Конспект логопедического занятия "Предлоги "в", "на". Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация предлогов с пространственным значением Конспект занятия с предлогом по

УЧРЕЖДЕНИЕ Школа №1985
г. Москва

КОНСПЕКТ

на тему:

«ПУТЕШЕСТВИЕ

В

СТРАНУ

ЗЕЛЁНЫХ ЛЕСОВ»

Учитель – логопед ГБОУ Школа №1985

КРЫСАНОВА Е.А.

г. МОСКВА

ТЕМА: ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗЕЛЁНЫХ ЛЕСОВ.

ЦЕЛЬ: ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

ЗАДАЧИ:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

    активизировать словарный запас по теме: «Дикие животные»;

    развивать координацию движений;

    работать над развитием диафрагмального дыхания;

    развивать логическое мышление;

    развивать творческое воображение и подражательность.

2. КОРРЕКЦИОННЫЕ :

Закреплять умение правильно употреблять существительные в

форме родительного падежа с предлогом БЕЗ и без него;

    развивать мыслительные процессы с применением технологии проблемного обучения;

    развивать внимание, зрительное восприятие, слухомоторные координации, ориентировку в пространстве;

    развивать общую и мелкую моторику.

    закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

    воспитывать чувства эмпатии, сопереживания героине занятия и

своим товарищам, готовности прийти на помощь;

    воспитывать навык самоконтроля (в том числе и за речью через

оральный, акустический контроль) и самооценки.

ОБОРУДОВАНИЕ : предметные картинки, телефон, «портреты» лисы

без отдельных частей тела, «портреты» лисы из

серии «Что напутал художник», маска, микрофон

лисы, сшитые «предметы» без отдельных деталей.

I . Орг. момент

Логопед : Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть сегодня.

II . Создание проблемной ситуации

а) Раздаётся звонок.

Логопед (берёт сотовый телефон). Мне позвонили из страны зелёных лесов и сказали, что злая волшебница заколдовала какое-то животное и очень просят нас помочь его расколдовать. Поможем?

О животном известно очень мало, лишь то, что у него:

Рыжая пушистая шерсть;

Ловкие лапы;

Рыжий пушистый хвост;

Хитрые глаза

б) Логопед : Вы догадались, какое животное заколдовали? Почему вы так думаете?

Дети : Потому что только у лисы рыжая пушистая шерсть и хитрые глаза и т.д.

А ты как считаешь? А ты согласен с ответом?

Логопед: Да, дети, это действительно лиса. Поможем лисичке. Для этого нужно отправиться в страну зелёных лесов. Я предлагаю полететь на самолёте. Посмотрите на него внимательно. Без чего самолёт?

Дети: Самолёт без крыла.

III . Новая тема.

Логопед: Сегодня мы будем учиться правильно отвечать на вопросы: «Без чего?”, «Чего не стало?». У нас самолёт без чего? (утрированно выделяется голосом предлог «без») - (без крыла) . Давайте его отремонтируем

а) Развитие мелкой моторики.

Взяли гвоздики, (дети показывают указательные пальцы обеих рук)

железо, (имитируют кусок железа)

молоточки - (дети ударяют кулачками правой и левой рук друг о друга)

тук-тук-тук и сделали самолёт.

Нет самолёта без мотора, (большой палец по очереди касается остальных

Нет самолёта без крыла, пальцев)

Нет самолёта без пилота,

Нет самолёта без хвоста.

Логопед: Итак, представьте, что вы находитесь в самолёте и мы отправляемся в полёт. 3-2-1-пуск – полетели! Мимо нас проплывают облака и мы скоро окажемся в стране зелёных лесов.

Вот мы и прилетели. Что- то никто нас не встречает. Давайте посмотрим вокруг, может быть что- нибудь найдём?

Смотрите, портреты лисы, да какие-то они странные! Её заколдовала злая волшебница так, что у неё исчезли разные части тела.

б) Игра: «Без чего лиса?»

Без чего лиса? (лиса без хвоста, лиса без уха, без лапы, без носа) и т.д.»

