Роль учителя логопеда в современном образовании. Специфика профессиональной деятельности учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве

Роль логопеда в процессе адаптации ребенка к школьному обучению

Гусельникова Елена Юрьевна

«Речь - удивительно сильное средство, но нужно
иметь много ума, чтобы пользоваться им»
Г. Гегель

Адаптация ребенка к школьному обучению обусловлена многими факторами: социальным окружением, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, успешностью обучения, адекватной самооценкой. В процессе коммуникаций ребенку приходится общаться с окружающими людьми посредством речевого взаимодействия. И вот здесь на первый план выходит овладение языком для эффективной социальной адаптации.

Речевое общение способствует активному восприятию речи, обращенной к ребенку во время социальных контактов. В процессе речевого общения происходит активизация ведущих познавательных процессов, стабилизация эмоциональной сферы ребенка. Для этого ребенку необходимо не только понимать обращенную к нему речь, но самому иметь развитую речь, не отягощенную фонетико-фонематическим недоразвитием и представленную грамотными речевыми конструкциями.

В этой связи можно отметить, что в первый класс часто приходят дети, нуждающиеся в логопедической помощи по причине различных речевых нарушений, сопровождающихся диапазоном речевого недоразвития: от незначительных нарушений в звуковом оформлении речи до грубых нарушений в лексико-грамматическом строе речи.

В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности ребенка к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения. Рассмотрим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Зачастую у первоклассников выявляются отклонения фонематического и лексико-грамматического развития различной степени выраженности, а это качественно влияет на весь ход учебного процесса. Задачей логопеда на данном этапе является работа с ребенком, направленная на устранение речевых дефектов. При освоении школьных общеобразовательных программ одним из направлений логопедической работы будет являться устранение речевых дефектов, а также развитие устной и письменной речи ребенка.

Для решения вышеобозначенных задач логопеду необходимо создать ребенку предпосылки для успешного обучения в школе посредством эффективной организации логопедических занятий. Логопед не должен перегружать ребенка с отклонениями в речевом развитии дополнительным программным материалом, поскольку программа обучения для начальных классов и так характеризуется насыщенностью и новизной применительно к каждому конкретному ребенку. Необходимо осознавать, что усвоение данной программы зачастую сложно для детей с нормальной речью, а для детей с отклонениями в речевом развитии она представляет особенную трудность.

Первоклассник, имеющий речевые отклонения, как правило, до момента поступления в школу не испытывает особых затруднений при общении с родителями либо сверстниками. В семье родители в любом случае понимают ребенка при всем разнообразии дефектов речи. Однако по мере расширения контактов и особенно при поступлении в школу, к ребенку начинают предъявляться совершенно особые требования, диктующие необходимость доведения речи если не до совершенства, то хотя бы до нормальных стандартов младшего школьного возраста.

Ребенку необходимо овладевать полноценной речью и по причине того, что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители и значимые близкие, а сверстники, поэтому ребенку требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками.

Еще одной проблемой, в значительной степени способствующей школьной дезадаптации ребенка по причине несовершенства речевых навыков является школьная неуспеваемость, обусловленная дисграфией и дислексией. Для правильного соотнесения звуков и букв необходимо устранять и недостатки звукопроизношения, вызванные отклонениями в развитии устной речи. Такие дети характеризуются большим количеством орфографических и синтаксических ошибок при овладении письмом.

На усвоение школьной программы большое влияние оказывает наличие у ребенка фонематических и лексико-грамматических нарушений речевого развития. Ликвидировать подобные проблемы можно лишь посредством привлечения логопеда, который будет в процессе коррекционной работы исправлять дефекты речевого развития ребенка. Огромное значение для успешности данной работы приобретает в настоящее время совместно организованная деятельность логопедов и родителей ребенка. Родители в этом аспекте рассматриваются в качестве основных участников процесса коррекции, способствующих позитивному настрою ребенка на проводимую с ним коррекционную деятельность. Именно благодаря сотрудничеству родителей деятельность педагога по предотвращению трудностей общения и школьной неуспеваемости будет эффективной. Родители имеют возможность ежедневно закреплять формируемые речевые навыки в домашних условиях.

