Педагогический опыт воспитателя доу по фгос. Опыт работы воспитателя доу

Описание опыта работы воспитателя

МБДОУ «Детский сад № 3» г. Бийска

Мезенцевой Натальи Анатольевны

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за два учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2012 - 2013 учебном году данные качества сформированы на высоком (достаточном) уровне у 35% детей средней группы; в 2013 - 2014 учебном году у 65% детей старшей группы, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую и учебную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: речевой, математический, центр изодеятельности, театральный и музыкальный, физкультурный, центр художественной литературы, оборудовала мини - лабораторию по опытно - экспериментальной деятельности и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

Направления моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий, основными являются:

Личностно-ориентированная технология реализуется через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное взаимодействие является основой для всех последующих технологий и способствует формированию всех интегративных качеств портрета выпускника детского сада;

Здоровьесберегающая технология реализуется через организацию динамических пауз, подвижных и спортивных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую; физкультурные занятия, занятия по ОЗОЖ, и др.

Здоровьесберегающая технология способствует формированию положительного социально-психологического климата в группе детей, может использоваться в ходе непосредственно образовательной деятельности и самостоятельно как совместная деятельность педагога и детей;

Игровая технология реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно - ролевые игры, режиссерские игры, сказкотерапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

Игровая технология требует правильной организации пространства, предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора психолого-педагогических методов и приемов;

4. Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка;

5. Информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) использую для повышения эффективности образовательного процесса.

Методическая тема: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования».

В свете последних изменений в образовании пересмотрела содержание работы по данной проблеме.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром, становление элементарного планирования и прогнозирования, гипотетичности. Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений старшего дошкольника и совершенствования его исследовательской активности. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.

Вместе с тем, до настоящего времени не сложилась целостная концепция развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании, раскрывающая сущность исследовательской активности, ее структуру и педагогические основы, обеспечивающие динамику ее становления в образовательном процессе современного дошкольного учреждения. Данный факт ощутимо затрудняет реализацию возрастного потенциала исследовательской активности дошкольника. Это подтверждается анализом практики, который показывает, что далеко не всегда в детском экспериментировании наблюдается нарастание исследовательской активности и стремления ребенка переходить к решению более сложных, интересных задач. Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности.

В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными в практике дошкольного образовательного учреждения. Фактически не получила достаточного отражения значимая проблема взаимодействия детского сада и семьи в развитии экспериментирования и исследовательской активности на ступени старшего дошкольного возраста. Все это свидетельствует о том, что вопросы эффективного использования экспериментирования как педагогического средства развития исследовательской активности старших дошкольников до настоящего времени не решены в полной мере.

Наблюдается противоречие между потребностью в формировании исследовательской активности старших дошкольников в реальной практике дошкольного образования и недостаточной разработкой содержательно-методических основ процесса развития исследовательской активности дошкольников в условиях разнообразного экспериментирования.

Недостаточная разработка проблемы развития исследовательской активности старших дошкольников в экспериментировании и ее несомненная актуальность для теории и практики современного дошкольного образования послужили основанием для выбора методической темы.

Результативность работы по методической теме:

Организовала:

обогащенную предметно-развивающую среду, направленную на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующую принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений дошкольников.

По данной проблеме мной разработан учебно-методический комплект, который включает в себя:

перспективно - тематическое планирование по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования; практические указания по организации поисково - познавательной деятельности; серия экспериментов с объектами неживой природы.

Изготовила:

«исследовательский фартук» и карточки. Эти несложные приспособления позволяют руководить исследовательской работой ребенка; таблицы с алгоритмами выполнения исследований; журнал исследований, дневников наблюдений для фиксации результатов опытов и экспериментов.

Оформила:

Картотеку научных игр для дошкольников; Картотека опытов и экспериментов.

Пропагандирую данную работу среди родителей:

Наглядная информация в родительском уголке. Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников». Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Рекомендации: «Проведите с детьми дома».

Совместный досуг «Клуб открытий» родители, воспитатели и дети демонстрируют опыты, решают проблемные задачи.

Руководствуясь принципом последовательности в образовательном процессе, определила этапы усложнения поисково-познавательной деятельности дошкольников.

Объектом детского экспериментирования стали следующие темы:

«Что у нас под ногами?»; «Волшебница вода»; «Воздух-невидимка» «Волшебное электричество»; «Чудесное притяжение»; «Волшебство света и цвета».

Во время совместного экспериментирования с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем вместе со всеми детьми обсуждали их работы.

Опытом своей работы по данной теме неоднократно делилась перед педагогами МБДОУ д/с № 3, города, области, страны:

На методической выставке «Формирование готовности субъектов образования к переходу на ФГОС» в образовательном округе «Бийский», на Всероссийской НПК выступала с докладом. Опубликовала научно-методические работы в сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции. Методические разработки на образовательном портале педагогов «Сетевой портал работников образования»-/http://nsportal.ru/lopatina-natalya-anatolevna/.

Я и мои воспитанники принимаем участие в различных конкурсах, выставках, проводимых на уровне МБДОУ д\с № 3, а также на муниципальном, региональном, федеральном уровнях:

городского «Умники и умницы». «Конкурс рисунков, посвященный ЗОЖ». «Конференция детей дошкольного возраста «Знатоки природы». Всероссийского конкурса исследовательских проектов и творческих работ «Мы наследники наукограда». «Я - исследователь» в номинации «Естествознание». Всероссийский конкурс детских исследовательских работ и творческих проектов «Дети войны». Всероссийского конкурса декоративно-прикладного искусства «Талантоха». Являюсь лауреатом Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в номинации «Ребенок в высокотехнологичном обществе». Лауреат VII Всероссийского творческого конкурса в номинации «Педагогические проекты». Победитель городского конкурса «Весна Победы» в номинации «Лучшая методическая разработка конспектов НОД» Участник городского конкурса среди педагогов «Волшебница игра!». Победитель в номинации «Сердце отдаю детям» городского конкурса «Воспитатель года».

Награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд, достижение высоких результатов, преданность профессии, профессионализм.

Принимаю активное участие в жизни МБДОУ д\с № 3 и являюсь председателем профсоюзной организации ДОУ.

Спасибо за внимание!

№ 65 «Колосок» Астаниной Марины Юрьевны Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр.


Актуальность Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.


Необходимость использования дидакти ческой игры, как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин: 1. Игровая деятельность, как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения 2.Освоение НОД деятельностью, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают что такое "учиться") 4. Недоста точно сформи рована познава тельная мотивация. 3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.


