Разделение прямой речи и слов автора тире. Справочник по правописанию и стилистике

Чужая речь - это высказывания других лиц, включённые в авторское повествование. Слова, вводящие чужую речь, называются словами автора или авторскими словами.

Способы передачи чужой речи

Для передачи чужой речи существуют следующие способы:

1) предложения с прямой речью для передачи её без изменений.

Например: Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу ».

2) сложноподчинённые предложения с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями.

Например: Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу .

3) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи.

Например: И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил. (Н. Некрасов.)

4) предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения.

Например: Как говорят поэты , началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Разные способы передачи чужой речи являются синтаксическими синонимами и могут заменять друг друга.

Предложения с прямой речью

Прямая речь - это дословно воспроизведенное высказывание какого-либо лица или группы лиц, включенное в авторский текст.

В прямой речи сохраняются особенности чужой речи, поэтому в ней могут быть глаголы в форме 1-го и 2-го лица изъявительного и повелительного наклонения, местоимения 1-го и 2-го лица, обращения, неполные предложения, междометия и частицы.

Прямая речь может включать не одно, а несколько предложений.

Грамматическая связь авторского высказывания и прямой речи выражается при этом интонацией. Кроме того, эта связь осуществляется с помощью глаголов, вводящих прямую речь: говорил, заметил, закричал и др. Это глаголы с лексическим значением говорения и мысли. Вот некоторые из них: говорить, сказать, промолвить, повторить, приказать, заметить, просить, шептать, спросить, ответить, воскликнуть, кричать, думать, предполагать, решить, мечтать .

Нередко работу слов, вводящих прямую речь, выполняют глаголы, обозначающие способ передачи сообщения или чувства, сопровождающие речь.

Например: телеграфировать, сигналить, обидеться, радоваться, смеяться, получить телеграмму: На берегу мигал костер: «Сюда плывите! » (Мигал сопровождает действие звал ).

Глаголы, вводящие прямую речь, в составе авторской речи могут находиться перед прямой речью, или после нее, или в середине нее.

Например: Вода в ручьях запела : «Весна идет!» «Скоро тронется лед на реке?» - спросил Вова. «Надо готовить, - решили ребята, - скворечники к прилету скворцов».

Иногда глаголы, вводящие прямую речь, могут отсутствовать.

Например: Но Грибоедов легок, он машет беспечно рукой: - Не будем об этом заботиться чрезмерно. Время само о себе позаботится. (Ю. Тынянов.)

Прямая речь разнообразна. Ею может быть:

1. Речь людей:

а) высказывания людей - обычный состав прямой речи.

Например: «Ну, ребята, - сказал комендант , - теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А. Пушкин.)

Было холодно, я три ночи не спал, измучиляя и начал сердиться. «Веди меня куда-нибудь, разбойник! Хоть к черту, только к месту! » - закричал я. (М. Лермонтов.)

А мама всплеснула руками и говорит: «Не расстраивайся, Денис, из-за мышей. Нету и не надо! Пойдем купим тебе рыбку! Ты какую хочешь, а? » (В. Драгунский.)

Владелец зверя вытер ладонью мокрое лицо и предложил хозяину глухим и грозным голосом: - Купи шкуру, заведующий. (К. Паустовский.)

б) дословная передача в составе прямой речи высказывания другого лица.

Например: ...Любочка сама хотела писать тебе, но изорвала уже третий лист бумаги и говорит: «Я знаю, какой папа насмешник: если сделать хоть одну ошибочку, он всем покажет ». Катенька все так же мила, Мими все так же добра и скучна . (Л. Толстой.)

2. Внутренняя речь, то есть мысли людей.

Например: Бывало, стоишь, стоишь в углу, так что колени и спина заболят, и думаешь: «Забыл про меня Карл Иваныч; ему, должно быть, покойно сидеть на мягком кресле и читать свою гидростатику, - а каково мне? » (Л. Толстой.) Господи, сколько я ожидал себе от этого путешествия! «Пусть не разгляжу ничего подробно, - думал я , - зато я все видел, везде побывал; зато из всего виденного составится что-нибудь целое, какая-нибудь общая панорама... » (Ф. Достоевский.)

