Конспект занятия звук и буква к. Обучение грамоте: подготовительная группа "Звук и буква В"

Разделы: Логопедия

Цель: Познакомить с буквой В. Учить дифференцировать звуки [В], [В‘] по твёрдости-мягкости.

Задачи:

  • уточнить фонематическое представление детей о новом звуке;
  • познакомить с буквой В;
  • продолжать учить определять позицию звука (в) в слове (начало, середина, конец);
  • закреплять изученные буквы;
  • закреплять навык определения количества слогов в словах со звуком (в);
  • развивать фонематический слух, зрительное и слуховое восприятие, память, мелкую моторику;
  • воспитывать интерес к занятиям;

Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост ), наборы для составления схем слов, тетради, карандаши, разрезные азбуки.

Ход занятия

1. Оргмомент. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

Знакомство с темой – рассматривание картинок, выделение звука [В].

Фонетическая зарядка.

Назовите имена мальчиков, которые начинаются со звуков [в, вь]

Как маленькие дети называют синяк, ссадину? (Вава).

Как дует ветер? (Ввв...)

Кто внимательный?

Какой одинаковый звук в словах: василек, велосипед, ворона, волк, телевизор.

Послушайте загадки:

  • Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ВОЛК)
  • Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязанной сидят. (ВАРЕЖКИ)
  • Какой первый звук вы слышите в отгадках? (ответы детей)

Произнесение, характеристика звука [В]. Логопед показывает и объясняет ребенку артикуляцию звука [В]:

Нижняя губка приближена к краям верхних зубов, посередине остается узкая щель для прохождения воздуха;

Верхние зубки слегка видны;

Горлышко “работает”.

Характеристика звука: звук согласный (губки и зубки создают преграду воздуху), может быть твердым и мягким, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Сегодня мы с вами познакомимся с буквой В. Она пишется вот так В.

Как вы думаете, на что похожа буква В. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

Пальчиковая гимнастика

1) Чтение стихов сопровождается мимикой, действиями пальчиков и рук.

Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом - для Маши,
Этот дом - для Саши,
Этот дом - для Даши,
Этот - для Наташи.
Этот дом - для Ксюши,
Этот - для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.

2. Произнесите быстро и чисто чистоговорки

ВА – ВА – ВА – выросла трава.
ВУ – ВУ – ВУ – соберу траву.
ВЫ – ВЫ – ВЫ – нет травы.

3. “Найди место звука в слове”

У вас на столе лежат карточки со звуком В, давайте назовем их и определим место звука в слове, твердый или мягкий звук.

(карточки - вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, клюква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост )

4. “Разноцветные квадраты”

Давайте поиграем, я буду называть слова, а вы как услышите звук твердый звук В то выкладываете в квадрат – синий круг, если мягкий – зеленый.

Ветер, ваза, ведро
Вагон, Витя, вода
Ванна, весна, вата.

5. Физминутка

Стук, стук молотком,
Строим, строим новый дом.
Ты, пила, пили быстрей,
Домик строим для людей.

6. “Раздели слова на слоги”

ВАТА, АВТОБУС, КЛЮКВА, ВАГОНЫ, УМЫВАЛЬНИК, ИВА, ВАФЛИ – ДИВАН, ТЫКВА, ХВОСТ, ВАЗА, БУКВЫ.

7. Работа в тетради

8. Работа в кассе букв

Выложи и прочитай слоги;

ВА, ВО, ВУ, ВИ, ВЫ.

Выложи и прочитай слова

ВОТ, ВОДА, ВОН

Выложи и прочитай предложение

ВОТ ВОВА.
ВОТ ВОВА И ДИМА.

9. “Составь предложение, выложи схему”

ДОМ, МАЛЬЧИК, В, ИДЕТ.

занятие 12: 6-7 лет

Тема : Звук и буква К.

Цель: Учить называть и узнавать букву К, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, закрепление понятия «буква», «гласный звук», развивать способность сравнивать и анализировать, мелкую моторику рук.

