Предложный падеж единственного числа со значением места. Признаки падежных форм имён существительных Этап рефлексии учебной деятельности

«Именительный и винительный падеж» - Кого? Мои вопросы – кто? и что? Падеж имен существительных. За чем? Предложный падеж. Винительный и предложный падежи. С предлогом к и по дружу, Но и один гулять хожу. Лишь только я могу сказать. Кто? Именительный и винительный падежи. Вот такие падежи. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут. Где?

«Изменение по падежам и числам» - Словарь школьника. Проявлять расположение. Газопровод. Различия в образовании форм. Будни. Эскадрон гусар. Брелоки. Армия. Богиня. Гектары. Родительный падеж. Родительный падеж множественного числа. Существительные мужского рода. Полынья. Растительный мир. Гулянье. Выборы. Бронхи. Военнослужащий. Именительный падеж.

«Падежи» - Буря. Бухта. Падежи имен существительных. От слов до дела целая верста. Аннотация. -Я Творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Фрегат склонений. А я падеж предложный, со мною случай сложный! Именительный падеж - Кто?Что? Имя предмета – начальная форма наименования. Винительный падеж - Кого?Что?

«Падежи русского языка» - Классификация падежей: «грамматические»: именительный (номинатив), винительный (аккузатив), дательный (датив), родительный (генитив) и т.п. «семантические» («обстоятельственные»): пространственные непространственные. Какие падежи бывают в других языках? Откуда взялся порядок И-Р-Д-В-Т-П? Что могут означать падежи?

«Падежи 4 класс» - Вошёл (ВО ЧТО?) в облако. Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных.» 4 класс. По/аж.лейте п.рнатых друзей! Кому и в чём подчиняются имена существительные? Торчат из (чего?) облака. Слова для справок: горы, пое.., п.льто, гр.бы, Поезд. Как узнать падеж имени существительного?

«Родительный падеж» - Задание: определи падеж, поставь ударение, выдели окончание. Сведения о родительном падеже. Задание записано в виде схемы. «Остров открытий». Акв рель, д рога, б лото, ллея, б лкон, б седка, ш ссе, т традь. Алгоритм. Задание: приведи примеры к каждой группе. Срезовая работа. Работа с таблицей. «Остров родительного падежа».

Всего в теме 16 презентаций

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения о языке. Прочитайте характеристику существительных, стоящих в предложном падеже. Проверьте, всё ли мы выполнили верно?

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5 маршрутного листа. (о ком? О чем? При, о, об, на, в, во; дополнение, обстоятельство)

Чем характеристика существительных, стоящих в форме П. п. отличается от характеристики существительных, стоящих в форме Т.п.? (вопросами, предлогами)

Какой падеж имён существительных всегда употребляется без предлогов?(И.п.) А какой только с предлогами? (П.п.)

Работа по учебнику, стр. 54. Проверяем знания о П.п., полученные в результате исследования

С какими предлогами употреблены?

А сейчас выполним упражнение в Р.Т. упр.87 Блестела на траве, проехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу, рассказал о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку .

Выпишите словосочетания, с именами существительными в П.п Выполните аналогичное задание учебник стр. 54 ---Вполним упр.98 из учебника.

Прочитайте задание. Что нужно сделать? (выписать словосочетания с им.сущ.в П.п.)

Как определить падеж имен существительных? (нужно задать вопрос от главного слова)

Какое словосочетание ты выпишешь? (работал на почте – П.п.)

Как ты узнала, что это П.п.? (задала вопрос: работал на чем?)

Данил, какое словосочетание выпишешь ты? (сказал при товарище)

Докажи, что это П.п. (сказал при ком? при товарище)

Хорошо. Остальные словосочетания выпишите самостоятельно.

Давайте проверим

Арина, прочитай, какие словосочетания ты выписала. Молодец. У кого получилось не так?

- Выполните упр 87.

Проверьте маршрутный лист, какая графа не заполнена???(5)

Её нам предстоит заполнить, выполнив следующее задание.

