или неправильной информацией о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Статистика показывает, что среди молодого поколения активно распространяется алкогольная и наркотическая зависимость.

Каждый человек должен знать, что такое ВИЧ и СПИД, разбираться в особенностях этих болезней и знать, как избежать заражения ими. Сейчас мы подробно рассмотрим такие вопросы, как:

Что такое ВИЧ-инфекция?

Что такое СПИД?

2. Основная часть

Мини лекция

Ответы на вопросы:

ВИЧ - это вирус иммунодефицита человека, который передается определенными путями и вызывает нарушение функций или разрушение клеток иммунной системы организма человека. Задача клеток иммунной системы - атаковать и уничтожать любые болезнетворные микроорганизмы. Постепенно размножаясь и убивая клетки иммунной системы, ВИЧ разрушает способность организма бороться, против каких бы то ни было инфекций.

ВИЧ - инфекция - это заболевание, возникшее при проникновении в организм человека вируса иммунодефицита.

СПИД- это синдром (комплекс симптомов), приобретённого (не врождённого состояния), иммунодефицита (организм теряет способность сопротивляться различным инфекциям)

СПИД - это комплекс заболеваний, поражающих иммунную систему человека, возникающих у ВИЧ-инфицированных людей.

Лекция

Первая информация о синдроме приобретенного иммунодефицита (СПИД, AIDS по-английски) появилась 1978году, когда врачами было обнаружено неизвестное до того момента заболевание, при котором взрослые люди страдали от иммунодефицита, до этого встречавшегося только как врожденный порок недоношенных новорожденных детей. Врачи установили, что у этих больных снижение иммунитета — иммунный дефицит — не было врождённым, но было приобретено в зрелом возрасте.

Поэтому болезнь в первые годы после её обнаружения стали называть СПИДом — синдромом приобретённого иммунного дефицита. С тех пор распространение СПИДа достигло уровня эпидемии. Заразность СПИДа, его стремительное распространение и неизлечимость и снискали ему славу «чумы ХХ века», наиболее страшного и непонятного вирусного заболевания современности.

Довольно быстро была определена и вирусная природа заболевания. Вирус, вызывающий синдром иммунодефицита, назвали ВИЧ — вирус иммунодефицита человека.

СПИД и его симптомы - это постоянно возникающие заболевания: пневмония, туберкулез, цитомегаловирусная инфекция, герпес и другие. Именно эти заболевания чаще всего приводят к тяжелым последствиям. Эту стадию развития ВИЧ-инфекции и принято называть синдромом приобретенного иммунодефицита, то есть СПИДом.

Всемирный день борьбы со СПИДом впервые был выработан в августе 1987 Джеймсом В. Бунном и Томасом Неттером, двумя сотрудниками по вопросам общественной информации для Глобальной программы по борьбе со СПИДом Всемирной организации здравоохранения в Женеве, Швейцария. Доктор Джонатан Манн, директор Глобальной программы по СПИДу (теперь известной как ЮНЭЙДС), принял их идею. Ему понравилась концепция, и он согласился с тем, что проведение первого Всемирного дня борьбы со СПИДом должно состояться 1 декабря 1988 года.

Бунн предложил дату 1 декабря, чтобы обеспечить освещение в западных СМИ, что, по его мнению, имело жизненно важное значение для успеха Всемирного дня борьбы со СПИДом. Он посчитал, что, поскольку 1988 год был годом выборов в США, средства массовой информации устанут освещать выборы и захотят найти свежую историю.

1 декабря - объявлен ООН Всемирным днем борьбы с ВИЧ/СПИДом. Красная лента - это знак солидарности с ВИЧ инфицированными. Напоминание о необходимости принятия мер по профилактике ВИЧ/СПИДа. Петелька из красной ленточки - международный символ анти СПИД - движения.

3.Работа с ситуациями

Однажды Сократа спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни - богатство или слава?» Великий мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают ещё человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля!»

Вы разделены на группы, и я вам напомню правила работы в группах.

Правила работы в группе: быть активными, уважать мнение других, быть доброжелательными, быть ответственными, пунктуальными, не перебивать, стремиться найти истину, быть открытыми для общения.

В каждой группе между ее членами распределяются обязанности: выбирается докладчик (озвучивает идеи), секретарь, хронометрист, все остальные члены группы - генераторы идей.

Сейчас я вам раздам ситуационные задачи, которые после обсуждения в группе, вы презентуете их классу.

Ситуация 1. Что бы вы почувствовали, узнав, что один их ваших друзей инфицирован вирусом, вызывающим ВИЧ, СПИД? Как вы думаете, отразилось бы это на вашей дружбе? Обоснуй ответ

Ситуация 2. Как вы полагаете, следует ли разрешить людям, больным СПИДом оставаться там, где они работают, учатся? Почему?

Вопрос: Ребята как вы думаете как можно заразиться ВИЧ/СПИДом? Какие пути заражения существуют и сколько их? Что нужно делать, чтобы уберечь себя от СПИДа?

Пути передачи ВИЧ в настоящее время хорошо изучены и уже не вызывают сомнений у ученых и врачей. Говоря в целом, ВИЧ может передаваться только тремя путями: либо через кровь, либо половым путем, либо вертикально от матери к ребенку.

Заражение ВИЧ может произойти при инъекциях общим инструментарием или каких-либо иных контактах «кровь в кровь». Именно по этой причине столь высока частота заражения ВИЧ среди пользующихся одним шприцем наркоманов.

К случаям заражения СПИДом через кровь, разумеется, относятся и случаи заражения при переливании инфицированной крови и других медицинских манипуляциях.

В последние годы передача ВИЧ подобным путем практически не встречается, потому что каждый донор перед забором крови проходит тест на ВИЧ. Что касается нестерильных инструментов, то в медицинских учреждениях их не применяют. Обычной медицинской стерилизации или кипячения достаточно для уничтожения ВИЧ.