    На места садятся дети, назвавшие слова со звуком К.

Педагог сообщает, что на занятии дети узнают новую букву. Он показывает ее изображение и отмечает, что буква похожа на клоуна, который выставил руку и ногу. Соединяя новую букву со знакомыми, педагог добивается чтения детьми обратных слогов: АК, УК, ИК, ОК . К каждому из слогов добавляется в начале или в конце полоска, символизирующая остальную часть слова, придумать которое педагог предлагает детям, например: мак, рак, сук, сундук, домик, садик, икра, укроп и т.д.)

Давайте вместе произнесем звук к. Получится у нас его спеть? (Нет). Почему? (нам мешает преграда – спинка у языка поднимается вверх). Значит он какой? (Согласный). В каком домике будет жить этот звук? (В синем).

У детей на столах картинки с изображениями предметов, в названиях которых звук К слышится в начале или в конце (комар, ком, куст, кофта, гамак, садик, камень, клоун, носок). Педагог выставляет справа и слева на доску полоски для определения позиции звука; на одной буква К в начале, на другой – в конце. Дети должны выйти, назвать картинку и поставить ее к одной из полосок, в соответствии с позицией звука в слове.

Ребята, какой звук к был в этих словах – мягкий или твердый? (твердый).

Послушайте слова: кит, киса – какой вы слышите звук в начале этих слов? (Звук кь). Какой он – твердый или мягкий? (Мягкий). А мягкие звуки в каком домике у нас живут? (В зеленом). Кь – братец звука к.

    Знакомство с буквой и звуком Кк.

    На что похожа эта буква?

    Выбор слов со звуком К из стихотворения:

Кот копеек накопил,

Кошке козочку купил,

А козе капустки –

Кочанчики хрустки.

Будет козочка крепка,

Кошке даст молока.

Ножку выставила в бок,

Оперлась на каблучок,

Ручку выше поднимает,

Буква К плясать желает!

    Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.

    Пишем большую и маленькую букву Кк.

    Чтение - Рак, сок, лук, лак, мак, ком, мука, куры, какао, канава, комары..

    Игра с мячом «Измени слово».

Педагог предлагает детям изменить слово и произнести его так, чтобы в нем появился звук к (буква перед детьми на доске). Например: лапа – лапка, липа – …, лопата, нота, монета, солома, пена и т.п. Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.

А потом изменить слово так, чтобы звук к стал мягким (кь). Я произнесу слово и назову один предмет, а вы – когда их много: лапка – лапки, липка – липки и т.д. Обратить внимание на то, что в словах появился мягкий звук кь.

Педагог предлагает детям изобразить: как Коля косил клевер, как Катя красила комнату, как Костя крепил картину к ковру и пр. При выполнении упражнений обращается внимание, что каждое слово в предложении начинается со звука К.

    Игра «Найди маму». Дети распределяются на две группы. Одной дают

карточки с изображениями детенышей животных, на другой – их мам.

Помогите детенышам отыскать своих мам.

Дети встают парами. Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы.

(У крольчихи – крольчата, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у козы – козлята, у утки – утята). Скажите ласково о каждом детеныше (теленочек, козленочек, утеночек)

    Прослушать песенку с буквой К.

    Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?

Виктория Павленко
Конспект занятия «Звук [к] и буква К» (старшая логопедическая группа)

Цели:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить со звуком К;

Научить характеризовать звуки К, по акустическим и артикуляционным признакам

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Познакомить с буквой К;

Коррекционно - развивающие:

Закреплять понятие о месте звука в слове;

Упражнять детей в деление слов на слоге

Упражнять в правильном произношении звука [К] в словах;

Закрепить понятие «согласные звуки»;

Развитие фонематического слуха зрительного восприятия, памяти;

Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого,

Воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.

Оборудование: Зеркала, картинка для звука подражания, предметные картинки в названиях которых присутствует звук К; буква К; звуковые линейки, цветовые символы звуков, звуковые замки, домики для букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент. На ковре.

Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите, огорчение маленького цыплёнка,который хотел запеть как петух.

Ребята, занимайте свои места за столом.

2. Сообщение темы занятия.

Дети, отгадайте мои загадки, и вы узнаете какой звук, будем сегодня изучать:

«С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козёл);

«Часто умывается, а с водой не знается» (кот);

«Не огонь а жжётся» (крапива);

«Сто одёжек, и все без застёжек» (капуста)

Ребята, назовите первый звук в отгадках. Выделение звука К из слов козёл, кот, крапива, капуста, Правильно. Звук К

Выставляется картинка для звукоподражания: Идёт сильный дождик: КККК….

А теперь посмотрите, дождик падает, ударяется о зонтик, и при этом получается звук КККК. С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

3. Характеристика звука К по артикуляционным и акустическим признаком.

Хоровое и индивидуальное произнесение звуков К с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом. С подробным акустико-артикуляционным анализом звука (губки свободны, кончик языка опущен в низ, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу)

Спинкой языка попробуй

Стукнуть сильно, быстро в нёбо

Глубже, ниже опускай!

К- как камень крепкий звук,

Кость, кремень, камин, каблук.

Звук К: согласный (язычок создаёт преграду воздуху, твёрдый, глухой.

Ребята, согласные твёрдые звуки живут в каком звуковом замке? Правильно в синем замке. Значит звук К обозначаем фишкой синего цвета.

4. Развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук»

Логопед произносит слова, а дети хлопают в ладоши, если есть в словах звук К.

5. Закрепление звука в слогах.

Звуковой анализ слогов АК,КА с выкладыванием схемы. Показ на схеме звуков по заданию логопеда: «Покажите звук К, а теперь звука А. Дети указывают на соответствующую фишку на схеме.

6. Физминутка.

Ходит по двору индюк (руки на поясе, высоко поднимаем колено)

Пролетел над полем жук (руки в сторону, махи руками)

По цветку ползет паук (шаги с продвижением, руки вперёд)

Обломился старый сук (хлопки).

Молодцы, тихонечко садитесь.

7. Закрепление звука в словах.

Работа с картинками: выбрать из ряда предметных картинок, те нарисованные предметы в названиях которых есть звук К, определить место звука К в этих словах.

8. Закрепление звука в предложениях. Игра «Живое предложение».

Составление предложений со словами, которые обозначают название картинок, выставленных на доске.

Затем дети выстраиваются в «живое предложение». Логопед указывает на одного из детей, а дети называют соответствующие слово.

9. Произношение звука К в чистоговорках.

Ка-ка-ка- бежит река

Ко-ко-ко-вижу далеко.

Ку-ку-ку- кукушка на суку.

Ак-ак-ак –у реки рыбак.

10. Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи.

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора –

Бал-бал-бал! Балды - балда!

Наши курочки в окно-

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А наш Петя - петушок

Рано утром поутру

Нам споёт ку-ка-ре-ку!

11. Связь звука и буквы

Ребята, как вы думаете, какой буквой мы обозначим звук [К]?

Буквой К (Показ буквы).

На прямую палочку справа села галочка,

там поныне и сидит-буквой К на нас глядит.

Игры с букой.

-Посмотрите, какая жалость наша буква потерялась!

Ну, ка домик ей найдите путь дорожку покажите.

В нужный домик поселите, и какой звук она обозначает, определите.

Дети определят домик буквы К в дидактических игровых пособиями «Домики для букв».

-Буква К гостей ждала пирогов напекла. Первой в гости к ней пришла буква А заглавная в алфавите главная. Стали буквы чай пить с пирогами и блинами, а потом играть слоги вместе составлять К… А догоняла слог первая начинала. Буквы за игрались и местами поменялись А…К.

Чтение слогов КА, АК

Логопед предлагает детям написать букву в воздухе, затем выложить её из счётных палочек.

