Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребления, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структуры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, состояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.
Методики обследования включают 8 серий заданий.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).
1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:
мама - мамочка - мамуля,
брат - братик - братец,
зайка - заинька - зайчишка - зайчище,
дом - домик - домище.
Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик - маленький дом, домище - большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).
2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:
бежать - подбежать - выбежать
писать - подписать - переписать,
играть - выиграть - проиграть,
смеяться - засмеяться - высмеять,
шел - отошел - вошел.
Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо).
3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например:
умный - рассудительный
слабый - ...
робкий - ...
старый - ...
Фиксируется: умение составлять синонимические пары.
4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.
Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.
Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.
Задания направлены на выявление состояния фонематического слуха.
1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:
па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;
па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;
са-за-са, за-са-за;
са-ша-са, ша-са-ша.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:
крыша - крыса дочка - точка - кочка
полено - колено бабушка - кадушка - подушка
земля - змея мишка - миска - мышка
Фиксируется: выполнение задания в соответствии
струкцией.
3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено н верку уровня сформированности фонематического а.
Методика обследования: взрослый предлагает р< поиграть: «Я буду называть слова, если услышиш] з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерев». ка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звоно тем ребенку предлагают определенные звуки, с кот он должен придумать слова: ш, с, л. При затруд взрослый сам называет несколько слов (шапка, шу6\ могая ребенку включиться в выполнение задания.
Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его вс ность правильно выделять указанные звуки хлопк подбирать слова с заданным звуком.
4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлю проверку уровня сформированности фонематическог ха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Методика обследования: взрослый называет р* слово, например дом, и предлагает ответить на в> «Сколько звуков в этом слове? Назови первый зву* тий, второй». При затруднении взрослый сам вы) звуки, объясняя ребенку место каждого звука в это. ве. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина ка, пенал, книга.
Фиксируется: умение ребенка производить зву анализ слов.
Задания направлены на выявление овладения слс (точность словоупотребления, использование разны: тей речи).
1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на вь ние овладения обобщающими словами.
Методика обследования: взрослый предлагает р(отгадать загадки:
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Ростом разные подружки и похожи друг на друл Все они сидят друг в дружке, а всего одна игр (Матрешка.)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зим< А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосу
Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.
2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.
Оборудование: сюжетные картинки.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 3§9-368.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.
3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например:
большой, огромный, громадный, смелый, ... (отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает - выливает. Предлагаются следующие слова: входит - ... (выходит), влетает - ... (вылетает), закрывает - ... (открывает), приплывает - ... (отплывает), собирает - ... (разбирает), приклеивает - ... (отклеивает).
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.
5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.
Методика обследования: взрослый называет ребенку сл(во и просит подобрать к нему слова-действия. Например:
Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьеп вяжет, готовит.
Мальчик... (читает, пишет, играет, дерется, прячете? строгает, шалит).
Собака... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегав! ласкается, служит).
Кошка... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, о(. лизывается, умывается).
Курица... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит)
Самолет... (гудит, летит, взлетает, приземляется).
Ручей... (бежит, звенит, журчит, течет).
Лист... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтееп опадает, шуршит).
Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени с> ществительному слова-действия.
Задания направлены на выявление состояния слогово: структуры слов.
1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на провер ку умений произносить слова различной слоговой струв туры в предложениях.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенк повторить следующие предложения: «В магазине прода ются полотер, пылесос. Листья падают - наступает лис топад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фоте графирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыб ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку при ехал самосвал».
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенк воспринимать и воспроизводить слова сложной слогово] структуры.
Задания направлены на выявление умения самостоя | тельно составлять связные высказывания.
| 1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявле | ние умения ребенка составлять связное высказывание т; знакомому литературному произведению (сказке «Коло
бок»). : Методика обследования: ребенка просят рассказат:
сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогав 1
2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т. д.
Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.
3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».
Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.
