Стипендия по целевому направлению размер. Целевое обучение: плюсы и минусы

Речь идет о студентах, очно обучающихся в вузах на условиях целевого приема по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики. Член Совета Федерации Николай Булаев предлагает выделять их отдельно в числе студентов, претендующих на получение стипендий Президента и Правительства РФ (п. 4 ч. 2 ст. 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ " "; далее – закон об образовании).

Планируется, что президент и правительство скорректируют порядок выплаты учрежденных ими специальных стипендий с учетом поправки. Николай Булаев надеется, что студенты-целевики будут получать такие стипендии в приоритетном порядке.

В настоящее время учреждена стипендия Президента РФ для студентов, обучающимся по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики ( , ). К таким направлениям относятся прикладная математика, информатика, радиотехника, приборостроение, биотехнология, наноинженерия и т. д. (). Стипендиаты получают ежемесячную выплату в размере 7 тыс. руб. При этом никаких особых условий для студентов-целевиков правила предоставления стипендии не предусматривают.

Какие стипендии освобождаются от налогообложения? Узнайте из материала "Стипендии, не облагаемые НДФЛ" в "Домашней правовой энциклопедии" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Напомним, целевой прием на обучение в образовательные организации подразумевает, что абитуриент должен заключить с федеральным, региональным или местным органом либо организацией с госучастием договор о целевом обучении. По условиям договора обучение оплачивается за счет средств бюджета, а после его окончания выпускник вуза подлежит трудоустройству в соответствующий орган или организацию ().

"Очевидно, что данные студенты должны получать стипендию, которая бы мотивировала их на заключение договоров о целевом обучении, полное погружение в учебный процесс с целью подготовки к будущей деятельности и дальнейшее трудоустройство", – поясняет свою позицию автор законопроекта.

Какой штраф заплатят целевики медвузов, если, отучившись, они не вернутся домой? Когда во всех медицинских вузах будет профильный экзамен? Почему латынь - самый сложный предмет для медика? Об этом "Российской газете" рассказывает директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Министерства здравоохранения РФ Татьяна Семенова.

Татьяна Владимировна, в России медиков готовят около 50 медицинских и фармацевтических вузов, плюс 40 факультетов в самых разных университетах. Вузы имеют право проводить для будущих медиков профильный экзамен. Почему они этого не делают?

Татьяна Семенова: Несколько лет подряд три медицинских вуза проводят профильные испытания. Первый медуниверситет им. Сеченова, например, проводил в этом году такие испытания на стоматологии и педиатрии. Они оценивались по стобалльной системе, все задания были вывешены на сайте вуза заранее, и никаких вопросов у абитуриентов не возникало. Такая мера позволяет отсеять часть случайных людей.

Каждый год в медвузы и на медицинские факультеты поступает около 50 тысяч абитуриентов. Думаю, можно и нужно делать отбор и при поступлении, и при окончании вуза.

Но как именно? Мне нравится французская модель медицинского образования. Там ребята могут поступать только в вузы своего региона, зачисляют на первый курс всех. Но после первого курса студенты пишут тесты, где есть вопросы, например, о толерантности. Из тысячи на второй курс берут только сто. Если тебя не взяли, на следующий год ты можешь снова пройти этот тест. Но после двух попыток путь в медицину тебе закрыт.

В далекие времена в России была практика профильного отбора, когда на вступительных экзаменах поступающие писали сочинения, где предлагались темы: "Почему я хочу стать врачом?", "Как сделать мир лучше?". Может быть, и нужно вернуться к эссе в качестве вступительного испытания для врачей, но только как сделать критерии оценки этого эссе прозрачными и кто их будет оценивать?

Абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились, обязаны пройти трехуровневый экзамен

А сколько студентов-"медиков" отчисляют за двойки?

Татьяна Семенова: Самые сложные - первые два курса, много зубрежки, латынь, гистология, анатомия… На первом курсе в зимнюю сессию у нас экзаменов нет, они начинаются только летом. Поэтому все свои "хвосты" студенты переносят на второй курс. Там отчисляется около 10 процентов. К третьему курсу многие уже начинают осознавать, зачем все это надо учить, и проблем становится меньше - начинаются клинические предметы.

Скажите, зачем нужна госаккредитация выпускников медвузов? Почему без этого не дадут диплом? Ведь вроде все экзамены студент сдал, доказал, что может работать?