3. Различные надписи, цитирование чужого текста.

Например: «Милый мой старик, - читала Татьяна Петровна , - вот уже месяц, как я лежу в госпитале. Рана не очень тяжелая - и вообще она заживает. Ради бога, не волнуйся и не кури папиросу за папиросой. Умоляю!» (К. Паустовский.) К. Чуковский пишет: «Образность поэзии Некрасова была ее величайшею силою ».

4. Высказывания различных существ, предметов , которых фантазия человека наделяет способностью мыслить и говорить: высказывания животных и их внутренняя речь, высказывания мифических существ, растений, предметов неживой природы.

Например: Когда стало совсем темно, Каштанкою овладели отчаяние и ужас. Она прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать. <...> Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться! » (А. Чехов.)

Заходил Садко в палату белокаменну:
Сидит в палате царь морской,
Голова у царя как куча сенная.
Говорит царь таковы слова:
- Ай же ты, Садко-купец, богатый гость!
Век ты, Садко, по морю езживал,
Мне, царю, дани не плачивал.

(Былина «Садко».)

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

В тексте прямая речь выделяется с помощью кавычек или тире.

Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку, без абзаца (она может стоять после слов автора, перед ними или внутри их).

Знаки препинания в предложениях с прямой речью представим в таблице:

Схема предложен я с прямой речью
Пример

«П», - а.


«П?» - а.


«П!» - а.

«П...» - а.

«Лесть и трусость - самые дурные пороки », - громко промолвила Ася.

«Не пишешь ли ты стихов? » - вдруг спросил Петр Иванович.

«Ой, да тут глубоко! » - со смехом сказала она.

«А ты меня не пугай... » - равнодушно попросила она.

А: «П».


А: «П?»


А: «П!»


А: «П...»

Тут Мишка говорит: «Не надо спорить. Сейчас я попробую ».

Алёнка говорит: «Спорим, не пойдёт? »

Мишка кричит: «Здорово получается! »

Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами: «Вы очень мало взяли… ».

III. Прямая речь разрывается словами автора:

Если на месте разрыва нет никакого знака или стоит запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы;

Если на месте разрыва должна быть точка, то перед авторскими словами ставится запятая и тире, после них - точка и тире, а вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы;

Если на месте разрыва прямой речи стоит вопросительный или восклицательный знак, или многоточие, то эти знаки сохраняются перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире. После слов автора ставится точка и тире, вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

При наличии в составе авторских слов двух глаголов речи или мысли, один из которых относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, перед второй частью прямой речи ставится двоеточие и тире и она начинается с прописной буквы.

«П, - а, - п».

«П, - а. - П».

«П? - а. - П».

«П! - а. - П».

«П... - а. - П».

«Сегодня, - сказала сестра , - нам нужно уезжать ».

«Нам придется здесь ночевать, - сказал он . - В такую метель через горы не переедешь ».

«Что вы говорите? - воскликнула Марья Гавриловна .- Как это странно! »

«Здравствуйте, товарищи! - крикнул он им .- Здорово ».

«Не надо... - сказал Вершинин . - Не надо, парень ».

«Идем, холодно, - сказал Макаров и угрюмо спросил : - Что молчишь? »

«Что же мне делать? - подумал он, а вслух сказал: - Ладно, иду с вами ».

А: «П», - а.

А: «П?» - а.

А: «П!» - а.

Он бросил через плечо: «Иди за мной», - и не оглядываясь зашагал по коридору.

На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне вразумительного ответа.

Ему приказывают: «Стреляй!» - и он стреляет.

ДИАЛОГ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

Передача чужой мысли с сохранением её формы и содержания характерна и для диалога

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц.

Диалог (от греч. dialogos - «разговор, беседа») - это естественная форма непосредственного общения.

Слова каждого лица, участвующего в разговоре, называются репликами. Слова автора могут сопровождать реплику, или они могут отсутствовать. Каждая реплика диалога обычно начинается с новой строки, перед репликой ставится тире, а кавычки не ставятся.