4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 371-376.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)
Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет) Ф.И. ребенка__________________________________________________________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования_____________________________________________________________________________________________________________ Предварительное собеседование 1. Как тебя зовут? _______________________________________ □ 2. Сколько тебе лет? _______________________________________ □ 3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?___________________________________________________________________________________ □ 4. Какой сегодня день недели?_______________________________________________________________________________________________ □ 5. Какой день недели был вчера?______________________________________________________________________________________________ □ 6. Какой день недели будет завтра?____________________________________________________________________________________________ □ 7. Назови своих любимых сказочных героев.____________________________________________________________________________________ □ 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?______________________________________________________________________________ □ 9. Какие города ты знаешь?___________________________________________________________________________________________________ □ 10. Какие деревья растут в лесу?_______________________________________________________________________________________________ □ 11. Какие животные дают нам молоко?_________________________________________________________________________________________ □ 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ □ 13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой?_____________________________________________________________ □ 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина? ____________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (14). Блок I Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках. А. (лист 6-1) Скалка ________________________________□ Отвертка_______________________________□ Фонарь________________________________ □ Рубанок________________________________□ Ящик__________________________________□ Скрепка________________________________□ Гиря___________________________________□ Метла__________________________________□ Б. (лист 6-2) Шляпа______________________________□ Кепка______________________________ □ Фуражка____________________________ □ сарафан ____________________________ □ жилетка_____________________________□ сандалии____________________________ □ босоножки__________________________ □ В. (лист 6-3). Крыжовник________________________ □ Слива_____________________________ □ Смородина_________________________ □ Малина____________________________□ Ландыш____________________________□ Васильки__________________________ □ Гвоздики___________________________□ Г. (лист 6-4). Барсук___________________________________□ рысь ____________________________________□ пингвин _________________________________□ пантера __________________________________□ крот _____________________________________□ леопард__________________________________ □ Д. (лист 6-5). Гитара_____________________________ □ Аккордеон__________________________ □ балалайка ___________________________□ скрипка _____________________________□ скрипач _____________________________□ балерина _______________________________□ пианист _________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно 0 баллов. Количество баллов - (35). Задание 2. (лист 6-6). Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов. Солнцезащитные очки________________________________________________________________________________________________________ □ Клещи______________________________________________________________________________________________________________________ □ ласты _______________________________________________________________________________________________________________________□ сито_________________________________________________________________________________________________________________________□ дуршлаг_____________________________________________________________________________________________________________________ □ соковыжималка_______________________________________________________________________________________________________________□ спицы_______________________________________________________________________________________________________________________□ дрель _______________________________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (8). Задание 3. (лист 6-7). Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом. люстра-фонарь______________________________________________________________________________________________________________□ спицы-свитер_______________________________________________________________________________________________________________□ рубанок-доски ______________________________________________________________________________________________________________□ чемодан-портфель___________________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: установлена смысловая связь - 1 балл, не установлена - 0 баллов. Количество баллов - (4). Задание 4. Догадайся, какое слово будет следующим. корова - бык, курица - ?_______________________________________________________ □ утка - утёнок, лошадь - ?______________________________________________________ □ птица - гнездо, пчела - ?_______________________________________________________ □ гвоздь - молоток, шуруп - ?______________________________________________________ □ длинный - короткий, широкий - ?________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Количество баллов - (5). Задание 5. (лист 6-8). Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Девочка раскатывает скалкой тесто.______________________________________________________________________________________________□ Девочка пришивает пуговицу.___________________________________________________________________________________________________□ Мальчик вырезает фигурку (бабочку).____________________________________________________________________________________________ □ Мальчик сворачивает ковер. ____________________________________________________________________________________________________□ Мальчик расчищает дорожку от снега.____________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ (нужный глагол) - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (5). Задание 6. (лист 6-9). Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. письменный стол - обеденный стол _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________□ деревянный стол - стеклянный стол_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________□ пассажирский вагон - товарный вагон___________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (3). Задание 7. Закончи предложения. Курам нужен курятник, а муравьям - ... □ На гармони играет гармонист, а на балалайке - ... □ Хлеб хранят в хлебнице, а соль - ... □ Двор убирает дворник, а часы чинит - ... □ Белка живёт в дупле, а пчёлы - ... □ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (5). Задание 8. Ответь на вопросы. Какие носки мы называем шерстяными?__________________________________________________________________________________________□ Какую шишку мы называем еловой?_____________________________________________________________________________________________ □ Какое платье мы называем бальным?_____________________________________________________________________________________________□ Какую одежду мы называем домашней?__________________________________________________________________________________________ □ Какой суп мы называем вермишелевым?