Татьяна Семенова: В стране вводится особый порядок допуска к профессиональной деятельности для медиков. В этом году в 63 регионах абсолютно все будущие врачи, не важно, в каком вузе они учились - в медицинском или классическом университете, были обязаны пройти в рамках аккредитации трехуровневый экзамен, чтобы доказать свое право быть врачом. Первый уровень - тест, второй - экзамен на симуляторах, где проверяется, допустим, техника сверления зуба или умение оказать помощь при анафилактическом шоке, третий - собеседование.

Проводят аккредитацию не преподаватели вузов, а главные врачи, заведующие отделениями, практикующие врачи со стажем, другие эксперты, и аккредитуют, как правило, не всех выпускников. В прошлом году на фармации не прошли аккредитацию чуть больше 5 процентов выпускников, на стоматологии - больше 2 процентов. На сегодняшний день пока не аккредитованы 304 выпускника. Без свидетельства о госаккредитации они не смогут работать и не смогут поступить на дальнейшее обучение в ординатуру, при стремлении получить какую-нибудь узкую медицинскую специальность. Если прошли аккредитацию, получают свидетельство и право работать участковым терапевтом или участковым педиатром, в зависимости от специальности.

Пройти заново аккредитацию разрешается?

Татьяна Семенова: Да, не ранее чем через месяц можно.

А можно поступать в ординатуру без свидетельства об аккредитации?

Татьяна Семенова: Нет. Выпускникам этого года обязательно надо пройти аккредитацию специалиста. В России изменились правила приема в ординатуру.

В медвузах всегда много целевиков, которые поступают практически вне конкурса с невысокими баллами, но потом не возвращаются работать в свои регионы. Как заставить их выполнять обязательства?

Татьяна Семенова: Так действительно когда-то было. Но ситуацию нам удалось изменить коренным образом. Сегодня 90 процентов целевиков, которые учатся в медвузах страны, возвращаются на свои целевые места работы.

Основная часть целевиков-медиков учится в вузах Минздрава России. Им отдано более половины всех бюджетных мест. Медицинские вузы есть не во всех регионах. Понятно, что выпускнику сельской школы из глубинки, может быть, трудно конкурировать с ребенком, который окончил школу в Москве или Санкт-Петербурге. Но парень или девушка из столицы вряд ли поедут на работу в другой регион, особенно в глубинку. Поэтому целевики - это основной кадровый резерв для регионов. И целевая подготовка - это при правильном управлении адекватный аналог распределению.

Татьяна Семенова. Фото: Сергей Михеев/ РГ

Допустим, целевик не вернулся в свой регион. Его за это накажут?

Татьяна Семенова: Сейчас по закону "заказчик" подготовки должен оказывать своим целевикам социальную поддержку - платить дополнительную стипендию, компенсировать найм жилья и др. Целевики проходят практику в тех регионах, откуда они приезжают учиться и преимущественно в тех медицинских организациях, куда им предстоит вернуться на работу. Очень внимательно относятся к своим целевикам местные власти в Калужской, Ростовской областях, Краснодарском крае и ряде других. Если специалист все же потом не возвращается в регион к своему работодателю, он должен возместить его расходы и заплатить штраф в двойном размере. Такие судебные иски есть, но суммы пока небольшие. Ведь заказчики оплачивают не стоимость учебы, а несут расходы, допустим, по выплате дополнительной стипендии. Если за пять лет они выплатили, допустим, 100 тысяч, то вернуть придется 300 тысяч.

Министр Ольга Васильева отрабатывать не менее трех лет. Есть такое обязательство у них?

Татьяна Семенова: Пока все зависит от того, как в договоре с целевиком прописано заказчиком это условие. Но оно должно быть там обязательно. Сейчас обсуждается законопроект, который уже безоговорочно закрепит эту норму. Обсуждается и возвращение федеральных средств, потраченных на учебу, в бюджет, если целевик не вернется после обучения на работу.

Родителей интересует: где и когда брать целевые направления в медвузы?

Татьяна Семенова: Во всех регионах по-разному. Но начинать лучше уже в сентябре. Советую обратиться в отдел кадров министерства или департамента здравоохранения своего региона. Как правило, именно там в мае-июне заключают договоры с целевиками. Договоров обычно заключается больше, чем выделенных мест для поступления, так что конкурс на целевые места в регионах может быть 3-4 человека на место или даже больше.

В почте "РГ" есть жалобы от студентов на поборы в некоторых медвузах. В минздраве знают об этом?

Татьяна Семенова: За последние годы были приняты очень жесткие меры для борьбы с коррупцией, и ситуация кардинально изменилась. Но все же отдельные случаи бывают. И если вдруг у студента вымогают деньги, напишите письмо в министерство здравоохранения. Обещаю, что ни одно обращение не будет оставлено без внимания и мы примем все необходимые меры.