Чтобы уберечь себя от СПИДа необходимо соблюдать следующие правила:

Использование средства защиты при каждом сексуальном контакте

Отказ от употребления наркотиков;

Использование одноразовых или стерильных инструментов при пирсинге, татуировках, маникюре, педикюре, инъекции лекарств и так далее.

Лекция как не передается вирус

Не передается вирус иммунодефицита человека бытовым путем - через рукопожатия, объятия. Здоровая кожа - надежный барьер, но нельзя окончательно исключать возможность заражения, если у обоих партнеров на поверхности кожи рук есть незакрытые ранки. Такие ситуации, понятно, встречаются исключительно редко.

Не передается ВИЧ через предметы одежды, спальные принадлежности, посуду. Вирус быстро гибнет в окружающей среде.

Нет оснований считать, что вирус ВИЧ могут передавать кровососущие насекомые. Человеческий вирус не живет в организме насекомого, к тому же комар не впрыскивает кровь в ранку человека (только слюну). Слюна также не может попасть в кровяное русло человека, для этого необходимо раздавить комара на своей открытой ране, и при этом комар перед этой процедурой должен быть наполнен ВИЧ инфицированной кровью предыдущей жертвы.

Не выживает ВИЧ в водной среде, поэтому нет смысла бояться заражения в бане, бассейне, сауне.

Поцелуи не приводят к инфицированию, хотя большинство людей продолжает бояться таких контактов с зараженными ВИЧ. В слюне инфицированного человека содержится небольшое количество вируса, а для заражения партнера необходимо не менее двух литров слюны, поэтому поцелуи нельзя рассматривать как один из способов передачи вируса иммунодефицита человека. Можно пользоваться общей посудой, обнимать друг друга — в этих действиях нет никакого риска при контакте с больным. Избегать следует только контактов кровь в кровь. Не следует бояться заражения в общественном транспорте, местах общепита, больницах и поликлиниках.

4. Тестовое задание

Задание: прочитайте внимательно и обведите кружочком нужный ответ.

«В» - верно, «Н» -неверно.

ТЕСТ. Что вы знаете о СПИДе?

1.Опасно обнимать человека больного СПИДом В Н

2.Заразиться СПИДом можно, пользуясь общественным туалетом В Н

3.Находиться в классе с учителем, который болен СПИДом,вполне

безопасно В Н

4.Люди,которые вводят себе внутривенно лекарственные препараты, не должны пользоваться иглами других людей. В Н

5.Нельзя заразиться вирусом СПИДа (ВИЧ),кусая один и тот же бутерброд, или когда пьёшь из одного стакана с больным СПИДом В Н

6.Если кто-то в школе получил травму, сопровождающуюся кровотечением, следует остановить ему кровь рукой. В Н

7.СПИДом можно заразиться если больной кашляет или чихает на тебя В Н

8.Неплохая идея - обсуждать вопросы наркотиков и СПИДа

в школе В Н

9.СПИД вызывается вирусом В Н

10.Положительный тест на СПИД означает, что человек болен СПИДом. В Н

11. СПИД поражает красные кровяные тельца. В Н

12.СПИД передаётся через все жидкие выделения тела. В Н

13.Тесты на СПИД, как правило, надёжны В Н

14.СПИД передаётся тремя основными путями: при сексуальных контактах, контактах с кровью(например, при совместном пользовании иглами) и от матери к ребёнку во время внутриутробного развития и при рождении. В Н

15.Многие симптомы СПИДа напоминают симптомы других заболеваний ВН

16. Одна из проблем, связанных со СПИДом, состоит в том, что между заражением и моментом проявления заболевания могут пройти годы. В Н

Список правильных ответов (для учителя)

1Н,2Н,3В,4В,5В,6Н,7Н,8В,9В,10Н,11Н,12Н,13Н,14В, 15В,16В.

Вопрос: Ребята как вы думаете, где можно пройти обследование и тестирование на ВИЧ/СПИД?

Ответ: Поставить диагноз ВИЧ - инфекции может ТОЛЬКО врач! Тест на ВИЧ проводится, чтобы определить, заражен ли человек вирусом иммунодефицита. Тест на ВИЧ дает достоверные результаты не раньше, чем через 3 месяца после заражения. При проникновении вируса в организм возникает ответная реакция, образуются антитела. Эту реакцию можно выявить специальными методами при исследовании образцов крови. Тест на ВИЧ - антитела обязательно проходят доноры, беременные женщины, наркоманы, проходящие лечение. Добровольно тест на ВИЧ - антитела может пройти любой человек при подозрении на СПИД. А также сдать анализ на ВИЧ следует, если в жизни человека присутствовал риск инфицирования.

Результаты тестирования - конфиденциальные и не подлежат огласке. Медицинскими работниками будут поставлены в известность только родители несовершеннолетних. При желании можно сдать анализ анонимно.

Вопрос: Существуют ли эффективные методы лечения ВИЧ/СПИДа в настоящее время? Какие исследования ведутся в этом направлении? Знаете ли Вы о них?

Ответ: Лечение ВИЧ/СПИДа может быть:

§ Этиологическим (уничтожение или затормаживание размножения в организме вируса);

§ Патогенетическим (стимулирование иммунитета);

§ Симптоматическим (лечение сопутствующих заболеваний).

К сожалению, достаточно эффективных методов лечения ВИЧ/СПИДа пока нет. Получены лишь препараты, способные затормаживать размножение вируса. Есть лекарства, оказывающие стимулирующее воздействие на иммунитет. Лечение сопутствующих заболеваний малоэффективно, поскольку человек постоянно живет в среде, где находится множество микроорганизмов, способных вызвать на фоне иммунодефицита то или иное заболевание.

Учитывая все вышеизложенное, понимаем, что, основным средством борьбы с ВИЧ/СПИДом остается профилактика.

Заключительная часть

Обобщение полученных знаний.

5. Рефлексия:

Составление синквейна.

Правила:

1. 1 существительное - главное слово.

2. 2 прилагательных, характеризующих главное слово.

3. 3 глагола, которые описывают действие понятия.

4. Короткое предложение, раскрывающее ваше отношение к этому понятию.