Так же и логопеду в процессе коррекционной работы с ребенком необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. На практике часто происходит так, что не исправленные вовремя в дошкольном детстве недостатки речи в процессе адаптации к школьному обучению начинают активизироваться под влиянием насмешек сверстников-одноклассников, систематических замечаний учителя, совершаемых ошибок при изучении грамматики. Ребенок в такой ситуации начинает замыкаться, отказываться принимать участие в общественных акциях. Критические замечания и предъявляемые требования со стороны сверстников и учителя только еще более усугубляют ситуацию.

Ребенок начинает экстренно нуждаться в специализированной помощи. И тут на помощь и приходит логопед, задача которого - в обеспечении преодоления ребенком речевых нарушений. Именно логопеду принадлежит одна из главных ролей в школьной адаптации ребенка, поскольку посредством организуемых коррекционных занятий у ребенка не только преодолеваются речевые недостатки, но и формируются положительная мотивация к учебе и уверенность в своих силах.

Логопеду необходимо таким образом проводить занятия, чтобы ребенок испытывал удовольствие и интерес к речевым упражнениям. Логопед должен так демонстрировать методики произнесения определенных звуков, чтобы выработать у ребенка познавательную активность, инициативность и стремление к достижению результата. Ребенок должен формировать ребенка речевые стереотипы, служащие фундаментальной основой для самостоятельного построения ребенком стилистически грамотных речевых конструкций. Таким образом, логопеду принадлежит роль в создании вокруг ребенка коррекционно-развивающего пространства, способствующего эффективной адаптации ребенка в школьном микросоциуме.

При изучении роли логопедической службы в соответствии со стандартами нового поколения (начальной школы), необходимо отдельно остановиться на реализации универсальных учебных действий ребенка. Применительно к устранению речевых нарушений ребенка ведущим видом деятельности выступают коммуникативные действия. В основе логопедической работы лежит ориентация не на сумму имеющихся знаний, а на личность самого ребенка.

В условиях реализации ФГОС коррекционная логопедическая деятельность основывается на следующих принципах:

1. единство диагностики и коррекции;

2. деятельностный принцип коррекции. Основными направлениями становится тренировка правильного звукопроизношения, закрепление лексико-грамматических категорий в инновационных формах, развитие связной речи, закрепление навыков коммуникативного взаимодействия;

3. учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

4. комплексность методов психологического воздействия в обучении детей с ОНР (методы игровой коррекции, рисование крупами, пальчиковая гимнастика и т.д.);

5. активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком (консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков ребенка, результативности коррекционной работы, закрепления результатов в домашних условиях).

Одной из главных составляющих ФГОС является акцентуация на развитие речи младших школьников, для чего необходимо ориентироваться на использование метапредметных связей в процессе коррекционной работы со школьниками.

Как правило, школьники с общим недоразвитием речи характеризуются определенными речевыми сложностями и психологическими особенностями, которые препятствуют формированию у них универсальных учебных действий. Это обусловлено тем, что они недостаточно понимают учебные задания и указания учителя, испытывают трудности в овладении учебной терминологией, испытывают затруднения при формулировке собственных мыслей, имеют достаточно бедный словарный запас.

В соответствии с этим для обеспечения эффективности коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, необходимо придерживаться комплексного воздействия на речь и личность школьника. Это достигается посредством привлечения специалистов разного профиля, однако ведущая роль отводится логопеду.

В настоящее время в современной коррекционной педагогике все большее значение приобретают здоровьесберегающие технологии в логопедической деятельности, выступающие в качестве одного из перспективных направлений с детьми, имеющими нарушения речевого развития. Данные методы применяются для достижения максимальных успехов в обучении при реализации цели преодоления и речевых недостатков, и общего оздоровления организма детей.