Давайте напишем букву К в воздухе (один столбик, а к нему присоединился другой, переломленный столбик).

А теперь выложим букву К из счётных палочек.

Я вижу, вы справились с работой, молодцы! Замечательные буквы у вас получились.

11. Итог занятия.

Список использованной литературы

1. Пожиленко, Е. А. "Волшебный мир звуков и слов" (пособие для логопедов)-М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.-224 с.

2. Гомзяк,О. С. "Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий 2 периода обучения в старшей логогруппе/О. С. Гомзяк-М. ;изд. ГНОМ, 2014.-128 с.

3. Лопухина,И. С. Логопедия,-звуки, буквы и слова/И. С. Лопухина. -СПб. изд. :Корона Принт,2004-144 с.

4. Агронович,З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. -СПб. :ООО изд. "ДЕТСТВО-ПРЕСС",2015.-160 с.

Публикации по теме:

Птицы в небе тают,тают- Птицы к югу улетают. Всё, растаяли вдали аист, Цапли, журавли. На этой неделе закончилась работа по лексической.

Конспект НОД для детей подготовительной группы с Нвнр тема «Звук [Ц] и буква Ц» Тема: «Звук и буква Ц «Цель:закреплять правильное произношение звука «ц»в словах, предложениях; развивать фонематический слух; учить.

Конспект СОД в подготовительной группе (ОНР) Тема: «День рождения куклы Маши» (звук [Ш] и буква «Ш») Организация образовательной деятельности детей в подготовительной группе (ОНР). Подготовка к обучению грамоте. Тема: «День рождения куклы.

НОД «Зимующие птицы» (старшая логопедическая группа) Н. О. Д тема «Зимующие птицы» старшая логопедическая группа Цель: развитие лексико - грамматических представлений. Задачи: Образовательные:.

Конспект логопедического фронтального занятия,

Продолжительность занятия: 30 минут

Тема: «Звуки [К], [К"]. Буква К. »

Тип занятия : занятие по овладение новыми знаниями, умениями, навыками

Цель занятия: Ознакомление со звуками [К], [К"] и буквой К.

Коррекционно-образовательные задачи:
-уточнение артикуляции звуков [к-кь];

Ознакомление с буквой К;

Закрепление образа буквы;

Формирование навыка чтения слогов с буквой К.
Коррекционно-развивающие задачи:
развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, мышления и зрительного восприятия.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности.

Оборудование : зеркала, кассы букв и звуков, индивидуальные тетради, картинки с изображением кота, клоуна, капусты, колокольчиков, карандашей, кекса, кисти, звуков К, К", синие и красные кружки, «слоговые елки», вагоны.

Лингвистический материал: [к], [к"], капуста, коньки, колокольчик, карандаши, кекс, кисть, ак-ок-ук-ик, ка-ко-ку-ки, коза, курица, корова, кролик, индюк, бык.

Ход занятия:

Психогимнастика:

У: Пускай снегами все заносит,

Пускай лютуют холода,

Зима меня не заморозит,

Не напугает никогда.

Зимою белые снежинки

Танцуют за моим окном.

А Дед Мороз свои картинки

Рисует на стекле ночном.

1. Организационный момент:

У: Сегодня к нам на занятие пришел кот Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве.
У: Ну, что ребята отправимся с ним.
1, 2, 3, 4, 5 –
Путешествие пора нам начинать.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

У: Но прежде чем отправится нам нужно подготовится. Возьмите зеркала и поставьте их перед собой. Слушаем внимательно и повторяем движения.

«Улыбочка-хоботок»

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Лопаточка»

Язык широкий покажи
И лопатку подержи

«Часики»

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

«Качели»

А сейчас качели вверх
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт
И никто не отстаёт.

«Чашечка».

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

«Горка».

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

Пальчиковая гимнастика:

У: (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.


