Мировые рынки углеводородов: состояние и динамика. России спешка невыгодна

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ФИЗИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(Государственный Университет). __________________________________________________

Грязнов А.А.

Анализ рынка углеводородов стран Центральной и Южной Азии.

Специализация: «Развитие энергетики и охрана окружающей среды».

Заведующий специализацией,

член-корреспондент РАН А.А. Макаров

Научный руководитель, к.т.н. В.Л. Лихачёв

Рецензент.

Москва 2000 г.

1. Введение.

1.1. Анализ изменения структуры мирового рынка углеводородов (нефти и газа), и место Центрально-Южноазиатского (ЦЮАз) региона на этом рынке.

1.2. Анализ существующих прогнозов развития рынка.

1.2.1. Собственное производство.

1.2.2. Потребление.

1.2.3. Внешние поставки.

2. Разработка модели.

2.1. Анализ возможных подходов к выбору метода решения задачи.

2.2. Построение модели.

2.3. Результаты и их анализ.

3. Литература.

1.1. Анализ изменения структуры мирового рынка углеводоро­дов, и место Центрально-Южноазиатского (ЦЮАз) региона на этом рынке.

Мировой спрос на первичные энергоно­сители увеличился с 1993 г. к 2000 г. на 17 % (с 11470 до 13400 млн. тут). По прогнозам аналитиков эта тенденция сохра­нится и в дальнейшем – с 1993 г. к 2050 г. потребление углеводородов возрастёт более чем в 2 раза.

На долю углеводородов приходится свыше 62 % добываемых первичных энергоносителей – рассмотрим значение нефти и газа для мировой энергетики более подробно.

Важную роль в мировом топливно-энергетическом балансе играет природный газ. Занимая всего 5 % в извлекаемых прогнозных ресурсах ор­ганического топлива планеты, он благодаря своим высоким качественным характеристикам уже даёт 21 % производимых в мире первичных энергети­ческих ресурсов и согласно различным прогнозам его доля возрастёт в ближайшее де­сятилетие до 24-26 %.

Наряду с природным газом ожидается рост потребности в нефти. Со­гласно прогнозам IEA возможно увеличение мирового потребления нефти с 4645 млн. тут в 1993 г. на 43 % (до 6650 млн. тут) к 2010 г, при этом доля нефти на мировом рынке первичных энергетиче­ских ресурсов снизится с 40,5 % до 39,7 %.

Таблица 1.1.1. Мировое производство первичных энергетических ресурсов, млн. тут. / %.

Особое место на мировом рынке первичных энергоносителей занимают страны ЦЮАз региона – Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Грузия, Иран, Ирак, Турция и Пакистан. Хотя в 1998 г. их доля в мировом потреблении первичных энергетических ресурсов составила всего 3,7 %, трудно переоценить влияние политики, проводимой этими странами, на формирование энергетического рынка не только региона, но и всего континента в перспективе. Большое влияние исследуемого региона на процесс развития мировой энергетики можно объяснить, приняв во внимание следующие аспекты:

Запасы углеводородов Центральной и Южной Азии превышают 30 % мировых.

В силу своего географического положения страны региона выгодно расположены между крупнейшими потребителями углеводородного сырья – Европой и Азией (Китаем, Индией).

США объявило регион «зоной своих жизненных интересов». Многие американские энергетические компании не только изъявили желание присутствовать на рынке Каспия, но и уже сегодня занимаются разработкой его нефтегазовых месторождений.

Таблица 1.1.2. Доказанные запасы углеводородов и их кратность стран Центральной и Южной Азии на конец 1998 г.

Нефть

Природный газ

Доля мировых

Кратность

Доля мировых

Кратность

Азербайджан
Казахстан
Туркменистан
Узбекистан
Иран
Ирак
Пакистан

Таблица 1.1.3. Добыча, потребление и импорт природного газа странами ЦЮАз региона 1990-1998 гг., млрд. м 3 .

Азербайджан
Казахстан
Туркменистан
Узбекистан
Бл.иСр.Вост Иран

Южная Азия

Пакистан
Сумма по региону

170,2

170,0

147,5

154,5

132,5

136,9

145,9

139,4

141,4

141,4 / 100,0%

Доля мировой добычи

8,5%

8,4%

7,2%

7,5%

6,3%

6,4%

6,5%

6,3%

6,2%

Потребление

Азербайджан
Казахстан
Туркменистан
Узбекистан

Ближ. И Ср.