Гипотеза - если применять дидактическую игру в непосредственной образовательной деятельности математики в ДОУ, то активизируется познавательная деятельность дошкольников.


Новизна опыта: Новизна опыта заключается в использовании различных игровых методов и форм при проведении непосредственной образовательной деятельности по математике. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий, каждая из игр решает конкретную дидактическую задачу по совершенствованию представлений детей.


Цель педагогической работы - выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в непосредственной образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Задачи: - Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме; - Изучить и определить теоретические предпосылки исследования проблемы игры, как метода обучения в ДОУ в современной педагогической литературе; - Изучить передовой педагогический опыт использования игры, как средства организации познавательной деятельности дошкольников в процессе обучения математики; - Изучить на практике воздействие дидактической игры на мысли тельные процессы дошкольников; - Активизировать совместную деятельность родителей и воспитателя в непосредственной образовательной деятельности ФЭМП у дошкольников.


Дидактические игры по ФЭМП у дошкольников Игры с цифрами и числами Игры путешествие во времени Игры на ориентировки в пространстве Игры с геометрическими фигурами Игры на логическое мышление


Два гуся летят над нами, Два других за облаками, Три спустились на ручей, Сколько было всех гусей? Задания Ежика Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас? Сколько орехов в пустом стакане? Если съесть одну сливу, что останется? У кого больше лап: у утки или утенка? Сколько хвостов у трех котов? Сколько ушей у двух мышей? Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенек зайчата сели И по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок?


Составление геометрических фигур из счётных палочек Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и обследовании их зрительно-осязаемым способом. Материал: счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) Ход игры: Составить квадрат и треугольник маленького размера Составить маленький и большой квадраты Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая – 2. Составить из ниток последовательно фигуры: круг и овал, треугольники. Прямоугольники и четырёхугольники. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек Составить 2 равных квадрата из 7 палочек Составить 3 равных треугольника из 7 палочек Составить 4 равных треугольника из 9 палочек Составить 3 равных квадрата из10 палочек Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники)

Диагностика формирования элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей среднего, старшего дошкольного возраста. Критерии оценки: 1 Закрепление представления детей о количестве, величины, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. 2. Умение играть в группе по 3 – 4 человека. 3. Развитие навыков мышления, памяти, творческой способности. 4. Активизация познавательных интересов к математике, как науке.


Я– воспитатель. Воспитываю я? Любовь дарю. И я судьбу благодарю за то, Что мне даёт, то детское тепло. И от него мне так светло. Учу считать, творить, красиво говорить, Любить природу, старость уважать, А в дружбе – друга понимать. Ценить добро, не помнить зло, Учу их человеком быть и просто – жить! Благодарю за внимание!

Роль сказки в работе с детьми дошкольного возраста очень трудно переоценить Сказка используется педагогами в естественной, литературной, театральной, музыкальной деятельности.

Чрезвычайно эффективным является использование сказки для формирования у детей элементарных математических представлений, развитию наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.

Цель статьи: проанализировать методические аспекты формирования у детей элементарных математических представлений средствами сказки

Графические диктанты для дошкольников расширяют кругозор, увеличивают словарный запас, учат ориентироваться в тетради, знакомят с различными способами изображения предметов. Для удобства использования материалы расположены на отдельных листах, которые можно распечатать.


Как известно, игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике игры рассматриваются не только как средство учебно-воспитательной работы, но и как самостоятельная форма организации жизни и деятельности детей. В обучении дошкольников счету играм принадлежит значительная роль. Они систематически применяются в процессе занятий, а также как самостоятельная деятельность. Кроме того, они проводятся в часы досуга детей.

При обучении детей счету игры используются в определенной связи с дидактическими упражнениями. Дело в том, что на учебном этапе, когда детям подаются новые знания, требуется большая регламентация действий каждого ребенка по сравнению с последующим этапом - закреплением знаний и навыков. Именно дидактические упражнения позволяют обеспечить наибольшую регламентацию действий детей.


Одно из важных и сложных заданий развития речи - приобретение детьми умения самостоятельно составлять рассказы. Умение рассказывать формируется у ребенка постепенно, в течение всего пребывания в дошкольном учреждении при условии систематического обучения. А поскольку в дидактике обучение составлять рассказы основывается главным образом на наглядном материале - прежде всего, на картинках, иллюстрациях, благодаря которым обогащаются знания, развиваются образное мышление и речь, - то именно этот материал наиболее ценен в работе с дошкольниками.

Сориентированные рассказывать по иллюстрациям знакомых произведений, дети учатся правильно воспринимать замысел художника, понимать изображенное, замечать первый и второй планы, логично и последовательно излагать свои мысли.

Обобщенный педагогический опыт воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад №4 «Ромашка»

города Белева Тульской области

ДОСОВОЙ

ОЛЬГИ ЮРЬЕВНЫ

Тема: «Технология мониторного обучения в работе с дошкольниками»

Идея: включая ребёнка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает к активной коммуникативной деятельности.

ИПМ 2. Условия формирования опыта.

Внедряя множество инноваций, за время работы в детском саду, я поняла, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. Инноватика в образовании должна нести, прежде всего, процесс выработки уверенности маленького человека в себе, своих силах. На мой взгляд, на сегодняшний день, самое сложное нововведение заключается в сознании самого педагога. Необходимо переломить авторитарность образования в мышлении педагогов. Моя задача – поставить ребёнка на равный уровень с собой, дать ребёнку возможность адекватно управлять собой и окружающим его миром. Я думаю, что инновации в образовании должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех.

Освоение ребёнком позиции субъекта требует специальной педагогической технологии, суть которой в развёртывании перед ребёнком палитры разнообразной детской деятельности и перевод воспитанника на позицию субъекта детской деятельности. С этой целью я использую элементы мониторного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Как показывает анализ педагогической практики в современном образовании, за последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе сохраняются противоречия между:

- «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ребенка;

Между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения,

Между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.

Одним из важных направлений разрешения названных проблем является внедрение новых педагогических технологий.

На идею формирование опыта меня натолкнуло изучение теории С. Уильдерспина, который выступил организатором школ взаимного обучения (мониториальных школ) для маленьких детей.

