Ошибки в образовании деепричастий. Причастие и деепричастие Деепричастия совершенного вида

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия, поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами д ля стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголо в : сыпать – сыпля (допускается – сыпя ), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя ), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня ). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жат ь (руку), пить, жат ь (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например, чесать – чешут – чеша ). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться - обернувшись ).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа ). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов . В некоторых фразеологизмах мы можем встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце ). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голов у» или «положив руку на сердце ».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то ).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект , но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

что делая?

что сделав?

как? почему? каким образом? когда? и др.

  • Ø объединяет в себе свойства глагола и наречия

Деепричастия образуются от глаголов и сохраняют следующие признаки глаголов :

  • Ø вид,
  • Ø переходность,
  • Ø возвратность.

Деепричастия имеют следующие признаки наречий:

  • Ø неизменяемые слова;
  • Ø показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, вызванное глаголом-сказуемым
  • Ø в предложении является обстоятельством

Деепричастие с зависимыми от него словами называется деепричастным оборотом .

Образование деепричастий.

образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов

А, -я, -в, -вши, -ши:

  • Ø деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени с помощью суффиксов -а, -я:

молчать: молч-ат → молча;

решать: реша-ют → решая;

  • Ø деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов -в, -вши, -ши:

замолчать: замолча-ть → замолчав;

решить: реши-ть → решив;

заняться: заня-ть-ся → занявшись;

принести: принес-ти → принесши.

При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

Деепричастия несовершенного вида

  • Ø Ряд глаголов несовершенного вида образует деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:

будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

  • Ø Обратите внимание на формы деепричастия от следующих глаголов:
    • лазать – лазая,
    • плыть – плывя,
    • щипать – щипля,
    • махать – маха (допустимо – маша),
    • страдать – страдая (в художественной речи можно встретить – страждя),
    • сыпать – сыпля (допустимо – сыпя),
    • внимать – внимая и внемля (устаревшее).
    • Ø не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут): бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.
    • Ø Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вязать – вяжут, плясать – пляшут): весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.
    • Ø Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть: беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.
    • Ø Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов: арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

Деепричастие совершенного вида

  • Ø От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).
  • Ø В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись. Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши.
  • Ø Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

v Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

v Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а.

v От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку).

v Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (положа руку на сердце, очертя голову). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очертив голову) является ошибкой!

v Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал).

Переход деепричастий в наречия.

  • Ø Одиночные деепричастия могут утрачивать признаки глагола и переходить в разряд наречий . В этом случае бывшие деепричастия перестают обозначать второстепенное, добавочное действие (их нельзя заменить глагольными формами, к ним обычно нельзя задать вопросы что делая? что сделав?), а обозначают лишь признак действия, как наречия, и отвечают на вопрос как? Деепричастия, перешедшие в разряд наречий, не выделяются запятыми.

Например: Даша слушала молча , часто закрывая глаза (Горбатов).

Закрывая – деепричастие, так как имеет зависимые слова и может быть заменено глагольной формой (ср.: Даша слушала и часто закрывала глаза).

Молча – наречие, так как уже не обозначает добавочного действия (к нему задаётся один вопрос как?; вопрос что делая? задать нельзя); в данном контексте нельзя сопоставить как равноправные действия: слушала и молчала (молчание сопровождало единственное действие – слушала).

Деепричастие в русской грамматике квалифицируют либо как особую форму глагола (Лекант), либо как гибридную форму (Пешковский, Виноградов), – соединяющую признаки глагола и наречия. Морфологически и синтаксически деепричастие сближается с наречием: деепричастие морфологически неизменяемо, относится к сказуемому в главной клаузе и выражает обстоятельственное значение. Об очевидных случаях перехода застывших деепричастных форм в класс наречий.

Семантически деепричастие остается в рамках глагола: оно сохраняет значение действия (и другие глагольные значения), характерное для исходного глагола управление в словосочетании и некоторые глагольные категории.

Как и все остальные формы глагола, в русском литературном языке деепричастие сохраняет различие между возвратной и невозвратной формой, между возвратным и невозвратным глаголом с помощью постфикса -ся: возвратя – возвратив – возвратясь; находя – находясь; создавая – создаваясь; белея – белеясь

Категории (и лексико-грамматические, и грамматические), которые имеет деепричастие, обычно выражаются в рамках глагольной основы: читаj-ут – читаj-а (НСВ), прочита-ть – прочита-в (СВ); создавая (акт.) – создавая-сь (пасс.).