Турция
Иран

Южная Азия

Пакистан
Сумма по региону

112,2

113,2

112,9

115,3

121,4

125,5

132,5

139,9

146,4

146,4 / 100,0%

Доля мирового потребления

5,7%

5,6%

5,6%

5,6%

6,0%

5,9%

5,9%

6,3%

6,5%

Импорт(+)/ Экспорт(-)

Азербайджан
Казахстан
Туркменистан
Узбекистан

Ближ. И Ср.

Турция
Иран

Южная Азия

Пакистан
Сумма по региону

-58,0

-56,8

-34,6

-39,2

-11,1

Российская Федерация обладает достаточно большими запасами нефти и газа. Разведанные запасы нефти в России составляют 12 – 13% мировых запасов нефти. Месторождения нефти расположены в 37 субъектах Российской Федерации, но основные запасы ее сосредоточены в Западной Сибири, Урало-Поволжье, на Европейском Севере. Однако, добыча нефти и конденсата осуществляется в 28 субъектах Федерации.

Основные прогнозные ресурсы нефти сосредоточены в недрах Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока, а также на шельфе арктических и дальневосточных морей.

«Роснефть» в течение пяти лет может открыть на шельфе Охотского моря месторождения с запасами до 500 млн. тонн нефтяного эквивалента. До 2020 года на шельфе компания предполагает вести геологическое изучение более 12 новых лицензионных участков с целью открытия промышленных запасов более чем на 1 млрд. тонн.

Разведанные запасы природного газа за последние 15 лет выросли со 100 до 144 трлн. кубических метров. Прирост объясняется как открытием ряда новых месторождений (в частности, в России – в Западной и Восточной Сибири, на шельфе Баренцева моря). На территории Российской Федерации сосредоточены разведанные запасы природного газа, которые составляют 39,2% от общемировых разведанных запасов данного вида топлива. При этом Россия обеспечивает до 30% его мировой добычи.

В России открыты и разведаны порядка 760 месторождений газа, из которых более 320 вовлечены в разработку.

Нашей стране необходимо учитывать то, что обладая огромными запасами углеводородов, можно их экспортировать, а также использовать эти ресурсы для развития собственной промышленности, но в тоже время нельзя забывать о том, что данные виды ресурсов исчерпаемы, их использование наносит вред окружающей среде, а нынешние потребители нашей нефти и газа не стоят на месте – создают энергосберегающие двигатели, переходят на альтернативные и возобновляемые источники энергии. С учетом прогнозов экспертов о росте спроса на энергоресурсы на 50% к 2035 году. 80% этого увеличения должны покрыть ископаемые виды топлива. Учитывая этот прогноз, можно смело предполагать постоянный спрос на российские углеводороды, причем этот спрос будет увеличиться.

Россия уже давно является энергетической базой для Западной Европы, миллионы тонн нефти и миллиарды кубометров газа по нефтегазопроводам идут на территорию Европейского Союза. Многие российские нефтяные компании ориентированы в первую очередь на удовлетворение спроса из Европы, а не российского спроса в нефти и газе. Построены тысячи километров нефтепроводов, которые связывают европейские страны с отдаленными уголками нашей страны, где ведется разработка и добыча нефти и газа, строятся новые нефтепроводы и модернизируются уже имеющиеся. Но потенциальные запасы углеводородного сырья в России позволяют обеспечивать этими ресурсами не только страны Европы, но и страны Азии, в первую очередь Китай и Японию.

Нефтепровод к Тихому океану позволит транспортировать до 80 млн. тонн нефти, которая пойдет на экспорт в Китай, Японию, Южную Корею, Индонезию и Австралию. Несколько лет в Москве велись споры, куда направить новую сибирскую трубу – к порту Находка, с прицелом на Японию и США, или в китайский Дацин. И Пекин, и Токио крайне заинтересованы в российских энергоносителях: Япония практически полностью зависит от поставок нефти с Ближнего Востока, а Китай согласно оценкам экспертов, в ближайшие 20 лет будет наращивать энергетические потребности рекордными темпами. Еще во время поездки в Токио в ноябре 2005 года Путин дал понять, что Япония без российской нефти не останется. В обмен, как утверждают аналитики, Россия рассчитывает получить японские инвестиции – не только для развития богатой нефтью Сибири, но также машиностроения и высоких технологий.