В своей работе я попыталась модернизировать технологию мониторного обучения и адаптировать его к работе с детьми дошкольного возраста. Мы предположили, что его реализация в практике детского сада будет успешной при условии:

  • учета сенситивных периодов развития ребёнка;
  • учета разноуровневого развития детей;
  • налаженного социального взаимодействия: установления коммуникативных связей между участниками процесса (педагогами и детьми), диалоговой форме отношений;
  • мотивации деятельности ребёнка в процессе взаимодействия;
  • стимуляция детской активности;
  • создание атмосферы увлеченности.

Внедрение мониторного обучения потребует не только психологической готовности детей к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы - отношений воспитателя и воспитанника, стиля поведения педагога.

В ходе работы над проблемой мною было пройдено несколько этапов:

I ЭТАП

Подготовительный (Определение целей, задач исследования) – 2009-2010 учебный год

II ЭТАП

Формирующий (Изучение научно – методической литературы по проблеме, определение потенциальных возможностей ДОУ, выделение основных направлений в работе и т.д.) – 2009-2010 учебный год

III ЭТАП

Действующий (Планирование, регулирование, создание предметно – развивающей среды, методической базы и т.д.) 2010-2011 учебный год

IV ЭТАП

Диагностический (Подбор диагностического материала для детей, первая диагностика детей) 2010 – 2011 учебный год

V ЭТАП

Аналитический(Анализ работы в данном направлении, анализ диагностики детей) – 2011-2012 учебный год

VI ЭТАП

Заключительный (Обобщаются, формулируются выводы, проводятся консультации по работе в данном направлении) 2011 – 2012 учебный год

ИПМ 3. Теоретическая база опыта .

Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что ребёнок – дошкольник стремиться к обретению целостности, однако само понятие целостности применительно к ребёнку дошкольного возраста трактуется далеко не однозначно. Так, М.В. Крулехт считает, что целостное развитие ребенка - это «единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности».

Исследования ученых последних лет убедительно доказывают, что интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие ребенка, его благополучие и социальный статус в группе сверстников связаны с освоением позиции субъекта детской деятельности. Эта позиция проявляется в самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождении путей и способов ее осуществления, самоконтроле и самооценке, способности получить результат.

Исходя из того, что мотивация деятельности ребенка является одним из условий успешности и эффективности обучения, мы изучили наиболее общие мотивы, которые оказывают влияние на поведение каждого человека, опираясь при этом на исследования А.В. Петровского. «Основу побуждения человека как личности, - пишет А.В. Петровский, - следует искать не в биологической его природе и не в загадочном стремлении к «самоактуализации», а в реальных социальных отношениях, в его деятельности, в его общественной жизни». А. В. Петровский выделяет, прежде всего, потребность человека в его самовыражении одним из главных мотивов деятельности.

Другим мотиватором деятельности человека является его персонализация, то есть признание другими людьми как личности, значимой для них. Включая ребенка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает каждого как бы к непроизвольной, но активной мыслительной деятельности и добивается решение поставленных задач. Реализацию этих мотивов мы нашли в более раннем опыте обучения школьников.

Английский педагог С. Уильдерспин (1792-1866) выступил организатором школ взаимного обучения (мониториальных школ) для маленьких детей. Работа в них строилась по методу взаимного обучения, предназначенного для обучения детей школьного возраста. Организация детей и среды заключалась в следующем: в каждом классе монитором назначался самый способный ребенок, и тогда учитель мог пользоваться его помощью, побуждая громко и ясно повторять свое объяснение, в то время как остальные дети так же громко и ясно воспроизводить это объяснение. Мониторам разрешалось ставить перед детьми вопросы на свое усмотрение. Мониторов задерживали после занятий и обучали отдельно. Вместе с тем, С. Уильдерспин отмечал, что необходимо «следить за тем, чтобы мониторы не слишком много о себе воображали, ибо так велика склонность к честолюбию уже в раннем возрасте».

Анализируя все вышесказанное, мы приходим к выводу, что проблеме развития интеллектуальных способностей детей уделялось и уделяется большое внимание и придаётся огромное значение.

ИПМ 4. Актуальность и перспективность опыта.

Дошкольные годы - период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентации, проявления первых творческих способностей ребенка, его индивидуальности.

Как помочь ребенку войти в современный мир и познать его, приобщиться к его ценностям, научить быть самостоятельным и умелым, способным войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, принимать решения и отвечать за их последствия - вот далеко не полный круг вопросов, которые задают себе вдумчивые воспитатели детских садов и родители дошкольников.

Современная модель образования предполагает высокие требования к развитию компетентности детей в коммуникативной сфере, сфере отношений к миру, к людям, к себе.

Дошкольный возраст является сенситивным периодом для фундаментального развития личности человека и очень важно подобрать такие педагогические технологии, которые будут ориентированы на осознание и установление гуманных взаимоотношений детей с окружающим миром и людьми. На мой взгляд, и менно технология мониторного обучения предполагает высокое развитие коммуникативности, гибкую организацию непосредственно образовательной деятельности с учетом разноуровневого развития детей. Организация обучения с использованием элементов данной технологии создаёт комфортную обстановку и ситуацию успеха, стимулирует познавательный интерес детей, способствует развитию у них общих учебных и коммуникативных умений и навыков.

Суть внедрения элементов мониторного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в решение общей задачи: идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Основная цель внедрения данной технологии – развитие свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми.

Задачи :

  1. Развитие всех компонентов устной речи детей;
  2. Обогащение знаний и представлений детей об окружающем мире;
  3. Побуждение детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Как известно, мотивы являются мощным активизатором человеческой деятельности. Отношение к делу, его результативность во многом определяется характером доминирующих мотивов. Мы изучили наиболее общие мотивы, которые оказывают влияние на поведение каждого человека, опираясь при этом на исследования А.В. Петровского. Он выделяет, прежде всего, потребность человека в его самовыражении одним из главных мотивов деятельности. Другим мотивом деятельности является его персонализация, то есть признание другими людьми как личности, значимой для них.

Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми является для ребенка тоже одним из наиболее значимых мотивов межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте. Другим не менее важным мотивом выступает стремление к самоутверждению. В сюжетно-ролевых играх детей оно реализуется в том, что ребенок стремится взять на себя главную роль, руководить другими, не боится вступить в соревнование и во что бы то ни стало стремится в нем одержать победу. Наряду с мотивами данного типа заметную роль в поведении детей дошкольного возраста начинают играть просоциальные мотивы: сопереживание, стремление помочь другому человеку и некоторые иные.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится процесс развития личности и совершенствования поведения ребенка на основе прямого подражания окружающим людям, особенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем – в форме демонстрируемых качеств личности.