Диалог состоит из нескольких реплик (из нескольких, но не менее двух). Вот диалог детей, переданный М. Пришвиным:

Этой весной снег в густых ельниках еще держался и в конце апреля, но в болотах всегда бывает много теплее: там в это время снега уже не было вовсе. Узнав об этом от людей, Митраша и Настя стали собираться за клюквой.

Настя, начиная собираться, повесила себе через плечо на полотенце большую корзину.

- Зачем тебе полотенце? - спросил Митраша.

- А как же? - ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?

- За грибами? Много ты понимаешь: грибов бывает много, так что плечо режет.

- А клюквы, может быть, у нас еще больше будет.

Вы видите, как построен диалог: на каждое высказывание, заключенное в реплике одного лица, обязательно есть ответ в реплике другого лица. Реплики связаны друг с другом по содержанию: они как бы цепляются друг за друга. И каждая из реплик построена как предложение прямой речи. Знаки препинания ставятся в них по общепринятым правилам.

Диалог оформляется двумя способами:

1. Реплики следуют каждая с нового абзаца, не заключаются в кавычки, перед каждой ставиться тире.

Например:

- Ты придешь?

- Не знаю.

2. Реплики следуют в строку.

Например:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» - «Около двух лет». - «На ком?» - «На Лариной». - «Татьяне?» - «Ты им знаком?» - «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Если между репликами диалога при передаче его на письме нет авторских слов, а сами реплики заключены в кавычки, то между этими репликами ставится тире.

Например: <...> Приказчик не мог опомниться. «Ну что же, - продолжил генерал, - рассказывай: где ты встретился с Дубровским?» - «У двух сосен, батюшка, у двух сосен». - «Что же сказал он тебе?» - «Он спросил у меня, чей ты, куда идешь и зачем?» - «Ну, а после?» - «А после потребовал он письмо и деньги». - «Ну». - «Я и отдал ему письмо и деньги». - «А он?.. Ну - а он?» - «Батюшка, виноват». - «Ну, что же он сделал?..» - «Он возвратил мне деньги и письмо да сказал: ступай себе с Богом, отдай это на почту». (А. Пушкин.)

В тексте по соседству могут оказаться предложения прямой речи в кавычках и предложения – реплики диалога, выделенные тире.

Например:

Настала весна... Вот проснулись пчелки от своего зимнего сна...

Полетели пчелки к вишне: «Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок? » - Наведайтесь, милочка, завтра, - отвечает им вишня. - Сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка. (К. Ушинский.)

В этом тексте два предложения прямой речи. Первое идет сразу после предложения авторской речи, примыкает к нему. Перед вторым предложением прямой речи ставится тире, так как это предложение начинает абзац.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С КОСВЕННОЙ РЕЧЬЮ

Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица говорящего, а не того, кто ее на самом деле произнес. В отличие от предложений с прямой речью они передают только содержание чужой речи, но не могут передать все особенности ее формы и интонации.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи), которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Прямая речь может занимать любое положение по отношению к словам автора, косвенная речь всегда следует после авторских слов.

Например: Мне сказали, что это был брат мой.. . (А. Пушкин.) Она требовала, чтобы я смотрел ей в глаза, и спрашивала, помню ли я пескарей, наши маленькие ссоры, пикники. (А. Чехов.) Говорили о том, как живут наловленные мною птицы. (М. Горький.)

Прямую речь можно заменить косвенной.

Косвенная речь с союзами что, будто выражает содержание повествовательных предложений чужой речи.

Например: Охотник сказал, что он видел на озере лебедей . Охотник сказал, будто он видел на озере лебедей . Гидрологи сообщили, что в поисках новых источников пресной воды они исследовали сотни озер в степях .

Сравните: «Я буду ждать тебя где-нибудь тут поблизости »,- сказала Валя. (А. Фадеев.) - Валя сказала, что она будет ждать меня где-нибудь тут поблизости .

Косвенная речь с союзом чтобы выражает содержание побудительных предложений чужой речи.

Например: Капитан приказал, чтобы шлюпки спустили на воду . Щука едва дышит и просит Ивана-царевича, чтобы он пожалел ее, бросил в синее море .