Евразийский экономический союз создает единый рынок углеводородов. И хотя краткосрочные интересы участников - России и Казахстана с одной стороны, и Белоруссии с другой - прямо противоположны, в долгосрочной перспективе выиграют все, и весьма существенно. России в этом смысле особенно поможет Казахстан и его сотрудничество с Китаем. Лидеры стран ЕАЭС достигли принципиальной договоренности и одобрили концепцию общего рынка углеводородов с 2025 года. Разработка концепции шла очень тяжело. На последнем заседании по межправительственным соглашениям в Ереване были серьезные разногласия, но их удалось урегулировать, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.
Разногласия касались в основном концепции формирование рынка нефти, тогда как по рынку газа стороны все устраивало.
А вот на определение цен на нефть у каждого члена было свое видение. Так, Белоруссия предложила установить цену нефти для поставок между странами-членами ЕАЭС не выше стоимости цены, рассчитанной на основе котировок международных ценовых агентств «минус» затраты на поставки нефти вне ЕАЭС и на экспортные пошлины. Российское Минэнерго выступило против, так как это означало бы регулирование цен. Тогда в договоре ЕАЭС заложено, цены на углеводороды должны быть основаны на рыночных принципах. Казахстан также считает, что цены на нефть должны формироваться на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. Противоречия объяснимы - Россия и Казахстан продают нефть, а Белоруссия покупает.
На следующей встрече в 2017 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представит на утверждение глав стран ЕАЭС программы формирования общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа, сообщил председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.
По его словам, все три одобренные концепции - по нефти, нефтепродуктам и газу - выстроены по одинаковой схеме. «В соответствии с концепцией, энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин, которая будет формироваться, в том числе, на биржевых торгах», - рассказал Саркисян о базовых принципах концепций на примере нефтяного рынка.
Так, согласно договору ЕАЭС, общий рынок газа означает переход на равнодоходные цены и обеспечение равного доступа к газотранспортной инфраструктуре тех, кто не является собственником этой ГТС. Также в концепции по газу предлагается рассмотреть возможность использовать национальные валюты при взаимных расчетах стран ЕАЭС, а также сделать удобным доступ к естественным монополиям.
Выгоды от единого рынка
Владимир Путин оценил выгоды от создания единого рынка углеводородов на пространстве ЕАЭС. «Сегодня мы сделаем очередной шаг к созданию к 2025 году единого рынка углеводородов, о чем мы с вами очень много говорили и спорили в свое время. Примем соответствующие документы, которые предусматривают равные условия конкуренции на территории всего ЕАЭС, что даст совокупный эффект в газовой отрасли более 1 млд долларов, а в нефтяной - до 8 млрд долларов в год», - заявил президент, выступая на расширенном заседании Высшего евразийского экономического совета.
Eдиный рынок нефти и газа позволит странам ЕАЭС отойти от жесткой привязки к мировым ценам на энергоносители и сделать рынок более конкурентноспособным, считает доцент кафедры Экономики минерально-сырьевого комплекса РГГРУ Владимир Абрамов. «При наличии более конкурентного рынка нефти производители будут в большей степени диктовать цену на рынке более объективную и исходя из своих затрат на добычу сырья», - заявил онтелеканалу «МИР 24 ».
«Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС - это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов и реализации социальных программ»,&В - говорится в докладе экспертов Института экономических стратегий ООН РАН «Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов НАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций». &В Авторы доклада - профессора и академики - гендиректор Института экономических стратегий ООН РАН Александр Агеев, его заместитель Евгений Логинов и генеральный директор «Агентства новых стратегий» Александр Райков.
Что такое общий рынок нефти и нефтепродуктов? По сути, речь идет о создании интегрированных электронных торгов, где Россия и другие члены ЕАЭС смогут устанавливать для покупателей свои условия поставок, транспортировки и хранения углеводородов в границах единого экономического пространства ЕАЭС. Единый рынок легко можно будет интегрировать в мировой, предоставив допуск иностранных компаний на торги.
Единый рынок углеводородов ЕАЭС повышает эффективность процесса «монетизации» добавленной стоимости от сырьевого экспорта партнеров, отмечают эксперты.