Поэтому идея опыта состоит в следующем: включая ребёнка в процесс самореализации и персонализации, педагог побуждает как бы к непроизвольной, но активной мыслительной и коммуникативной деятельности.

ИПМ 5. Новизна опыта

  • Адаптация мониторной технологии к условиям работы с детьми дошкольного возраста;
  • Выявлены особенности личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми (создание единой эмоционально-чувственной основы процесса взаимодействия; постоянное «обращение к ребенку» как к равному» и способности воспитателя встать на позицию ребенка и действовать в ней; обеспечение ведущей роли педагога, который одновременно организует совместную деятельность, в виде «сотворчества» педагога и ребенка, и участвует в ней, что порождает комплекс личностных проявлений обоих субъектов воспитательно-образовательного процесса);
  • Выделены структурные компоненты технологии мониторного обучения;
  • Выявлены особенности использования элементов мониторного обучении в работе со слабоуспевающими и одаренными детьми;

ИПМ 6. Адресность опыта

Опыт может применяться воспитателями и педагогами ДОУ, школ, учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть использован при организации кружковой работы.

ИПМ 7. Трудоёмкость опыта

  1. В работу с детьми дошкольного возраста нельзя перенести все этапы и структурные компоненты мониторной технологии. В рамках детского сада некоторые компоненты технологии деятельности представляются бессмысленными. Приходится учитывать, что старший дошкольник, в силу возрастных ограничений, не обладает достаточным опытом, необходимым для их реализации.
  2. Реализация данной технологии требует от педагога большой подготовки как детей – мониторов, так и организации разнообразной предметно – развивающей среды.
  3. Велика вероятность переоценки детьми своих возможностей, так как у многих детей не сформирована адакватная оценка личности.
  4. Слабое развитие речи детей тормозит процесс общения.

ИПМ 8. Технология опыта.

Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, научить человека действовать можно только в процессе деятельности, научить ребёнка общаться со взрослыми и сверстниками можно только в процессе живого свободного общения.

Однако, важно, чтобы в нутренними мотивами такого общения стали приятные эмоции, связанные с удовлетворением от работы, ощущением собственной компетентности, самоуважением. Мониторное обучение, как нельзя кстати, реализует все эти подходы.

Как мы внедряем данную технологию в ДОУ?

Я наблюдала, как старшие дошкольники играют с малышами. Они их пытаются учить, оберегать, подражать воспитателю. Но все равно в этом прослеживается детская непосредственность, поэтому малыши им доверяют больше, быстро принимают их правила, они более открыты со старшими детьми, чем с взрослыми, общаются как бы на одной волне, доверяя и раскрываясь друг другу.

И эта особенность легла в основу моей идеи - организовать творческие лаборатории, руководителями которых будут сами дети.

Например, реализуя в младшей группе проект «Книжкина неделя» в гости к малышам приходит Сказочница, это ребёнок, который на некоторое время взял на себя воспитателя. Сказочница интересна детям, как персонаж, но при этом она по-своему решает образовательные задачи: учит детей слушать, анализировать, делать выводы.

Дети – мониторы относятся к этому очень серьезно, готовятся. Воспитатель отрабатывает с ребёнком ход мероприятия, что-то заучивается наизусть, какой-то материал дети готовят дома с родителями. Но в основном, я опираюсь на знакомый детям старшего дошкольного возраста материал. Например, это проведение опытов, экскурсий, рассказывание знакомых сказок и т.д.

Важный момент – подготовка предметно – развивающей среды. Детские лаборатории не стационарны, мы их готовим по необходимости в той или иной группе, согласно тематики. В подготовке могут принимать участие все дети группы, внося свои предложения. Стараюсь, чтобы предметно – развивающая среда была насыщенной, яркой, мобильной.

В детском саду мы организуем такие лаборатории – исследовательские, творческие, юного читателя и т.д. Руководитель лаборатории может придумать своё название мероприятия, предложить сюжет. Руководителем может стать каждый ребёнок. Это зависит от желания, интересов детей, от знания материала. Но каждый обязательно пробует себя в той или иной деятельности. Ведь каждому хочется побыть в роли воспитателя.

Почему мы считаем, что воспитатель лучше справится с объяснением ? Младшие дети с огромным удовольствием ждут встречи со старшими товарищами и воспринимают их как настоящего воспитателя.

Данный прием позволяет решить задачи, которые особенно актуальны для детей и старшего дошкольного возраста: развитие коммуникативных, творческих способностей, формирование социально-личностной сферы.

Я даю возможность каждому ребёнку проявиться в той или деятельности. Кто-то работает в мастерской «Каля-Малямыча», кто-то заведует лабораторией, кто-то проводит экскурсии.

Дети, которые в обычно жизни скромны и не разговорчивы, раскрываются в роли воспитателя. Это поднимает их самооценку, они чувствуют уверенность в своих силах.

Для детей, которые отличаются слабыми способностями, стандартная схема занятия может вызвать необходимость уточнения. Я считаю, что именно для таких детей технология мониторного обучения является поддерживающим фактором. Суть подготовки таких детей - мониторов заключается в том, что новая информация выдаётся небольшими дозами в сочетании с индивидуальными заданиями и сопровождается детальным обсуждением каждого фрагмента самими детьми. Роль воспитателя в работе лаборатории несет координирующую функцию. Мониторное обучение выступает как один из видов поддержания активности детей, повышения самооценки. Дети со слабыми способностями больше других нуждаются в создании ситуации успеха.

Для одаренных детей и детей с хорошими способностями данная технология является не поддерживающей, а стимулирующей, активизирующей самостоятельную познавательную деятельность. С такими детьми готовится более сложный материал, роль воспитателя в работе лаборатории сводится к минимуму. Однако я придерживаюсь теории С. Уильдерспина, что необходимо «следить за тем, чтобы мониторы не слишком много о себе воображали, ибо та велика склонность к честолюбию уже в раннем возрасте».

Детей никто не принуждает работать в лаборатории, однако почти все дети выражают желание «побыть на месте воспитателя».

Дети могут работать в паре, которая объединяет по желанию двух воспитанников. Каждый ребенок в паре выполняет свою задачу. Например, в обучающей ситуации по изобразительной деятельности один ребёнок может рассказать об особенностях пейзажа, разнообразии пейзажей, а второй ребёнок рассказывает технику выполнения работы. Пары могут быть статическими и динамическими. Таким образом, каждый ребёнок пары может себя проявить в том или ином виде деятельности и поддержать друг друга в затруднительной ситуации.