__________________________________________________________________________________________□ Какой сок мы называем томатным?______________________________________________________________________________________________ □ Какой торт мы называем ореховым?______________________________________________________________________________________________□ Какое дупло мы называем беличьим? ____________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (8). Блок II Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются. Пылесос_____________________________________________________________________________________________________________________ □ мышеловка __________________________________________________________________________________________________________________ □ снегокат_____________________________________________________________________________________________________________________ □ землеройка __________________________________________________________________________________________________________________ □ носорог______________________________________________________________________________________________________________________□ соковыжималка_______________________________________________________________________________________________________________ □ сороконожка__________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 10. Растолкуй значения слов: Печник______________________________________________________________________________________________________________________□ Коровник____________________________________________________________________________________________________________________□ Виноградник_________________________________________________________________________________________________________________□ Воротник____________________________________________________________________________________________________________________□ Соусница____________________________________________________________________________________________________________________ □ Учительница_________________________________________________________________________________________________________________ □ Больница_____________________________________________________________________________________________________________________□ Водитель_____________________________________________________________________________________________________________________□ Зритель______________________________________________________________________________________________________________________□ Победитель___________________________________________________________________________________________________________________□ выключатель _________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (11). Задание 11. (лист 6-10). Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько. пять молотков __________________________________________ □ шесть гвоздик_____________________________________________________□ шесть яблок ____________________________________________ □ пять стульев______________________________________________________□ пять баклажанов_________________________________________ □ пять шишек______________________________________________________□ ОЦЕНКА: грамматически правильно - 1 балл, грамматически неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (6). Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. (лист 6-11). Какие букеты здесь нарисованы? букет тюльпанов __________________________________________________________________________ □ букет ландышей___________________________________________________________________________ □ букет роз__________________________________________________________________________________□ Б. (лист 6-12). Из каких цветов сплетены эти венки? венок из колокольчиков________________________________________________________________________ □ венок из гвоздик_______________________________________________________________________________ □ венок из ромашек_______________________________________________________________________________ □ венок из незабудок______________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 13. Назови иначе. Образец: Хвост лисы - лисий хвост. Голова барсука - ..._______________________________________□ Уши зайца - ... ____________________________________________□ Шерсть овцы - ..._________________________________________□ Голова осла - ...___________________________________________□ Хвост белки - ...__________________________________________□ Грива льва - ... ____________________________________________□ Уши телёнка - ...__________________________________________□ Лапы индюка - ... _________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (8). Задание 14. (лист 6-13). Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака. котёнок под диваном_________________________________________________________________________________________________________ □ щенок под шкафом___________________________________________________________________________________________________________ □ собака под столом____________________________________________________________________________________________________________ □ котёнок вылезает из-под дивана________________________________________________________________________________________________ □ щенок вылезает из-под шкафа___________________________________________________________________________________________________□ собака вылезает из-под стола___________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (6). Задание 15. (лист 6-14). Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные. Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок. А. одна девочка за креслом__________________________________________________________________________________________________□ другая девочка за шторой_________________________________________________________________________________________________□ мальчик за шкафом______________________________________________________________________________________________________□ собака за стулом________________________________________________________________________________________________________□ котёнок за диваном______________________________________________________________________________________________________□ Б. одна девочка выглядывает из-за кресла_____________________________________________________________________________________ □ другая девочка выглядывает из-за шторы___________________________________________________________________________________□ мальчик выглядывает из-за шкафа_________________________________________________________________________________________□ собака выглядывает из-за стула ___________________________________________________________________________________________□ котёнок выглядывает из-за дивана _________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) - 1 балл, неправильно – 0 баллов. Количество баллов - (10). Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим. Сахар - сахарница, масло - ... ____________________________________________□ Очки - очечник, мыло - ..._______________________________________________□ Трактор - тракторист, экскаватор - ...______________________________________□ Гитара - гитарист, скрипка - ...___________________________________________ □ Летать - лётчик, учить - ...________________________________________________□ Носить - носильщик, строить - ...__________________________________________□ Тигр - тигрица, заяц - ... __________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами. Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке. ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад._____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу. ____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ □ Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: точное воспроизведение - 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. Количество баллов - (10). Задание 18. Закончи предложения. Лена ходила в лес, чтобы...