Главное, что в перспективе единый рынок позволит сгладить ценовые колебания. «Особенно важным преимуществом предлагаемого механизма является возможность противостоять скачкам цен на внешних по отношению к ЕАЭС, то есть мировых рынках. Эти скачки могут быть как случайными (сочетание факторов), так и намеренно организованными (в спекулятивных и/или геоэкономических целях)», - отмечается в докладе.
Учитывая важность поступлений в бюджет доходов от продажи углеводородов, речь идет об обеспечении национальной безопасности дружественных стран через совместное регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов государствами - членами ЕАЭС, считают профессора и академики. «Эти плюсы перевешивают любые минусы»,&В - уверены они.
Эти же механизмы должны быть реализованы и при создании единого рынка газа.
России спешка невыгодна
Почему же страны ЕАЭС не спешат создавать единый рынок углеводородов? Потому что каждая из сторон получает как выгоды, так и необходимость чем-то пожертвовать ради общей идеи и будущих выгод.
«Единый рынок углеводородов одинаково и выгоден, и невыгоден всем. Каждой стране-участнику придется пожертвовать краткосрочными потерями ради среднесрочных выгод. Именно из-за этого, на мой взгляд, этот проект будет буксовать еще долго», - считает Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари».
Например, единый рынок газа, как и электроэнергии (его планируют создать к 2019 году) означает единые правила, тарифы и цены у всех трех стран, причем, это касается не только экспорта, но ситуации внутри ЕАЭС. Единый рынок позволит России избегать «газовых конфликтов» наподобие того, что сейчас наблюдается с Белоруссией.&В
Белоруссия хочет, чтобы для нее российский газ был ровно по такой же цене, что и внутри России, причем с вычетом расходоу на доставку. Москва считает, что Минск должен все же оплачивать транспортировку. И единый рынок газа для Белоруссии сейчас был бы как нельзя кстати. Россия же надеется, что к моменту образования общего рынка через девять лет, она-таки выровняет стоимость газа внутри России, сделает их равнодоходными в сравнении с экспортными. Тогда с точки зрения цены на газ Минск мало что получит от участия в этом союзе. Впрочем, неучастие никаких преимуществ также не даст.
Та же история характерна и для рынка нефти. Цены на нефть внутри страны ниже экспортных поставок. Условно, если сейчас создавать единый рынок нефти и газа и отменять экспортные пошлины для партнеров, то это будет означать сплошные убытки &В для России - и огромную прибыль для Белоруссии. Поэтому Москве надо время, чтобы сгладить эти ценовые перегибы.
Если Белоруссия надеется на то, что сможет импортировать газ и нефть у России по более низким ценам, то Россия и Казахстан как экспортеры углеводородов преследуют совсем иные цели. &В В первую очередь, им интересен легкий доступ к инфраструктуре друг друга.
Например, объясняет Мильчакова, если бы сейчас уже создали единый рынок газа, то Россия автоматически получила бы доступ к газопроводу «Казахстан-Китай». Казахстан уже с 2014 года поставляет голубое топливо по своей трубе в Китай, но у него не хватает газа, чтобы заполнить мощности по полной на 10 млрд кубов, лишь наполовину. У Газпрома же есть, чем загрузить инфраструктуру. С другой стороны, Казахстан при создании общего рынка автоматически получит доступ к инфраструктуре Газпрома, а также выход на европейский рынок газа.
«Но у Казахстана нет достаточных объемов газа, чтобы стать конкурентом РФ на европейском рынке»,&В - считает Мильчакова. С другой стороны, Газпром, безусловно, конкурент Казахстану в КНР и Юго-Восточной Азии. «Пока у него не построена трубопроводная инфраструктура для поставок в Китай, Газпром мог бы полностью загрузить казахстанский трубопровод и одновременно потеснить Туркмению как заметного игрока на рынке газа Юго-Восточной Азии», - рассуждает эксперт.&В &В
Наконец, эффект на миллиарды долларов произойдет за счет дополнительной общей инфраструктуры транспортировки и хранения углеводородов. Кроме того, благодаря единым правилам ЕАЭС та же Белоруссия уже не сможет за спиной России реэкспортировать нефтепродукты, не платя России пошлину, и продавая их на Запад под видом химических веществ. «Задача выработки единых правил в ЕАЭС – именно предотвращение подобных серых схем и исключение возможности для такого реэкспорта чужого товара кем-либо из участников Союза. Это достижимо за счет установления единого ценового механизма и единых правил регулирования тарифами», - говорит Мильчакова.