«Портреты» лисы выставляются на наборное полотно

Логопед: Назовите портреты, которые находятся справа от вас, а теперь – портреты, которые находятся слева от вас.

в) Логопед: А вот ещё какие-то портреты. Здесь злая волшебница так заколдовала лисичку, что её прямо не узнать.

Посмотрите внимательно и скажите,без чего должна быть лиса?

Дети: Лиса должна быть без беличьего хвоста, у неё должен быть лисий хвост)

Логопед : Чего не должно быть у лисы?

Дети: У лисы не должно быть волчьей шерсти, а должна быть лисья шерсть)

Логопед: Без чего должна быть лиса?

Дети : Лиса должна быть без заячьих ушей, у неё должны быть лисьи уши) и т.д.

г) Логопед: Злая волшебница заколдовала не только лису, но и все предметы, которые встречались на её пути. Давайте посмотрим на них, скажём «без чего они?» и пристегнём недостающую часть.

Логопед : Без чего у тебя ёлочка?

Дети: Ёлочка без звезды, я пристегну звезду.

Логопед: Чего не хватает корзине?

Дети: Корзине не хватает гриба, я пристегну гриб.

Логопед: Без чего машина?

Дети: Машина без колёс, я пристегну колёса и т.д.

IV . Динамическая пауза

Логопед: Вот мы и расколдовали лису и скоро с ней встретимся.

а) А сейчас мы оказались на лесной полянке, где растут ели, берёзы, дубы, летают птицы, вьют гнёзда, растут цветы (развитие мелкой моторики)

Вырос весенний цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землёй корешки.

б) На полянке лисичка готовится к охоте

Носик вправо, носик влево-1-2-3.

Носик вправо, носик влево 1-2-3.

Лапка вверх- лапка вниз

Пробежались на месте (повторяем 2 раза)

Хвостик вправо, хвостик влево

Повиляли хвостиком (повторяем 2 раза)

в) Развитие общей моторики

Я лиса – рыжая краса

И все в лесу знают про мою красу.

И поэтому никак не могу я быть

Без рыжего хвоста, без тёплой шубки

Без пушистого живота, без хитрой прибаутки

Без острых когтей, без верных друзей

Без маленьких лисят,что так играть хотят (дети показывают движения в соответствии со словами текста)

V . Закрепляющий этап

Логопед : Вот и мы давайте превратимся в маленьких лисят и поиграем

а) Игра: «Без кого мы остались?» (один из детей выходит из кабинета, остальные дети говорят, кого не стало)

Мы так с вами набегались, что очень захотелось пить

б) Игра: «Желание»

Я выпью стакан сока.

Я выпью стакан кефира.

Я выпью стакан воды и т.д.

в) Логопед: лисичка очень рада тому, что вы её расколдовали и приглашает вас на телепередачу, она готова ответить на ваши вопросы.

Дети задают лисе (ребёнку) вопросы

Дети: Лисичка, где ты живёшь?

Лиса: Я живу в лесу, в норке

Дети: Лисичка, без чего бы тебе было холодно зимой?

Лиса: Мне было бы холодно зимой без моей тёплой шубки

Дети: Лисичка, без кого бы тебе было грустно и скучно?

Лиса: Мне было бы грустно без моих рыженьких лисят

Дети : Чем ты питаешься, лисичка?

Лиса : Я люблю покушать курочку, зайчика.

Дети: Без чего тебе было бы трудно заметать следы? (без хвоста) и т.д.

г) Логопед: Лисичка предлагает вам поиграть с ней.

Игра: «Что без чего не бывает?»

Например, дома не бывает без крыши

Гриба не бывает без шляпки.

Сумки не бывает без ручки и т.д.

VI . Итог занятия

Логопед : Лисичка хочет вас поблагодарить за то, что вы ей помогли и угостить чем-то вкусненьким. Но сначала скажите, что мы делали на занятии?

Чем мы занимались? С каким маленьким, но очень важным словом мы играли?

Логопед : А вам бы хотелось ещё побывать в стране зелёных лесов?

