Послание бесценному другу. Дружеское послание

Поэтическое послание

I. Учимся у классика А.С. Пушкина

1. Читаем стихотворение

а) Выделяем ключевые слова

Ключевые слова - СМЫСЛ — тема, идея, настроение, образы, жанр

б) Заполняем таблицу 1,2 столбцы

3. Поэтический язык. Чем проза отличается от поэзии?

Проза

Мой друг, я благодарен тебе за поддержку.

Я помню, как ты приезжал ко мне зимой.

Тебе сейчас нелегко - ты в остроге

Но вспомни о Лицее, и тебе станет легче!

Поэзия — у Пушкина -Красота, Трогательность, Душевность, Торжественность, Возвышенность, Ритмичность

а) Находим выразительные средства, которые поэт использовал для передачи настроения и создания образов - заполняем таблицу

Стихотворение. Ключевые слова

Тема. Настроение Образы

Выразительные средства

Мой первый друг , мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный ,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье :

Дарует то же утешенье ,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Тема: утешение, поддержка друга

Настроение: грустное и ободряющее

Образы: Лицейский друг, Заточение

Л.Г. : благодарный, искренний

Лексические

Эпитеты: друг бесценный, двор уединенный, печальный снег, святое провиденье, лицейские ясные дни

Возвыш. лексика: благословил, святое провиденье, душа, дарует, озарит

Синтаксические

Инверсия: друг бесценный, двор уединенный

Обращение «Мой первый друг , мой друг бесценный»

Два восклицательных предложения

Морфологические :

Местоим. и глаг. в 1л., притяж. местоим: я, молю, мой (3), твой, твоей

Настроение: уединенный - печальным — заточенье

Настроение: утешенье - озарит — ясных

б) Строим ассоциации - Поэтический язык - образность, выразительные средства

Ассоциации — ассоциативный ряд от метафоры)

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Заточенье - Пущин — декабристы - восстание - Сибирь

Лицей - Дружба - идеалы — верность

… двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Двор уединенный - Пушкин — Михайловское - ссылка — одиночество

Колокольчик - Пущин — встреча - радость — дружба

Особенности жанра - дружеское послание

1. Обращение «Мой первый друг, мой друг бесценный»

2. Упоминания о событиях из жизни: лицей, ссылка Пушкина, встреча друзей в Михайловском, заточение Пущина

Благодарность («И я судьбу благословил…»)

II. Сочиняем сами - Послание бабушке, подруге, маме

Советы сочинителю

1. Выбрать адресат.

2. Составить СВОЙ ассоциативный ряд, связанный с ВАШИМ адресатом - ваши эмоции чувства (У Пушкина - это: Пущин — первый друг - судьба-праздник - восторг - восстание -Лицей — заточенье - надежда. А у вас?)

3. Пишем! Ввести обращение к адресату, размышление о жизни (это может быть упоминание о событии), благодарность или хвала адресату, в послании может быть и пожелание, и утешение, и выражение соучастия.

4. Украсить послание! Поработать над поэтическим языком (эпитеты, метафоры, сравнения и др.) Дружеское послание нужно украсить тропами, ведь у Пушкина:

друг — бесценный, двор — уединенный,

снег — печальный, дни — ясные,

не просто: "Я утешить тебя хочу",

Литература богата обилием поэтических жанров, использование которых помогало поэту в различных целях. Очень интересно послание в литературе. Это совершенно уникальный жанр, представляющий собой обращение, часто - к конкретному лицу. Познакомимся с его чертами и особенностями.

Определение

Послание в литературе - это особый поэтический жанр, построенный в форме письма или обращения к какому-либо человеку или группе лиц. Нередко оно помогало поэту выразить мысли или передать свое отношение как к адресату, так и к историческим явлениям.

