Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука в слогах, словах. Конспект занятия «Автоматизация звука в слогах, словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука с

Дрягина Н.С., учитель – логопед, г.Самара.

Тема: Автоматизация звука [С] в словах, предложениях.

    • автоматизация [С] в словах, предложениях;
    • упражнение в подборе антонимов – признаков;
    • упражнение в делении слов на слоги;
    • развитие связной речи: составление распространенных предложений (по картинкам);
    • развитие фонематического слуха, памяти, внимания, мышления.

Оборудование: предметные картинки, пособие “Птичка”, кукла Соня.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:
  2. Логопед: Здравствуй, Илья! Сейчас я тебе загадаю загадку. Послушай.

    “Светит, сверкает, всех согревает.” Что это?

    Ребенок: Солнце.

    Логопед: Правильно. Как мы скажем ласково про солнце?

    Ребенок: Солнышко.

    Логопед: Молодец! Представь, что солнышко согревает твое лицо, руки, тебе приятно. Давай потямся, улыбнемся, покажем как нам хорошо и приятно. Подул холодный ветер, тебе холодно. Давай покажем как нам холодно, не приятно. Опять засверкало солнышко.

  3. Логопед: Присаживайся. Илья, я предлагаю тебе отправиться в путешествие. Оно будет непростым. Отправляемся в путь. А в дорогу мы с тобой возьмем звук, который встречается в словах: сова, сумка, каска, лес, глобус…
  4. Ребенок: Звук [с].

    Логопед: Скажи звук [с] какой?

    Ребенок: Звук [с] – согласный, глухой, твердый, обозначаем синим цветом.

    Логопед: Идем по дорожке и поем песенку. Повтори за мной точно как я:

    Ста – сто – сту

    Ска – ско – ску

    Сна – сно – сны

    Сом - сад – суп

    Стул – стол – стук

  5. Логопед: Куда же нас привела дорожка? Впереди река, а мостика нет. Только доски какие – то лежат… (на столе кучкой лежат 10 картинок: сомы, собака, слон, самолет, кастрюля, носорог, лиса, автобус, лес, троллейбус). Давай разберем дощечки. А разложим их так: картинки, в названии которых звук [с] стоит в начале, в середине, в конце (используется пособие “Птичка”)
  6. Логопед: Посчитай картинки. Каких больше “дощечек”?

    Ребенок: Больше “дощечек” там, где звук [с] в начале слова.

  7. Логопед: А теперь давай построим мостик. Выкладывая мостик из этих “дощечек”. Сначала те “дощечки”, в которых 1 слог, затем 2 слога, 3 слога.
  8. Ребенок: Лес, слон – 1 слог, лиса, сомы – 2 слога, кастрюля, автобус, троллейбус, носорог – 3 слога.

    Логопед: Веселый.

    Ребенок: Грустный.

    Логопед: Подбери картинку, где у мальчика веселое лицо, а где грустное.

    Логопед: Широкий.

    Ребенок: Узкий.

    Логопед: Покажи где широкий бант, а где узкий.

    Логопед: Низкий.

    Ребенок: Высокий.

    Логопед: покажи, где высокая ель, а где низкая.

    Логопед: Пасмурный.

    Ребенок: Ясный.

    Логопед: Какая картинка вызывает улыбку, покажи, а какая грусть.

    Логопед: Новый.

    Ребенок: Старый.

    Логопед: покажи, где новые сандалии, а где старые.

    Логопед: Молодец! Какой звук встречался в каждом слове, которое ты называл? ([с])

  9. Логопед: Давай немножко отдохнем, а потом дальше пойдем. Пальчиковая гимнастика:
  10. Логопед: А тут нас встречает девочка Соня. Соня хочет с тобой поиграть. Посмотри, она приготовила для тебя картинки. Посмотри внимательно и скажи, чем они отличаются?
  11. Логопед: Посмотри, Соня приготовила для тебя еще картинки. Давай составим по картинкам предложения, а Соня послушает. (Света ест сушки. Соня пьет сливовый сок. Собака ест мясо.
  12. Логопед: Молодец! Соне очень понравились твои предложения. Она благодарит тебя и дарит тебе подарок. Нам пора возвращаться домой. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Если ребенок затрудняется, то можно предложить ему помощь вспомни, были ли на картинках животные, транспорт, посуда… (Ребенок вспоминает и называет картинку. Переворачивая ее и проверяет правильность ответа)

  13. Итог занятия: Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? ([С]). Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался. Мне очень понравилось как ты произносил звук [C], как называл слова наоборот.