Нефть: энергоресурс для производства электроэнергии, моторное топливо (бензин,керосин),диз.топливо,реакт.топливо, масла,смазки, котельное топливо (мазут), строиматериалы, сырье для нефтехимии.

Сложилось так, что промышленно-развитые страны зачастую лишены, либо ограничены в энергоресурсах, а слаборазвитые страны обладают большими запасами. Неравномерность в распределении ресурсов приводит к оживленной торговле.

3 энергетических рынка:

1) Северо-американский энергетический рынок – США, Канада, Мексика (НАФТА, 1992г.подписано, 1994г.вступило в силу соглашение).Это единое экономическое пространство. НАФТА обладает четкой организационной структурой.

1973 год-кризис, когда крупнейшие потребители зависели от узкого круга производителей.

Энергетическое агентство занялось политической диверсификацией. Нефтяной рынок хорошо диверсифицирован.

2) Европейский энергетический рынок. С т.з.экономики, ЕС – либерализуют весь рынок, контролируют монополистов. Норвегия не входит в ЕС, но является их внутренним поставщиком.

3) Азиатски рынок. На настоящий момент неравномерный. У них нет нормальной инфраструктуры. Особенности: 2 страны – Япония и Южная Корея, и новые лидеры,напр.Китай.

Эти три рынка конкурируют между собой.

Этапы развития нефтяных рынков:

1. 1860-1970 гг. – стабильные рынки, продавцы доминируют, цены стабильны

2. К 80м гг. – ОПЕК, Арабские страны замораживают поставки, рынок выходит из баланса, огромные ценовые риски.

Как от этого защититься?

Переход на спотовые контракты (защищают интересы потребителя)

Создание Международного Энергетического Агенства

1998 г.-кризис. Упали Азиатские рынки, (+банковский сектор, сектор высоких технологий).

За этим последовал экономический рост, который позволил ценам расти.

3. Начало 2 тысячелетия. Отрыв цены на нефть, она становится неуправляемой. Цены падают до 37$/баррель. На рынок пришли спекулянты.

Открытым на сегодняшний день остается вопрос, как повлияет на мировой энергобаланс и на мировые энергетические рынки недавно начавшая добыча сланцевой нефти. Потенциал нетрадиционных источников нефти - один из важнейших вопросов развития не только нефтяной отрасли, но и всей мировой энергетики.

Запасы сланцевой нефти в мире составляют более 3 трлн баррелей против менее 1,3 трлн баррелей доказанных мировых запасов «простой» нефти. Сланцевая нефть добывается уже несколько подряд начиная с 2005 и её добыча растет год от года. Следовательно, такой продукт, как сланцевая нефть, вошел в мировой энергобаланс.



Если рассматривать география распространения сланцевой нефти, то в нее входят: США, Китай, Израиль, Демократическая республика Конго, Иордания, Италия, Марокко, Австралия, Аргентина, Эстония, Росcия и др.

Здесь стоит отметить, что начались изменения в структуре рынка нефти и нефтепродуктов и,соответственно, отрасли.

Если говорить о перспективах нефтяных рынков, то рост издержек, политических, экологических рисков окажет воздействие на будущее отрасли. По инерционному сценарию (ИЭС) уровень цен на нефть будет иметь тенденцию к росту, и к концу 2020 года уровень цен может составить 80 $/баррель, модель ценообразования не претерпит особых изменений, но биржевая торговля переместится в новые центры потребления – в Азию (Сингапур,Шанхай,Гонконг). Как следствие, нефтяной бизнес претанет быть сверхприбыльным.