Ребята, вы все молодцы, достойно помогали лисичке.

Спасибо вам большое!

Логопедическая работа над правильным употреблением предлогов.

В условиях реализации ФГОС НОО при поступлении ребенка в школу проводится комплексное обследование каждого. Частью этого обследования является логопедическое, цель которого – выявление актуального уровня речевого развития. Обследуются шесть компонентов речевой системы: звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, грамматический строй, словообразовательные навыки, связная речь. Результаты обследования изучаются, анализируются, выявляются сильные (наиболее развитые) и слабые (проблемные) стороны речевого развития. По итогам диагностики первоклассники имеют более низкие показатели по блокам: словообразование, связная речь и грамматический строй. Наибольшее количество допущенных детьми ошибок – это добавление пропущенного предлога в предложение. Мы заметили, что данный вид работы сложен не только для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, но и для детей с нормой речевого развития. С целью дальнейшего развития устной речи, уточнения и расширения навыков словоизменения и словообразования в нашей школе разработана и внедрена программа внеурочной деятельности «Секреты правильной речи» для обучающихся 1 классов.

Программа нацелена на выполнение следующих задач:

1.Формировать связную речь как средство и форму мыслительной деятельности.

2.Развивать лексический запас и грамматический строй речи в процессе практической деятельности.

3. Развивать и совершенствовать психологические предпосылки к обучению.

4. Формировать коммуникативные умения и навыки.

5. Расширять кругозор.

6. Воспитывать любовь к русской речи, к родному языку.

Логопедические занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю.

Одним из блоков в программе является изучение темы «Предлоги», на котором остановлюсь более подробно.

Предлоги – это слова, которые не имеют номинативного значения, но без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью.

Работа над темой «Предлоги» осуществляется в двух направлениях:

Работа над пониманием роли предлогов в речи;

Обучение правильному употреблению предлогов в речи.

Этапы работы над предлогами:

Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов. Чтобы правильно организовать работу, логопеду необходимо четко знать значение каждого из часто употребляемых предлогов. Разные авторы предлагают различное деление предлогов на группы и их изучение. Условно я разделила предлоги на 3 группы.

1)Знакомство со значением предлогов.

Предлоги местоположения:

В – предмет находится внутри другого

На - предмет находится сверху и касается другого предмета

Под – предмет находится внизу

Над – предмет находится сверху и не касается его

У (около) - предмет находится рядом с другим предметом

За – предмет прячется позади другого

Между – предмет находится в середине, справа и слева другие предметы

Предлоги движения:

ПО – один предмет движется по поверхности другого

От – предмет удаляется от другого предмета

К – приближается к предмету

Из – предмет сначала был внутри и его оттуда достали

С – предмет находился на поверхности другого и его оттуда достали

Через – кто – то или перешагивает, или перепрыгивает, или перелетает через какой-то предмет

Сквозь – один предмет проходит полностью другой

Сложные предлоги:

Из-за – предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда

Из – под – предмет был внизу и его оттуда достали, или он сам оттуда движется

С целью уточнения понимания предлогов в импрессивной речи можно рекомендовать такие задания. Подборка заданий осуществлена на примере предлога НА. Аналогично проводится работа над другими предлогами.

2)Предлагаются картинки с различным пространственным расположением предметов (гусеница в грибке, над грибком, на грибке), а также вопрос к ним: « Где гусеница на грибке? Ребенок должен показать соответствующую картинку.

3)Подружи слово – название этой картинки и предлог НА. (картинки цветов)

3) Составление предложений по картинкам

4) Логопед произносит фразу: Книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? (На стуле, на окне, на полке и т.д.)

5) Игра «Придумай предложение».

Цель: учить детей составлять предложение с заданным предлогом по двум опорным картинкам:

Логопед предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки, соединенные стрелкой, и составить по ним предложение с «маленьким словом» (например, на). При составлении предложений полезно добиваться их вариативности, например:

Птица села на ветку. Птица свила гнездо на ветке. Птица уселась на большую ветку. Птица сидит на ветке и поет и т.п.