Запишите предложение. (комментированное письмо, разбор предложения)

Пашка услышал рассказ об украденном букетике, нахохлился и задумался.

Печт. Тетрадь –слайд, упр. 87

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке.

На себе её везёт,

По соломинке ползёт . (Укажи падежи имён существительных и определи член предложения)

Вспомните, на что сначала указывал П.п.(на место),

Следовательно, каким членом предложения он может быть?(второстепенным: обстоятельство, призывал заботиться о ком либо- дополнение)

Работа с маршрутными листами(записываем: дополнение, обстоятельство)

Сегодня на урок к нам пришёл ещё один гость, вы его узнаете, исследовав торцевую сторону вашей парты.

Кто это? (листопадничек)

Кого Пашка позвал на помощь?

Гости(дети меняются тетрадями)

Встаньте, те ребята, кто считает, что его сосед сегодня особенно старался.

Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.

Рассмотрим вкратце все падежи.

  • Именительный падеж. Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
  • Родительный падеж. Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
  • Дательный падеж. Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
  • Винительный падеж. Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
  • Творительный падеж. Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
  • Предложный падеж. Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
Итак, чтобы правильно определить, в каком падеже существительное, необходимо:
  • найти то слово, к которому существительное относится;
  • задать от найденного слова вопрос к существительному.
Теперь о различных значениях косвенных падежей (это все падежи, кроме именительного).
  1. Родительный падеж. Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
    • для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
    • для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
    • для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
    В приименном употреблении родительный падеж применяется:
    • для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
    • для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
    • для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
    • для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
    Если родительный падеж употребляется рядом с прилагательным в сравнительной степени, он обозначает предмет такого сравнения: ярче (чего?) солнца, больше (чего?) километра.
  2. Дательный падеж. Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
    • объект действия: помощь друзьям;
    • назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
    Дательный падеж также применяется для обозначения субъекта в определенном состоянии. Матери не спалось. Девочке хотелось играть.
  3. Винительный падеж. Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
    • для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
    • для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
    Бывает, что слова в именительном и винительном падеже пишутся одинаково, а вспомогательные вопросы к ним очень похожи. В парке рос (что?) клен. Ураган сломал (что?) клен. Клен – существительное с нулевым окончанием и не изменяется в именительном и в винительном падеже. Попробуйте подставить любое другое слово, у которого есть окончание, чтобы проследить за его изменением. В парке росла (что?) береза («-а»/ «-я» - окончание им. п.). Ураган сломал (что?) березу («-у»/ «-ю» - окончание вин.п.). Еще одно важное указание на падеж: перед нами предмет (клен), на который направляется действие (ломать). И еще: в предложении слово в винительном падеже играет роль дополнения (а не подлежащего, как в именительном падеже).
  4. Творительный падеж. Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
    • предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
    • того, кто действует: текст написан школьником;
    • объект, на который направляется действие: руководить отделом;
    • признак: казаться красавцем;
    • пространство: пройти стороной;
    • способ действия: говорить басом;
    • сравнение: ходить петухом.
    Творительный падеж может использоваться с отглагольными существительными: руководство отделом, вышивка крестиком. Он может выражать и различные отношения: недовольный работой, обрадованный успехом.
  5. Предложный падеж. Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
    Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:
    • объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
    • место действия: бродить по полю;
    • время действия: приехать в ноябре;
    • предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
    • способ действия: передавать на словах;
    • образ действия: закричать в ярости.
    Существительное в предложном падеже обычно соседствует с существительными, образованными от глаголов: встреча на дороге, плавание в бассейне, игра на скрипке. Данный падеж может обозначать и признак или качество: мальчик в очках, куртка на меху.
При определении падежа могут возникать некоторые трудности. Но если запомнить вспомогательные вопросы и усвоить признаки, характерные для каждого падежа, его определение станет несложной задачей.