5. Одно слово, в котором вы выражаете свои чувства, связанные с этим понятием.

СПИД

Распространенный, смертельный

Убивает, поражает, губит.

Избегайте этого ужаса!

Страх

СПИД

Страшный, смертельный.

Убивает, заражает, губит.

СПИД - чума 21 века.

Ужас.

Учитель: Если на вашем пути появится человек, которому нужна помощь, пусть он даже о ней не просит, но вы это чувствуете, то обязательно поспешите эту помощь оказать. Болеет ли человек страшной болезнью, пытается отказаться от вредных привычек или просто нуждается в беседе, никогда не совершайте преступление против себя, не отворачивайтесь. Я желаю, чтобы вы никогда не видели как ваши знакомые или близкие мучаются от ломок, чтобы никто не услышал даже от малознакомых людей про страшный диагноз: ВИЧ-инфицированный.

ЧТЕЦ:

Ты ему помоги, подними.

Мы должны оставаться людьми.

Звучит диагноз приговором,

И время пулею летит.

А за спиною только разговоры -

СПИД, СПИД, СПИД, СПИД…

Если кто-то упал, оступившись,

Ты ему помоги, подними.

Мы должны оставаться людьми.

К началу нового века эта болезнь унесла 50 миллионов жизней жителей Земли. Это страшное заболевание с катастрофической быстротой распространяется по всему миру и в ногу шагает с молодыми людьми.

III. Итоги

Предлагаю вам продолжить фразу…

«Я понял (а), что…»;

«Я надеюсь, что…».

«Мне понравился наш классный час, потому что…….

Мне не понравился наш классный час, потому что…

Подводя итоги нашего классного часа, мы можем сделать следующие выводы:

§ ВИЧ/СПИД - это опасное и смертельное заболевание;

§ ВИЧ/СПИД распространяется с большой скоростью из-за нашего незнания, неведения, невежества;

§ Но, ВИЧ/СПИД можно остановить, если объединить наши усилия в борьбе против смертельного ВИЧ/СПИДа.

Пусть ваше будущее будет светлым и радостным!

Министерство образования и науки Ульяновской области

областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Димитровградский технический колледж»

Н.А.Сигурина

Методическая разработка открытого классного часа

«Твой выбор-жизнь»


г. Димитровград
2015 г.


Сигурина Н.А. – классный руководитель ОГБОУ СПО «ДТК»

Методическая разработка классного часа предназначена всем тем, кто работает в сфере профилактики.

Разработка содержит материал по теме «ВИЧ/СПИД», сценарий по профилактике ВИЧ/СПИД.

ВВЕДЕНИЕ

Произнося слова ВИЧ/СПИД, мы отчетливо осознаем проблему нашего общества - социальную болезнь. Широкое распространение этой болезни среди молодых людей должно тревожить каждого из нас. Поэтому проблема ВИЧ/СПИД является не только социальной, медицинской, философской, но и педагогической, так как она прямо и косвенно затрагивает все общество. Эффективным методом профилактики ВИЧ-инфекции является распространение знаний o пути ее распространения и мерах защиты от заражения. Таким образом, в настоящее время необходимо осуществлять просветительские мероприятия для молодежи в возрасте 14-19 лет, тех, кто еще не вовлечен в рискованные формы поведения. Жизнь – жизнь, боритесь за нее.

План проведения открытого классного часа

Тема: «Твой выбор-жизнь»
Цели:

1. Дать обучающимся основные знания по проблеме ВИЧ/СПИД, способах профилактики и предохранения;

2. Сформировать адекватное отношение к проблеме;

3. Научить определять степень риска заражения ВИЧ в различных ситуациях.

Раздаточный материал: белаябумага (формата А4), цветные маркеры, картинки; мультимедийная презентация «ВИЧ/СПИД и его профилактика».

Оборудование: кабинет оформлен соответственно тематике встречи; памятка «СПИДу СТОП»; высказывания знаменитых людей:

Людям, не слушающим советов, нельзя помочь (Б.Франклин)

Кто счастлив? Тот, кто здоров телом, одарен спокойствием духа и развивает свои дарования (Фалес)


Ход классного часа

1.Приветствие

2. Беседа

3.Итоги

1.Приветствие. Звучит песня «Show must go on » группы «Queen», на экране появляются фотографии знаменитых людей, умерших в разное время от СПИДа:

Фредди Меркьюри (1946–1991), британский музыкант и вокалист группы «Queen».

Классный руководитель: Ребята, сегодняшняя тема нашего классного часа - профилактика ВИЧ/СПИД «Твой выбор-жизнь». 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом. Что мы знаем об этой страшной болезни, кроме ее названия? Как заражаются СПИДом? Как он проявляется? Как проверить, здоровы ли мы? Как нам уберечься от СПИДа и уберечь своих любимых и близких?

История возникновения ВИЧ-инфекции начинается с регистрации этого заболевания в июне 1981 года. Вирус был открыт в двух лабораториях: первоначально он был открыт американцем Робертом Гало (Национальный институт рака), а несколько позже французским ученым Люком Монтанье (институт им. Пастера. Возбудитель болезни получил название «вирус иммунодефицита человека» (ВИЧ).

2. Беседа.

Вопрос обучающимся : - Что такое ВИЧ?

Стадия №1 (инкубация) – продолжается с момента первичного попадания вируса ВИЧ в организм человека, до начала выработки антител и/или клинических проявлений в виде острой инфекции. Инкубационный период может продолжаться 1-3 месяца, в редких случаях – один год. На данном этапе характерно активное размножение вирусов, без каких-либо проявлений симптомов болезни и без выработки антител. Определить наличие ВИЧ-инфекции в этот период можно только путем проведения анализов, основанных на генетических методах.