Основные преимущества применения данной технологии:

  • в процессе речи развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый ребёнок и монитор и дети, которых они приглашают в свои лаборатории, чувствуют себя раскованно;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Внедрение мониторной технологии в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

Младший дошкольный возраст - используются технологии: работа в парах и «хоровод».

Работа в парах - дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, ребёнок чувствует гордость за свои достижения и чувство собственного достоинства от выполнения задачи. Работа в парах положительно влияет на начальный этап формирования самооценки у ребёнка.

«Хоровод» - в этом возрасте взрослый является ведущим, так как дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Средний дошкольный возраст - добавляются технологии: «цепочка», а в конце года -«карусель» и «интервью».

«Цепочка» - начальным этапом работы была интерактивная технология «Хоровод». Используя технологию «цепочка», у детей продолжают формироваться навыки произвольного поведения, такие как: соблюдение правил очерёдности, умение работать в команде, подчинение своих желаний желанием команды. Но в отличие от других возрастов за соблюдением очерёдности следят сами дети.

«Карусель» - в этой технологии созданная динамическая пара стимулирует общение между всеми детьми. Каждый новый диалог формирует у ребёнка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества, умение принимать и понимать новый взгляд на проблему. Это достигается за счёт того, что каждый новый диалог чем-нибудь отличается от предыдущего (вопросами, интонацией), тем самым создаётся ситуация успеха, в процессе чего у ребёнка продолжает формироваться положительная самооценка. Воспитатель предлагает детям договориться, кто с кем будет в паре, кто из пары детей будет стоять во внешнем кругу, а кто во внутреннем. Дети внутреннего круга задают вопросы внешнему.

«Интервью» - благодаря этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает детей к взаимодействию «взрослый - ребёнок», «ребёнок - ребёнок». На начальном обучающем этапе воспитатель сам выбирает ребёнка, который будет брать интервью (считалочкой и т.д.). Вопросы используются не сложные, такие как: «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что делали?» и т.д.

Старший дошкольный возраст - добавляются технологии: работа в малых группах (работа в тройках), «большой круг».

Малые группы (работа в тройках) - создаются для детей, которые боятся раскрываться в больших группах. За счёт того, что эти группы относительно устойчивые и небольшие по численности, создаются благоприятные условия для раскрытия таких детей. Детям предлагается договориться с кем бы они хотели встать в подгруппу и разрешается выбрать тех, с кем они бы себя чувствовали комфортно.

В этом возрасте дети создают малые группы по желанию, в которых они чувствуют себя комфортно и раскрывают свой потенциал.

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную проблему. Воспитатель создает проблемную ситуацию или дает описание логической задачи и предлагает обсудить ее, побуждая детей к конструктивному взаимообщению.

Каждый ребенок в «Большом круге» высказывает свое мнение, затем передает право высказать свою мысль другому ребенку, взяв его за руку. Прослушав все высказывания, один из детей делает выводы из полученной информации.

В старшем дошкольном возрасте, благодаря внедрению данной технологии, ребенок обучается общаться, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивать элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хорошо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные деловые и личные взаимоотношения.

Таким образом, совместная деятельность дошкольников в ходе мониторной технологии происходит в процессе доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет детям не только получать новые знания, но и развивать их коммуникативные навыки, переводит их на более высокие уровни сотрудничества.

ИПМ 9. Результативность опыта.

Применение данной технологии предполагает формирование УУД. Мониторинг формирования предпосылок универсальных учебных действий проводился по следующим показателям:

1. Формирование личностных предпосылок УУД :

Сформированость познавательной и социальной мотивации;

Сформированность адекватной самооценки;

Сформированность умения прийти на помощь другу;

Сформированность способности учитывать чужую точку зрения.

2. Формирование регулятивных предпосылок УУД :

Умение работать по инструкции взрослого;

Понимание указанной ошибки и ее исправления по просьбе взрослого;

Умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;

Готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор.

3. Формирование коммуникативных предпосылок УУД:

Инициативное сотрудничество :

Умение ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

Предлагать помощь и сотрудничество;

Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Планирование сотрудничества :

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Взаимодействие:

Умение формулировать собственное мнение и позицию;

Умение строить понятные для партнёра высказывания;

Умение строить монологичное высказывание;

Умение вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

Умение слушать собеседника.

Управление коммуникацией:

Умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Умение оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Умение учитывать позицию собеседника при работе в паре, коллективе;

Умение принимать различные позиции во взаимодействии;

Активное и заинтересованное участие в совместной деятельности.

Описание педагогического опыта воспитателя Подгорновой Л.С.

Тема : «Игровая деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»

1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно - воспитательного процесса.
«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е.А. Покровский