Сравните: Иван Фёдорович... попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба и охарактеризуй каждого из них ». (А. Фадеев.) - Иван Фёдорович попросил, чтобы Люба назвала всех членов штаба и охарактеризовала каждого из них .

Косвенная речь с местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, куда, когда, почему и др. или частицей ли выражает содержание вопросительных предложений чужой речи.

Например: Я спросил, который час . Мы спросили встречных, куда они едут . Я спросил товарища, решил ли он эту задачу .

Сравните: «Уж не думаешь ли со мной в прятки играть? » - сказал Ваня с досадой. (А. Фадеев.) - Ваня сказал с досадой, не думаю ли я с ним в прятки играть .

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется косвенным вопросом. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится.

При замене предложений с прямой речью предложениями с косвенной речью особое внимание нужно обращать на правильное употребление личных и притяжательных местоимений, так как в косвенной речи мы передаем чужие слова от своего имени. Важно также понимать, что не все особенности чужой речи могут быть переданы в косвенной.

Например, в косвенной речи не может быть обращений, междометий, форм повелительного наклонения и многих других форм, характерных для устной речи. Такие слова и формы при переводе прямой речи в косвенную или вообще опускаются, или заменяются другими.

Например: Учитель сказал: «Алеша, сходи за мелом ». - Учитель сказал Алеше, чтобы он сходил за мелом .

Чаще всего, дословно передавая чьи-то слова, люди и не задумываются, что используют в своем высказывании предложения с прямой речью. Если их перенести на бумагу, то они потребуют правильного схематического написания с оформлением с помощью специальных знаков препинания - кавычек.

Любое высказывание, будь то мысленное или озвученное, можно записать в виде предложения с прямой речью либо повествования. В современном русском языке различают конструкции с прямой, несобственно-прямой речью, косвенной и диалог.

Что такое прямая речь?

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание. В словах автора всегда присутствует глагол, показывающий, каким именно способом передается речь или с какой эмоциональной окраской. Например, сказал, подумал, произнес, утвердил, подсказал и другие:

  • «Что-то похолодало, может, неподалеку град прошел», - подумал Петр.
  • Я тебе приказываю: «Оставь брата в покое, пусть сам разбирается со своей жизнью».
  • «Почему здесь никого нет, - удивилась Аленка, - я пришла раньше или опоздала?»
  • «Вот так всегда», - тяжело вздохнула бабушка.

Мало кто знает, что первые книги печатались без знаков препинания, а такое понятие, как «кавычки» впервые применили в литературе в конце 18 века. Считается, что этот символ ввел в употребление для письменной речи Карамзин Н. М. Свое название они получили, скорее всего, от диалектного слова «кавыш», которое означало «утенок». Похожие на следы от утиных лапок, кавычки прижились и стали знаком препинания при написании названий и передаче чужих слов.

Оформление конструкций, передающих чужую речь

Предложения с прямой речью делятся на две части: слова автора и высказывание. Для их разделения применяют кавычки, запятые, тире и двоеточия. Только в том случае, если не указывается говорящий, кавычки не ставят, например, это пословицы и поговорки (Без труда не вытянешь рыбку из пруда), у которых автор народ, лицо собирательное.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью ставятся в зависимости от того, где именно находятся слова автора.

  • Когда авторские слова в начале предложения, после них ставится двоеточие, а высказывание оформляется с двух сторон кавычками. Например, "Учительница напомнила классу: «Завтра в школе субботник»". В конце предложения с прямой речью (примеры ниже) ставится знак, в зависимости от интонации. Например:
    1) Маша удивилась: «Ты откуда здесь взялся?»
    2) Испугавшись темноты, малыш закричал: «Мама, я боюсь!»

  • Знаки препинания в предложениях с прямой речью без указания автора, идущие в одной строке, разделяются друг от друга с помощью тире. Например:
    «Ты куда сейчас идешь?» - спросил я насупившегося друга. - «А тебе зачем знать?» - «А вдруг нам по пути?» - «Вряд ли».

Каждое предложение с прямой речью можно изобразить в виде схемы.