У:Но какие же его любимые звуки? У Кирилл имя начинается с этого звука - Кот Кирилл! Ребята! Догадались, какие это звуки? («К и К*»).
У: Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителях Звукограда звуках «К и К*», и букве «К», познакомимся поближе и запомним их.
У: Где же мы будем искать звук «К»?
У: Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!
У: Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.
У: Подумайте, на какой улице живут звуки «К и К*», (на улице гласных или согласных звуков).
Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].

У: Произнесите звук К
У: При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*
У: При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой.
У: Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).
У: Верно. Какой же это звук? Согласный.
На картинке изображен «кот».
У: Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.

У: Давайте произнесем слово «кит» Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим - кружком зелёного цвета. Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким.

У: Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой? (Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)
Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

У: А теперь давайте с вами поиграем в игру «Кто больше».

Кот принёс любимую картинку, назовите слова в которых есть звук [ к, кь]

(капуста, кактус, колокольчик, карандаши, котята, компьютер…)

Игра: «Подними сигнал»

У: Когда услышите звук к: среди других звуков, в слоге, в слове хлопните в ладоши

М, н, к, т, п, к

Та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак

Стол, ком, зима, кот, мак, комар.

3. Динамическая пауза:

«Звуков, мы немало знаем…(сжимание-разжимание пальцев)

Добрались до звука «К».

Есть слова, где К - в начале, (наклон)

Есть слова, где К – в конце …» (наклон)

4. Продолжение основной коррекционно-логопедической работы:

Игра «Звуковой поезд».

У: «Определи место» звука К в слове, где он слышится в начале или в конце слова. Разложить предметные картинки:

коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.

У: В первый вагон – поместим животных и птиц, названия которых начинаются со звука «К», во второй - в конце слова.
У: «Что лишнее?» - лишняя картинка - собака, в слове звука в середине [К].
У: Во 2 вагоне едут?

«Кого не стало?» убираю, поочередно: кого не стало: быка, цыплёнка, индюка.
Знакомство с буквой.

У: Что вы видите на этой картинке? Кто изображен?

Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква К.(Е. Тарлапан)

У: «На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит».

У: Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К. Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

Упражнение в чтении прямых и обратных слогов: ак, ок, ук, ик.

У: Клоун приготовил фокус «Чудо-Ёлка».

«Лесная красавица в гости пришла,

На ветках зелёных шары принесла.

Внимательно эти шары рассмотри

И слоги на них поскорее прочти».

(Дети рассматривают наборное полотно, читают.)

В ходе игры выполняется:

Анализ обратного слога с помощью символов: АК, ОК, УК, ИК.

АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)

ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)

УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).

ИК-ИК-ИК. Вот какой котик.

Читаем слоги: КА, КО, КУ, КИ.
У: Придумайте слова со слогом: ка (капуста, капля), ко (кот, ком), ку (курица, кукушка), ки (кит, кино).
У: Ребята, клоун приглашает нас в мастерскую. Откройте свои тетради и запишите букву К.

Вот спасибо, помогли,
Звук и букву «К» нашли.
Вам я очень благодарен,
Вы, ребята, молодцы!!!

«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)

1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)

Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?

5. Итог занятия

С какой буквой мы с вами познакомились?

Какие звуки она обозначает?

Расскажите о звуках к и кь (согласные, глухие)

Чем отличаются эти звуки? (согласный твёрдый, согласный мягкий)

Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.

Название: Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой К»
Номинация: Детский сад, Конспект занятия, НОД, занятие логопеда, Подготовительная группа

Должность: учитель-логопед, высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко»
Месторасположение: Кемеровская область,город Юрга

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей
«Знакомство с буквой К»
(подготовительная группа).

Цель: познакомить детей с буквой К.

Задачи:

Совершенствовать умения анализировать предложение и составлять его из букв.

— познакомить с буквой К.

— упражнять в освоение слогового способа чтения.

— развивать способность подбирать слова к четырехзвуковой модели.

— развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Организационный момент

«Здравствуй!»

Я здороваюсь везде

Дома и на улице

Даже здравствуй говорю

Я соседской курице.