История жанра

Начало свое жанр послания ведет из времен античности, встречаются подобные тексты у Горация. Именно в них древнеримский автор излагал свое мнение о поэзии. Наиболее известно произведение «Послание к Пизонам», также называемое «Искусство поэзии», в нем описываются трудности, которые ждут каждого, решившего связать свою жизнь с литературным трудом, даются советы начинающим авторам. Эта книга не претендовала на звание строго научной и самим автором оценивалась невысоко, но ее роль в развитии литературы оказалась огромной: Горацию удалось изобразить в ней внутренний мир поэта.

Второй расцвет жанра послания в литературе - это времена Пушкина. Великий поэт нередко обращался к таким текстам, чтобы выразить свои мысли и взгляды. Используя достижения сентименталистов XVIII века, таких, как Жуковский и Батюшков, великий поэт внес в послание новаторские черты. Известны такие его произведения:

  • «Послание к цензору»;
  • «Кюхельбекеру»;
  • «К Наталье»;
  • «Другу стихотворцу»;
  • «Товарищам».

В лирике Пушкина можно найти черты, свидетельствующие о том, что поэт продолжил использовать в своих посланиях жанровые особенности, присущие Жуковскому, Батюшкову, Карамзину.

В XIX столетии интерес к жанру ослабевает, и он утрачивает свои уникальные черты, ничем более не отличаясь от любого другого лирического стихотворения. К посланиям обращались Фет и Тютчев, но они уже достаточно вольно использовали их поэтику и характерных черт в их поэтических текстах обнаружить трудно.

Специфика жанра

Послание в литературе, примеры которого будут приведены ниже, отличается несколькими особенностями, позволяющими выделить его из числа прочих жанров. Это следующие черты:

  • Содержат обращение к конкретному адресату, причем как к человеку, так и к неодушевленному предмету (например, «К моей чернильнице», «К морю» Пушкина);
  • Глубоко искрение и проникновенные, нередко в них выражаются мысли, мучавшие поэта.
  • Ранние тексты, созданные Карамзиным, Державиным отличаются высокопарной устаревшей лексикой и зачастую сложны для понимания современным человеком. От этой особенности жанра успешно отошел Пушкин, его послания удивительно лиричны и при этом просты и доступны.

Такова жанровая специфика послания. Примеры произведений в литературе приведены чуть ниже.

Авторы, использовавшие жанр

Приведем ряд примеров использования этого литературного лирического обращения выдающимися русскими поэтами. Много текстов такого рода в лирике Жуковского, адресатами нередко становились не только коллеги по поэтическому цеху, но и стоящие у власти люди. Так, после рождения наследника, будущего Александра Второго, поэт обратился с торжественным посланием к его матери. Отказ от оды в пользу более личностного жанра свидетельствовал о том, что для Жуковского рождение ребенка, пусть даже и наследника царского престола, - дело прежде всего семейное, а не государственное. Наиболее известны следующие произведения:

  • «Императору Александру»;
  • «К Воейкову»;
  • «К Батюшкову».

Очень лиричны послания Батюшкова, в которых тема гражданской свободы поэта переплетена с дружеской. Примеры из лирики таковы:

  • «Послание к моим стихам»;
  • «Дашкову»;
  • «Гнедичу».

Особенно ярко жанр расцвел в лирике Пушкина.

Послания Пушкина

Что такое послание в литературе и определение жанра мы уже рассмотрели выше. Теперь приведем примеры текстов из лирики А.С.Пушкина, который увлекался подобными стихами в период обучения в лицее. Поэт имел много друзей, некоторые из них и сами были талантливыми стихотворцами, другие - в будущем стали борцами за свободу народа и вышли на Сенатскую площадь. Память каждого из них Пушкин навеки сохранил в своих юношеских дружеских посланиях. Примерами подобных текстов являются несколько посланий к Чаадаеву, послания к Жуковскому, Пущину, Дельвигу, Языкову. Пишет свои лирические обращения Пушкин не только современникам, но и творцам минувших эпох, так, многим известно послание «Овидию». Есть в его творчестве и благодарственные послания «учителям» - Жуковскому и Батюшкову.

Постепенно поэт отходит от обращений к конкретным людям, тексты становятся выражением его политических взглядов, не утрачивая при этом жанровой специфики.