Между тем

Для того, чтобы привлечь выпускников педвузов на работу в школы в Краснодарском крае власти пообещали им материальную поддержку. Первые три года учителя будут получать 2 тысячи рублей ежемесячно, плюс единовременную выплату от 10 до 50 тысяч за каждый год работы. Рассматривается вариант предоставления жилья.

В Кирове открыли Центр помощи в трудоустройстве выпускникам, который станет посредником между работодателями, студентами и выпускниками школ. Центр вместе с будущими работодателями будет взаимодействовать со школьниками, сопровождать их во время обучения в колледжах и вузах, участвовать в организации производственной практики, контролировать трудоустройство. Отработка - не менее трех лет. Тем студентам, которые подпишут соглашения с будущими работодателями, обещана стипендия: в вузах это 4 тысячи рублей, в колледжах и техникумах - не менее 3 тысяч. Ожидается, что соглашения с работодателями подпишут не менее 400 человек. Первые пять студентов, которые уже подписали контракты - это будущие учителя, зоотехники, механизаторы и работники общественного питания.

Инфографика "РГ": Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

Обучение в университетах на платной основе сегодня стало нормой, но проблема заключается в том, что многие действительно талантливые и способные молодые люди не могут себе позволить получить высшее образование. Бюджетных мест очень мало, поэтому учиться бесплатно могут лишь единицы. Но есть еще один способ, как получить диплом о высшем образовании и при этом не заплатить ни копейки с собственного кармана - это целевое направление.

Что такое и как его получить? Целевое направление - это направление от конкретной организации, которая обязуется оплатить обучение конкретного студента. Взамен предприятие требует от студента обязательной отработки после окончания университета сроком 3 года. Если по каким-либо обстоятельствам целевик не сможет возвратиться на отработку, он обязуется возвратить все деньги, потраченные на его обучение.

Целевое направление имеет, как преимущества, так и недостатки. Если рассматривать хорошие стороны, то в первую очередь нужно отметить, что после окончания университета не нужно искать работу, уже есть организация, которая приготовила для вчерашнего студента рабочее место. Студент учится на бюджетной основе и получает стипендию. У него не возникает проблем с поиском места для прохождения преддипломной практики. К тому же, все материалы для научных и курсовых работ, а также будут собраны на предприятии, выдавшем целевое направление.

Но есть в таком обучении и свои недостатки. Как правило, студентам не очень хочется возвращать долг предприятию, которое оплатило им обучение, поэтому они ищут окольные пути, чтобы и не отрабатывать, но и деньги не возвращать. Не всегда организация, направляющая студентов, может предоставить высокооплачиваемую и престижную работу с возможностью дальнейшего карьерного роста. К тому же, студент не сможет изменить специальность, только если она не очень тесно связана с другой. Само собой разумеется, необходимо учиться хорошо, потому что организации регулярно делают запрос в университеты, проверяя успеваемость целевиков.

Известно, что на целевое направление гораздо ниже, чем на бюджетные места, поэтому сюда могут попасть даже троечники. С другой стороны целевых мест немного, поэтому пройти конкурс довольно проблематично. Сначала необходимо пройти отбор на предприятии, а затем уже в университете, где зачисление будет проводиться на основании результатов ЕГЭ. Тот, кто не попал на целевые места, может поступать на общих основаниях, так как приказ о зачислении «целевиков» появляется раньше приказа о зачислении других студентов.

В основном на целевое обучение поступают «свои» люди. Это могут быть дети, чьи родители работают на предприятии, абитуриенты, которые еще пребывая на школьной скамье, успели выделиться, участвуя в тематических олимпиадах, организованных предприятием. Также целевиками могут стать более расторопные молодые люди, вовремя подсуетившиеся и собравшие необходимые документы.

В принципе, не так уж и сложно стать целевиком - было бы желание. Необходимо заранее разузнать о предприятиях, проводящих соответствующие конкурсы, определить с какими вузами они сотрудничают. Если все подходит, тогда нужно быстро собирать документы и участвовать в конкурсных отборах.

Каждый студент стремится учиться как можно лучше, чтобы получать повышенную стипендию, если они обучаются на бюджетной основе. Однако в законодательство постоянно вносятся различные изменения, затрагивающие принцип и особенности начисления стипендии.