Здравствуй, солнце золотое

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

1.Вводная часть.

Логопед : Ребята, вы уже дети подготовительной группы. Что же это значит?

Правильно! Вы скоро пойдете в школу и станете школьниками. Я вам сегодня предлагаю поиграть в школу. Вы согласны? Тогда я буду учителем, а вы моими учениками.

Ну что в школу пойдем,

Заниматься начнем!

а) Игра «Со словами мы играем, их руками (ногами) разделяем».

Слова: машина, дом, пирамида, кукла, ананас, ком, круг, пешеход.

б) Артикуляционная гимнастика для губ и языка (общий комплекс).

Упражнения: улыбочка, трубочка, пулемет, лошадка.

2.Основная часть.

Работа со словом по картинке (одушевленные и неодушевленные предметы).

Кто это? Что это?

Логопед:- Посмотрите на картинку (на доске картинка — девочка с куклой) и скажите – Кто это? Это девочка. Кто может задать вопрос как я? Правильно.

— Послушайте внимательно, какой я сейчас вопрос задам. — Что это? Это кукла.

— А почему я спросила про девочку — Кто это? А про куклу – Что это? (девочка — живая, а кукла – не живой предмет.)

3.Составление и выкладывание схемы предложения.

У этой девочки есть имя. Как зовут девочку, вы сами сейчас узнаете, я вам назову звуки, а вы составите слово [К] [И] [Р] [А] – какое получилось имя?

Составьте предложение с этим именем, глядя на картинку.

У КИРЫ КУКЛА.

— Сколько слов в предложении? (3).

— Первое слово -У- предлог, обратите внимание, что это отдельное слово, состоящие из одной буквы.

— Предложение всегда начинается с заглавной буквы.

— Второе слово — Кира. Уточняем, что слова в предложении пишутся раздельно друг от друга.

— Третье – кукла.

В конце предложения ставится точка.

А теперь выложите схему предложения.

/____ __________ __________ .

3.Работа с карточками. Игра «Зажги фонариками слово». Звуко-буквенный анализ слов.

ООООО ОООО

кукла Кира

Какой первый звук? Каким цветом закрасим первый звуковой фонарик?

Какой второй звук? Каким цветом закрасим второй звуковой фонарик? И т.д.

  • Динамическая пауза. А сейчас все дружно встали, ушки навострили и за мною повторили.

ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока (дети встают на носочки и тянутся вверх)

ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришел из далека? (ставят правую руку на лоб «козырьком», смотрят удивленно вдаль).

ко-ко-ко,ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).

ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).

ку-ку-ку,ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны).

ку-ку-ку,ку-ку-ку: пирожки для всех пеку(ладошками «пекут» пирожки).

ак-ак-ак.ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).

ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок (перепрыгивают с одной ноги на другую).

ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что еще за стук (перепрыгивают с одной ноги на другую).

ык-ык-ык, ык-ык-ык:на ковер наш котик – прыг! (прыгают на одном месте).

  • Сообщение цели занятия .

Знакомство с буквой К.

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит –

Буква К на нас глядит.

— Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

— На что похоже буква?

— В какую сторону смотрит буква?

Имя у звуков К и КЬ — буква К. Буква К нужна для записи звуков К и КЬ.

Буква К – согласная.

— Напечатайте букву К в тетради.

  • Выкладывание предложения из букв.(используя кассы букв).

— Кира – это имя девочки, а имена пишутся с большой буквы.

У Киры кукла.

  • Слоговое чтение.

Буква К решила познакомится с гласными.

Два звука, согласный и гласный, будем произносить слитно.

Что образуется, когда сливаются два звука? (слог).

КА-КО-КУ-КЫ-КИ (открытые слоги)

АК-ОК-УК-ЫК-ИК (закрытые слоги).

  • Работа с карточками. Подбор слов к звуковым моделям.

— предлагается подобрать слова к модели: О О О О.

(согласный твердый, согласный твердый, гласный, согласный твердый).

  • Итог занятия.