Послания в литературе - это древний жанр, прошедший непростой путь. Будучи широко популярным во времена античности, классицизма и поэзии XVIII столетия, он постепенно утрачивает свое значение и современными авторами используется крайне редко.

Дружеское послание – стихотворное произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу.

Анакреон - древнегреческий поэт, воспевавший в своих стихах любовь, вино, дружбу, радость жизни. Легкое направление поэзии в честь Анакреона и его последователей получила название анакреонтика. Анакреонтическим мотивом ранней лирики Пушкина сопутствует эпикуреизм

Эпикурейство, эпикуреизм (по имени древнегреческого философа Эпикура) – наслаждение жизнью, умение найти гармонию физического и духовного в жизни.

Сквозная тема – то, о чем идет речь в художественном произведении, предмет изображения.

Эволюция темы – развитие темы в художественном произведении.

Ода – жанр лирической поэзии; торжественное, патетическое, прославляющие произведение. Виды оды: хвалебная, праздничная, плачевная.

Элегия – жанр лирической поэзии, в котором грустные мысли, чувства и размышления поэта облечены в стихотворную форму.

Пафос – (сильное, страстное чувство) – эмоциональное одушевление, страсть, которая пронизывает все произведение в целом; глубокая и исторически правдивая оценка изображаемых характеров, порождаемая их объективным национальным значением; высокое воодушевление автора постижением сущности изображаемой жизни.

Идиллия – жанровая форма буколической поэзии; небольшое лирическое или эпическое произведение, рисующее вечно прекрасную природу, мирную, добродетельную жизнь на лоне природы, иногда в контрасте с мятущимся и порочном человеком.

Вольнолюбивая лирика – поэтические произведения о воле, духовной свободе личности.

Сонет – лирическое стихотворение, состоящее из четырнадцати строк, разделенных на два четверостишия (катрена) и два трёхстишия (терцета); в катренах повторяются только две рифмы, в терцетах – две или три.

Эпиграф – короткий текст (цитата, изречение, пословица), помещаемый автором перед текстом всего художественного произведения или его частью.

Пейзаж (страна, местность) – изображение картин природы в художественном произведении.

Психологический пейзаж – передача состояния души лирического героя через состояние природы

Социальный пейзаж – неразрывно связан с человеком, помогает лучшие понять тяготы его ежедневной жизни.

Сентиментализм – художественный метод, в центре изображения которого становится повседневная жизнь простого человека, его личные душевные переживания, его чувства и настроения.

Романтизм – литературное направление, художественный метод. Возник на рубеже 18-19 вв.

Основные черты:

1. Сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации.

2. Обращение к вечным идеалам (любовь, красота) разлад в действительностью, бегство романтического героя в идеальный мир.

3. Утверждение самоценности отдельной личности, уникальности человеческой души

4. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах

5. Борьба против правил классицизма за свободу творческого самовыражения писателя, интерес к народному творчеству.

6. Красочность языка.

Функции художественно-выразительных средств (тропов):

Характеристика предмета или явления;

Передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого

Уважаемый Григорий Давидович!

Я понимаю, что наша переписка вряд ли обогатит мировую сокровищницу эпистолярного наследия. Да и нашу собственную небольшую сокровищницу, поскольку переписка наша сугубо односторонняя (отнюдь не в укор Вам - просто исторически так сложилось), да и состоит всего, увы, из двух писем. Так что если и искать в ней какие достоинства, то только в обсуждаемом в них предмете. А и то - оба письма, и первое и вот это, возникающее прямо на наших глазах, были посвящены появлению на свет двух Ваших литературных опусов и моей моментальной реакции на них. Хочу особо подчеркнуть - именно моментальной. То есть акт прочтения обоих занимал у меня ровно то количество времени, которое требуется физической способности нормально развитого мужского организма в возрасте за 60 лет в относительно здравом уме, чтобы одолеть текст размером с небольшую повесть. То есть, говоря проще, я прочитывал разом, за один присест. И, должен заметить, что приятная необходимость и сопутствующее любопытство вполне совпадали с искренним интересом и прямой вовлеченностью в предложенный Вами к прочтению текст.