Первоначально важно отметить, что студенты могут рассчитывать на получение повышенной стипендии только в том случае, если еще в процессе обучения смогут найти будущее место работы. Только определившись с работодателем, у которого студент будет работать после окончания обучения, можно рассчитывать на довольно высокие денежные суммы в качестве стипендии.

Еще ранее ожидалась индексация на 2019 год примерно на 12%, однако данное решение не было воплощено в жизнь.

Как будет начисляться повышенная стипендия студентам целевого набора?

Первоначально важно знать, что теперь стипендия будет начисляться не только в зависимости от успеваемости студентов, но и от наличия определенного будущего места работы. При соблюдении двух этих условий студенты относятся к специальному целевому набору.

За счет введения необходимости определяться с будущей работой в различных высших ученых заведениях, многие студенты уже в начале обучения стараются найти подходящее место. В результате, в вузах числится очень много целевиков, которые не только подходят по всем вышеуказанным параметрам, но и поступили в вуз вне конкурса, а также на бюджетной основе. Договора, которые вуз заключает с такими студентами, не обладают какими-либо существенными правовыми последствиями. Именно за счет введения необходимости заранее определяться с будущим местом работы ожидается, что очень много людей, закончивших ученое учреждение, смогут сразу же поступить на работу. Это положительно скажется на уровне безработицы и других экономических показателях страны. При соблюдении этого условия будет назначаться повышенная стипендия студентам целевого набора.

С кем учащийся должен заключить договор

Чтобы студент мог получать данный вид стипендии, он должен заключить договор на обучение только с определенными образовательными учреждениями. Они должны обладать определенной властью, которая может быть федеральной или региональной, а также муниципальной. Таким образом, студенты могут самостоятельно решить, будут ли они обучаться без каких-либо обязательств перед государством или же будут обязаны заняться поиском работы еще в процессе обучения, а при нахождении и заключении договора с работодателем смогут получать хорошие по размеру пособия. Однако многие специалисты уверены, что достичь необходимого результата с такими нововведениями очень сложно.

Важны ли будут оценки студента?

Многие студенты задумываются о возможности получать повышенную стипендию, однако их интересует вопрос о том, какая у них должна быть успеваемость. При составлении договора с государством, в котором будет указано, что студент будет принадлежать к целевому набору, а также будет обязан найти будущую работу еще в процессе обучения, будет дополнительно содержаться информация о том, на какие оценки должен учиться студент.

Некоторые вузы будут действовать по другой системе. В них повышенная стипендия студентам целевого набора будет предлагаться даже для тех студентов, которые учатся не только на бюджетной основе, но и на платной. Назначение стипендии будет производиться на конкурсной основе, а если внебюджетник будет получать этот вид стипендии, то после окончания обучения он должен будет поступить на работу, которая будет выбрана для него государством. При этом может сложиться такая ситуация, что студентам придется даже переезжать в другие города. С этими студентами так же заключается специальный договор, а также перечисляется повышенная стипендия, в результате чего учащиеся могут обеспечивать себя во время учебы в вузе.

Сегодня практически каждый студент знает о возможности попасть в целевую группу. Поскольку минимальная государственная стипендия в 2019 году считается довольно низкой, то многие обучающиеся вовсе не имеют возможности обеспечивать себя всем необходимым на получаемые денежные средства. Именно поэтому они интересуются возможностью получать повышенную стипендию, которая обладает существенным размером.

Следует отметить, что многие вузы пользуются возможностью принимать студентов в целевую группу за определенное вознаграждение. Поэтому студенты в этой группе считаются блатными, однако государство применяет к таким учреждениям довольно существенные штрафные санкции, поэтому таких ситуаций становится все меньше. Если же студент после окончания обучения не следует своим обязательствам, прописанным в договоре, а именно не отправляется на выбранную работу, то он должен будет уплатить довольно существенную сумму денег в качестве штрафа.

Благодаря установленной ситуации студенты могут выбрать:

    • учиться на стандартной основе, получая стандартную стипендию, а после обучения должны сами заниматься поиском работы по своему усмотрению;
  • учиться в целевой группе, получая повышенную стипендию, однако после окончания необходимо будет устраиваться на работу, выбранную государством.

Именные стипендии

Не стоит забывать также о возможности получения следующих видов дополнительных выплат:

  1. Президентская (1400-2200 руб, для аспирантов 3600-4500);
  2. Солженицынская (1500 руб);
  3. Потанинская;
  4. Тумановская (2000 руб);
  5. Стипендия Вознесенского – для студентов, проходящих обучение по специальностям журналистика и литература (1500 руб);
  6. Стипендия для студентов, проходящих обучение по специальностям экономика и модернизация (5000-7000 руб, для аспирантов – 11-14 тыс).