Необходимо контролировать, чтобы в предложении ребенка были оба опорных слова, а также предлог.

6) Составление предложений по опорным картинкам и слову – действию.

7) Упражнение «Послушай, запомни, назови».

Цель: учить ребенка выделять в тексте предлоги (например, НА).

Логопед четко, внятно читает стихи, уже не акцентируя голосом предлог НА. Задача ребенка - выделить в каждом коротком стихотворении «маленькое слово НА», то есть произнести его утрированно.

На полянке возле речки загорали огуречки.

Пели песенку, что скоро загорят, как помидоры.

Воробей сидел на ветке у окна,

Ну а я- на табуретке у окна.

Посидели, посмотрели, покачались, полетели:

Воробей на крышу с ветки,

А я на пол с табуретки

Белые снежинки на веточках висели,

Белые снежинки от ветра полетели:

На машины, на дорожку, на смешную нашу кошку,

На высокие дома…

Значит, к нам пришла зима!

Аналогично проводится работа над другими предлогами.

8)Логопед читает предложение. Если в предложении есть предлог НА, ребенок записывает его номер или рисует количество палочек, соответствующих номеру предложения.

9)Чтение небольших рассказов, нахождение предложений с предлогом НА

Можно предложить такие задания, к примеру, с предлогами ИЗ-С.

1) Игра «Не зевай, отвечай». Ответь на вопросы логопеда.

Платок лежал в кармане. Откуда достали платок?

Машину поставили на стоянку. Откуда выехала машина?

2) Закончи предложения.

Мальчик спрыгнул (откуда?)…………

Девочка вылила воду (откуда?)…………

3)Самостоятельное составление предложений с предлогом ИЗ, а потом с предлогом С (схемы предлогов вывешены на доске). Можно разделить детей на две группы, чтобы создать соревновательный момент.

После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепления правильного и сознательного употребления в речи разных предложных конструкций.

Задания:

1) Начерти в тетради схему названного логопедом предлога.

2) Игра «Не разорви цепочку» Детям предлагается вспомнить предлоги. Первый ребенок называет любой предлог, следующий повторяет его и называет свой, следующий повторяет уже два предлога и называет свой и т.д., пока не разорвется цепочка.

3) Добавление предлога к падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела... (клетка), вылетела... (клетка), подлетела... (клетка), отлетела... (клетка), залетела... (клетка).

4) Игра «Правда или шутка». Прочитайте предложения, но в них допущены ошибки. Вы должны их исправить.
Мяч играет с Сашей.

Дорога едет по машине.

Маша несет сумку в капусте.

5) Игра «Помоги Незнайке» Учитель читает предложения, дети исправляют ошибки:

Я перепрыгнул ПО лужу.

Машина едет ЧЕРЕЗ дороге.

6) Подстановочные упражнения. Детям необходимо вставить во фразу пропущенный предлог.

Дом стоит ……реки. Собака вышла ……..будки.

7) Составление предложений из слов, данных в начальной форме с использованием разных предлогов.

Книга, стол, лежать. (Книга лежит на столе. Книга лежит под столом. Книга лежит за столом. Книга лежит около стола. И т.д.)

8) Запись предложений под диктовку или списывание с печатного текста. Вместо существительных, к которым относится предлог, дети рисуют картинку.

9) В тексте за определенное время вычеркнуть все предлоги.

В конце учебного года был проведен итоговый логопедический мониторинг, с целью выявления динамики в речевом развитии. Данная работа дала положительные результаты.. При итоговом обследовании не обнаружилось серьезных проблем в пробах, направленных на выявление сформированности грамматического строя. Осознанное употребление предложных конструкций помогает вырабатывать у детей языковое чутьё и явление переноса. Усвоенные грамматические средства необходимы ребенку для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


Тема: Предлоги.

Цели:

  • Уточнить представления о роли предлогов;
  • Развивать умения выделять предлоги из предложений, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять предложения используя предлоги;
  • Формировать навыки анализа и синтеза предложений;
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент

Вы готовы трудиться? Все ли готово для работы?