Стадия №2 (первичные проявления) – в этот период характерно проявление первичных признаков ВИЧ-инфекции, выработка антител, как реакция на внедрение вируса в организм. Второй этап может протекать в нескольких вариантах:

Стадия №3 (субклиническая) – на фоне усиленного воспроизводства CD4-лимфоцитов, происходит замедление развития ВИЧ-инфекции по сравнению со второй стадией, что нисколько не приостанавливает нарастание иммунодефицита. На субклинической стадии СПИДа, основным характерным признаком является персистирующая генерализованная лимфоаденопатия (ПГЛ). Данное проявление характеризуется увеличением двух узлов лимфотока, в 2-х различных группах, исключение – паховые лимфоузлы, в некоторых случаях увеличение лимфоузлов может быть единственным признаком наличия ВИЧ в организме на данном этапе. В среднем, период субклинического развития СПИДа длится около семи лет, в зависимости от общего состояния организма границы могут колебаться в пределах 2-20 лет.

Стадия №4 (вторичные заболевания) – на фоне активного роста клеток ВИЧ, наблюдается уменьшение числа лимфоцитов типа CD4, что делает организм доступным для развития заболеваний инфекционного и онкологического происхождения. Данный этап разделается на несколько подвидов, учитывая тяжесть вторичных заболеваний:

Способы передачи ВИЧ-инфекции

Способы передачи ВИЧ сегодня хорошо известны, и у ученых медиков не осталось сомнений относительно механизма распространения данной инфекции. Можно утверждать, что ВИЧ передается тремя путями: при половом контакте, через кровь зараженного человека либо от инфицированной матери - ребенку (вертикально).

ВИЧ можно заразиться во время инъекций, если используется не одноразовый инструментарий, либо при любых контактах - «кровь в кровь».

Можно утверждать, что наркоманы заражаются чаще других категорий населения СПИД (ВИЧ) инфекцией, так как используют неоднократно общие шприцы. Гомосексуалисты также относятся к группе повышенного риска заражения ВИЧ (если практикуются анальные контакты без презерватива).

В различных странах мира и регионах наблюдаются разные пути передачи ВИЧ инфекции - гомосексуальный, гетеросексуальный либо через инъекции наркотиков. На основе данных, зафиксированных Российским научно-методическим центром по профилактике и борьбе со СПИДом, в России в 1996–99 годах доминировал инъекционный путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции (в 78,6% случаев наркоманы заражались через общий шприц).

Заражение СПИДом через кровь происходило и в тех случаях, когда переливалась инфицированная кровь в медицинском учреждении. Такие случаи можно отнести к халатности и недобросовестности медработников.

К счастью, в последние годы такие пути передачи ВИЧ практически исключаются, так как каждого донора тщательно проверяют на наличие ВИЧ инфекции, а при любых медицинских манипуляциях используется только разовый или стерильный инструмент. Для уничтожения вируса ВИЧ недостаточно обычной стерилизации инструмента. Также следует помнить, что через кровь вирус передается и при незащищенных половых контактах (например, при менструации).

Передача ВИЧ половым путем происходит во время контакта человека с инфицированной спермой или влагалищным секретом зараженного партнера.

Следует отметить, что в настоящее время такой путь передачи СПИД (ВИЧ) инфекции является одним из самых распространенных. По-прежнему самым надежным средством защиты, в данном случае, является презерватив.

Профилактические меры:

1.Воздержание от сексуальных контактов до вступления в брак;

2.Правильное использование презерватива при сексуальных отношениях защитит от заражения ВИЧ;

3.Имеет смысл исключить или минимизировать влияние на человека таких факторов, как алкоголь, наркотики;

4.Нельзя пользоваться уже использованными другими людьми шприцами: это увеличивает риск заражения ВИЧ;

5.Важно не использовать общие бритвенные, маникюрные и другие предметы личной гигиены;

6.Существует взаимная ответственность двух партнеров в плане защиты от заражения ВИЧ и инфекциями, передаваемыми преимущественно половым путем;

7.Противозачаточные средства (гормональные препараты, внутриматочные спирали и др.) не защищают от ВИЧ; единственное назначение этих средств - защита от беременности.

Выполнение упражнений.

Упражнение «Человек, у которого ВИЧ»

Форма проведения: работа в командах

Создать портрет ВИЧ положительного человека. Придумать историю его жизни (сколько лет, чем занимается, как заразился, знает ли он сам, знают ли близкие и друзья, изменилась ли его жизнь после постановки диагноза) и представить другим командам. Обсуждение «Портрет ВИЧ положительного – какова реальность». (Вывод: молодой парень или девушка, заражение через потребление инъекционных наркотиков или незащищенный сексуальный контакт, не знает о своем статусе и т.д.)

Упражнение «Афиша»

Время проведения: 30 мин
Цель: актуализация проблемы, диагностика установок, знаний и представлений участников относительно проблемы.

Группа делится на несколько подгрупп. Участникам предлагается создать сценарий фильма, посвященного ВИЧ-инфекции. Сюжет может быть абсолютно любым. Не имеет значения, в каком жанре он создан, это может быть: трагедия, комедия, документальный, анимационный фильм и т. д. Участникам необходимо: продумать сюжет фильма, его идею, логику развития событий, характеристику главных героев. Затем участники рисуют афишу фильма, которая должна наиболее ярко отражать его идею и содержание. В завершении данной работы, проводится «пресс-конференция», целью которой является презентация кинофильма. В качестве прессы выступают остальные участники группы, их задача – задавать вопросы и рецензировать работу. Задача выступающих – привлечь внимание общественности к созданному сюжету, а также защитить свою работу от нападок «акул пера». В завершении упражнения, проводится обсуждение: о чем было это упражнение? каковы наши представления относительно этой проблемы? Как происходило создание фильма? Какое настроение вы в нем отразили? И т. д.


Упражнение «Листок»

Время проведения: 15 мин.