В качестве практических рекомендаций хотелось бы привести собственные результаты работы по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе. В профессии логопеда мне часто приходится работать с разными категориями детей с нарушениями речи, однако вне зависимости от дефекта речевого развития доказана эффективность применения упражнения, комбинирующих в своей структуре развитие концентрации и переключения внимания с одновременным обучением саморегуляции, активизации нервно-психических процессов и речевого дыхания. При работе с младшими школьниками, имеющими различные нарушения речи, мной выявлено, что из общего количества детей (15 человек), у 7 из них присутствует сочетание речевых дефектов с недостаточным развитием мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, восприятием цветов и оттенков.

При дальнейшем изучении детей выявилось, что дети характеризуются специфическими ошибками письменной речи, что требует незамедлительного вмешательства логопеда для предотвращения снижения успеваемости по другим предметам. На основании этих данных мной были использованы здоровьесберегающие технологии, среди которых приоритетными выступали следующие: сказкотерапия, музыкотерапия, цветотерапия, пальчиковая и корригирующая гимнастика, динамические паузы, игротерапия и т.д.

На фоне логопедической работы эти приемы не требовали от детей особых усилий, и, наоборот, способствовали одновременной коррекции речи и оздоровлению всего организма школьников. Обозначим основные используемые приемы:

1. Приемы психотерапии использовались для психотерапевтического воздействия на каждого конкретного ребенка. Данные приемы учитывали особенности личности детей, характер речевого нарушения. Коррекционная работа осуществлялась с помощью бесед, разъяснений, убеждений, внушения на мотивацию у ребенка преодоления недостатков речи.

2. Приемы и игротерапии. В работе я ориентировалась на элементы песочной терапии, при реализации которой часть учебного материала была перенесена на песок. В процессе работы у детей стабилизировался психоэмоциональный фон, происходило развитие мелкой моторики и тактильно-кинестетической чувствительности рук, создавались более гармоничные условия для развития речи и коммуникативных навыков. Кроме того, подобные приемы создают положительный настрой ребенка к логопедическим занятиям. Дети начинают ощущать свою успешность.

3. Приемы сказкотерапии использовались при работе с детьми с целью придания занятию сказочного сюжета для стимуляции познавательной активности ребенка. В результате происходило обогащение активного словаря детей, автоматизация поставленных звуков и использование их в речи. Совершенствовалась связная речь при помощи пересказов сказочного сюжета, придумывания ответов. Развивалась просодическая сторона речи посредством развития тембра, силы, темпа и выразительности голоса ребенка.

4. Приемы, направленные на ориентацию детей в пространстве. Для осуществления данной деятельности использовались конструирование и лепка, сопровождающиеся словесными обозначениями, адекватными действиям ребенка. Это способствовало активизации нервных процессов, внимания, кинестетической памяти.

5. Элементы дыхательной гимнастики - использовались для стимуляции мозговой активности, укрепления грудной клетки ребенка, развитии речевого дыхания, общей регуляции нервно-психических процессов. В этом аспекте мной проводилась работа по развитию силы, плавности и продолжительности выдоха. Проводилась одновременно работа по коррекции звукопроизношения детей.

6. Упражнения на итоговый самоконтроль и оценку результатов собственной деятельности.

В конце работы проводилась методика обследования речи, направленная на исследование звукопроизношения, фонематического слуха, слоговой структуры, активного словаря, грамматического строя речи и уровня связной речи на основании сравнительного анализа на начало и конец года.

Результаты исследования доказали эффективность применяемых технологий, почти все дети характеризовались значительными успехами в преодолении речевых недостатков. Выявилось значительное повышение у детей сформированности речевой деятельности.

Итак, речевые нарушения детей младшего школьного возраста, сопровождающиеся затруднениями в познавательных, регулятивных и коммуникативных навыках, влияют на процессы школьной адаптации, значительно осложняя его протекание. Проведенная работа по использованию здоровьесберегающих технологий на проводимых логопедических занятиях коррекционной направленности значительно способствовала активизации речевой активности детей, совершенствованию их речевых умений и навыков, снятию психологической напряженности, стимуляции познавательного интереса, концентрации внимания, развитию общей и артикуляционной моторики.

Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в речевую готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации. В результате исчезновения страха и напряжения, формирования речевых и коммуникативных навыков более легче проходит адаптационный школьный период. Это доказывает необходимость разработки дальнейших разработок в коррекционно-развивающей деятельности школьного логопеда.

Учитель-логопед Гусельникова Елена Юрьевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль учителя-логопеда в обучении детей.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательных процессов является мышление и речь. Речь – это форма мышления.

Уровень речевого развития ребенка можно назвать одним из важнейших показателей психологической готовности к обучению в школе, поскольку речь служит средством не только приёма и переработки информации, но и совершенствования процесса мышления, в основе которого лежит коммуникативная готовность. И от того, как развита речь, зависят успехи ребёнка в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы.

Очень важно, чтобы к началу обучения в школе ребёнок:

Правильно произносил все звуки,

Мог проводить звуковой анализ,

Рифмовать, придумывать новые слова,

Правильно строить предложение,

Умел рассказать сказку, описать картинку или серию картинок, связать начало и конец рассказа или сказки.

Но придя в школу, далеко не все дети владеют этими умениями.
И конечно же, для оказания помощи учащимся, имеющим речевые расстройства, необходима коррекция устной речи, профилактическая работа по предупреждению нарушений чтения и письма. В связи с этим, в процессе школьного обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.

Бытует мнение, что логопед – это специалист, который учит детей правильно произносить звуки. Правильное произношение звуков - это лишь вершина айсберга. Основная работа школьного логопеда – это профилактика и коррекция трудностей письма. В настоящее время большинство младших школьников имеют различные речевые нарушения. Сюда относятся нарушения звукопроизношения, общее недоразвитие речи, трудности чтения и письма, заикание. Все перечисленные ошибки впоследствии отражаются в письменной речи и носят характер стойких и специфических.

Кроме того, у детей с речевыми нарушениями, как правило, страдают такие психические функции как мышление, внимание, память, восприятие, что связано с недостаточной зрелостью или поражением мозговых структур. Характерно, что ребенок не может преодолеть названные нарушения самостоятельно, без коррекционно-развивающего обучения. На оказание такой помощи и направлена работа школьного учителя-логопеда.

Учащиеся зачисляются на логопедический пункт по результатам обследования.

Работая в тесном контакте с психологом, родителями и педагогами, логопед выстраивает свою дальнейшую работу. Это индивидуальные занятия, которые позволяют исправить нарушенные звуки. Это групповые и подгрупповые занятия, темы которых определяются индивидуальными особенностями ребенка. Продолжительность и количество логопедических занятий для каждого ребенка зависит от степени тяжести и структуры речевого недоразвития. Групповые занятия (по 30 мин) проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные (по 15-20 мин) – 2-3 раза в неделю в зависимости от тяжести дефекта.

1. Развитие общих речевых навыков (дыхательная гимнастика, упражнения на развитие силы голоса, ритма, темпа, интонационной выразительность речи)

2. Развитие общей моторики; координации движений (речь с движениями)

3. Развитие мелкой моторики (массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, пальчиковый игротренинг, работа с мозаикой, лепка, вырезывание, штриховка…)

4. Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление)

5. Обязательный комплекс общей артикуляционной гимнастики. Индивидуальные комплексы артикуляционной гимнастики для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков. Постановка, автоматизация поставленных звуков.

6. Работа над слоговой структурой слова.

7. Развитие навыков звукового анализа и синтеза (от простого к сложному)

8. Развитие лексики (обогащение активного словаря существительных, прилагательных, глаголов...)

9. Развитие связной речи (простые, распространенные предложения, пересказ, составление рассказов по картинке…)

10. Развитие грамматического строя речи

11. Задания и упражнения направленные на профилактику или устранение дислексии и дисграфии.

12. С учащимися проводится работа по развитию графомоторных умений, обучение грамоте.

Учитывая быструю утомляемость, низкий уровень работоспособности, неустойчивое внимание, низкий уровень развития познавательного интереса и активности, склонность к охранительному торможению на логопедических занятиях необходимо проводить смену видов деятельности.