______________________________________________________________________________________________________□ Автобус сломался, поэтому... ___________________________________________________________________________________________________ □ Ребята ходили в цирк, который..._________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (3). Блок III Задание 19. А. Повтори слова и словосочетания: Слесарь_______________________□ чертёжник___________________________□ эквилибрист________________________________□ Аэродром_____________________□ эскалатор____________________________□ шлагбаум___________________________________□ ремонтировать радиоприёмник___________________________________________________________________________________________□ пишущая машинка _____________________________________________________________________________________________________□ смеющийся мальчик ___________________________________________________________________________________________________ □ Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) - 0 баллов. Количество баллов - (10). Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па _______________________□ ася-аща-ася________________________________□ шва-шва-жва_________________________________□ кра-гра-кра_____________________□ сан-цан-цан _______________________________□ мё-мо-мо____________________________________□ аня-ана-аня____________________ □ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 21. А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо_________________________________________________________________□ Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг._________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) - 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) - 0 баллов. Количество баллов - (2). Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»?__________________________________________□ Б. Сколько звуков в слове «кактус»?__________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (2). Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон___________________________ □ дон-дон-дон _______________________□ дон-дон-дон__________________________________□ ся-ся-ся_______________________________ □ ся-ся-ся___________________________□ ся-ся-ся______________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (6). Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье. ______________________________________________________________________________________________□ Паша принёс книгу в воскресенье?______________________________________________________________________________________________□ Паша принёс книгу в воскресенье?______________________________________________________________________________________________□ Паша принёс книгу в воскресенье?______________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (4). Задание 25. Дай утвердительные ответы на вопросы. Лена была вчера в школе? (Да, была.) ____________________________________________________________________________________________□ Папа принес эти цветы? (Да, папа.)______________________________________________________________________________________________ □ Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)__________________________________________________________________________________________ □ Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный ответ - 0 баллов. Количество баллов - (4). Блок IV Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники. Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу. Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу. Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака. Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой. 1. Что охотники используют при ловле обезьян?____________________________________________________________________________________ □ 2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?__________________________________________________________________________□ 3. Какой кувшин используют при ловле обезьян? ___________________________________________________________________________________ □ 4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник? ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Количество баллов - (4). Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку): 1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой. 2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол. 3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой. 4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке. 5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка._____________________ □ ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание - 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью - 1 балл, не справился с заданием - 0 баллов. Количество баллов - (2). Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ ОЦЕНКА: 2 балла: а) рассказ соответствует предложенному сюжету ___________________________________________________________________________________□ б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация____________________________________________________________ □ в) тема раскрыта полностью _____________________________________________________________________________________________________□ г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания________________________________________________________________ □ 1 балл: а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету ___________________________________________________________________________ □ б) логическая последовательность событий не нарушена_____________________________________________________________________________ □ в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично)______________________________________________________ □ г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержании____________________________________________________________□ 0 баллов: а) рассказ не соответствует предложенному сюжету_________________________________________________________________________________□ б) нарушена логическая последовательность событий________________________________________________________________________________□ в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста___________________________________________________ □ Количество баллов (баллы суммируются) - (8). Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил. Сиротка Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка. Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе. Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОЦЕНКА: 2 балла: а) пересказ соответствует оригиналу_______________________________________________________________________________________________□ б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию________________________________________________________________□ в)пересказе используется вариативность речи_______________________________________________________________________________________□ 1 балл: а) пересказ частично соответствует оригиналу ______________________________________________________________________________________□ б) пересказ содержит только основную информацию_________________________________________________________________________________□ в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала____________________________________________________________________ □ 0 баллов: а) пересказ не соответствует оригиналу____________________________________________________________________________________________□ б) нарушена смысловая организация текста_________________________________________________________________________________________□ в) значительные трудности в языковом оформлении текста___________________________________________________________________________□ Количество баллов (баллы суммируются) - (6).