Деепричастия несовершенного вида образуются :

От основы настоящего времени + суффиксы -а-, -я-:

несут - неся, напевают - напевая, спешат - спеша

От ряда глаголов с помощью суффиксов -учи-, -ючи-:

будучи, играючи

От основы инфинитива или прошедш. вр. + суффиксы -в-, -вши-:

быть - бывши, знать - знавши

Не образуют деепричастия следующие глаголы несовершенного вида :

1. Непродуктивные глаголы с суффиксом -ну-: гаснуть - гас, вянуть - вял, мокнуть - мок.

2. Глаголы несовершенного вида, основа настоящего времени которых состоит из согласных:

а). глаголы с односложной основой с суффиксом -а- в инфинитиве: ждать - ждут, ткать - ткут;

б). глаголы с односложной основой на -и-: бить - бьют, пить - пьют, лить - льют;

в). глаголы с основой инфинитива на -а-, -я-, чередующиеся с сонорными м, н: жать - жнут (а//н), жать - жмут (а//м), мять - мнут (я//н).

3. Глаголы с основой настоящего времени на заднеязычные г, к и инфинитивом на -чь: печь - пекут, стеречь - стерегут, стричь - стригут.

4. Глаголы с чередованием свистящих з, с, ст, х с шипящими: вязать - вяжут (з//ж), писать - пишут (с//ш), свистать - свищут (ст//щ), пахать - пашут (х//ш).

5. Ряд отдельных глаголов: лезть, ехать, брать, звать, колоть, ковать и др.

Деепричастия совершенного вида образуются:

От основы инфинитива + суффиксы -в-, -вши-, -ши-:

проснуться - проснувшись, исчезнуть - исчезнувши

От основы будущего времени + суффиксы -а-, -я-:

заметят - заметя, принесут - принеся, увидят - увидя

Примечание:

1. Деепричастия совершенного вида образуются с помощью присоединения суффикса -в- к основам инфинитива на гласный: толкнуть - толкнув, наступить - наступив, посмотреть - посмотрев.

2. Деепричастия совершенного вида с суффиксом -вши- образуются от основы инфинитива на гласный, с суффиксом -ши- - на согласный: вытереть - вытеревши, заметить - заметивши, подумать - подумавши, принести - принёсши.

(Деепричастия с суффиксами -вши-, -ши- имеют разговорную окраску).

Возвратные глаголы образуют деепричастия только с суффиксами -вши-: умывшись, улыбнувшись, засмеявшись.

Деепричастия совершенного вида могут образовывать параллельные формы:

От непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-:

озябнуть - озябнув, озябши

высохнуть - высохнув, высохши

От глаголов на -ере-:

запереть - заперев, заперши

3. Некоторые глаголы совершенного вида образуют деепричастия от основы будущего времени с помощью суффиксов -а-, -я-: прочтут - прочтя, простятся - простясь, возвратятся - возвратясь.

При этом также могут возникать параллельные формы: принесут - принеся, принёсши.

Для глаголов I спряжения более употребительными являются формы с суффиксами -а-, -я-: зайду - зайдя, привезу - привезя.

Категорией времени деепричастия не обладают . Они могут только выражать те или иные временные значения в зависимости от вида глагола, от которого образованы. Значение времени деепричастия приобретают только в контексте по соотношению с формой времени глагола-сказуемого, поэтому деепричастия выражают только относительное время.

Деепричастия несовершенного вида обычно обозначают действие, одновременное с действием глагола-сказуемого.

Иногда деепричастия несовершенного вида могут обозначать предшествующее или последующее действие.

Чувствуя приближение охотников, лисята скрывались в норе. (Предшествующ.)

Жандармы… срывали шапки, далеко отбрасывая их. (Последующ.)

Деепричастия совершенного вида чаще всего обозначают названное ими действие как предшествующее действию глагола-сказуемого.- Снявши голову, по волосам не плачут.

Находясь в постпозиции, деепричастия совершенного вида могут выражать одновременное или последующее действие.- Он шёл, низко опустив голову. (Одновременное.)Я вышел из комнаты, громко хлопнув дверью. (Последующее.)

Деепричастия, как и глаголы, имеют морфологические категории:

а). вида: рассказывать - рассказывая (НСВ)*, рассказать - рассказав (СВ); читать - читая (НСВ), прочитать - прочитав (СВ); раскрыть - раскрыв, раскрывши (СВ), раскрывать - раскрывая (НСВ);

б). залога (деепричастия сохраняют залоговое значение производящего глагола):

По двузалоговой теории соотносятся с действительным залогом: выполнить весь план - выполнив весь план; сидеть на уроке - сидя на уроке; радовать друзей своими успехами - радуя друзей своими успехами; убирать квартиру - убирая квартиру;

По трёхзалоговой теории соотносятся с действительным и возвратным залогом: рассказывать страшную историю - рассказывая страшную историю (Дейст. З), умываться по утрам - умываясь по утрам(Возвр. З);

Формы страдательного залога деепричастия не образуют, т. к. обозначают процессуальный признак предмета.