Представляю вам конспект индивидуального логопедического занятия из опыта работы. При подготовке и проведении индивидуального занятия важно поддерживать у ребенка положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. Это достигается использованием игровых заданий и упражнений, сюрпризных моментов, системой поощрений, которые наглядно отражены в моем конспекте «Автоматизация звука (С) в слогах и словах». Буду рада, если форма и организация данного логопедического занятия облегчит кому-нибудь работу по автоматизации данного звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука (с) в слогах и словах»

Цели:

  1. Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука (С).
  2. Упражнять в правильном произнесении звука (С) в слогах и словах.
  3. Продолжать учить определению наличия звука в слове.
  4. Развивать внимание, слуховую память, мимическую и мелкую моторику.

Оборудование:

Конверт с письмом от Снеговика, листы белой бумаги А4; снежинки, подвешенные на веревочке, для выработки целенаправленной воздушной струи; набор снежинок (с изображением разнообразных предметов со звуком (С) и в названии и без него с обратной стороны), снежинки – пиктограммы «Грусть», «Радость», «Удивление»; картинка-раскраска снеговика.

Ход индивидуального логопедического занятия

Организационный момент

Логопед: Посмотри, кто-то нам прислал письмо. Давай его прочитаем. Да тут загадка:

Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.

Ты догадался, кто написал письмо?

Ребенок: Снеговик.

Логопед: Правильно, а еще снеговичок прислал тебе задания. Если ты их правильно постараешься выполнить, тебя ждет приз.

Основная часть

Первое задание на разминку:

Улыбнись, покажи какие у тебя ровные зубки (упражнение «Забор»).
А теперь покажи язычок, плоский, как лопата (упражнение «Лопата»).
Подуй на язычок, покажи снеговику, что с ветерком ты очень дружишь (упражнение «Ветерок»).
А теперь подуй на снежинки, изобрази «метель».
Давай покатаемся с горки (упражнение «Горка», «Снеговик летит с горки»).

Оставь язычок за нижними зубами, зубы сомкни, улыбнись и пусти ветерок (ребенок произносит: с-с-с). У тебя получился любимый звук снеговика. Почувствуй тыльной стороной ладони какой холодный, как будто по снегу идешь, и он скрипит. Пройдись по снегу и послушай, как он скрипит. Делай шажок и произноси звук (С) в конце каждого моего слова: но…, мы…, ле…, ква…, наве…, какту…, подно… .

Ребенок договаривает каждое слово звуком (С) и при этом делает шаг.

Посмотри, как много кругом снега! Давай поиграем в снежки. Скомкай из бумаги снежок и брось его произнося: АС!

Делай следующий снежок: ИС, ЫС, УС, ОС, ЭС.

Посмотри, с неба снежинки падают. Попробуй их хлопком поймать. Но лови снежинку только тогда, когда услышишь в слове звук (С).

Санки, шуба, снег, зима, коньки, снегопад, занос, лыжи…

А снег все идет и идет. Посмотри, какая странная снежинка к тебе прилетела. Какая она?

Ребенок: Грустная.

Логопед: Покажи, какая она грустная (Мимика ребенка). Она грустная, потому что потеряла своих снежинок-подружек. Давай поможем им всем вместе собраться. Вот они снежинки, на обратной стороне каждой нарисовано слово. Нам нужно отобрать только те, в названии которых мы слышим звук (С), называй слово — отбирай снежинки (санки, сапоги, самокат, самовар, усы, весы, косы, бусы).

Логопед: Увидела снежинка, как много у нее подружек и удивилась. Покажи, как она удивилась. А потом весело улыбнулась. Покажи, как она улыбнулась.

(Выполнение инструкций из 3 – 4 действий)

У нас осталось последнее задание. Снеговик просит тебя взять снежинки, в которых прячутся слова со звуком (С) , встать из-за стола, подойти к шкафу и положить их в синию коробку. Молодец!

Итог занятия

Логопед: Я вижу, сегодня на занятии ты очень старался, обязательно напишу снеговику ответное письмо, в котором расскажу о твоих успехах. Какой тебе сегодня звук помогал на занятии?

Ребенок: С-с-с.

Логопед: Умница! За это наш знакомый снеговик дарит тебе свой портрет – раскраску.