В стагнационном, а особенно в инновационном сценарии трансформация энергетического рынка в энергосервисный поставит цены на нефть в зависимость от цен на конечные потребительские услуги или технологии. Это приведет к затяжному падению цен на нефть. Роль биржевой торговли будет снижаться (на настоящий момент доминирует в ценообразовании), в о время как роль межотраслевой конкуренции расти.

С нефтяной отраслью связаны наибольшие риски и неопределенности мировой энергетики. В случае стагнационного или инновационного сценария спрос на нефтепродукты может резко упасть, что окает глубокое воздействие на всю мировую энергетику.

Газ: только с 50х годов газ стал энергоресурсом, его называют голубым золотом.

Рынки нефти –глобальные, рынки газа – региональные. Это связано с возможностями транспортировки. Продвижение газового рынка в сторону глобализации происходит за счет сжиженного природного газа(СПГ). Но это требует дорогой инфраструктуры.

В настоящее время мировой рынок природного газа состоит из множества локальны рынков и 3 основных сегментов :1. Североамериканский (16% поставок),2)европейский (50%поставок), 3)восточноазиатский (20%). Уровень и динамика цен, механизмы ценообразования этих рынков различны.



1) На североамериканском и британском рынках (22,1% мирового потребления газа) доминирует спотовый рынок и конкуренция «газ-газ» как механизм ценообразования, реальные поставки осуществляются пермущественно по долгосрочным контрактам с привязкой к спотовым ценам.

2) На континентальном европейском рынке (16,5% мировго потребления газа) основная часть поставок осуществляется по долгоср.контрактам с привязкой к цене корзины нефтепродуктов, меньшую часть рынка занимает спотовая торговля (до 22%).

3) На восточноазиатском рынке (16,9% миров.потребл) основная часть поставок осуществляется по долгоср.контрактам с привязкой к цене на нефть, или по принципу «нетбэк» (Япония, Корея). В других странах доминируют регулируемые цены. Спотовые поставки незначительны (до 8%).

Отдельно для российского рынка:

На российском рынке (14,4% мир потреб газа) поставки осуществляются по регулируемым госуд тарифам, которые до 2008 года находились ниже точки безубыточности (по данным ОАО «Газпром»). К 2013 году ожидается переход на принцип равнодоходности с поставками в Европу в ценообразовании для промышленных потребителей, а цены для населения останутся регулируемыми.

В Африке, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке также преобладают регулируемые цены.

Структура мирового рынка газа будет быстро меняться из-за сдвига «геополитики нефти» в сторону «геополитики газа». Предпосылкой этому служит высокая концентрация запасов и добычи природного газа в регионах лидерах (Ближний и Средний Восток – 30%, Россия – 45%, Центральная Азия -15%), а также рост международной торговли и доминирование ограниченного числа поставщиков и направления поставок. Риски будут связаны как с политической ситуацией в станах-поставщиках, так и с проблемой транзита. В транзите будет продолжаться «война трубопроводов». И по мере роста доли Центральной Азии в экспорте газа будет расти значимость военно-политического контроля над регионом.

Переход к полноценному мировому рынку природного газа, аналогичного современному рынку нефти, возможен только после 2030 г. в инновационном и стагнационном сценариях.(По инерционному сценарию из-за геополитических противоречий этого не произойдет).

Евразийский экономический союз создает единый рынок углеводородов. И хотя краткосрочные интересы участников – России и Казахстана с одной стороны и Белоруссии с другой – прямо противоположны, в долгосрочной перспективе выиграют все, и весьма существенно. России в этом смысле особенно поможет Казахстан и его сотрудничество с Китаем.

Лидеры стран ЕАЭС достигли принципиальной договоренности и одобрили концепцию общего рынка углеводородов с 2025 года. Разработка концепции шла очень тяжело. На последнем заседании по межправительственным соглашениям в Ереване были серьезные разногласия, но их удалось урегулировать, заявил первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов.

Разногласия касались в основном концепции формирования рынка нефти, тогда как по рынку газа стороны все устраивало.