МБОУ ЦО «Альянс»

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Цель урока:формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Задачи урока:

● способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

● развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

● воспитание коммуникативных качеств;

● создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет, таблица с признаками падежей падежей, маршрутный лист, сигнальные карточки с названием падежей, + и -.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Вам было задание посмотреть значение этого слова в толковом словаре Ожегова

(Награда – новые открытия, знания о языке.)

Сегодня на уроке мы с вами тоже сделаем новые открытия, узнаем что - то новое, но чуть позже, а сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание.

III. Проверка домашнего задания.

Что вам нужно было сделать в этом упражнении? (Найти слова в )

Давайте вспомним, как определить падеж имён существительных?

По каким признакам вы находили существительные в творительном падеже? (вопросы кем? Чем?; предлоги: с, со, перед, под, над, за, между)

Зачитайте существительные в творительном падеже вместе с зависимыми словами или мы их называем словами – командирами. (Проверка – сигнальные карточки +, -)

Какими членами предложения являются существительные в творительном падеже

(второстепенными)

В каких падежах существительные тоже являются в предложениях второстепенными членами? (родительном, дательном, винительном)

В каком падеже существительное является главным членом предложения? (именительном)

А каким главным членом? (подлежащим)

IV. Каллиграфическая минутка

Выполнение показа, запись числа.

V. Словарная работа (словосочетания на доске)

И. п. Р. П. Д. п. В. П.

Написал ученик. Вышел из комнаты, подошёл к собаке, перешёл через дорогу, любуюсь

картиной.

А сейчас спишите словосочетания и определите падеж существительных, но чтобы написать эти словосочетания, вам нужно определить, на какую орфограмму пропущены буквы. (безуд гласные, непроверяемые ударением, т. е. словарные слова)

Проверка – сигнальные карточки +, -

VI. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

Какого-то падежа нет. Какого? (предложный)

Какова тема нашего урока?

VII. Формулирование цели и задач урока.

Определите задачи урока. (обратится к таблице на доске)

VIII. Построение проекта выхода из затруднения.

Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения. (на доске)

Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения.

VI. Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова. Именно дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа по учебнику.

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения, почему этот падеж называется предложным?

2. - Найдите ответы на пункты 2, 3 маршрутного листа, для этого в печатной тетради:

Работа с печатной тетрадью (с. 40, упр 86)

Подчеркните слова, называющие признаки имён существительных в предложном падеже.

VII. Первичное закрепление знаний.

Чтобы ответить на 4 пункт маршрута, поработаем по учебнику устно:

1.Работа по учебнику. (устно)

Найдите упражнение 97 на странице 54 учебника.

Определить падеж всех выделенных существительных и выписать предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже (при, в, на, об, о,)

2. Работа по учебнику

Прочитайте сообщение мудрой совы

Какие предлоги употребляются с именами существительными в предложном падеже?

Какого предлога не хватает? (во)

Теперь будем пользоваться такой таблицей, в которой указаны признаки всех 6 падежей.

Обратите внимание, почему с существительным отце употребляется предлог об, а с существительным матери - употребляется предлог – о?

VIII. Физкультминутка.

IX. Продолжение работы.

1. Работа в печатной тетради - в парах, проверим, кто хорошо запомнил признаки имён существительных в предложном падеже. с. 41, упр. 88

Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и выделите предлоги.

Проверка: сигнальные карточки, если согласны«+», если не согласны – «-».

2. Разбор слов по составу.

Выделенные слова разберите по составу.

1ряд – холодном, 2ряд – полосатый, 3 ряд – скворушка (3 ученика у доски, проверка по доске)

3. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута поработаем в группах

Вам нужно составить предложения о том, кто и где живёт и найти в нём главные члены и посмотреть, являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет?

1 ряд - составить предложение о белке (Белка живёт в дупле)

2 ряд – о рыбе (Рыба живёт в воде)

3 ряд – о собаке (Собака живёт в конуре)

XI. Итог урока. Рефлексия.

Какие учебные задачи стояли на уроке?