В первом письме по поводу первого произведения я подробно остановился на всех имманентных и привходящих мотивах, сопровождавших процесс как самого чтения, так и переживания его и рефлексии по поводу оного. Так что вряд ли стоит повторяться, разве только для небольших сравнительных параллелей и отсылок.

Прежде всего - об инерции ожидания. Естественно, после первой книги и вышедшего к ней дополнения естественно было предполагать следующую рукопись стилистическим, жестовым и содержательным продолжением. И это не зазорно, это вполне естественно. Это в практике многих литераторов и художников (о последних не мне Вам рассказывать) - держаться принятой манеры и исчерпывать прием, тему, миф до мыслимого и немыслимого конца. Есть даже глубокий смысл и обаяние мужества, терпения и неизменности на фоне легкомысленно переменных мод и прочих легковесных занятий. Естественно, результат и реакция окружения зависит от мощности этих самых исчерпываемых приемов, тем и мифов. Ну, это ладно, это так. Это общие рассуждения, не имеющие прямого отношения к Вашему новому писанию . Однако все-таки мы с вами люди ведь рассуждающие.

Теперь коротко о самом сочинении. Должен сразу оговориться, я не литературовед, не критик, мне с трудом дается конкретный анализ текстов и всяких там деталей. Я как раз всё больше об упомянутом общем и необязательном. Так вот. Первая книга была написана в жанре если не вполне ожидаемом, то вполне понятном и естественно вытекающем из опыта художника, пытающегося как-то осмыслить и артикулировать весь опыт художнической жизни, не вмещающийся в произведения самого изобразительного искусства. Ну, поскольку за ней стояли опыт и имя вполне известное и легитимированное. Во всяком случае, ее, вполне естественно, можно было воспринять и так. И даже только так. И, в принципе, этого немало и вполне даже достаточно как для составляющей одного общего композитного имени-мифа Артиста. Вот такое вот долгое вступительно-оправдательное объяснение, для того чтобы перейти к маленькой конкретно изъяснительной части, касающейся второго Вашего сочинения. И это было бы вполне смешно и нелепо, пиши я данное послание не в качестве личного обращения к Вам с побочной целью еще и поболтать и попутно выявить не могущий нигде, кроме как здесь, найти реализацию как бы теоретизирующий собственный комплекс, а в качестве некоего исследования или рецензии, предназначенной холодному изданию и читателю, не отягощенным никакими иными побочными потребностями и желаниями, кроме как можно быстрее избавиться от необходимости во что-то вчитываться и вникать. Вот такой вот длинный пассаж, уж извините .

Так вот, все-таки возвращаясь конкретно к самому сочинению и переходя уже почти на телеграфный язык простых сообщений и прямых высказываний. Сразу же замечу и попытаюсь хоть как-то внятно хоть для себя самого сразу же объяснить то, что требует объяснения и квалификации для самого себя в процессе чтения (ну, чтобы найти правильный модус и интонацию этого чтения). Я про бросающуюся в глаза саму форму повествования. Строфика, драматургия взаимоотношения длинных интонационных и повествовательных периодов и переносов, обрывы строки - все это, не вполне укладываясь в традиционную манеру стихосложения (даже свободного), в то же самое время вполне внятно противостоит подаче прозаического текста, оставаясь в прямо для того и обозначенной и обозванной зоне просто текста. То есть если в стихотворении единицей является слово в его интенции стать осмысленным предложением, то в прозе единицей является предложение в его интенции стать развернутым повествованием. В Вашем же писании строфика заставляет обращать внимание на отдельные слова, в то же самое время интенция всего текста - быть развернутым повествованием. Это вполне могло бы называться и поэмой, если бы приемы версификации вступали в активное драматургическое взаимодействие с повествовательной интонацией, создавая беспрерывное мерцание, вызывая заслуженное удивление: “Надо же, в такие короткие строфы да еще с рифмой и что-то вполне разумное может уложиться”. В Вашем тексте подобных сомнений нет. Он мерцает не между версификационными приемами и осмысленностью содержания, но между принципиальной презентацией и перцепцией прозы и поэзии. То есть, как и говорилось выше, - текст. Надеюсь, понятно. Особенно это актуально в пределах российского стихосложения с его сохраняющимися до сих пор атавистическими (что вовсе не значит - плохо) вторичными половыми признаками стиха в виде упомянутых рифм и метра .