Кучер Людмила Николаевна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №1995

Екатерина Вострикова
Индивидуальное занятие по автоматизации звука [с] (для детей 5–6 лет)

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 36

«Центр развития ребёнка – детский сад»

Конспект

Индивидуальное занятие

автоматизация звука С

(для детей 5-6 лет )

СОСТАВИТЕЛЬ :

Вострикова Екатерина

Александровна

учитель-логопед МАДОУ №36.

Кемерово 2013

Тема : Звук с

Цели :

1. Прививать правильное произношение звука «С» .

2. Тренировать мышцы артикуляционного аппарата.

3. Развивать общую моторику.

4. Развивать фонематический слух.

5. Обогащать словарь ребёнка.

6. Воспитывать чёткую дикцию.

Оборудование : пиктограммы, картинки, профиль звука .

Интеграции образовательных областей : Социализация, коммуникация, здоровье, физическая культура

Методы и приёмы : Наглядные – демонстрации картинок, игровые – словесные и дидактические игры.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Перед ребёнком пиктограммы, обозначающие различные эмоции, логопед просит изобразить эти эмоции.

2. Артикуляционная гимнастика.

(Выполняются упражнения для губ) .

1. Упражнение «Улыбка» .

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравиться лягушкам.

Улыбаются… Смеются….

А глаза у них, как блюдца.

(Выполняется упражнение «Улыбочка» – 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены).

2. Упражнение «Трубочка» .

Подражаю я слону-

Губки хоботом тяну

(Упражнение выполняется с сомкнутыми зубами, губы вытянуты вперёд 5-6 раз).

3. Упражнение “Улыбочка-трубочка”.

(Чередуются упражнения “1” и “2” 5 раз) .

Логопед : А теперь поиграем с нашим язычком. Смотри, как мы это будем делать и запоминай.

(Выполняются упражнения для языка) .

1. Упражнение «Лопаточка» .

Язык лопаткой положи.

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счёт его держать :

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

Логопед : Послушай и выполни это упражнение, как я тебе скажу : «Положи расслабленный, мягкий язычок на нижнюю губку, следи, чтобы губка не подворачивалась, затем убери лопатку в рот, опусти её за нижние зубки, старайся, чтобы язык лежал спокойно, не шевелился и не дрожал» (5-7раз) .

2. Упражнение «Почистим зубки»

Чищу зубы,

Чищу зубы.

И снаружи…

И внутри.

Не болели, не темнели,

Не желтели, чтоб они.

3. Акустико - артикуляционный профиль звука «С»

Логопед : Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука «с» ?

Ребёнок : улыбаются.

Логопед : Что остаётся между зубками?

Ребёнок : – щель.

Логопед : Язычок, какой узкий или широкий?

Ребёнок : широкий.

Логопед : Куда упирается кончик языка?

Ребёнок : в верхние зубки.

Логопед : Язычок, что ещё делает?

Ребёнок : выгибается горкой.

Логопед : Какая воздушная струя?

Ребёнок : (прикладывает, на расстоянии, к горлышку тыльной стороной ладошку и проверяет воздушную струю) - Холодная.

Логопед : Проверь ладошкой, какой это звук глухой или звонкий ?

Ребёнок : глухой.

Логопед : Какой бывает этот звук , твёрдый или мягкий.

Ребёнок : твёрдым.

Логопед : Повторим ещё раз (ребёнок выполняет) .

Логопед : Давай представим, что мы отправились в путешествие на машине, и вдруг, у машины спустило колесо. И теперь, чтобы поехать дальше нам надо накачать насосом колесо. Давай встанем и «накачаем колесо» (ребёнок делает имитационные движения, как будто он «накачивает колесо» наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с-с , взрослый следит за артикуляцией звука ).

5. Логопед : Устали мы, накачивая колесо, самое время отдохнуть :

Солнце вышло из – за тучки,

Мы потянем к солнцу ручки.

(Потягивания – рук вверх)

Руки в стороны потом

Мы пошире разведём.

(Потягивания – рук в стороны)

Мы закончили разминку.

Отдохнули ножки, спинка.

6. Фонематический слух :

Логопед : А теперь самое время проверить, какой ты внимательный. Послушай внимательно и хлопни в ладоши, когда услышишь звук [С] .