Схемы предложений

Схема предложения с прямой речью состоит из условных обозначений и знаков препинания. В ней буквой «п» или «П» обозначается прямая речь, а буквой «А» или «а» слова автора. В зависимости от написания букв, слова автора или прямая речь пишутся с заглавной или маленькой буквы.

  • «П», - а. «Здесь надо было повернуть налево», - сказала пассажирка водителю.
  • «П!» - а. «Вы тут не стояли, молодой человек!» - закричала бабка с конца очереди.
  • «П?» - а. «Ты зачем за мной увязался?» - спросил я старого пса.
  • А: «П». Мама повернулась к сыну: «После школы зайди в магазин за хлебом».
  • А: «П!» Бабушка подвинула тарелку назад к внуку: «Ешь, а то гулять не пойдешь!»
  • А: «П?» Учитель удивленно поднял глаза: «Ты как с такими отметками поступать будешь?»

Это примеры цельных прямых предложений

Схемы «разорванной» прямой конструкции


Схема предложения с прямой речью наглядно показывает, как следует расставлять знаки препинания.

Применение прямой речи

Множеством способов изложения повествования обладает русский язык. Предложения с прямой речью - один из них. Чаще всего их используют в художественных текстах и в газетных статьях, где требуется дословная передача чьих-то высказываний.

Без передачи человеческих мыслей и слов художественная литература носила бы только описательный характер и вряд ли имела успех у читателей. Больше всего их интересуют чужие мысли и чувства, которые вызывают положительный или отрицательный отклик в сознании. Именно это «привязывает» читателя к произведению и определяет его как понравившееся или нет.

Еще один прием, применяемый в русской литературе и повседневной жизни, - это косвенная речь.

Что такое косвенная речь?

Легко запомнить, чем отличаются предложения с прямой речью от косвенной речи. В ней нет дословной передачи чужих слов и интонации. Это сложноподчиненные предложения с придаточной и главной частями, объединенными с помощью союзов, местоимений или частицы «ли».

Предложения с прямой и косвенной речью в русском языке передают чужие слова, но звучат они при этом по-разному. Например:

  1. Доктор предупредил: «Сегодня процедуры начнутся на час раньше». Это прямая речь с дословной передачей слов доктора.
  2. Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше. Это косвенная речь, так как слова доктора передает кто-то другой. В предложениях с косвенной речью слова автора (главная часть) всегда стоят перед самим высказыванием (придаточная часть) и отделяются от него запятой.

Строение косвенных предложений

Как все сложноподчиненные предложения, косвенные состоят из главного и одного или более подчиненных:

  • Доктор предупредил, что сегодня процедуры начнутся на час раньше, поэтому надо раньше встать.

Также косвенная речь может передаваться в простом предложении с помощью второстепенных членов, например:

  • Доктор предупредил о начале процедур на час раньше.

В этом примере слова доктора передаются без построения сложноподчиненного предложения, но при этом их смысл передан правильно.

Важным показателем при изменении прямой речи в косвенную является то, что в сложноподчиненном предложении от главной части к второстепенной всегда можно поставить вопрос:

  • Доктор предупредил (о чем?), что сегодня процедуры начнутся на час раньше.

Для построения косвенной речи используют союзы и местоимения. В этом различие предложения с прямой и косвенной речью.

Союзы и союзные слова для передачи чужих слов

В том случае, если косвенная речь носит повествовательный характер, используют союз «что»:

  • Мама сказала, что лучше взять зонт.

Когда предложение побудительного характера, используют союз «чтобы»:

  • Бабушка велела, чтобы я вымыла посуду.

При создании вопросительного косвенного предложения сохраняются те же местоимения, что имеют вопросительные предложения с прямой речью:


Если в прямой речи отсутствуют вопросительные местоимения, в предложении с косвенной речью используют частицу «ли»:

  • Я спросил: «Ты будешь доедать борщ?»
  • Я спросил, будет ли он доедать борщ.

При передаче чужих слов в косвенной речи не передается интонация говорящего.

Несобственно-прямая речь

Еще один вид косвенных предложений - несобственно-прямая речь. В ней сочетается одновременно речь автора с персонажем.