Особенностью работы является максимальное включение анализаторов. Использование разнообразной наглядности (зрительное восприятие, тактильное восприятие предмета, кинестетические ощущения позы, положения…). Характерным является частая повторяемость логопедических упражнений, т.к. у учащихся трудно, долго, тяжело формируются новые умения и навыки.

Несформированность контроля, слабость волевых процессов обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда с учителем, воспитателем, родителями. Часто мы сталкиваемся с тем, что в условиях логопедического кабинета, под контролем логопеда, учителя ребенок пользуется полученными умениями, но перенести эти умения в повседневную жизнь ребенок самостоятельно не может. Возможен и рецедивирующий тип течения нарушения речи т.е длительные пропуски занятий (особенно после летних каникул), утрачиваются приобретённые умения и работа по устранению и коррекции речи начинается практически с самого начала.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.

Успех коррекционного обучения детей во многом определяется участием родителей в комплексе педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего ребёнка и подготавливает к ответственному выполнению домашних заданий по школьным предметам.

Основные направления работы учителя-логопеда:

- работа над звукопроизношением (постановка, автоматизация и дифференциация звуков);

- развитие фонематических функций (анализа, синтеза, представлений);

- развитие лексико – грамматического строя речи

Дети должны уметь:

Точно подбирать слова;

Ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;

Дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);

Употреблять сложные слова (например: длинноногий);

Пользоваться эпитетами (например: чистое поле);

Подбирать метафоры (например: туча комаров);

Использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

Подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный). Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения. В старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

а) Навыки словоизменения:

Дети должны уметь:

Изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);

Употреблять различные предлоги;

Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);

Согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);

Правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

Ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»);

Пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);

Ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»).

б) Навыки словообразования:

Дети должны уметь:

Образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);

Образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);

Образовывать название детенышей животных;

Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья).

Если у первоклассника не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться:

Замены суффиксов (козлята – «козленки»);

Замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»).

Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении. Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

Развитие связной речи ;

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или многих предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.

Дети должны уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками;

Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;

Рассказывать о пережитых событиях;

Пересказывать содержание сказки, рассказа;

Описывать окружающие предметы;

Раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

- профилактика и коррекция дисграфии и дислексии .

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

Пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);

Пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

Перестановки букв (комната – «конмата»).


КУЛИКОВА Т.Д., учитель-логопед ГБДОУ д/с № 62, Санкт-Петербург

Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно детальной диагностике в дошкольных учреждениях до 60% детей имеют те или иные проблемы:

Различные речевые нарушения;

Нарушения слуха;

Гиперактивность с дефектом внимания;

Двуязычие.

В данной ситуации необходимы повышение внимания к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию, активная дифференцированная помощь специалистов, комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка для его дальнейшей успешной социализации.

Актуальность данной проблемы определяется особенностями современной социальной и образовательной ситуации: ростом рождаемости детей, сокращением в 1990-х гг. числа дошкольных образовательных учреждений и соответственно конкуренцией среди них; занятостью родителей и отдаленностью специального детского сада от места проживания, а также нежеланием родителей признавать проблему своего ребенка важной и работать над ней вместе со специалистами.

На современном этапе в штате многих детских садов отсутствуют логопеды, дефектологи, психологи, что создает трудности в организации качественного сопровождения детей с проблемами в развитии. Опыт показывает, что в условиях обычного детского сада нужно искать новые образовательные технологии, использовать более гибкие формы работы, чтобы добиться более эффективных результатов и помочь всем детям максимально раскрыть свой потенциал.

Внедряемая в настоящее время наиболее передовая система обучения, так называемое инклюзивное (включающее) образование подразумевает доступность его для всех детей, в том числе и детей с особыми потребностями. Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги - это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного детского сада.

По результатам проведенной в ГБДОУ № 62 Санкт-Петербурга диагностики 75% детей имеют проблемы в формировании речи, нарушение слуховой функции (I-II степени тугоухости), заикание в негрубой форме, гиперактивность, двуязычие. Родителям было предложено обратиться в специальные дошкольные учреждения, но 50% из них предпочли остаться в этом учреждении, поэтому для них была организована коррекционная поддержка детей через систему дополнительного образования.