Поскольку в настоящее время в стране наблюдается кризисная ситуация, а также отсутствие большого количества хороших рабочих мест, многие студенты предпочитают находиться в целевой группе.

Таким образом, повышенная стипендия для студентов, находящимся в целевом наборе, является достаточно высокой, однако при ее получении обучающиеся наделяются определенными обязательствами.

Автокредитование

Законодательство

Бизнес-идеи

  • Содержание Срочное изготовление печатей и штампов Кто будет выступать в качестве покупателей Где открывать бизнес Оборудование для ведения бизнеса Существует много разновидностей бизнеса, которые могут быть начаты людьми, обладающими предпринимательскими способностями. Причем каждый вариант обладает своими уникальными особенностями и параметрами. Срочное изготовление печатей и штампов Бизнес-идея изготовления печатей и штампов считается достаточно привлекательной в плане..

  • Содержание Бизнес-идея по изготовлению открыток Как открыть бизнес, основанный на создании открыток на заказ Сотрудники Помещение Как продавать созданные открытки Многие люди, обладающие определенными предпринимательскими способностями, задумываются об открытии собственного бизнеса, а при этом оценивают и рассматривают большое количество различных вариантов для открытия. Довольно интересной считается бизнес-идея изготовления открыток, поскольку открытки являются такие элементы, спрос..

  • Содержание Выбор помещения для тренажерного зала Что нужно для того, чтобы открыть тренажерный зал? Тренажерный зал становится все более популярным в современном мире, поскольку все больше людей задумываются о том, чтобы вести здоровый образ жизни, предполагающий правильное питание и занятия спортом. Поэтому открыть тренажерный зал может любой бизнесмен, однако для получения хороших доходов необходимо продумать..

  • Содержание Место расположения магазина Ассортимент товаров Продавцы Бижутерия является обязательным предметом гардероба каждой женщины, которая следит за собой и старается выглядеть привлекательно и ярко. Поэтому открыть свой магазин бижутерии хочет практически каждый предприниматель, который осознает возможность получения хороших прибылей. Для этого необходимо изучить все имеющиеся перспективы, составить бизнес-план и спрогнозировать возможный доход, чтобы решит, будет..

Стипендия - слово латинского происхождения (stipendium) , что буквально переводится как «оклад», «жалование». Сегодня стипендия - это денежная выплата, пособие, выплачиваемое студентам высших и средних специальных учебных заведений , аспирантам и докторантам . Стипендия выплачивается только студентам (аспирантам) очной формы обучения . Выплаты могут быть как постоянными, так единовременными.

Различают несколько видов стипендий:

  • стипендии Президента РФ и специальные стипендии Правительства РФ (студентам и аспирантам вузов и научных организаций, достигшим выдающихся успехов в учебной и научной деятельности);
  • государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов;
  • государственные (муниципальные) академические стипендии;
  • государственные (муниципальные) социальные стипендии;
  • именные стипендии (утверждаются органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами).

Академическая стипендия выдаётся в течение семестра по итогам предыдущей сессии . Однако студенты -первокурсники до конца первого семестра получают одинаковые стипендии. Сегодня размер обычной академической стипендии для студентов российских вузов официально составляет 1100 рублей в месяц. Выплаты студентам техникумов и колледжей - 400 рублей. Академическая стипендия может корректироваться. Например, «круглые» отличники получают повышенную стипендию , а студенты вузов Крайнего Севера с учетом северного коэффициента получают доплату.

А еще больше она вырастает, если студент станет стипендиатом какого-либо фонда или выиграет конкурс на стипендию. Например, Президентская стипендия составляет 1600 рублей, а стипендия Правительства РФ - 1440 рублей. Среди студентов популярен Благотворительный фонд В. Потанина. В 2010-2011 учебном году Федеральная стипендиальная программа охватила 60 государственных вузов, стипендиатами стали 1200 студентов. В течение календарного года они получают 3 500 рублей в месяц. Существует стипендиальный фонд И. Вернадского (выплаты вдвое больше обычной стипендии), стипендия имени Солженицына для студентов-политологов, журналистов и филологов. Заслуживает внимания тот факт, что каждая новая стипендия не отменяет прежнюю - всё суммируется.

Студентам-целевикам положены особые выплаты - стипендии компаний и предприятий.

Социальная стипендия - это стипендия-помощь, выплачивается сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; инвалидами I и II групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; инвалидам и ветеранам боевых действий; студентам, чьи родители являются инвалидами I или II группы.