Чтобы лучше понять разницу, следует сделать разбор предложения с прямой речью, косвенной и несобственно-прямой.

  • Приехав из Греции, мои друзья сказали: «Мы обязательно туда вернемся». Это предложение с прямой речью, разделенной на слова автора и само высказывание.
  • Приехав из Греции, мои друзья сказали, что они обязательно туда вернутся. Это предложение с косвенной речью, в котором от главной части можно поставить вопрос к подчиненной (сказали о чем?)
  • Мои друзья приехали из Греции. Они обязательно туда вернутся! Это несобственно-прямая речь, основная функция которой - передача основного смысла сказанного, но не от имени персонажей, которые побывали в Греции, а автора повествования, их друга.

Главное отличие несобственно-прямой речи - это передача чужих эмоций с помощью своих слов.

Диалог

Еще один вид передачи чужой речи в литературе - это диалог. Он применяется для передачи слов нескольких участников, при этом реплики пишутся с новой строки и выделяются тире:

Учитель спросил:

Почему тебя не было на уроке?

Я ходил к врачу, - ответил ученик.

Диалог применяется в художественной литературе в произведениях с большим количеством персонажей.

Прямая речь, в том числе и внутренняя речь, выделяется кавычками.
Слова автора могут стоять перед прямой речью, после неё, разрывать прямую речь.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставятся двоеточие и открывающие кавычки. В зависимости от типа предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске в конце прямой речи ставятся точка (перед ней - закрывающие кавычки), вопросительный или восклицательный знак, при прерванности или недосказанности - многоточие (после них - закрывающие кавычки).

Пример:

услыхали, дятел долбит, и говорят: «Сколько дятел вреда приносит дереву!» А у нас тут был свой учёный человек, доктор, хороший человек, разыскал то дерево и спрашивает: «Отчего это дерево подсыхает?» Они отвечают: «Червяк точит» (М. Пришвин).

Вопросительный, восклицательный знаки и многоточие ставятся перед кавычками, точка - после кавычек.
Схемы: А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».

2. Если прямая речь начинается с абзаца, то вместо кавычек ставится, как правило, тире.

Пример:

я подошёл к нему и сказал медленно и внятно:
- Мне очень жаль, что я взошёл после того, как вы уже дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы (М. Лермонтов).

3. Если слова автора стоят после прямой речи, заключённой в кавычки, то перед словами автора ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы. В конце прямой речи перед кавычками в зависимости от характера предложения ставятся вопросительный, восклицательный знаки или многоточие; если же предложение повествовательное невосклицательное, то после кавычек ставится запятая.

Пример:

«Надо жить по закону природы и правды», - проговорила из-за двери г-жа Дергачёва (Ф. Достоевский).

«Сколько вам может быть лет?» - спросил Балунский, глядя на реку (А. Куприн).

Схемы: «П», - а. «П?» - а.

а) если на месте разрыва прямой речи не должно быть никакого знака препинания или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире, а вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы.

Пример:

«Однако, - говорю я, - крупных-то господ осталось три-четыре на уезд» (И. Бунин).

Схема: «П, - а, - п».

б) Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед словами автора ставятся запятая и тире, а после слов автора - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Пример:

«Надо же служить, - отвечал он с убеждением. - А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит» (Л. Толстой).

Схема: «П, - а. - П».

в) Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный, восклицательный знаки или многоточие, то эти знаки сохраняются, после них ставится тире, слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Пример:

«Как названивают! - сказал он, радуясь. - Послушай только, что делается! По всей Десне» (Е. Носов).

Схема: «П! - а. - П».

5. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания и при этом первая часть прямой речи относится к одному глаголу, а вторая - к другому, то после слов автора ставятся двоеточие и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы.

Знаки препинания при прямой речи. Во всех случаях прямая речь выделяется кавычками. Кроме этого есть еще знаки, которые зависят от расположения прямой речи в предложении.

1. Если слова автора стоят перед прямой речью , то после них ставится двоеточие , а первое слово прямой речи пишется с большой буквы.
Казбич нетерпеливо прервал его: «Поди прочь, безумный мальчишка!» (М. Лермонтов)

А: «П».