А вот относительно определения цен на нефть у каждого члена было свое видение. Так, Белоруссия предложила установить цену нефти для поставок между странами – членами ЕАЭС не выше стоимости цены, рассчитанной на основе котировок международных ценовых агентств «минус» затраты на поставки нефти вне ЕАЭС и на экспортные пошлины. Российское Минэнерго выступило против, так как это означало бы регулирование цен. Тогда как в договоре ЕАЭС заложено, что цены на углеводороды должны быть основаны на рыночных принципах. Казахстан также считает, что цены на нефть должны формироваться на основании рыночных механизмов и добросовестной конкуренции. Противоречия объяснимы – Россия и Казахстан продают нефть, а Белоруссия покупает.

На следующей встрече в 2017 году Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) представит на утверждение глав стран ЕАЭС программы формирования общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа, сообщил председатель коллегии ЕЭК Тигран Саркисян.

По его словам, все три одобренные концепции – по нефти, нефтепродуктам и газу – выстроены по одной и той же схеме. «В соответствии с концепцией, энергетические компании союзных стран получат недискриминационный доступ к нефтяной инфраструктуре партнеров, смогут закупать нефть и нефтепродукты без количественных ограничений по рыночной цене без экспортных пошлин, которая будет формироваться в том числе на биржевых торгах», – рассказал Саркисян о базовых принципах концепций на примере нефтяного рынка.

Так, согласно договору ЕАЭС, общий рынок газа означает переход на равнодоходные цены и обеспечение равного доступа к газотранспортной инфраструктуре тех, кто не является собственником этой ГТС. Также в концепции по газу предлагается рассмотреть возможность использовать национальные валюты при взаимных расчетах стран ЕАЭС, а также сделать удобным доступ к естественным монополиям.

Выгоды от единого рынка

Владимир Путин оценил выгоды от создания единого рынка углеводородов на пространстве ЕАЭС. «Сегодня мы сделаем очередной шаг к созданию к 2025 году единого рынка углеводородов, о чем мы с вами очень много говорили и спорили в свое время. Примем соответствующие документы, которые предусматривают равные условия конкуренции на территории всего ЕАЭС, что даст совокупный эффект в газовой отрасли более 1 млрд долларов, а в нефтяной – до 8 млрд долларов в год», – заявил президент, выступая на расширенном заседании Высшего евразийского экономического совета.

Eдиный рынок нефти и газа позволит странам ЕАЭС отойти от жесткой привязки к мировым ценам на энергоносители и сделать рынок более конкурентоспособным, считает доцент кафедры экономики минерально-сырьевого комплекса РГГРУ Владимир Абрамов. «При наличии более конкурентного рынка нефти производители будут в большей степени диктовать цену на рынке более объективную и исходя из своих затрат на добычу сырья», – заявил он телеканалу «МИР 24».

«Система рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС – это не только механизм управления оборотом какой-то товарной массы, но одновременно инструмент поддержания курса национальной валюты, объемов золотовалютных резервов и реализации социальных программ», – говорится в докладе экспертов Института экономических стратегий ООН РАН «Формирование общего рынка нефти и нефтепродуктов НАЭС: фундамент союзного островка стабильности в бушующем мировом океане глобальных спекуляций». Авторы доклада – профессора и академики – гендиректор Института экономических стратегий ООН РАН Александр Агеев, его заместитель Евгений Логинов и генеральный директор «Агентства новых стратегий» Александр Райков.

Что такое общий рынок нефти и нефтепродуктов? По сути, речь идет о создании интегрированных электронных торгов, где Россия и другие члены ЕАЭС смогут устанавливать для покупателей свои условия поставок, транспортировки и хранения углеводородов в границах единого экономического пространства ЕАЭС. Единый рынок легко можно будет интегрировать в мировой, предоставив допуск иностранных компаний на торги.

Единый рынок углеводородов ЕАЭС повышает эффективность процесса «монетизации» добавленной стоимости от сырьевого экспорта партнеров, отмечают эксперты.

Главное, что в перспективе единый рынок позволит сгладить ценовые колебания. «Особенно важным преимуществом предлагаемого механизма является возможность противостоять скачкам цен на внешних по отношению к ЕАЭС, то есть мировых, рынках. Эти скачки могут быть как случайными (сочетание факторов), так и намеренно организованными (в спекулятивных и/или геоэкономических целях)», – отмечается в докладе.