Одним из звеньев этой системы стали занятия с логопедом-дефектологом (специалист имеет две специальности) по коррекционным программам «От буквы к слову» и «Говорим правильно», нацеленным на исправление недостатков произношения, развитие высших психических функций, индивидуальную коррекцию речи и общее речевое развитие. Количество занятий состоит из двух групповых (по 20-25 мин) и двух индивидуальных (по 15 мин).

Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.

Коррекционные мероприятия нацелены на формирование психических функций ребенка и обогащение его практического опыта наряду с преодолением имеющихся нарушений моторики, речи, сенсорных функций и поведения. Эффективность занятий зависит от подбора форм и методов их проведения.

Каждое занятие представляет собой мини-проект, включающий проблемы конкретной группы, пути их реализации через игры, драматизации, фонетическую ритмику, вокальные упражнения, придумывание сказок со своими игрушками, обсуждение и показ практического опыта, составление мини-стихов с опорой на слова-рифмы, всевозможные пазлы, лото, ролевые игры в «дежурного» логопеда, закрытые картинки. Результаты занятий - подведение итогов проекта детьми, которые активно выражали желание участвовать в игре, рассуждать, побуждать друг друга к диалогу (опираясь на собственный опыт). Очень часто ребята к занятиям сами готовили рисунки и поделки, закрепляя тему прошлого занятия и угадывая, о чем будет идти речь на новом занятии.

Апробация такого вида работы прошла во всех возрастных группах, накоплен интересный наглядно-дидактический материал. Планируется вводить информационные технологии как в групповом режиме работы, так и на индивидуальных занятиях.

Особая роль в этой работе принадлежит родителям, для чего в саду разработана система обратной связи через тетради взаимодействия, выполнения заданий, специальные папки-копилки, участие в совместных праздниках. Показателен такой пример: девочка 5 лет радостно рассказала логопеду-дефектологу, что научила свою маму правильно произносить звук, и передала в точности занятие, которое проводила с ней. Такие примеры демонстрируют положительную динамику развития, добрые личностные качества и коммуникативную компетенцию. В то же время обращают на себя внимание специфические особенности логопедической помощи как дополнительной услуги, перечисленные ниже.

  • Логопедической диагностикой охвачен весь контингент детского сада, но далеко не все родители выбирают услуги логопеда из списка дополнительных образовательных услуг и, как правило, не обращаются за бесплатной коррекционной помощью в другие учреждения.
  • Часть родителей изъявляют желание оплачивать услуги логопеда, даже если их ребенок не имеет отклонений в речевом развитии.
  • В сложных случаях логопед может рекомендовать весь комплекс своих услуг, но родитель из соображений экономии согласен оплачивать только его часть, тем самым делая процесс коррекции не в полной мере эффективным.
  • Существует риск отказа родителей от логопедической помощи в любом последующем месяце. Как правило, такая ситуация встречается, когда звук поставлен, отработан в изолированной позиции, и родителю кажется, что после этого логопедические занятия теряют смысл. При этом зачастую задания на автоматизацию звука в домашних условиях игнорируются.
  • Трудности организации взаимодействия с воспитателями массовых групп: многие педагоги отказываются отрабатывать с детьми речевой материал под предлогом «мне за это не платят».

Итоговая диагностика проводится по результатам работы с определением дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов или коррекции нынешнего. Для выстраивания целостной картины привлекаются специалисты образовательного учреждения, в том числе и педагоги дополнительного образования.

Правильная, рационально спланированная работа логопеда-дефектолога, отрегулированная система взаимодействия со всеми участниками образовательно-воспитательного процесса, родителей, как основных его участников, подбор современных методов, инновационных форм позволяют заложить в каждом ребенке прочный фундамент, который поможет ему в будущем успешно овладевать знаниями и стать по-настоящему здоровым.

Сложившиеся в настоящее время система помощи и поддержки детям в условиях массового детского сада через внедрение инновационных технологий, организация консилиумов специалистов создают серьезные предпосылки к развитию инклюзивного образования в до­школьном учреждении, его широкому распространению и обсуждению.