В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать, познавать, творить, гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы. В работе с дошкольниками мной используются различные виды дидактических игр, но в наше современное время предпочтение отдаётся электронным дидактическим играм.
Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественном дошкольном образовании. Но сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Они избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители, и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь, в изменившихся условиях, перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры. Поэтому от нас, педагогов, требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него, больше внимания уделяя современным нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм, способствуя адекватной социализации ребенка. Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом отношении.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта общения и новых знаний.
С введением Закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предметных, но и личностных результатов, ценность игры ещё больше возрастает.
Использование игры в образовательных целях в процессе реализации программ психолого-педагогического сопровождения позволяет развивать коммуникативные навыки, лидерские качества, формировать компетенцию и учить ребенка учиться в эмоционально комфортных для него условиях и сообразно задачам возраста.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую я, как педагог, решаю все образовательные задачи, в том числе и обучение. Пересмотрены подходы к организации обучения и воспитания детей. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, заставил нас перейти к новым формам работы с детьми, которые позволят воспитателям детского сада обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Если ранее считалось, что основные образовательные усилия педагога сосредоточены на проведение занятий, то теперь образовательный потенциал признан за всеми видами совместной деятельности педагогов и детей.
Я, как воспитатель, формирую социальные умения и навыки будущего дошкольника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремлюсь к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Выбор форм работы я осуществляю самостоятельно в зависимости от контингента воспитанников, от оснащённости группы, от опыта и творческого подхода. Так, в утренние часы, когда воспитанники бодры и полны сил, провожу наиболее трудоёмкие виды деятельности: беседы, наблюдения, рассматривание альбомов, дидактические игры, трудовые поручения. По мере уставания детей включаю в сюжетно-ролевые, подвижные игры, чтение художественной литературы. Чередование различных видов деятельности детей в течение дня, помогает мне обеспечить их разнообразие и баланс при сохранении ведущей роли игры. С целью укрепления здоровья дошкольников большое значение уделяется двигательной активности. В работе с детьми младшего возраста использую преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, с детьми старшего возраста образовательная деятельность носит развивающий характер. Учу детей творческому партнёрству, умению обсуждать совместный проект, оценивать свои силы и возможности.
Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому я как современный воспитатель органично «встраиваю» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения со мной ребёнка. Я наполняю повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включаю каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствую реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, я развиваю у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций, стремление к тому:
1. Чтобы любая детская деятельность (игровая, трудовая, коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, чтение) была мотивированной. Для этого я создаю проблемные ситуации к деятельности, которые становятся частью Непосредственной Образовательной Деятельности, проекта, наблюдения, экскурсии и предоставляю детям выбор нескольких видов заданий. Я, воспитатель, привыкла к демократическому стилю общения с детьми, советуюсь с ними, беседую по душам на разные темы. Мои воспитанники доверяют мне и с удовольствием вместе со мной играют и общаются.
2. Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, строю Организованную Образовательную Деятельность таким образом, чтобы большую часть говорили дети, рассуждали по теме, участвовали в художественном творчестве, опытах, труде.
3. Чтобы активность, успехи детей, хорошее отношение к сверстникам стимулировалось, поощрялось, отмечаю с помощью экранов добрых дел, экранов настроения, отмечаю в портфолио, благодарностью родителей за хорошее воспитание детей. Эти педагогические приемы хорошо стимулируют детей к совместной образовательной деятельности с педагогами.
4. Чтобы стать образцом современного воспитателя, я тщательно продумываю содержание развивающей среды по возрастам, постоянно обновляю игровую и наглядную среду в зависимости от темы организованной образовательной деятельности. При планировании использую виды самостоятельной свободной детской деятельности в специально подготовленной развивающей среде группы, где дети могут закрепить знания, умения, навыки в самостоятельных играх и взаимодействии с окружающей средой.

3. Теоретическая база опыта.
Исследования психологов и педагогов, посвященные влиянию игровой деятельности на развитие дошкольников, показывают, что необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются «играючи», заметили и доказали великий педагог К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной, Р. И. Жуковской, Е. И. Радиной, и др.
Исследования З. М. Богуславской, специально посвящённые изучению особенностей игровой деятельности дошкольников, показали, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительную деятельность в игре.
По словам Г.К. Селевко: «… игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».
Анализируя исследования учёных, можно сделать вывод, что теоретический аспект проблемы всестороннего развития дошкольников в процессе игровой деятельности освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Я заранее продумываю и планирую обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем. При проведении организованной образовательной деятельности игра используется мной как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. В младшем возрасте я эффективно использую игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня непосредственно образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении организованной образовательной деятельности я занимаю позицию организатора, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Ежедневно планирую и организую совместные игры: подвижные; дидактические; настольно-печатные; театрализованные (режиссерские, драматизации, игры-театры); сюжетно-ролевые; игры на развитие мимики жестов, на снятие мышечного напряжения; коррекцию особенностей развития речи, движений, зрения и слуха детей; профилактические игры и упражнения: профилактика плоскостопия, различных заболеваний.
При организации и проведении совместных игр - занимаю позицию равноправного партнера, позицию «маленького ребенка», которому необходимо научиться игре, правилам и действиям.
Для развития свободной, самостоятельной игры создаю полноценную предметно-игровую среду, инициирую возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры занимаю позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому без необходимости не вмешиваюсь в игры детей, не отвлекаю их от игрового сюжета.
В перспективном плане прописываю разнообразные виды игр (они представлены выше), с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Внимательно изучаю особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
При проведении организованной образовательной деятельности использую игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.
Эти рекомендации помогут педагогам реализовать важное требование ФГОС дошкольного образования – организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса. А это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. Дошкольный ребёнок - человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры
Очень важна работа, проводимая с родителями. Необходимо, чтобы они четко знали, что семья способна развить всестороннее развитие ребенка уже в дошкольном возрасте. Условия для всестороннего развития нужно создавать уже в младшем возрасте.
Родителям нужно стремиться стимулировать интересы ребенка к всестороннему развитию, создавать для того все условия. Мною были предложены несколько рекомендаций по использованию дидактических игр.
В своей работе я использую такие формы работы с родителями:
1.Родительские собрания;
2.Викторины «Учимся играя», «Поиграй-ка»
3.Анкетирование и тестирование родителей « Игры и игрушки в жизни ребёнка, их значение и умственное развитие»
4.Индивидуальные консультации, рекомендации;
5.Наглядные виды работы (информационные стенды, папки - передвижки, выставки детских работ, демонстрация картотеки игр, показ и пояснение соответствующей литературы).
6.Индивидуальная работа с детьми
7.Помощь родителей детскому саду в оформлении игровых уголков.

5. Анализ результативности.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета;
- появилось умение контролировать свое эмоциональное состояние, и состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта
Полученные результаты будут иметь практическую ценность:
– для педагогов дошкольных образовательных учреждений
– для родителей в плане организации совместной деятельности с ребенком в домашних условиях;
Наиболее приемлемыми формами трансляции опыта работы считаю:
– информационные брошюры, содержащие описание и иллюстративный материал методики проведения игр, организованных форм образовательной деятельности, совместной деятельности педагога с детьми, родителей с детьми;
– мастер-классы, мероприятия
– консультации;
– дни открытых дверей для родителей и педагогов других дошкольных образовательных учреждений;
– сайт ДОУ.

8. Наглядное приложение
В своём опыте предлагаю материалы по организации и проведению работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников в детском саду в разнообразных формах: образовательная деятельность, консультации, перспективное планирование, игры и игровые упражнения.

Конспект сюжетно-ролевой игры «В магазин за подарками» в средней группе

Цель игры : формирование социального опыта детей средствами игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с социальной действительностью.

Закреплять представления детей о профессии водителя, кондуктора, продавца.
Закреплять правила поведения в общественных местах (транспорт, магазин).
Развивающие: Развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого.
Прививать элементы навыков социального общения, развивать ролевой диалог «продавец – покупатель».

Воспитательные: воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Воспитание у детей уважение к труду водителя и контролёра.