УПОТР-Е ДЕЕПРИЧАСТИЙ В РЕЧИ

Поскольку деепричастие – книжная форма, то её употребление часто вызывает затруднения.

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола. Мы исходим из понимания причастия как глагольной формы.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие , отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия .

К признакам глагола относятся вид ( читая - НСВ, прочитав - СВ), переходность ( читая книгу - переходн., сидя на стуле - непереходн.) и возвратность ( умывая - невозвратн., умываясь - возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление , как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.

К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия - обстоятельство ; в предложении деепричастие зависит от глагола.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.

Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).

У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи . Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я - игра-ючи .

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:

- от глаголов на -чь: печь - пекя ( печа );

- от глаголов на -нуть: вянуть - вяня ,;

- от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать , пишут - пиша , лижут - лижа (но наречие лёжа);

- от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить , пьют (пj-ут) -п ь я.

У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.

Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов

В от глаголов с основой на гласный: сдела-в ,

Вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,

Ши от глаголов с основой на согласный : испёк-ши .

У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое - прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь - нахмур-я-сь .

Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я , образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.

Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:

обещать: обеща-я - НСВ, обеща-в - СВ,

женить: жен-я - НСВ, жени-в - СВ.

Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий - названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:

? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).

? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).

Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.

Морфологический разбор деепричастия

Морфологический разбор деепричастия проведем по следующему плану:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано

II. Морфологические признаки: а) вид, б) возвратность, в) переходность.

III. Синтаксическая роль

Образец морфологического разбора деепричастия

Потягивая кислое вино, жмурясь от дыма трубки, он хмуро слушал, что говорила ему Зоя. Окончив, она хрустнула пальцами (А. Н. Толстой).

I. Потягивая (что делая?) - деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) потягивая (обстоятельство)

I. (что делая?) -деепричастие;

II. Пост. признаки: НСВ, возвр., неперех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Слушал (как?) жмурясь (обстоятельство)

I. Окончив (что делая?) - деепричастие;

II . признаки: СВ, невозвр., перех., неизменяемое;

непост. признаки: нет;

III. Хрустнула (когда?) окончив (обстоятельство)

«Урок Устаревшие слова» - Виктор Михайлович Васнецов «Иван-царевич на сером волке». Кольчуга. Слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии старой России: Камзол. Бурлаки. Устаревшие слова. Треуголка. Слова, называющие предметы одежды: Пищаль. Слова военной тематики: Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»:

«Урок Деепричастие» - Цели. Деепричастие как особая форма глагола. Задачи. Ответы все вопросы сопровождайте примерами. План- график работы. Итоговое занятие на обобщение материала, тестовые задания. Вопросы, направляющие проект.

«Деепричастие оборот» - Деепричастие. Иии… народ, просыпаемся). Например: Бабушка, довязав носок, села смотреть телевизор. Бабушка, кончив плясать, села к самовару. На какие вопросы отвечает деепричастие? Недоумевая (без не не употребляется). Что такое деепричастный оборот? Деепричастие не изменяется. Я покушала и села делать уроки Мама приготовила обед и помыла посуду Света, доев, помыла тарелки Достав из ящика игрушки, мы украсили ёлку.

«Деепричастия» - Объяснительный диктант. (Определите границы причастных и деепричастных оборотов). III.Найдите предложения с деепричастным оборотом. Обобщение материала. Замените деепричастием сначала первый глагол, потом второй. Какое лицо (или предмет) совершает действие, обозначенное деепричастием? По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. 5).

«Деепричастный оборот» - Не_зная (дееприч). Частица не с деепричастиями пишется раздельно. Деепричастия совершенного вида. Кончив плясать, бабушка села к самовару. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастный оборот. Деепричастный оборот- деепричастие с зависимыми словами. Мать, недоумевая, улыбалась. Деепричастия не изменяются.

«Использование устаревших слов» - Такие слова называются ИСТОРИЗМАМИ. Дети самостоятельно делятся на группы. Нужно ли изучать устаревшие слова? Какие слова устаревшие. Ожидаемые результаты Презентация Кроссворд Создание словарика. Такие слова называются АРХАИЗМАМИ. Где используются устаревшие слова? Устаревшие слова. Сможем ли мы понять речь человека из прошлого?