Можете ответить на поставленные вопросы?

Сделаем обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы.

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. отъехал от берега и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й

Дети работают с тестом.

Что у вас получилось? (Слово молодец.)

Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания. Ваши труды превращаются в оценки.

Выставление оценок.

Д/З: с. 41, упр. 89 (п), составить и записать 3 предложения, у имён существительных определить падеж, а ребятам 1 группы составить и записать ещё 2 предложения на эту тему.

Марданова Людмила Раисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 3
Населённый пункт: р.п.Октябрьский
Наименование материала: Технологическая карта урока "Предложный падеж имён существительных, 3 класс"
Тема: Предложный падеж имён существительных, 3 класс
Дата публикации: 31.08.2017
Раздел: начальное образование

Технологическая карта урока «Предложный падеж имён существительных, 3 класс»

Тема урока: Предложный падеж имени существительного.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель урока: Создать условия для формирование представлений о предложном падеже через выявление особенностей данного падежа

(вопросы, предлоги, роль в предложении)

Задачи урока:

Организация работы класса

Организация принятия образовательной цели:

Актуализация имеющегося опыта (конкретно)

Актуализация имеющегося дефицита опыта (желательна визуализация для предъявления ее на рефлексивном

этапе урока)

Формулирование цели, предлагаемой ученикам для ее принятия

Предъявление плана достижения данной цели:

3.Первичное самостоятельное осмысление темы.

4.Самостоятельная работа с использованием мониторинга.

5.Коррекционная работа

6.Организация рефлексии (задание, позволяющее ребенку сделать вывод о том, что цель урока достигнута

Средства обучения: учебники, тетради, тетради на печатной основе, маршрутный лист, раздаточные карточки, оценочные листы

Методический прием

Используемые

Деятельность учителя

Действия ученика

работы/выполн

ения действий

Здравствуйте,ребята!

Свет солнца в ладони возьмем

И к сердцу положим

И станет все вокруг.

Добрее и светлее.

Дорогие дети, мне очень хочется, чтобы

Приветствуют учителя

Индивидуальн

Личностные УУД

вы не забывали, что нужно всегда с

уважением и добротой относится к

окружающим вас людям.

У вас на партах карточки

Ознакомьтесь с ними

Какое будет задание?

По каким признакам будем определять

Ветка осины (Р.п)

Слушаю музыку (В.п)

Цветет лепесток (И.п)

Цветы для мамы (Р.п)

Пирог с черникой (Т.п)

Ехал по дороге (Д.п)

Смотрел на море (В.п)

Идет с братом (Т.п)

Кружили над болотом (Т.п)

А теперь давайте проверим вашу работу.

А сейчас вашему вниманию предлагаю

одно интересное четверочтишие.

Смотрят карточки

Объясняют выполнение заданий

По вопросам, предлогам

Выполняют работу

Проверяют, оценивают

Слушают стихотворение

Фронтальная

Коммуникативны

Регулятивные

Познавательные

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

И. п. кто? что?

Р. п. кому? чему?

Д. п. кого? что?

В. п. кого? чего?

Т. п. кем? чем?

Давайте наведём порядок. Вы

заметили, что какого-то падежа нет.

Какого? Как вы считаете?

Смотрят на доску, вспоминают

падежи русского языка, падежные

вопросы, правильно расставляют их по

Предложного падежа

Фронтальная

Какова тема нашего урока?

Что мы уже знаем о Предложном

Каковы наши цели на сегодняшний

Предложный падеж имен

существительного

Предложный падеж отвечает на

вопросы О ком? О чем?

Узнать о предложном падеже, с

какими предлогами употребляется, чем

является в предложении, научиться

распознавать предложный падеж

Фронтальная

Регулятивные

Коммуникативны

Посмотрите, перед вами маршрут

движения к новым знаниям

Давайте заполним пункты №1 и №3

Маршрут:

Название падежа

Вспомогательное слово.