Предварительная работа: беседа о работе продавца, рассматривание картин, иллюстраций с изображением транспорта, шофера в автобусе, наблюдение за транспортом, создание игровой обстановки «Мы едим,едим!»
Чтение художественной литературы: И.Павлова «На машине», Б.Житкова «Светофор».
Материал: Игрушки, пакеты, кошельки с фантиками, руль, сумка с билетами для кондуктора, касса.
Ход игры.
Дети входят в зал.
Воспитатель . Здравствуйте, мои друзья!
Этой встрече рада я.
До чего же, малыши,
Вы нарядны, хороши!

Воспитатель: Дети, вы любите праздники?
Дети : Да.

Воспитатель: А какой праздник вы ждете (любите) больше всего?
Дети: Новый год.
-Воспитатель: Я тоже люблю Новый год, когда пахнет елкой и мандаринами.

-Воспитатель: Почему (за что) вы любите Новый год? Чем вам нравится этот праздник?
Дети: ответы детей.

-Воспитатель: Дедушка Мороз дарит подарки, все друг друга поздравляют и готовят подарки для родных и знакомых. Я тоже люблю получать подарки, ведь это так приятно, а еще мне нравится дарить подарки.

-Воспитатель: А вы любите дарить подарки?
Дети : Да.
Воспитатель: Дети, в преддверии нового года в нашем городе открылся новый магазин игрушек. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких.
Дети, давайте посетим новый магазин и купим подарки к Новому году для своих родных и знакомых.
Воспитатель : Дети, а что мы возьмем с собой в магазин? (подвести к тому, что необходимо взять деньги, воспитатель раздает деньги (фантики).
Воспитатель : Магазин находится далеко, на соседней улице. А нам чем мы сможем доехать до магазина?
Дети: Машине, автобусе.
Воспитатель: Предлагаю поехать нам на автобусе, потому что нас много. Где взять нам автобус?
Дети: Построить.
Воспитатель: Хорошая идея из чего будем строить?
Дети: Из стульчиков.
Воспитатель: Стульчики будут вместо сидений?
Строительство автобуса.
Воспитатель: Вот мы с вами построили автобус, чтобы нам поехать на автобусе, нужно выбрать водителя.
Воспитатель: Кто будет водителем? (мальчик получает руль).
А кто будет кондуктором? (вручает ребенку сумку с билетами).
При посадке в автобус воспитатель напоминает правила поведения, мальчик пропускает девочку. Кондуктор дает билеты пассажирам.
Воспитатель: Давайте,дети, мы с вами вспомним правила поведения в транспорте.
Дети: Надо пристегнуть ремни, нельзя шуметь, баловаться, надо внимательно слушать контролёра, когда она объявляет остановку.
Воспитатель: К путешествию все готовы занимаем свои места.
Водитель автобуса – Внимание, автобус отправляется! Пристегните ремни безопасности.
Под музыкальное сопровождение автобус отправляется.
Звучит музыка «Мы сидим в автобусе…»
При выходе из автобуса, воспитатель напоминает, что первыми выходят мальчики и подают руку девочкам.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в магазин. Вспомним правила поведения в магазине.
На стеллажах расставлены разнообразные игрушки.
Воспитатель: Дети, проходите к витрине, рассмотрите игрушки.

Воспитатель. Я буду продавцом, а вы покупатели, занимайте очередь.

Воспитатель-продавец: Уважаемые покупатели, мы рады вас обслужить в нашем магазине.
Вы уже что-то выбрали (обращается к первому ребенку), что вам предложить (показать)? Для кого вы выбираете подарок? (воспитатель предлагает разнообразный товар).
После обслуживания 2-3 человек, воспитатель меняется ролями с детьми.
Воспитатель. Дети, я тоже хочу купить подарок для своей подруги, кто сможет меня подменить, пока я выбираю подарок?
Ребенок встает за прилавок и принимает роль продавца. Воспитатель встает в очередь: «Кто последний, я буду за вами».
После того, как все купили подарки, воспитатель благодарит «продавца» за помощь.
Дети выходят из магазина. Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику. С песней дети «возвращаются» в детский сад.

Консультация для родителей: «Роль развивающих игр для детей 3 - 4 лет»

Что необходимо для того, чтобы ребёнок рос умным, любознательным, сообразительным? Необходимо прислушаться к ребенку, понять особенности его возраста, оценить его собственные, индивидуальные возможности.
Возраст трех лет для ребенка является тем рубежом, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок постепенно начинает отделять себя от взрослых людей и вступает уже в более самостоятельную жизнь. К трем годам малыш уже многое понимает, знает и умеет, стремится узнать больше и больше. Задача взрослого - помочь ему в этом. Знакомство с окружающими его предметами – главное в умственном развитии дошкольников. Форма, цвет, величина, расположение в пространстве, передвижение окружающих предметов - все то, что увлекает ребёнка.
Предлагаемые детям игры-занятия для этого возраста строятся преимущественно на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по форме, цвету, величине, а также находить среди них одинаковые, полезны для восприятия. Взрослому иногда при этом совсем не требуется обращать внимание на иные важные особенности предметов (например, на их свойства, назначения). В случае возникновения затруднений в малыша, необходимо ему помочь.
Организуя игры с ребёнком, необходимо внимательно присматриваться к нему, оценивать его индивидуальные особенности. Так, например, если малыш быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные. В том случае, если у него возникают затруднения, лучше подольше задержаться на более простых. Ни в коем случае нельзя упрекать малыша что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его ровесники.
Не стоит забывать, что важно не только научить ребёнка определенным знаниям и навыкам, но и сформировать умение отстаивать своё решение, вселить в него уверенность в себе. Отдельное внимание необходимо уделить выполнению творческих заданий, т.к. они обычно имеют несколько решений. Также нужно научить малыша принимать критику без обид и выдвигать новые идеи. Здесь необходимо учитывать индивидуальные черты ребёнка: если он достаточно смел, уверен в себе, то можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Но если малыш нерешителен, застенчив, лучше сначала поддержать его любую инициативу, подбодрить. Если малыш старается очень быстро менять задания, в этом случае необходимо увлечь его заданием, научить находить в нем новые детали, обогащая знакомое новым содержанием. Если же выполняя игровое задание, ребёнок останавливается на мельчайших деталях, тем самым не двигаясь вперёд, нужно помочь ему оставить лишнее и выбрать один вариант, поупражняться в умении плавно переходить от одной идеи к другой, что немаловажно при выполнении творческих заданий.
Занимаясь с ребёнком, не забывайте, что действия малыша только лишь начинают становиться целенаправленными. Ему ещё трудно твердо следовать намеченной цели и он легко отвлекается, переходя от одного занятия к другому, т.к. у детей быстро наступает утомление. Ребёнок может сосредоточить внимание одновременно только на маленьком количестве предметов. Когда ребёнок видит новые и яркие предметы у него легко появляется интерес, но он также легко и быстро может пропасть. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:
1. не стоит давать малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми вы планируете проводить игры, чтобы у ребенка не пропал интерес к ним.
2. во время игры ребёнка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.
3. пусть игры будут совсем короткими (5 минут вполне достаточно) довольно простыми. Но всегда добивайтесь того, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца. После этого можно сменить игру на новую. Вы сразу заметите, что внимание ребёнка снова оживёт.
Каждая игра - это другими детьми и со взрослым. Именно в игре малыш учится радоваться успеху товарища, стойко переносит свои неудачи. Поддержка, доброжелательность, радостная обстановка, фантазии и выдумки - только в этом случае игры будут полезны для развития ребёнка.
В каждую игру можно играть как с одним малышом, так и с несколькими. Ещё лучше играть всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела. Радость, которую вы доставите ребёнку, станет и вашей радостью, а проведённые вместе приятные минуты помогут вам сделать веселее и добрее совместную жизнь. Так играйте же вместе с малышом!