Учитывая важность поступлений в бюджет доходов от продажи углеводородов, речь идет об обеспечении национальной безопасности дружественных стран через совместное регулирование общего рынка нефти и нефтепродуктов государствами – членами ЕАЭС, считают профессора и академики. «Эти плюсы перевешивают любые минусы», – уверены они.

Эти же механизмы должны быть реализованы и при создании единого рынка газа.

России спешка невыгодна

Почему же страны ЕАЭС не спешат создавать единый рынок углеводородов? Потому что каждая из сторон получает как выгоды, так и необходимость чем-то пожертвовать ради общей идеи и будущих выгод.

«Единый рынок углеводородов одинаково и выгоден, и невыгоден всем. Каждой стране-участнице придется пожертвовать краткосрочными потерями ради среднесрочных выгод. Именно из-за этого, на мой взгляд, этот проект будет буксовать еще долго», – считает Наталья Мильчакова, замдиректора аналитического департамента «Альпари».

Например, единый рынок газа, как и электроэнергии (его планируют создать к 2019 году), означает единые правила, тарифы и цены у всех трех стран, причем это касается не только экспорта, но ситуации внутри ЕАЭС. Единый рынок позволит России избегать «газовых конфликтов» наподобие того, что сейчас наблюдается с Белоруссией.

Белоруссия хочет, чтобы для нее российский газ был ровно по такой же цене, что и внутри России, причем с вычетом расходов на доставку. Москва считает, что Минск должен все же оплачивать транспортировку. И единый рынок газа для Белоруссии сейчас был бы как нельзя кстати. Россия же надеется, что к моменту образования общего рынка через девять лет она таки выровняет стоимость газа внутри России, сделает цены равнодоходными в сравнении с экспортными. Тогда с точки зрения цены на газ Минск мало что получит от участия в этом союзе. Впрочем, неучастие никаких преимуществ также не даст.

Та же история характерна и для рынка нефти. Цены на нефть внутри страны ниже экспортных поставок. Условно, если сейчас создавать единый рынок нефти и газа и отменять экспортные пошлины для партнеров, то это будет означать сплошные убытки для России – и огромную прибыль для Белоруссии. Поэтому Москве нужно время, чтобы сгладить эти ценовые перегибы.

Если Белоруссия надеется на то, что сможет импортировать газ и нефть у России по более низким ценам, то Россия и Казахстан как экспортеры углеводородов преследуют совсем иные цели. В первую очередь им интересен легкий доступ к инфраструктуре друг друга.

Например, объясняет Мильчакова, если бы сейчас уже создали единый рынок газа, то Россия автоматически получила бы доступ к газопроводу «Казахстан – Китай». Казахстан уже с 2014 года поставляет голубое топливо по своей трубе в Китай, но у него не хватает газа, чтобы заполнить мощности по полной на 10 млрд кубов, лишь наполовину. У Газпрома же есть чем загрузить инфраструктуру. С другой стороны, Казахстан при создании общего рынка автоматически получит доступ к инфраструктуре Газпрома, а также выход на европейский рынок газа.

«Но у Казахстана нет достаточных объемов газа, чтобы стать конкурентом РФ на европейском рынке», – считает Мильчакова. С другой стороны, Газпром, безусловно, конкурент Казахстану в КНР и Юго-Восточной Азии. «Пока у него не построена трубопроводная инфраструктура для поставок в Китай, Газпром мог бы полностью загрузить казахстанский трубопровод и одновременно потеснить Туркмению как заметного игрока на рынке газа Юго-Восточной Азии», – рассуждает эксперт.

Наконец, эффект на миллиарды долларов произойдет за счет дополнительной общей инфраструктуры транспортировки и хранения углеводородов. Кроме того, благодаря единым правилам ЕАЭС та же Белоруссия уже не сможет за спиной России реэкспортировать нефтепродукты, не платя России пошлину и продавая их на Запад под видом химических веществ. «Задача выработки единых правил в ЕАЭС – именно предотвращение подобных серых схем и исключение возможности для такого реэкспорта чужого товара кем-либо из участников союза. Это достижимо за счет установления единого ценового механизма и единых правил регулирования тарифов», – говорит Мильчакова.