(СЬ, Ж, З, С, Ц, СЬ, Ж, С, Ц, Ш З, Ш,СЬ, Ц, С, Ш, С)

А теперь подними руку, когда услышишь слог со звуком “С” : ЖА, СА, ШО, ЖО, СУ, ЦА, ЗА, ШО…

Логопед : Послушай и произнеси слоги, которые я тебе скажу.

Игра «Эхо»

СА – СО – СУ – СЫ;

СО – СА – СУ – СЫ;

СУ – СО – СА - СЫ;

СЫ – СА – СУ – СО.

(Ребёнок повторяет слоги)

7. Закрепление правильного произношения звука с в словах :

Логопед предлагает ребёнку повторить слова :

суп, сук, суд, сундук, сухой, судно, суббота, сын, сыт, сынок и т. д.

8. Игра «Назови»

Цель : Закрепление правильного произношения звука [с] в словах на материале предметных картинок с изображением слов со звуком с .

Логопед предлагает ребёнку вытащить из волшебного сундучка картинки и назвать предметы, изображённые на них.

Итог занятия :

Логопед : Какой звук мы сегодня изучали ?

Ребёнок : Звук [с]

Логопед : Какие слова со звуком [с] ты запомнил ?

(Ребёнок называет слова)

Литература

1. Коноваленко В. В. Индивидуально – подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения - М .: Издательство ГНОМ, 2011. – 216 с

2. Лылова Л. С. Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста – Воронеж.: И. П. Лакоценина Н. А. ., 2012 – 176 с

3. Спивак Е. Н. Звуки С , Сь, З, ЗЬ. Ц Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет – М .: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 40 с.

Оксана Булавская
Конспект индивидуально логопедического занятия по автоматизации звука [С]

Тема : «Автоматизация звука [с] » .

Цель :

Создавать условия для формирование правильного артикуляционного уклада звука «с»

Задачи :

Закреплять правильную артикуляцию звука [с] .

Расширять словарь ребенка.

Развивать фонематический слух, внимание, мышление,

Оборудование : зеркало, картинный материал, тексты.

Ход занятия:

Здравствуй! Меня зовут Оксана Олеговна, а тебя как зовут?Какое у тебя сегодня настроение?

Садись, пожалуйста, поудобнее.

Мне передали письмо и сказали открыть на занятии . Давай узнаем, что же в этом письме? Открываем конверт.

Но что это? Какие-то картинки. Что же они означают?

Правильно, это упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Сегодня мы будем с тобой продолжать правильно произносить звук «С» в тексте. А помогут нам сегодня интересные задания в этом конверте.

Возьми в руки зеркало, давай улыбнемся зеркалу.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «сссс» скажи

Свой заборчик покажи!

Артикуляционный уклад :

Молодец, у тебя все получается.

Когда мы произносим звук с –кончик языка куда упирается в нижние или в верхние зубы?

Правильно, когда мы произносим звук с- кончик языка упирается в нижние зубы.

Губы принимают какую форму : круглые или в улыбке?

Зубы сомкнуты или разомкнуты?

Молодец, зубы сомкнуты, но остается небольшая щелочка.

Посмотри в зеркало.

Давай дадим характеристику звуку С .

Какой это звук гласный или согласный? Твердый или мягкий?

Закрепление произношения звука в слогах :

Повтори слоги со звуком «С» , собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца :

Са-Са-Са-Са-Са

Со-Со-Со-Со-Со

Су-Су-Су-Су-Су

Сы-Сы-Сы-Сы-Сы

Сэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ

Ас-Ас-Ас-Ас-Ас

Ос-Ос-Ос-Ос-Ос

Ус-Ус-Ус-Ус-Ус

Ыс-Ыс-Ыс-Ыс-Ыс

Эс-Эс-Эс-Эс-Эс.

У нас в конверте еще лежат круги, я тебе предлагаю

отложить круги, когда услышишь звук «С» :

Апельсин

Телевизор

Молодец. А теперь, посчитай и назови столько же слов, которые начинаются на звук «С» .

Давай посмотрим, какие еще интересные задания нам приготовил этот конверт.

Посмотри, перед тобой лежит схема, и я предлагаю вместе со мной составить маленький рассказ.

Молодец, ты справился с заданием звук «С» был во всех словах хорошо произнесен.

Итог :

Давай вспомним, что мы делали на сегодняшнем занятии . С каким звуком работали ?