I. Предварительное собеседование
1. Как тебя зовут? _______________________________________________________________
Сколько тебе лет? _______________________________________________________________
Как зовут твоих родителей?_______________________________________________________
В каком городе ты живешь?________________________________________________________
На каком этаже ты живешь?________________________________________________________
В какие дни недели мы отдыхаем?________________________________________________
С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?__________________________________
Какие ты знаешь сказки?_________________________________________________________
2. Альбом Володиной
1) Формы (с.4)-__________________________________________________________________
Цвета (с.4)-__
2) «Четвертый лишний» (с.11)-____________________________________________________
3) Времена года (с.12-13)-________________________________________________________
4) Дни недели: сегодня _____________вчера________________завтра_________________
5) Время суток (с.14):утро __________день__________вечер__________ночь___________
II. Звуковая культура речи
1. Звукопроизношение (Альбом Иншаковой)
С ’ |
З ’ |
Л ’ |
Р ’ |
|||||||||
Н ’ |
М ’ |
Т ’ |
Д ’ |
К ’ |
Г ’ |
Х ’ |
В ’ |
Ф ’ |
||||||||||
Т ’/Ч |
Р/ j |
Р ’/ j |
Л /j |
Л ’/j |
||||
САША____
|
САМЕЦ___
|
РУЛОН___
|
РЕЙКА___ КОРЕЙКА___
|
ЛИНЕЙКА___
|
ЗАЖИМ___
|
ПТИЧКА___
|
РАЙ___
|
ЛАЙКА___
|
Примечание: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
2. Фонематический слух
слоги |
|||||||
Примечание: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. Слоговая структура слова
КЛУБНИКА______________________________________
ЭСКАЛАТОР_____________________________________
ЭСКАВАТОР_____________________________________
АРХИТЕКТОР____________________________________
ВОДОПРОВОДЧИК_______________________________
РЕГУЛИРОВЩИК_________________________________
АЭРОПОРТ_______________________________________
АЭРОДРОМ______________________________________
ЧЕРТЕЖНИК_____________________________________
ШЛАГБАУМ______________________________________
КОРАБЛЕКРУЧЕНИЕ______________________________
ПИШУЩАЯ МАШИНКА___________________________
Примечание: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
III. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой
1. Части тела |
15. Инструменты |
||
2. Игрушки |
16. Техника |
||
17. Школьные принадлежности |
|||
18. Спортивный инвентарь |
|||
19. Строительные машины |
|||
9. Дикие животные |
|||
10. Домашние животные |
24. Головные уборы |
||
11. Деревья |
25. Профессии |
||
26. Музыкальные инструменты |
|||
13. Продукты |
27. Насекомые |
||
14. Транспорт |
28. Оружие |
Примечание: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
IV. Грамматический строй речи (Альбом Володиной)
1. Понимание предлогов (с.18-21)_________________________________________________
2. Множественное число существительного (с.22-23)_________________________________
3. Множественное число глагола (с.24)_____________________________________________
4. Образование приставочных глаголов (с.25)________________________________________
5. Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)_________________________
6. Образование прилагательных от существительных (с.38-39)________________________
7.