Участники разбиваются на пары. Каждому выдается лист бумаги. На одном из них ведущий заранее незаметно ставит метку на обратной стороне листа. Участникам предлагается записать вопросы, касающиеся темы, на которые они не знают ответа. Далее участники обмениваются листами и пытаются ответить на вопросы друг друга. Потом участникам предлагается объединиться в четверки и обсудить вопросы, оставшиеся неясными. Затем, в восьмерки с той же целью. После этого ведущий спрашивает: «Остались вопросы, оставшиеся неясными? Какие именно? Перечислите вопросы, на которые не удалось найти ответ?»"Как сказать нет" Участникам в кругу предлагается три варианта предложения кому-то употребить наркотик и 3 варианта уверенного отказа. По кругу пускается шприц и участники,по очереди предлагают попробовать наркотик, затем отказываются от употребления. По окончании круга ответы анализируются, составляется рейтинг наиболее эффективных отказов.

Ролевая игра "Толерантное отношение к ВИЧ-инфицированным и больным СПИДом"


Ситуция 1: Представьте, что ваша сестра узнала, что у её жениха ВИЧ. Она испугана и обеспокоена. Что бы вы ей посоветовали?

Ситуация 2: Представьте, что ваш партнер сказал вам, что ВИЧ-инфицирован. Как бы вы поступили?

Ситуация 3: Представьте, что ваша подруга отказывается идти в гости к девочке, у которой ВИЧ-инфицированный брат. Что бы вы сказали и как поступили?

3. Итог классного часа.

Эрве Жибер , французский писатель и кинорежиссер, погибший от СПИДа в 1990 году, написал:

«Если жизнь – это всего лишь ожидание смерти и нас постоянно мучает неопределенность, то СПИД отмеряет нам точный срок…

Жизнь становится четко отмеренной:

отныне вы навсегда избавлены от неведения».

Теперь вы знаете об этом заболевании и сами должны позаботиться о своем здоровье. Помните, что счастье и здоровье – вас и ваших детей – ЗАВИСЯТ ТОЛЬКО ОТ ВАС!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждый классный руководитель должен стремиться в своей деятельности содействовать жизненному самоопределению подростков, развивать их творческий потенциал, активную гражданскую позицию и популяризировать здоровый образ жизни. Задача данной методической разработки классного часа максимально интересно, эмоционально и информационно рассказать о проблеме ВИЧ/СПИДа обучающимся, так как одной из главных целей воспитания - вырастить здоровое поколение, для чего необходимо ограничить распространение ВИЧ-инфекции.

Список литературы:

1.Основы знаний по проблеме ВИЧ/СПИД: Спецкурс/Авт.-сост. В.М.Быкова и др. – Мн.: Тесей, 2002.-136 с.

2.Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К. Григальчик, Д.И. Губаревич, И.И. Губаревич, С.В. Петрусев. – Мн.: «БИП-С», 2003.-182 с.

Открытый классный час «Профилактика ВИЧ – инфекции и СПИДа»

Цель :

формирование у школьников убеждения в том, что соблюдение здорового образа жизни, избегание форм поведения, опасных для жизни и здоровья – самая эффективная профилактика ВИЧ – инфекции и СПИДа.

Задачи:

Развивать представления учащихся о том, что такое ВИЧ-инфекция и СПИД, как передается и как не передается ВИЧ;

Формировать активную жизненную позицию, направленную на избегание поведенческих рисков, связанных с ВИЧ – инфицированием;

Ход мероприятия:

Ведущий

Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем заболеванию, которое стало кошмаром для всего мира, а также для нашей страны. Не обошла она стороной и нашу область, наш город. Это-СПИД. Самое страшное то, что СПИД не излечим, и почти всегда приводит к смерти.

В начале нашего разговора давайте послушаем притчу. В чём смысл её? СЛАЙД 2

Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Приглядевшись, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. И они вместе стали спасать детей. Увидев третьего путника, они позвали на помощь и его, но тот, не обращая внимания на их призывы, побежал к повороту реки, откуда плыли дети. «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели. Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы справитесь и вдвоем.

А я доберусь до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить новое несчастье».

Акцент: притчу можно использовать для того, чтобы показать смысл профилактики – работать не только с уже возникшей проблемой, но и на ее предупреждение.

Ведущий. Все мы знаем о венерических заболеваниях и о СПИДе. Мы где-то читали или нам рассказывали о том, что инфекции, вызывающие эти болезни, передаются половым путём. Нам не только известно, что заражения можно избежать, мы даже знаем, как это сделать. Но почему-то наши знания не всегда отражаются на наших действиях. Может быть дело в том, что эти знания недостаточно глубоки?

Что же такое СПИД? Чем он отличается от других инфекционных

заболеваний? СЛАЙД 3

Анкета «Информированность о ВИЧ-инфекции и СПИДе» СЛАЙД 4

1. Можно ли заразиться ВИЧ, пользуясь общественной раковиной при мытье рук?

2. Вы можете узнать, инфицирован ли человек ВИЧ, лишь по его внешнему виду?

3. Человек может заразиться ВИЧ, пользуясь общими иголками для введения наркотиков?

4.Можно ли заразиться ВИЧ, пожимая руку человеку, больному СПИДом?

5.Можно ли заразиться ВИЧ в любом возрасте?

6. Ребенок может родиться с ВИЧ, если его мать заражена ВИЧ?

7.Существуют ли лекарства от СПИДа в настоящее время?

- Как передается и как не передается СПИД?

ВИЧ не передается : СЛАЙД 5

    при рукопожатии и объятиях;

    через пот и слезы;

    при кашле и чихании;

    при использовании общей посуды или постельного белья;

    при использовании общих ванн и унитаза;

    при совместных занятиях спортом;

    в общественном транспорте;

    через животных или при укусах насекомых;

    при поцелуе / через слюну.

Пути передачи ВИЧ – инфекции : СЛАЙД 6

через кровь: совместное или повторное использование шприцев, игл и другого инъекционного оборудования;

нестерильного инструментария для татуировок и пирсинга;

чужих бритвенных принадлежностей с остатками крови;

через незащищенный половой контакт;

от матери к ребенку передача вируса от ВИЧ - позитивной матери ребенку во время беременности, родов и при кормлении грудью.

    Сообщение СЛАЙД 7

Врач- инфекционист.

Пока загадок больше...

Ведущий. Какова история СПИДа?