Функции логопеда: Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Формирование послогового чтения. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развёрнутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Предупреждение нарушений письма и чтения. Развитие психических функций тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение. Функции воспитателя: Учёт лексической темы при проведении всех занятий в группе на неделю. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме по заданию логопеда и в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Включение отработанных грамматических конструкций в ситуациюестественного общения у детей. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). Закрепление навыков чтения и письма. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.

Картинка 11 из презентации «Логопед работа» к урокам дошкольного образования на тему «Логопед»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока дошкольного образования, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Логопед работа.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2303 КБ.

Скачать презентацию

Логопед

«Логопедическая работа с детьми» - «Логопедическое сопровождение (формы работы)». Консультативно – методическая с родителями и педагогами. Логопедическое сопровождение (основная цель диагностики). Организация самостоятельной работы. РАЗРАБОТКА СОВМЕСТНОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО БЛОКА МЕТОДИК. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РЕЧЕВОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

«Логопедическая работа» - График работы логопедического кабинета Понедельник Вторник Среда 13.00 – 17.00 Четверг Пятница. Конспекты или подробные планы занятий. СЕМИНАР «Организация работы учителя - логопеда». Годовой план учителя-логопеда. Организация работы школьного логопеда. Логопед ____________________. Структурное подразделение «Коррекционная педагогика» e-mail: [email protected].

«Логопедические занятия» - Физо лфк. Организация коррекционно-развивающей работы в условиях логопункта. Закон РФ «Об образовании». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении». Учитель-логопед Педагог-психолог. Медицинские работники. Нормативно-правовое обеспечение. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО: 20-25 воспитанников по результатам ПМПК.

«Логопед работа» - Отсутствие четного деления функций между воспитателями и логопедом; Задача логопеда: формирование первичных речевых навыков у детей-логопатов. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда. Актуальность. Месяц Октябрь. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

«Логопедический кабинет» - Так что, милости просим! Кабинет поделен на зоны: Для групповых занятий; Для индивидуальных; Методическая зона. На деревце можно поместить картинки,где нет данного звука. Особое место в сказочном городе занимает переделанное пособие В.В.Воскобовича “Дерево”. В игре формируется и развивается речевая деятельность.

«Уроки произношения» - Самостоятельная практическая деятельность по выполнению заданий к учебному материалу. Часть 1. Флаг Австралии. Звуки Р, С, Ш 5. Растительный и животный мир Америки(2 части) 6. Урок-тренинг. 2007-2008. 2006-2007. Карта Австралии. По странам и континентам с друзьями звуками. 94%. Муррей- самая многоводная река Австралии.

Всего в теме 13 презентаций

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. С. Тургенев

Эссе на тему «Роль учителя-логопеда в образовательном процессе».

По-моему мнению, в руках логопеда самая дорогая ценность – ребенок, его развитие и перспективы. Для ребенка, имеющего речевые нарушения, большое значение имеет специалист, к которому он попадет. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, я являюсь – своеобразным проводником маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Моя работа по преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения – как в среде сверстников, так и со взрослыми – ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком. Для того чтобы раскрыть ребенка и сама стараюсь быть открытой детям, должна уметь организовывать общение ребенка, обеспечивать взаимопонимание, сотрудничество, уметь поставить себя на место ребенка, понять его внутренне состояние, особенности личности.

Учитель-логопед должен обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими эффективно взаимодействовать с другими участниками коррекционно-развивающего процесса, поэтому повышение его личностно-профессиональных качеств необходимо.

По моему мнению, учитель-логопед должен обладать следующими компетенциями:

Быть квалифицированным работником соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда;
-ответственным, свободно владеющим своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности;
-способный к эффективной работе по специальности;
-готовый к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Я думаю, что современный учитель-логопед должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к постоянному обновлению средств коррекционно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности, которая основывается на строгом соблюдении принципов деонтологии (системы взаимодействия с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и т.д.).