Вопросы падежа.

Предлоги падежа.

Член предложения.

Смотрят, изучают маршрут движения

к новым знаниям

Заполняют пункты №1 и №3

Индивидуальн

фронтальная

Познавательные

Регулятивные

Итак, ребята, начинается самое трудное

на нашем уроке – исследование

предложного падежа

– Сейчас мы с вами работаем по пункту

№ 2 (вспомогательные слова.)

маршрутного листа

Я не случайно взяла эпиграфом к

уроку слова М. В. Ломоносова. Именно

М. В. Ломоносов дал название шестому

падежу русского языка.

Михаил Васильевич Ломоносов был

первым русским ученым-

естествоиспытателем, литератором,

историком, художником.

В древнеславянском языке этот падеж

называли воспитательным, потому что

он призывал заботиться, думать о ком-то,

предлагать помощь. Затем его назвали

местным, так как предложный падеж

указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж

предложным?

Какое вспомогательное слово помогает

отличить этот падеж от других?

Итак, мы выяснили, что

вспомогательным словом является слово

«думать», записываем его во второй

пункт нашего маршрутного листа

Смотрят пункт №2

Слушают учителя

Он призывал заботиться, думать о

ком-то, предлагать помощь

Записывают второй пункт плана

Личностные УУД

Коммуникативны

А сейчас откройте учебник на странице

Прочитайте характеристику

существительных, стоящих в

предложном падеже.

Найдите ответы на пункты 3, 4, 5

маршрутного листа

Чем характеристика существительных,

стоящих в форме предложного падежа

отличается от характеристики

существительных, стоящих в форме

творительного падежа?

Какой падеж имён существительных

всегда употребляется без предлогов?

А какой только с предлогами?

Записываем в маршрутный лист

оставшиеся пункты

Физкультминутка. (подвижная под

музыку «Четыре шага»)

Открывают учебник

Читают характеристику

существительных стоящих в

предложном падеже

Находят ответы на пункты 3,4,5

маршрутного листа

Отвечают на вопросы учителя

Заполняют маршрутный лист

Выполняют физкультминутку

Индивидуальн

Регулятивные

Познавательные

Продолжаем работать по учебнику,

страница 54 , упражнение №97

Работаем «цепочкой». Указать падеж

всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят все выделенные

имена существительные?

С какими предлогами употреблены?

Какого предлога не хватает?

Молодцы, ребята»

А сейчас у нас с вами работа в парах по

карточкам.

Задание:

Найти имена существительные,

стоящие в предложном падеже. Указать

падеж и подчеркнуть предлоги.

I вариант

Блестела на траве, проехать по улице,

выбрались из чащи, построил дачу.

II вариант

Рассказ о книге, запахло сыростью,

идём по дороге, видел белку.

Проверьте работу своего товарища.

Если согласны, поставьте рядом со

словосочетанием «+», если не согласны

Перед вами девочка. Как вы думаете, о

чём она мечтает?

Восстановим предложения и узнаем, о

чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Работают с учебником

В предложном падеже

При, в,на

Выполняют задание на карточках по

вариантам, затем обмениваются и

выполняют самопроверку по эталону.

(вывешивается на доску после

выполнения задания)

Отвечают на вопросы учителя

Слушают стихотворение, изменяют

Индивидуальн

ая, парная

Личностные УУД

Коммуникативны

Регулятивные

Ребята, какие учебные задачи стояли на

Можете ответить на поставленные

Оценочный лист:

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

Домашнее задание:

Карточки с дидактическим материалом.

Поставь существительные в форму

предложного падежа с использованием

предлогов (о (об), в, на, при), при

необходимости воспользуйся

маршрутным листом, выдели окончания.

Близнец, горец, умелец, любимец,

трубач, циркач, гостиница, горчица,

Саша, Даша, смерч, владелец, беглец,

гордец, больница, певица, задача, удача.

Отвечают на вопросы учителя

Оценивают себя

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Коммуникативны