    Сообщение

Врач-историк.

Ведущий. СЛАЙД 8

    Сообщение

Врач Центра по борьбе с ВИЧ - инфекцией.

Ситуация в Амурской области СЛАЙД 9, СЛАЙД 10

Ведущий . Что это за заболевание? СЛАЙД 11, СЛАЙД 12

4. Сообщение

название вируса-ВИЧ.

Ведущий. СПИД. Он что подстерегает нас на каждом шагу? СЛАЙД 13

Ведущий. Если хочешь быть здоровым, помни:

1.Помни: среди больных СПИДом наркоманы составляют 81,1%.
Количество людей, допускающее не медицинское потребление
наркотиков в России, достигло 10 млн. человек, среди которых
молодые люди в возрасте 18-25 лет -60%, 12-18 лет-25%.

2.Помни: заразиться ВИЧ-инфекцией можно при использовании не
стерильных игл и шприцев, при использовании наркоманами одного и
того же шприца многими лицами.

3.Помни: наркотики угрожают твоему здоровью, повышают риск
заражения ВИЧ - инфекцией. Постарайся не употреблять наркотики
вообще и особенно путём инъекций.

4. Помни: на сегодняшний день 75% случаев заражения ВИЧ происходит
при половом контакте.

5. Помни: опасность заражения повышается с увеличением числа партнеров.

6. Помни: идеальный случай - сохранение верности одному партнёру.

7. Помни: алкоголь и наркотики снижают критическую оценку, что может послужить причиной вашего рискованного поведения.

8. Помни: ежедневно от СПИДа умирает 8 тысяч человек.

9. Помни: при желании каждый человек может пройти анонимное обследование.

Ведущий. До тех пор пока учёные не найдут эффективных средств лечения и профилактики, каждый из нас должен полагаться только на себя. Основное средство борьбы со СПИДом профилактика.

Главный врач Центра борьбы со СПИДом.

Хочу, ещё раз, подчеркнуть, что профилактика СПИДа заключается в контроле за донорской кровью; использование одноразовых шприцев и медицинского инструментария, или хорошая их стерилизация; соблюдение принципов нравственности в межполовых отношениях; использование презерватива.

Ведущий. СПИД унёс миллионы жизней. Вот некоторые из них.

СЛАЙД 16, 17,18

1. Артур Эш, олимпийский чемпион по теннису.

2. Тина Чоу, дизайнер высокой моды.

3. Рок Хадсон, актёр.

4. Фредди Меркьюрити, солист группы «Квин».

5. Витто Руссо, писатель.

6. Рудольф Нуриев, артист балета.

7. Рикки Уилон, гитарист группы В-52.

Заключение: СЛАЙД 19

В селении пронесся слух о том, что появился мудрец, который может ответить на любые вопросы. И тогда один молодой человек подумал: « Дай-ка я перехитрю мудреца. Пойду в поле, поймаю бабочку и зажму ее между ладоней. Потом пойду к мудрецу и спрошу, жива бабочка или мертва. Если мудрец скажет, что жива, я сожму ладони покрепче и покажу ему, что бабочка мертва. А если он скажет, что мертва, то я раскрою ладони – и бабочка улетит».

Как подумал, так и сделал. Пошел он в поле, поймал бабочку и принес

ее к мудрецу: «Вот, мудрец, у меня в руках бабочка, скажи мне, жива она или мертва». Посмотрел мудрец внимательно на юношу и сказал: «Все в твоих руках».

Акцент : важность личной ответственности в поведении, а также умения оценить риск.

Выводы и итоги классного часа СЛАЙД 20

    Сообщение СЛАЙД 7

Врач- инфекционист. ВИЧ-инфекция, подобно пожару, охватила сейчас почти все континенты. За необычайно короткое время она стала проблемой номер один для Всемирной организации здравоохранения и ООН, оттеснив на второе место рак и сердечно-сосудистые заболевания.

Пожалуй, не одна болезнь не задавала учёным такие серьёзные загадки за столь незначительный срок. Ежемесячно в мировой научной прессе публикуются новые сведения о ВИЧ-инфекции и её возбудителе, которые часто заставляют коренным образом менять точку зрения на патологию этого заболевания.

Пока загадок больше...

Основные отличия этой инфекции: инкубационный период у СПИДа очень продолжительный - от 1 года до 15 лет. И в течение всего этого периода заразившийся человек заразен и для других людей.

Ведущий. Какова история СПИДа?

    Сообщение

Врач-историк. История вируса, конечно, началась не в 80-х; а намного
раньше. Но история наших знаний о нём берет начало с доклада Центров по контролю заболеваемости США, опубликованного 5 июня 1981 года.

5 июня 1981 года в еженедельном бюллетене американского центра по контролю за заболеваниями в Атланте (штат Джорджия) появилось описание загадочного случая: 5 молодых людей из Лос-Анджелеса заболели редким легочным заболеванием, которое встречалось лишь у пожилых людей с ослабленной иммунной системой. Прошло несколько месяцев, прежде чем стало очевидно: этому сообщению навсегда было суждено войти в историю как первому сообщению - описанию доселе неизвестной и неизлечимой болезни, получившей название синдрома приобретённого иммунодефицита. Весной 1981 года в Нью-Йорке и Сан-Франциско появились больные с затяжными тяжёлыми инфекционными заболеваниями и редкими формами опухолей. Этими пациентами были исключительно мужчины гомосексуалисты. На основании этого учёные решили, что заболевание связано исключительно с гомосексуальностью. Однако, потом в число заболевших попалили женщины, делавшие себе инъекции (наркоманки), мужчины-наркоманы и доноры. Стало понятно, что речь идёт о каком-то заболевании, возбудитель которого переносится через кровь. Вирус СПИДа был открыт в 1983 году в институте Пастера в Париже. За 30 лет эпидемия СПИДа распространилась по всему миру. Около 22 миллионов умерли и 36 миллионов живут с ВИЧ- вирусом, вызывающим СПИД.