II. Основная часть

1. Отгадать о чем идет речь
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно

2. Выделение предлогов в тексте. Прочитать стихотворение, записать в тетрадь все предлоги.
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.
Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.
(С. Смирнов)



3. Подобрать существительное, с которым сочетаются все предлоги из первого задания. Объяснить значение предлога.

4. Игра «Наоборот». Учащиеся должны назвать противоположный предлог.

6. Сравнение предлогов над, под, из-под.
А) Сравнить схемы, объяснить роль предлога

Б) Прочитать загадки, вставить нужные предлоги. Отгадать загадки.
Кто ___ нами вверх ногами? (Муха)
___ полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
Вдруг иголки и булавки
Выползают ____ лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
В). Вставит подходящее по смыслу существительное с предлогом.
Во время грозы не стой ___ _______.
___ _____ пролетел большой самолет.
От дождя дети спрятались ___ ______.
_____ _____ достали коробку с обувью.

Большой белый гриб вырос … елью. … снега пробивались первые подснежники. Подземные реки текут … землёй. Котенок выполз … шляпы. Маленький грибок спрятался … листиком. Большая собака выскочила … крыльца.

8. Из специально подобранных слов составить предложения, вставить нужный предлог. Записать предложения в тетрадь, составить схемы предложений.

Серенький, куста, зайчишка, выпрыгнул.
Ласточки, дома, гнездо, построили, крышей.
Дима, щенка, достал, крыльца

Цель: совершенствовать грамматический строй речи, речевую активность учащихся.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • познакомить с пространственными предлогами: на, над, под, за, у, к, около, с их грамматическим определением;
  • дифференцировать предлоги с противоположным значением: «над» и «под»;
  • учить соотносить предлог с его схематическим изображением;
  • упражнять в правильном употреблении предлога с существительным;
  • закреплять умение использовать предлоги в устной и письменной речи;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать пространственные представления, пространственное мышление;
  • развивать зрительную память;
  • развивать звуковую культуру речи;
  • способствовать развитию диалогической и монологической речи;
  • совершенствовать выразительность чтения;
  • развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать умение самостоятельно выполнять задания;
  • воспитывать самоконтроль и взаимоконтроль, умение сотрудничать в парах и в коллективе.

Оборудование: магнитная доска или фланелеграф (для демонстрации сказки), дерево с предлогами (на, над, под, за, у, к, около), карточки со словами для составления предложений (игра «Живые слова»), схемы изучаемых предлогов, игра «Лото», ромашка с предлогами на лепестках, облако для рефлексии и солнышки по количеству учеников, мяч, конверты с заданиями, коробочки со спичками, ручки и тетради.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Загадка . Кто на себе иголки носит, а шить не умеет? (Ёжик).

2. Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения (выполняется 2-3 раза).

Ёжик свернулся в клубочек. (Голову наклонить, подбородок и руки прижать к груди, глаза зажмурить). Ёжик греется на солнышке. (Шея расслаблена, голова откинута назад, глаза открыты, губы принимают положение улыбки, руки широко разведены в стороны) выполнить 2-3 раза.

3. Отработка скороговорки.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа - иголки.

Алгоритм работы:

  • Чтение хором.
  • Чтение хором с поочерёдным интонационным выделением каждого из слов.
    А) Кто лежит? Б) Что делает ёжик? В) Где лежит? Г) Что у ежа?
  • Индивидуальное проговаривание с ускорением темпа.
  • Индивидуальные ответы детей с отстукиванием мячом каждого слова.

4. Сообщение темы занятия.

Как называется короткое слово У? (обращаю внимание детей на скороговорку).
(На доску выставляется дерево с предлогами: над, под, на, за, к, у, около).
- Что это за слова?
- Правильно, эти маленькие слова называются предлогами. Они пишутся отдельно от других слов. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Между предлогом и словом можно вставить ещё одно слово.
- У какой ёлки? (У зелёной, у колючей и т. д.)