Падежи (с.40-46):
Винительный________________________________________________________________
Предложный_________________________________________________________________
Дательный___________________________________________________________________
Творительный________________________________________________________________
Родительный един. и множ.числа_______________________________________________
8. Согласование существительного с числительным (с.46-47)_____________________
9. Антонимы (с.56-57)_________________________________________________________
10. Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)________________________
11. Звуковой анализ слов (с.69)______________________________________________
Примечание: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
V. Связная речь (Альбом Володиной)
1. Составление рассказа по картине (с.72)___________________________________
2. Пересказ (с.74)______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)___________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Примечание: ___________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Анкетные данные
Ф.И. ребенка ________________________________ Дата рождения ___________________
Посещение детского сада ____________________ с какого возраста ____________________
Наличие других детей в семье ___________________________________________________
Особенности речи родителей и близких родственников в семье ________________________
__________________________________________________________________________________
Анамнез
Беременность (какая по счету)___________________________________
Протекание беременности (токсикоз: 1 половина, 2 половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, интоксикации, гемолитическая болезнь)______________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__________________
__________________________________________________________________________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)______________________
Обезболивание (местная, общая, эпидуральная анастезия)________________________
Когда закричал ребенок______________________________________________________
Наличие асфиксии (белая, синяя)_______________________________________________
Вес и рост при рождении_______________________________________________________
Грудное вскармливание до_____________________________________________________
Раннее развитие
Стал держать голову____________(N-1,5мес), стал сидеть____________________(N-6мес)
Стал ходить________________(N-11/12мес), появились первые зубы___________(N 6-8мес)
Использовали соску до__________________________
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, испуги)
До года_________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
От года до трех лет______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Заключение акулиста__________________________________________________________
Заключение отоларинголога________________________________________________________
Заключение психиатра________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление________________________________________________________________(N-2/3мес)
Лепет__________________________________________________________________(N-4/8мес)
Первые слова___________________________________________________________(N-12 мес)
Первые фразы___________________________________________________________(N-1,5-2г)
Замена слов жестами____________________________________________________________
Отношение ребенка к речевому дефекту__________________________________________
Занимались с логопедом в возрасте_______________________В течение________________
Результаты логопедической работы__________________________________________________
Анатомическое строение речевого аппарата
Губы:
N, прохейлия (толстая в.), расщелина, рубец
Зубы:
N, вне челюстной губы, отсутствие, отсутствие, двойной ряд
Твердое нёбо:
N, расщелина, рубец, высокое
Мягкое нёбо:
N, укороченное, раздвоенное, малоподвижное, отсутствие маленького язычка
Прикус:
N, прогнатия, прогения, боковой открытый (правосторонний, левосторонний)
Язык:
N, макроглассия, микроглассия
Уздечка
: N, укороченная, утолщенная, отсутствие, подрезанная
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)
Ф. И. ребенка _______________________________________________________________________
Дата рождения __________________________Дата обследования__________________________
1. Беседа (примерные вопросы)
1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Когда ты завтракаешь? 4. Когда ты обедаешь? 5. Когда ты ужинаешь? 6. Для чего нужен светофор? 7. Что нужно делать, если горит красный свет? 8. Что нужно делать, если горит зелёный свет? 9. Какое сейчас время года? 10. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках? 11. Когда птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? 12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?
Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких ________________________________
2. Фонематический слух
Повторить слоги:
па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ба-ма
Показать на картинках:
стол-стул, косы-козы, зуб-суп
«Хлопни, если услышишь, «Р»:
мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, стол, шар
Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
4. Слоговая структура слов
Повторить слова:
дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры, мухомор, стакан, сковорода
5. Лексика:
Назвать картинки по основным лексическим темам:
«Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.
Назвать детёнышей животных на картинках:
Утка, гусь, кошка, лиса
Назвать действия мальчика (картинки)
Умывается, моет руки, спит, играет, рисует, кушает
Называет все действия, не знает названия некоторых действий, не знает названия большинства действий (нужное подчеркнуть)
Цвета: белый, чёрный, синий, красный, жёлтый, зелёный
Знает и называет все цвета, не знает названия некоторых цветов, не знает названия большинства предлагаемых цветов (нужное подчеркнуть)
6. Грамматика:
- Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол - столы, кукла - …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-
Правильно образует формы всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Согласование существительных с прилагательными
Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье
- Предлоги: назвать местонахождение предметов (в, на, под, за)
Два брата играли в машину. Стали они друг у друга машину отнимать. Пришла мама. Забрала машину и машина стала ничья.