Развивающие игры для детей старшей группы
Игры, направленные на развитие логики у дошкольников старшей группы
Игра «Найди варианты».

Цель: развивать логическое мышление, сообразительность.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением 6 кругов.
Описание: ребенку дать карточку с изображением 6 кругов, предложить закрасить их таким образом, чтобы закрашенных и незакрашенных фигур было поровну. Затем просмотреть и просчитать все варианты закрашивания. Так же можно провести соревнование: кто найдет наибольшее количество решений.

Игра «Волшебники».
Цель: развивать мышление, воображение. Игровой материал и наглядные пособия: листы с изображением геометрических фигур.
Описание: детям раздаются листы с изображением геометрических фигур. На их основе необходимо создать более сложный рисунок. Например: прямоугольник - окно, аквариум, дом; круг - мяч, снеговик, колесо, яблоко. Игру можно провести в форме соревнований: кто придумает и нарисует больше картинок, используя одну геометрическую фигуру. Победителю вручается символический приз.
Игра «Собери цветок».
Цель: развивать мышление, способность к анализу, синтезу.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов, относящихся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Описание: каждому ребенку выдается круглая карточка - середина будущего цветка (одному - платье, второму - слон, третьему - пчела и т. д). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которых изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, насекомое и т. д.).
Игра «Логические концовки».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
Лимон кислый, а сахар... (сладкий).
Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками).
Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
Если два больше одного, то один... (меньше двух).
Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа... (вышел позже Саши).
Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).
Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).
Если правая рука справа, то левая... (слева).
Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки... (женщинами).
Игра «Орнамент».
Цель: развивать логическое мышление, способность к анализу.
Игровой материал и наглядные пособия: 4-5 групп геометрических фигур (треугольники, квадраты, прямоугольники и т. п.), вырезанные из цветного картона (фигуры одной группы подразделяются на подгруппы, отличающиеся цветом и размером).
Описание: предложить ребенку рассмотреть, как на игровом поле (лист картона) можно создавать орнаменты из геометрических фигур. Затем выложить орнамент (по образцу, по собственному замыслу, под диктовку), оперируя такими понятиями, как «право», «лево», «вверху», «внизу».
Игра «Полезно - вредно».
Цель: развивать мышление, воображение, умение анализировать.
Описание: рассмотреть какой-либо объект или явление, отмечая его положительные и отрицательные стороны, например: если идет дождь - это хорошо, потому что растения пьют воду и лучше растут, но если дождь идет слишком долго - это плохо, потому что корни растений могут сгнить от переизбытка влаги.
Игра «Что я загадала?».
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 10 кругов разного цвета и размера.
Описание: разложить перед ребенком 10 кругов разного цвета и размера, предложить ребенку показать тот круг, который загадал воспитатель. Объяснить правила игры: отгадывая, можно задавать вопросы, только со словами больше или меньше. Например:
- Это круг больше красного? (Да.)
- Он больше синего? (Да.)
- Больше желтого? (Нет.)
- Это зеленый круг? (Да.)
Игра «Посади цветы» .
Цель: развивать мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 40 карточек с изображениями цветов с разной формой лепестков, размера, цветом сердцевины.
Описание: предложить ребенку «рассадить цветы на клумбах»: на круглую клумбу все цветы с круглыми лепестками, на квадратную - цветы с желтой сердцевиной, на прямоугольную - все большие цветы.
Вопросы: какие цветы остались без клумбы? Какие могут расти на двух или трех клумбах?
Игра «Группируем по признакам».
Цель : закреплять умение употреблять обобщающие понятия, выражая их словами.
Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов (апельсин, морковь, помидор, яблоко, цыпленок, солнце).
Описание: разложить перед ребенком карточки с изображением разных предметов, которые можно объединить в несколько групп по какому-либо признаку. Например: апельсин, морковь, помидор, яблоко - продукты питания; апельсин, яблоко - фрукты; морковь, помидор - овощи; апельсин, помидор, яблоко, мяч, солнце - круглые; апельсин, морковь - оранжевые; солнце, цыпленок - желтые.
Игра «Вспомни быстрее».
Цель:
Описание: предложить ребенку быстро вспомнить и назвать три предмета круглой формы, три деревянных предмета, четыре домашних животных и т. п.
Игра «Все, что летает».
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: несколько картинок с различными предметами.
Описание: предложить ребенку отобрать предложенные картинки по названному признаку. Например: все круглое или все теплое, или все одушевленное, что умеет летать, и т. п.
Игра «Из чего сделано»
Цели: развивать логическое мышление; закреплять умение определять, из какого материала изготовлен предмет.
Описание : воспитатель называет какой-либо материал, а ребенок должен перечислить все то, что можно из него сделать. Например: дерево. (Из него можно сделать бумагу, доски, мебель, игрушки, посуду, карандаши.)
Игра «Что бывает...».
Цель : развивать логическое мышление.
Описание : предложить ребенку поочередно задавать друг другу вопросы следующего порядка:
- Что бывает большим? (Дом, машина, радость, страх и т. п.)
- Что бывает узким? (Тропа, лепта, лицо, улица и т. п.)
- Что бывает низким (высоким)?
- Что бывает красным (белым, желтым)?
- Что бывает длинным (коротким)?