-«вхождение» в профессию логопеда (этап адаптации), этап через который проходят все начинающие педагоги;
- достижение приемлемого для устойчивой эффективности деятельности уровня когнитивного или личностного развития (в разных концепциях этап становления, стабилизации, идентификации с профессией, профессиональной зрелости);
- высшие достижения в профессии (этап мастерства, преобразования, творческого вклада в профессию).

Личностно-профессиональную компетентность учителя-логопеда можно представить как совокупность трех компонентов: мотивационного, операционального и рефлексивного. В соответствии с низким, средним и высоким уровнем сформированности указанных компонентов можно определить стадии профессионального развития педагога: адаптивно-ре-продуктивную, научно-методическую и профессионально-творческую.

Сложность коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда состоит в том, что он имеет дело с относительно бесконечным числом признаков речевых и психофизических расстройств, каждый из которых может оказаться существенным. Отсюда вытекает необходимость развития умения поставить педагогическую цель, увидеть, сформулировать и решить педагогическую задачу.

Эффективность рефлексивного блока невозможна без одной из важнейших его составляющих – профессионального самосознания учителя-логопеда (Л.М. Митина и др.). В результате активного включения его в общественную жизнь и практическую деятельность формируется развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосо-знания и в основном складывается «Я-образ».
Педагогическая деятельность строится на разработанной учителем индивидуализированной рефлексивной модели, психологической базой которой является «Я-концепция». Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении важнейших его аспектов – самооценки личности, своих возможностей, качеств и места среди других людей, профессиональных качеств.
Процесс повышения личностно-профессиональной компетентности логопеда детерминируется конструктивным преодолением трудностей, постоянно и неизбежно возникающих в логопедической практике, что обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания. Именно познание себя, своей личности, профессионально значимых качеств (мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты) позволит специалистам эффективнее планировать собственную профессиональную деятельность. Недостаточное знание этих качеств, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний затрудняет профессиональный и личностный рост.
Таким образом, структура личностно-профессиональной компетентности учителя-логопеда приобретает гармоничность на основе соразмерного и пропорционального развития всех ее составляющих. Для этого необходимо определить соответствующие условия, т.е. соответствие личности педагога требованиям профессии, оптимизацию процесса коррекционно-педагогической деятельности, изменение и совершенствование психологических компонентов его личностно-профессиональной компетентности.

Способность к саморазвитию не зависит от профессионального стажа.

Данные способности зависят от личностных характеристик педагога: профессиональной направленности, педагогических потребностей, мотивации собственной коррекционно-педагогической деятельности и уровня удовлетворенности избранной профессией.

Таким образом, личностно-профессиональная компетентность учителя-логопеда характеризуется как совокупность трех компонентов: мотивационного, операционального и рефлексивного, в соответствии с уровнем сформированности которых определяются стадии профессионального развития: адаптивно-репродуктивная (низкий уровень), научно-методическая (средний уровень) и профессионально-творческая (высокий уровень).

Мотивационный блок:
- сдвиг акцентов с внешних отрицательных мотивов педагогической деятельности у учителей-логопедов на внешние положительные и внутренние;
- повышение уровня удовлетворенности избранной профессией, самоопределения и снижение риска сменить профессию;
- стимуляция активного саморазвития и активизация стремления к самообразованию, преодоление собственной инерции.
Операциональный блок:
- развитие и обогащение умения целесообразно обходиться со своим временем и возможностями;
- развитие умения рациональной организации логопедической практики;
- развитие умения организации психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- развитие творческой направленности и умения импровизировать при проведении логопедических занятий;
- совершенствование собственного стиля профессиональной деятельности;
- организация продуктивного взаимодействия с администрацией образовательного учреждения и родителями, стимуляция активного профессионального развития.
Рефлексивный блок:
- развитие понимания возрастающей ответственности учителя-логопеда в системе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;
- активизация процессов самопознания своих возможностей, потребностей, а также собственного профессионального опыта.

Логопед, который не только владеет нормами профессиональной коррекционно-педагогической деятельности, но и изменяет, развивает свою личность средствами профессии, именно такой логопед – профессионал.