Публикации по теме:

Конспект и самоанализ индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] Цель: закрепление правильного произношения звука [Р. ] изолированно, в слогах, словах и чистоговорках. Коррекционно-образовательные задачи:.

Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в словосочетаниях и предложениях» Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия: «Автоматизация звука [Л ]в словосочетаниях и предложениях на основе сюжета.

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Тема: Автоматизация звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в связном тексте Цель: автоматизация звука Р в словах и в тексте. Задачи: Коррекционно- образовательные: 1. Закреплять правильное.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] и дифференциации звуков [С]-[С’] Тема: звук Л, звуки С-СЬ. Задачи: I---автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях; –развивать фонематическое восприятие в работе.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука «Р». Задачи Коррекционно-образовательные -Закреплять понятия о звуке.

Конспект индивидуального логопедического занятия в 4 классе.

Тема: Автоматизация звука [С].

Цель: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и связной речи на лексико-грамматическом материале «Зима»

    Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, связной речи.

    Развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику, мелкую моторику, внимание, память.

    Развивать фонематическое восприятие, обогащать словарный запас, формировать грамматические навыки, развивать связную речь.

    Воспитывать трудолюбие.

Оборудование: зеркало, предметные и сюжетные картинки, картинки-символы, компьютер, карточки-задания.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Говорим всегда красиво,

Громко и неторопливо,

Четко ясно говорим

Потому что не спешим.

2. Дыхательная гимнастика.

    Вдох через нос выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через нос.

    Вдох через рот выдох через рот.

    Вдох через рот выдох через нос. Дуем на снежинку.

3. Артикуляционная гимнастика.

«В гостях у язычка».

4.Сообщение темы занятия.

Отгадай загадку:

Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снег.)

Какой звук услышал в начале слова “снег”?

Сегодня на занятии мы будем проговаривать звуки [С] в слогах, в словах и предложениях.

5. Описание артикуляции звука

Произнести звук [С] (Ребенок перед зеркалом произносит звук.)

Уточнить артикуляцию звука.

Как расположены губы при произнесении звуков [С]?

Где находился язык, когда мы произносили звуки [С]?

Когда мы произносим звуки [С] какой идёт воздух?

6. Автоматизация звука [С] в слогах, словах, чистоговорках.

Прочитай слоги и проговори

Сопряжено-отражённая речь.

Проговори по 2 раза

Сосулька, снегопад, спуск, сосна, состояние, снежинка.

Са-са-са где живёт лиса?

Су-су-су в лесу видели лису

Сы-сы-сы хвост длинный у лисы.

Вспомни и расскажи стихотворение-чистоговорку про осу.

Са-са-са в саду оса,

Са-са-са ко мне летит оса,

Сы-сы-сы у осы усы,

Сы-сы-сы в саду нет осы.

7. Пальчиковая гимнастика.

Вышли мышки как-то раз (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)

Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)

Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)

И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу).

8. Дай полный ответ на вопрос.

Когда тает снег?

Какой лимон на вкус?

Что умеет делать фокусник?

Кто сидит на суку?

Что стоит на столе?

Какая последний звук в слове «лес»?

9. Игра «1-5»

Посчитай от 1 до 5 слово сосулька, снежинка.

10. Проспрягай глаголы по образцу

Я еду на санках.

Ты, он, она, мы, вы, они.

11. Игра «Путаница».

Прочти слова и составь красивое предложение.

Соня, Саня, санки, катать, на, и

Сосны, лес, снег, засыпало, в

Лиса, зима, пушистый, мех, у

12.Физминутка

13. Игра «Наоборот»

Лук горький, а сахар...

Лев сильный, а котёнок..

Куст низкий, а дерево...

У Кати волосы тёмные, а у Вали...

У Вити сумка новая, а у Тараса...

Слава до обеда голодный, а после обеда...

Бельё после стирки мокрое, а потом...

14. Замени букву в середине слова на С.
Какое новое слово получилось?

лапка - ласка мишка - миска

марка - лепка - _____

15. Работа с текстом.

Прочитай текст, вместо точек вставь слова подходящие по смыслу.

Наступила холодная, снежная.

Зимой часто идет.

Светит, но не греет.

Замёрзла.

Дети взяли, и пошли на улицу.

Соня и Слава слепили.

Зимой можно встретить, .

Ребятам весело зимой.

Пересказ текста.

16. Итог занятия.

Какой звук мы учились правильно произносить?

Назови слова с этими звуками.

Оценка деятельности ребенка.