5. Рассказывание сказки с показом на фланелеграфе или магнитной доске.

(Детям даётся инструкция запомнить как можно больше предложений из сказки с изучаемыми предлогами).

Как ёжик и хомяк расставили предлоги.

Жил - был серый ёжик. Ночью он гулял по лесу, а утром ложился спать. Днём солнышко будило его яркими лучами, а мама- ежиха звала его завтракать. Цветы на полянке и листья на деревьях радовались ему. Но однажды…

Проснулся ёжик и видит - всё не так: солнца на небе нет, мамы нет, цветов на полянке нет и листьев на деревьях тоже нет. И решил ёжик пойти поискать их.

Стал он собираться в дорогу. Нацепил на иголки разных грибов, ягод и задумался… Одному страшно идти, надо взять кого-нибудь в попутчики. Не пойти ли мне к белке?- подумал ёжик. У дороги рос старый дуб, в нём жила белочка.

Эй, белка, где ты? Может под деревом?

Ёжик стал смотреть под деревом, но там были только грибы. Тогда ёжик заглянул за дерево. За деревом он увидел муравья. Ёжик посмотрел вверх и увидел белку на дереве. Но она была очень занята, так как собирала жёлуди и не смогла пойти с ёжиком.



Потом ёжик встретил крота и предложил ему пойти поискать солнце, листья и цветы. Но тот ответил, что ему больше нравится ходить под землёй.

Затем ёжик подошёл к полю и увидел там хомячка. Они подружились и вместе пошли искать маму ёжика.

Шли они шли и попали в дремучий лес. И когда они вошли в него, то сразу поняли, что лес был заколдован. Всё в нем было не так: грибы и цветы росли над деревьями, птицы летали под деревьями. Листья росли под ветками. Ёжик и хомячок расставили всё на свои места: грибы посадили под деревья, птицам помогли подняться в небо, чтобы летать высоко над деревьями. /Дифференциация предлогов над и под / . Листья они повесили на ветви, а цветы посадили на полянке. /Дети выполняют действия с картинками на магнитной доске и на фланелеграфе/ .

Около полянки они увидели избушку. /Ученику даётся задание расположить избушку около полянки/ . А в ней что-то светило из окошка. Это было солнышко. Они выпустили его на небо. И ёжик увидел, что в домике сидит мама- ежиха. Она очень обрадовалась и сказала:

Хорошо, что вы пришли сюда в тёмный лес. Это безграмотный волшебник-недоучка перепутал все предлоги, и поэтому все вещи оказались не на своих местах. А вы с хомячком все предлоги поставили на свои места и теперь у нас всё правильно.

- Вопросы к детям по сказке:

1. Что произошло с ёжиком? 2. Кто и как ему помогал? 3. Что нового узнал ёжик? 4. Какие слова помогли ему найти маму?

6. Работа в тетрадях.

Детям предлагается карточка в конверте №1. Вставьте вместо пропусков один из данных предлогов: на, у, к, над, под, за, около .
1. Белка сидит _____ ветке. 2. Дуб растёт ___ дороги. 3. Ёжик подошёл ___ полю. 4. Муравей спрятался _____ деревом. 5. Крот живёт ______ землёй. 6. Птицы летают ______ деревьями. 7. Избушка стояла ________ полянки. (Проверка задания)

7. Динамическая пауза.

Дети становятся на носочки и тянутся вверх за яблочком. Затем приседают на корточки и собирают грибы под деревьями. Прыгают на лужайке сначала 3 раза на правой ножке, затем 3 раза на левой. (Можно повторить несколько раз эти упражнения).

8. Игра «Живые слова».

(В конвертах находятся разрезанные карточки со словами. Дети выходят в круг и «превращаются» каждый в какое-нибудь слово, затем из данных слов составляют предложение и становятся по порядку. Потом каждый ученик называет своё слово и получается предложение.

Дети наглядно убеждаются в том, что предлог - это короткое слово, которое пишется отдельно от других слов Уточняется какой по счёту предлог в каждом из предложений). Игра проводится 2-3 раза.