Ведущий. Каково положение у нас в России? СЛАЙД 8

    Сообщение

Врач Центра по борьбе с ВИЧ- инфекцией.

Первый больной появился в Советском Союзе в 1987 году. Отечественный гомосексуалист, работавший за границей, ввёз в нашу страну СПИД. Благодаря обязательному тестированию всех, возвращающихся из-за границы, спустя некоторое время он был выявлен и госпитализирован. Но до того как он попал в поле зрения инфекционистов, этот мужнина имел 6 -7 контактов. Двое из тех, кто имел с ним отношения, заболели и умерли. От одного этого больного (не напрямую) заразились в течение 10 лет более 130 человек. Не выяви его, заражённых могло быть в 10 раз больше. До 1995 года обстановка по СПИДу была очень благополучная.

Вслед за первым громом – появлением наших, отечественных случаев СПИДа – грянул второй: массовое заражение детей в больницах Элисты, Волгограда и Ростова–на-Дону. Эта чудовищная трагедия пробила брешь в общей успокоенности, в убеждённости, что заразившиеся ВИЧ «сами виноваты».

Но вот гром грянул в третий раз. 1996 год принёс повышение заболеваемости, главным образом среди наркоманов. Количество новых случаев ВИЧ-инфекции было уже почти в 10 раз больше, чем в предыдущий год. 1999 ознаменовался эпидемией ВИЧ- инфекции среди наркоманов. Россия сейчас лидирует по темпам распространения ВИЧ среди других стран мира. По данным В.В. Покровского, в некоторых районах Подмосковья заражены до 5% молодых людей, - т. е. каждый двадцатый.

4. Сообщение

В1981 году американские учёные из онкологического исследовательского института в Мериленде определили структуру этого вируса: выяснилось, что он «похож» на вирус рака крови (лейкемии). Вирус СПИДа поражает иммунную систему человека: поселяется в клетках крови, которые защищают организм от различных попадающих из вне болезнетворных микроорганизмов. Ведёт он себя в этих клетках по-разному: может сразу же начать действовать, может поселиться там и спокойно жить, не давая о себе знать. Это может продолжаться несколько месяцев. Почему он становится активным, пока никто не знает, но предполагают, что когда организм сталкивается с необходимостью защитить себя от другого непрошеного «гостя», например, другой инфекции, когда должны начать работать клетки - защитники, вирус иммунодефицита начинает активно размножаться в клетках-защитниках, разрушая их. Но это не самое страшное, самое страшное то, что он не только уменьшает количество этих клеток-защитников, но и делает неспособными различать, где чужое, то, с чем надо бороться, а где своё, то, что нужно защищать. И начинается жизнь наоборот: организм начинает разрушать своё, т е. собственные клетки, и не реагировать на чужое. Для человека, заболевшего СПИДом, становятся опасными любые микробы, даже те, которые постоянно присутствуют на

коже, на слизистых оболочках всех органов и обычно не причиняют вреда.

На 2 Международном конгрессе по проблеме СПИДа было принято

современное название болезни - синдром приобретённого иммунодефицита и

название вируса-ВИЧ.

Данная разработка ориентирована на старший школьный возраст (15-17 лет). Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности. Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности. Предусмотрена групповая работа. В ходе мероприятия ребята отвечают на вопросы, обсуждают различные ситуации по данной теме. На заключительном этапе (рефлексии) учащиеся обдумывают, о чем они узнали, чему научились, и как они могут использовать полученные знания в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час

«Профилактика ВИЧ-инфекции».

Цель: дать информацию о ВИЧ-инфекции, путях передачи заболевания и мерах предосторожности.

Задачи: формировать понятия о личной ответственности за своё поведение, научить оценивать ситуации пребывания в зонах риска и соблюдать меры предосторожности.

Участники: учащиеся 9-11 классов

Материалы: полоски бумаги 15/5 из расчета 3 на одного участника, карточки с ситуациями, карточки с обозначением ситуаций риска заражения («Высокий риск», «Риск отсутствует», «Небольшой риск»), ручки, листы бумаги.

Ход урока.

Разделите класс на 3 группы.

Сообщение темы классного часа, разъяснение ее важности для будущего каждого человека.

Задание 1. «Ассоциации».

Скажите, что вы будете медленно называть слова. Каждый раз, когда вы назовете слово, учащиеся должны будут записывать на отдельной полоске первую пришедшую в голову ассоциацию. Это может быть слово или сочетание слов или короткая фраза. Задание анонимное, писать нужно разборчиво.

Громко скажите «СПИД» - и выждите паузу. Повторить слово «СПИД» 3 раза, каждый раз предоставляя время для записи ассоциации. Полоски с ассоциациями собрать и перемешать. Затем раздать по группам и зачитать. Обсудите ответы.

На доске написать ВИЧ и СПИД, спросить у школьников, знают ли они, что означают эти аббревиатуры.

Слово «СПИД» образовалось из начальных букв названия заболевания – «Синдром Приобретенного ИммуноДефицита». «Синдром» означает, что речь идет не об отдельной болезни, а о целом комплексе различных нарушений. «Приобретенный» означает, что это то, что можно приобрести или заразиться. Слово «Иммунодефицит» - сложное слово. Первая часть его означает, что речь идет об иммунной системе человека, которая существует наряду с другими системами: дыхательной, пищеварительной и т. д. А вторая часть слова - «дефицит»- означает, что эта иммунная система нарушена и работает недостаточно. Иммунная система (иммунитет) помогает нам бороться с различной инфекцией. Эту защитную функцию выполняют различные клетки крови и тканей (лимфоциты, лейкоциты, макрофаги и т. д.).

Так вот, у заболевшего СПИДом поражается именно иммунная система, в результате чего организм перестает сопротивляться инфекции. Происходит это потому, что в организм человека проникает ВИЧ - вирус иммунодефицита человека.

СПИД - это вирусное заболевание, которое вызывается вирусом иммунодефицита человека (сокращенно ВИЧ).

Как же вирус передается от человека к человеку?