Претерпела значительные перемены относительно Вашей первой книги и поза лица автора внутри повествования. Она, или, если хотите, он, автор, постоянно меняет возраст, обличье, персонажность - все, разве что не гендер. И эта драматургия, может быть, и есть самая интересная и интригующая внутри текста. Характеры же героев, во многом вполне угадываемых по поминанию в первом сочинении, приобрели психологическую многомерность и биографическую историю взаимоотношений, знаменуя переход от притчи и анекдота к драматическому повествованию. Эти главки вполне могут послужить для создания перформансов, театральной или кинематографической адаптации. Кстати, движение в эту сторону, помнится, я и предсказывал в отзыве на Ваше первое сочинение и посему не могу не похвалить себя. Впрочем, непредсказуемость последовательности художнических жестов вполне может опозорить меня в этой самой предугадательной прозорливости, и Ваше следующее сочинение вдруг предстанет в виде, например, профетического писания или мистических откровений. Кто ведает? Но пока все-таки я более склонен к моей версии нарастания театрально-кинематографических элементов с возможной их реализацией Вашими же собственными усилиями (ну, с моей посильной помощью в качестве актера второго плана, так как заглавные роли слишком уж для меня ответственны и требуют “полной гибели всерьез”, а у меня достаточно и без этого поводов для подобной гибели, ну, до сей поры, по крайней мере).

Жанр послания известен ещё с времён античности (Квинт, Гораций, Овидий).
В древнерусской литературе жанр послания использовался для обращения к деятелям по политическим или общественным вопросам.
В русской поэзии начала XIX века дружеское послание было весьма распространенным жанром (послания В.А.Жуковского, Н.М.Карамзина, И.И.Дмитриева, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, А.А.Фета). Популярность его во многом объяснялась малой канонизированностью жанра, его принципиальной неустойчивостью, свободой выражения мыслей. Дружеское послание напоминает непринужденную беседу, часто это разговор "на равных". Адресат мог быть самый разный: реальное, близкое автору лицо, лицо, с которым автор не был лично знаком, лицо воображаемое.
Формальным жанровым признаком послания является то, что оно в большей или в меньшей степени имитирует письмо, то есть основным признаком данного жанра является обращение к конкретному лицу, а также наличие таких элементов, как пожелания, просьбы, увещевания. От первоначального стихотворного размера – гекзаметра – авторы посланий вскоре отказались. Дружеское послание создается с целью обретения единомышленника и союзника.

Пушкин-лицеист использует различные жанры: от оды до романса, элегии и сказки. Но самый любимый жанр раннего лицейского периода А.С.Пушкина – дружеское послание ("К Наталье" – первое стихотворение поэта, "К другу стихотворцу" – первое печатное произведение). Многие послания Пушкина берут в качестве образца "Мои пенаты" Батюшкова. К ним относятся многочисленные послания к поэтам, учителям и друзьям. В обращениях к друзьям ( , , "Кюхельбекеру") возникает тема Лицея, которая встречается и в более поздних стихотворениях поэта.
Пушкин придает жанру послания особое значение, так как оно открывает поэту путь свободы. В этом жанре меньше всего действуют литературные влияния и традиции. И поэтому именно здесь Пушкину было легче всего идти собственным путем. Послание у Пушкина не только свободный жанр, но и наиболее лирический: оно полно искренних признаний – признаний души. Одним из образцов таких признаний можно считать послание