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)
1. Беседа (примерные вопросы)
1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. В каком городе ты сейчас живешь? 4. В какие дни недели мы отдыхаем? 5. Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) 6. Кого поздравляют 8 — го марта? 7. С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? 8. Когда перелетные птицы улетают на юг? 9. На каком этаже ты живешь? 10. Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? 11. Какой сейчас месяц? 12. Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)
Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)
2.Звукопроизношение – называние картинок (нужное подчеркнуть)
С, Сь – нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
З, Зь - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Ц - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Ш - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение
Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение
Ч - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Щ - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение
Л - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Ль», замена на «j», замена на «Г», замена на «В», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Ль - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «Гь», замена на «j», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Р - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «В», замена на «j», замена на «Л», замена на «Г», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение
Рь - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Ль», замена на «Гь», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение
Г - нормальное произношение, замена на «Д», замена на «К», отсутствие звука
К - нормальное произношение, замена на «Т», замена на «Г», отсутствие звука
Х - нормальное произношение, замена на «К», отсутствие звука
J - нормальное произношение, замена на «Ль», отсутствие звука
2. Фонематический слух
Повторить слоги: па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ва-та, га-да, ба-ма
Повторяет без ошибок, повторяет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
Показать на картинках: мишка-миска, уточка-удочка, почка-бочка, зуб-суп
Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
3. Анализ звукового состава слова
Выделить 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка
Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
4. Слоговая структура слов
Повторить слова: помидоры, сквозняк, свисток, скворечник, аквариум, температура, сковорода
Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе, искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов, искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)
5. Лексика:
- Назвать картинки по основным лексическим темам: «Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.
Называет картинки по всем предложенным лексическим темам, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства картинок (нужное подчеркнуть)
- Части предмета: тело: голова, ноги, руки, нос, грудь, шея, живот; одежда: рукав, воротник, пуговица; мебель: спинка, ножка, сиденье; автомобиль: дверца, руль, колёса, кабина
Знает названия частей целого, не знает 1-2 названия, не знает названий частей целого (нужное подчеркнуть)
- Назвать детёнышей животных: зайца, белки, волка, медведя
Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)
- Глагольный словарь. Кто как кричит? Кто как передвигается?
- Цвета:основные+ кор., роз, гол, оранж.
Знает и называет все цвета, не знает названия оттеночных цветов, не знает названия всех предлагаемых цветов (нужное подчеркнуть)
- Форма: круглый, квадратный, треугольный
Представления о форме предметов сформированы, представления о форме предметов не сформированы (нужное подчеркнуть)
6. Грамматика:
- Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол - столы, кукла - …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…
Правильно образует формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Существительные в косвенных падежах без предлогов
Договаривание предложений со словом карандаш в нужном падеже
Правильно образует формы косвенных падежей, допускает 1-2 ошибки, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье
Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Предлоги: назвать местонахождение предметов (в, на, под, за, около, перед, над)
Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)
- Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка
Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (нужное подчеркнуть)
7. Связная речь. Пересказ рассказа:
Захотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а вода в нём была на самом дне. Галке никак не достать воды. Тогда она начала кидать в кувшин камни. Кидала, кидала и набросала так много, что вода поднялась, и галка смогла напиться.
Пересказ полный, соответствует ситуации; пересказывает с помощью наводящих вопросов; отказывается пересказывать (нужное подчеркнуть)
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7лет)
Ф. И. ребенка ________________________________________________________________________
Дата рождения ____________________________ Дата обследования _________________________
1. Беседа (примерные вопросы)
1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)? 4. Какой сегодня день недели? 5. Какой день недели был вчера? 6. Какой день недели будет завтра? 7.Назови своих любимых сказочных героев. 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг? 9. Какие города ты знаешь? 10. Какие деревья растут в лесу? 11. Какие животные дают нам молоко? 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем? 13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой? 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?
Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)
2.Звукопроизношение – называние картинок (нужное подчеркнуть)
С, Сь – нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
З, Зь - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Ц - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Ш - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение
Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение
Ч - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Щ - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение
Л - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Ль», замена на «j», замена на «В», замена на «Г», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Ль - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Гь», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение
Р - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «В», замена на «j», замена на «Л», замена на «Г», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение
Рь - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Ль», замена на «Гь», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение
Г - нормальное произношение, замена на «Д», замена на «К», отсутствие звука
К - нормальное произношение, замена на «Т», замена на «Г», отсутствие звука
Х - нормальное произношение, замена на «К», отсутствие звука
J - нормальное произношение, замена на «Ль», отсутствие звука
Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких________________________________
2. Фонематический слух
Повторить слоги: па-ба, та-да, ка-га, са-за, са-ша, за-жа, ца-ча, ла-ра
Повторяет без ошибок, повторяет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
Повторить цепочки слов: Мишка-миска-мышка, почка-бочка-дочка-точка, дом-том-ком
Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
3. Анализ звукового состава слова
Выделить: 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка; 1-ый согласный: дом, рыба, волк;
последний звук: суп, мак, кот; звуковой состав: Сыр, дом
Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)
4. Слоговая структура слов
Повторить слова и предложения: сковорода, милиционер, космонавт, транспорт, аквариум, температура. Водопроводчик чинит водопровод. Милиционер стоит на перекрёстке.
Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном темпе, искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов, искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)
5. Лексика:
- Толкование значений слов: Клумба, пылесос, самокат
Понимает и может объяснить значения всех слов, не знает значений некоторых, не может выполнить задание (нужное подчеркнуть)
- Обобщающие понятия по основным лексическим темам (картинки)
Владеет обобщающими понятиями, не знает нескольких обобщающих понятий, не владеет обобщающими понятиями (нужное подчеркнуть)
- Части предмета: Тела: все части тела. Одежда: рукав, воротник, пуговица, манжета, петли. Мебель: сиденье, спинка, ножка, дверца, полка
Знает названия частей целого, не знает 1-2 названия, не знает большинства названий частей целого (нужное подчеркнуть)
- Назвать детёнышей животных: Зайца, белки, волка, медведя, курицы, лошади, коровы, овцы
Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)
- Названия профессий (картинки): повар, учитель, художник, парикмахер, строитель, полицейский, пожарный, воспитатель, продавец
Знает названия всех предлагаемых профессий, не знает названия некоторых картинок, не знает названия болшинства предлагаемых профессий (нужное подчеркнуть)
- Глагольный словарь. Знание названий действий по профессиям (ответы на вопросы типа «Что делает художник?»)
Глагольный словарь в норме, не знает названия некоторых действий, не знает названия большинства действий (нужное подчеркнуть)
- Относительные прилагательные: Кожаный, стеклянный, морковный, бумажный, куриный, шерстяной
Знает и называет все прилагательные, не знает названия некоторых, все прилагательные образует с ошибками (нужное подчеркнуть)
- Антонимы (картинки)
Владеет , допускает 1-2 ошибки, не знает большинства антонимов (нужное подчеркнуть)
6. Грамматика:
- Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол - столы, кукла - …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…, перо-…, ведро-…
Правильно образует формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Существительные в косвенных падежах без предлогов
Договаривание предложений со словом карандаш в нужном падеже
Правильно образует формы косвенных падежей, допускает 1-2 ошибки, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Цыплёнок, яблоко, матрёшка
Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)
- Предлоги: назвать местонахождение предметов: в, на, под, за, над, перед, около, из-за, из-под, между
Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)
- Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка
Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (нужное подчеркнуть)
- Образование притяжательных прилагательных
Мамина, папина, бабушкина, лисья, заячья, медвежья, волчья
Умеет образовывать притяжательные прилагательные, допускает 1-2 ошибки, все формы образует с ошибками (нужное подчеркнуть)
7. Связная речь. Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»
Причинно-следственные связи устанавливает верно, рассказ полный, соответствует ситуации, незначительно искажает смысл рассказа, рассказ последовательный, но недостаточно полный, причинно-следственные связи не устанавливает, рассказ в виде перечисления предметов или действий, отказывается от выполнения задания (нужное подчеркнуть)
Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________