Существуют 4 биологические жидкости, которые, попав на слизистые или во внутреннюю среду организма, могут привести к заражению.

Концентрация вируса ВИЧ наиболее высока в:
- крови,
- сперме,
- секрете желез во влагалище женщин,
- грудном молоке.

В небольших количествах вирус содержится в слюне, поте, моче, слезе, но заражение через эти биологические жидкости невозможно.

Пути заражения.

Существует 3 пути, которыми зараженные ВИЧ биологические жидкости (кровь, сперма, секрет женских половых путей и грудное молоко) одного человека могут попасть в организм другого человека.

1 путь – парентеральный (при попадании вируса в кровь)

Когда переливается зараженная непроверенная донорская кровь;

Когда для введения лекарственных или каких-то других веществ, для медицинских или косметических манипуляций (например, при пирсинге, нанесении татуировки, прокалывании ушей) применяются уже кем-то ранее использованные, нестерильные, плохо обработанные шприцы, иглы, медицинские или косметические инструменты с невидимыми остатками чужой крови.

Что касается риска заражения в медицинских учреждениях, то он предельно минимален, так как в связи с начавшейся эпидемией ВИЧ Министерством здравоохранения России пересмотрены нормативные требования по проверке донорской крови, обработке и стерилизации медицинского инструментария, к работе медицинского персонала, и выполнение их строго контролируется.

2 путь – вертикальный (от матери ребенку)

К сожалению, ВИЧ-инфицированная мать может заразить через кровь своего ребенка во время беременности, во время родов или при кормлении грудью через грудное молоко. Это второй основной путь передачи ВИЧ-инфекции.

3 путь - половой.

Основной путь передачи ВИЧ-инфекции является половой путь. Дело в том, что у зараженных людей вирус в высоких концентрациях содержится в семенной жидкости (сперме) и во влагалищном секрете женских половых путей.

Итак, ВИЧ-инфекция передается:
- при незащищенном половом контакте;
- при использовании нестерильных, инфицированных игл и шприцев;
- при переливании инфицированной крови и ее препаратов;
- от ВИЧ - инфицированной матери к ребенку во время беременности или при кормлении грудью.

ВИЧ- инфекция не передается:

Воздушно-капельным путем, т.е. через воздух (ВИЧ-инфекцией нельзя заразиться так же как гриппом - на улице, в транспорте, при разговоре, чихании, кашле в Вашу сторону);
- через воду, пищу;

Бытовым путем, т.е. проживая с больным человеком в одном помещении. Это значит, что совершенно безопасно пользоваться общей посудой, полотенцем, постельным бельем, туалетом, ванной, бассейном. Невозможно заразиться через рукопожатия или объятия, при поцелуях, через общую сигарету, губную помаду, через ручки дверей и телефонные трубки;

Не передается через животных, через укусы кровососущих насекомых (клопов, блох,

через пиявок).

Диагностика ВИЧ – инфекции.

Диагноз «ВИЧ-инфекция» или «СПИД» поставить может только врач на основании лабораторного анализа крови. Анализ будет считаться положительным, если в крови человека будут найдены антитела к ВИЧ. Но надо иметь ввиду, что эти специфические антитела вырабатываются не сразу после заражения, а лишь спустя 3-6 месяцев, и этот период называется «периодом окна». Следовательно, анализ, сделанный в этот период может быть отрицательным, несмотря на наличие вируса в организме. Поэтому для того, чтобы до конца убедиться, инфицирован человек или нет, анализ необходимо повторить ещё через 3 и 6 месяцев, разумеется, уже избегая рискованных ситуаций.

Задание 2.

Каждой группе задайте несколько вопросов.

  1. Что такое СПИД?
  2. Каковы признаки заболевания?
  3. Как можно установить заражен человек ВИЧ или нет?
  4. Что такое ВИЧ?
  5. Уменьшают ли риск заражения противозачаточные средства?
  6. Можно ли заразиться ВИЧ при поцелуе?
  7. Через какие биологические жидкости передается ВИЧ?
  8. Как кровь ВИЧ - инфицированного может попасть в кровь здоровому человеку?
  9. Можно ли заразиться через одежду, личные вещи?
  10. Можно ли заразиться в бассейне, на пляже?
  11. Могут ли заразиться дети?
  12. Назовите 3 пути заражения?

Задание 3. «Ситуации»

Каждой группе дайте одну ситуацию и 3 мин на её обсуждение. Обсудите ситуации и ответьте на вопросы: насколько каждая их них опасна заражением ВИЧ?

1. Мама попросила первоклассника сына по пути из школы вынуть газеты из почтового ящика. Ребенок, вынимая почту укололся об иглу шприца (его бросил в ящик наркоман)

2. У Влада на уроке из носа пошла кровь, Инна дала ему свой носовой платок. Мальчик хотел вернуть платок после стирки, но Инна сказала, что постирает сама, и положила его в карман. После урока Инна передвигала стул и поранилась о торчащий шуруп. Рука непроизвольно потянулась в карман, где лежал платок.

3. Ира с Лешей давно встречаются. На Новый год в компании друзей они выпили шампанского, и Леша предложил Ире заняться сексом.

Задание 4. «Степень риска».

На каждую предложенную вами ситуацию контакта с ВИЧ-инфицированным человеком, группа должна поднять карточку со степенью риска заражения:
- поцелуй в щеку;
- инъекция в лечебном учреждении;
- оральный секс;
- половая жизнь в браке;
- переливание крови;
- пользование чужой зубной щеткой;
- плавание в бассейне;
- половой акт с потребителем наркотиков;
- глубокий поцелуй;
- уход за больным СПИДом;
- укус комара;
- множественные половые связи;
- прокалывание ушей;
- проживание в одной комнате с больным СПИДом;
- нанесение татуировки;
- объятия с больным СПИДом;
- пользование общественным туалетом;
- укус постельного клопа.

Спасибо ребята за вашу активность.

На отдельном листке закончите, пожалуйста, фразы:

Я понял, что…

Я узнал…

Притча.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

Всё в твоих руках.