2. Если прямая речь стоит перед словами автора , то после неё ставится запятая и тире ; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ставится вопросительный или восклицательный знак и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы.
«Это лошадь отца моего», - сказала Бэла. «Увидеть барский дом нельзя ли?» - спросила Таня .

«П», - а. «П?» - а.

3.1 . Если на месте разрыва прямой речи не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и первое слово второй части прямой речи пишутся с маленькой буквы.
«Я говорил вам, - воскликнул Максим Максимыч, - что нынче будет погода». (Без слов автора было бы: «Я говорил вам, что нынче будет погода».)

«П, - а, - п».

3.2. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то после прямой речи перед словами автора ставится запятая и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Суда на пристани есть, - подумал я. - Завтра отправлюсь в Геленджик». (Без слов автора было бы: «Суда на пристани есть. Завтра отправлюсь в Геленджик»).

«П, - а. - П».

3.3 Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то перед словами автора ставится этот знак и тире, а после слов автора - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой буквы.
«Почему в шесть? - спросил Павел. - Ведь сменяются в семь» (Без слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в семь».) «Ну, хорошо, хорошо! - засмеялась Валя. - Я никому не скажу» . (Без слов автора было бы: «Ну, хорошо, хорошо! Я никому не скажу».)

«П? - а. - П». «П! - а. - П».

«П, - а: - П». «П? - а: - П?»

4. При передаче диалога речь каждого лица берётся в кавычки, отделяется от речи других лиц при помощи тире. Через две минуты мы поравнялись с человеком.
«Гей, добрый человек! - закричал ему ямщик. - Скажи, не знаешь ли, где дорога?» - «Дорога-то здесь, я стою на твёрдой полосе, - отвечал дорожный, - да что толку?» - «Послушай, мужичок, - сказал я ему, - знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? - «Сторона мне знакомая», - отвечал дорожный…

5. Очень часто в печати слова каждого лица в диалоге начинаются с новой строки, и тогда перед ними ставится тире. Кавычки в таком случае не употребляются.

Позвольте мне сегодня пойти в гости, - сказала однажды Настя, одевая барышню.
— Изволь, а куда?
— В Тугилово, к Берестовым.

Схема

Таблица

В русском языке любая «чужая» речь, высказанная дословно и включенная в текст автора, называется прямой. В разговоре она выделяется паузами и интонацией. А на письме может быть выделена двумя способами: в одной строке «в подбор» или же написание каждой реплики с абзаца. Прямая речь, для ее правильного оформления - тема достаточно сложная для детей. Поэтому при изучении одних правил не достаточно, обязательно должны быть наглядные примеры написания подобных предложений.

Как выделить диалог на письме

Прямая речь «диалог», знаки препинания и оформление разговоров на письме - это достаточно сложная тема, в которой нужно как следует разобраться. Во-первых, реплики, принадлежащие разным лицам, чаще всего записываются с абзаца. Например:

- А загляни-ка вон в то гнездышко: есть там что-нибудь?

- Нет ничего. Ни одного яичка!

- А скорлупки-то около гнезда есть?

- Нет никаких скорлупок!

- Что такое!? Не уж-то зверь какой повадился яйца красть - надо проследить!

Двух лиц, оформленный при помощи абзацного выделения, в котором каждый новый абзац с репликой одного из собеседников всегда должен начинаться с тире и с заглавной буквы. Реплики при этом могут состоять из одного или нескольких восклицательного или вопросительного типа.

Во-вторых, прямая речь, знаки препинания после которой ставятся в особом порядке, может быть записана в одну строку. Для такого оформления диалога «в подбор» без указания кому именно они принадлежат, каждую из них нужно заключить в кавычки и выделить с помощью тире. Например:

«Ну что же ты?» - «Боюсь, а вдруг лестница упадет?» - «Лестница-то не упадет, а вот лукошко с яйцами уронить можешь!»

В случае если после одного из высказываний следуют авторские примечания, то тире перед следующей фразой опускается. А перед словами автора ставится запятая и тире.

«Она спит», - сказала Таня. «Где спит, покажи!».