Примерные варианты предложений для игры в конверте:

  1. Бабочка порхает над красивым цветком.
  2. Щенок спрятался под старым диваном.
  3. Около луга течёт глубокая река.
  4. На небе ярко светит солнышко.

9. Составление фигур из спичек.

Вскрывается конверт № 2 с образцами.

Образец № 1 солнце над домом, образец № 2 ель у дороги, образец № 3 гриб под деревом, образец № 4 ваза на столе, образец № 5 дерево за забором, образец № 6 цветок на клумбе.

Дети работают в парах и договариваются между собой кто будет делать домик, а кто солнышко над ним и т. д.

10. Схематическое изображение предлогов.

Знакомство со схематическим изображением изучаемых предлогов.
Составление словосочетаний и предложений с ними.

11. Игра «Лото»

Цель: учить составлять предложение по картинке, находить в нём предлог и соотносить значение предлога с его схемой.

На доске схемы предлогов: на, над, под, к, за, около/у

и картинки с изображением сюжетов:

1. Солнце спряталось за тучей. 2. Под берёзой растёт гриб. 3. Девочка подбегает к бабушке. 4. Картина висит над диваном. 5. Около дома растёт дерево. 6. На окне стоит ваза.

Инструкция: надо составить предложение по картинке, назвать предлог и найти соответствующую схему, расположить картинку рядом со схемой.

12. Задание «Расшифруй-ка» (в конверте № 3)

Вместо графической схемы необходимо вставить соответствующий предлог.

13. Игровое упражнение с ромашкой «Оторви лепесток».

На каждом из лепестков с обратной стороны написан один из изучаемых предлогов (по количеству детей). Надо составить и записать предложение с данным предлогом.

14. Подведение итогов занятия.

Смысловая рефлексия.

С какими маленькими словами мы сегодня познакомились? Как они называются? Как пишутся предлоги в предложении?

Эмоциональная рефлексия.

На доске большое белое облако. У каждого ребёнка в конверте есть солнышко. Предлагается каждому ученику разместить своё солнышко в определённом месте в зависимости от того, на сколько ему понравилось занятие:

  • за облаком, если занятие не понравилось
  • над облаком, если занятие очень понравилось
  • под облаком, если занятие не очень понравилось

Пароль на выход . Назови один любой предлог.

Домашнее задание. Предложить детям сделать рисунок к сказке с любым из предлогов.
Как показал опыт работы с детьми, не усваивающими предлоги, введение таких упражнений, использование перечисленных методов и приёмов непосредственно в структуру занятий по развитию грамматического строя речи, способствует осознанию предлога как средства выражения пространственных отношений между предметами, формирует представление о предлоге как отдельном самостоятельном слове, помогает детям выделить предлоги в потоке речи и писать их отдельно от следующего слова, а также помогает раскрыть значение предложного управления и подготавливает учащихся к последующему этапу - дифференциации предлогов, а также различению предлогов и приставок.


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда
Тихоновой М.А.
Тема занятия: предлоги В, НА, ПОД.
Цели:
1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.
3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.
4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.
5.Развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование:
схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».
План занятия.
Организационный момент.
Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:
На пригорке и под горкой
Под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
1.Уточнение пространственных значений предлогов,
Знакомство с понятием «предлог».
На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.
-Когда мы говорим эти маленькие слова? –
В: когда предмет находиться внутри
НА: когда предмет находиться сверху
Под: если предмет внизу.
-Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги.
2.Игра «Найди предлог».
Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).
- Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.
3.Анализ рассказа.
Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:
Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша. Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: «под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.
Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.
Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы,
Мы в корзинки их собрали,
Быстро к дому подбежали.
Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
И в наш домик приглашаем.
В доме стол на тонкой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот какой я видел дом!
Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:
Встань на ковер
Подойди к стульчику
Подпрыгни вверх
Встань на носочки
Найди вертолёт
Поднять левую над головой
Положить левую ладонь под правую
5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.
6.Исправь ошибки в рассказе Карлсона.
- Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!
Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.
7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Приложенные файлы