Прямая речь перед и после авторского текста

Если же в написание разговора нескольких человек включены предваряющие слова автора, то после них ставится двоеточие. Причем оно обязательно и в тех случаях, когда нет глагола, определяющего продолжение разговора, однако ясно просматривается прямая речь. Например:

Мать улыбнулась:

- Ты моя умница!

Также эту фразу можно написать в одну строку, только тогда нужно использовать кавычки: Например:

Мать улыбнулась: «Моя ты умница!»

Стоит отметить, что невысказанные мысли или внутренняя речь автора всегда выделяется кавычками, независимо от того, в каком месте предложения она находится. Также на письме в кавычки берут звуки эха. Например:

«Сейчас бы горячего чаю», - подумал он.

Стою и думаю: «И зачем этот дождь?».

«Ау, люди?» - громко повторяло эхо.

Перед тем, как написать слова прямой речи, после авторских слов всегда ставят двоеточие и открывают кавычки. Реплику всегда начинают с большой буквы, перед закрытием кавычек ставят восклицательный или а точку лишь после кавычек.

Особые случаи оформления прямой речи

Существует некоторые случаи, где после слов автора идет прямая речь, знаки препинаний при которой немного отличаются от вышеописанных. А именно, если при отсутствии глагола, обозначающего последующую реплику, нельзя поставить слова «и сказал», «и подумал», «и воскликнул», «и спросил» и тому подобные, в таких случаях двоеточие после примечаний автора не ставят. Например:

Никто не хотел уходить.

- Расскажите нам еще одну историю!

Мои слова всех смутили.

- Значит, ты нам не доверяешь?

Как выделить на письме цитату

Примерно по таким же правилам выделяют и приведенные в тексте цитаты. Если она приводится не полностью, то в месте пропуска слов ставят троеточие. Как правило, цитаты всегда выделяют запятыми, даже если они схожи с Перед цитату с опущенными первыми словами начинают писать с многоточия и с если же она расположена в середине предложения, то со строчной. Здесь так же, как и в случае с прямой речью, применяются двоеточия и тире, которые располагают по уже известным правилам относительно места расположения цитаты.

Авторские примечания внутри прямой речи

В случае, когда в тексте в прямую речь нужно вставить авторские слова, то высказывания замыкают в кавычки вместе с авторскими примечаниями. Например:

«Я к бабушке поеду - заявил малыш - и все тут!»

Бывают случаи, когда кавычки не ставят совсем, вместо них используются запятые:

  • Если нет четкого обозначения лица, которому принадлежит реплика или же когда в тексте используется всем известная пословица.
  • Когда сложно определить перед нами прямая или косвенная речь.
  • Если в высказывание включено слово «говорит». Например: Я, говорит, вам еще покажу!.
  • Если в высказывание помещено указание источник. Чаще всего это относится к периодической печати. Например: Речь со сцены, отмечает корреспондент, взорвала зал аплодисментами.

Если при разрыве высказываний прямая речь не должна была заканчиваться каким-либо знаком, либо была предусмотрена запятая, тире, двоеточие или точка с запятой, то перед словами автора ставят запятую и тире, а в конце - точку и тире. Дальше остаток реплики пишут с прописной буквы. Например:

«Я отлучусь на несколько минут, - сказала Леночка. - Скоро буду».

В случаях, когда в первой части прямой речи до разрыва должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то его ставят перед тире и авторскими словами, после которых ставят точку и дальше после тире продолжают прямую речь. Также сохраняется и многоточие с двоеточием.

Вместо заключения

Прямая речь, которой не так уж и сложно выучить, в литературных произведениях встречается очень часто. Поэтому книги могут стать хорошим наглядным пособием для изучения этой темы. Ведь зрительное восприятие вместе со знанием правил сможет хорошо закрепить в памяти знания по теме «Прямая речь».

Знаки препинания, схемы предложений с расположением прямой речи и цитат в тексте изучают в школе ни один год, что и понятно, ведь этот раздел русского языка достаточно объемный и имеет много тонкостей. Однако основные правила, которые чаще всего применяются на письме, не так уж и сложно запомнить.