Учетная политика и ее сущность и значение. Роль и значение учетной политики

Бухгалтерские отношения претерпели достаточно много изменений за последнее время. В настоящее время они представляют собой баланс регулирования процесса государством и самостоятельной деятельности организации. Организация теперь могут самостоятельно разрабатывать такую учетную политику, которая подходит для решения задач,поставленных перед бухгалтерским учетом.

Значение учетной политики

Значение учетной политики предприятия и организации в последнее время немного недооценивается. Учетная политика, которую выбирает и разрабатывает для себя организация, имеет огромное значение на то, как будет в дальнейшем развиваться финансовая деятельность организации, каковы будут прибыли, какова будет величина налогов на добавленную стоимость и имущество и так далее. Пункт 5 статьи 8 Закона о бухучете подтверждает, что предприятие самостоятельно определяет свою учетную политику. Эффективность учетной политики зависит от руководства компании. Основное значение в оптимизации этого процесса определяется документу, который в отечественной практике бухгалтерского учета принято называть приказом об учетной политике.

Если говорить об определении, то учетная политика предприятия, организации – это средство формирования величины всех основных показателей деятельности организации или предприятия, налогового планирования и ценовой политики. Учетная политика, вернее ее отсутствие, препятствует проведению сравнительного анализа показателей деятельности организации или предприятия за определенные периоды.

Условия формирования учетной политики

Занимается главный бухгалтер. Утверждается она руководителем организации или предприятия. Важными условиями для формирования учетной политики можно назвать несколько важных моментов. Утверждения требуют несколько документов.

  • Возможные варианты учета и оценки объектов учета.
  • Порядок проведения инвентаризации активов организации или предприятия.
  • Порядок контроля за всеми хозяйственными операциями.
  • Правила документооборота и технология обработки учетной информации.
  • Рабочий план счетов бухгалтерского учета.
  • Формы первичных учетных документов и так далее.

Требования к формированию учетной политики

Для формирования учетной политики необходимо учитывать несколько важных требований.

  • Предприятие или организация будет планировать вести и дальше свою деятельность.
  • Учетная деятельность должна вестись последовательно.
  • Активы и обязательства предприятия или организации существуют отдельно от активов и обязательств ее учредителей.

Существует ПБУ 1/2008 "Учётная политика организации" и оно является одним из главных в области нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относят способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов организации, документооборота, инвентаризации, системы регистров бухгалтерского учета, применения счетов бухгалтерского учета.

В учётной политике активно используются понятия "допущения" и "требования", которые рассматриваются, как отправные точки ведения бухгалтерского учёта организации. Под требованиями понимаются условия деятельности организации, которые обеспечивают реализацию учётной политики. К требованиям относятся:

1. Полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности

2. Своевременность отражения всех фактов

3. Осмотрительность

4. Приоритет содержания перед формой - это отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя в первую очередь из экономического содержания

5. Тождество данных аналитического и синтетического учётов.

Допущение - это условия деятельности, которые должны обязательно выполняться:

1. Имущественная обособленность

2. Непрерывность деятельности организации.

3. Временная определенность фактов хозяйственной деятельности, то есть факты хозяйственной деятельности отражаются в учете в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени поступления денежных средств или выплаты, связанных с этими фактами. Это называется принцип начислений.

Учётная политика формируется главным бухгалтером, утверждается руководителем. Учетная политика применяется на ряд лет и не может ежегодно меняться. Изменения учётной политики допускаются, если были изменения в законодательстве или положениях по бухгалтерскому учёту, если была изменена форма собственности, изменились виды деятельности.

Учетная политика может включать три раздела:

1. организационно – технический;

2. учетная политика для целей бухгалтерского учета;

3. учетная политика для целей налогообложения.

Организационно – технический раздел должен содержать:

1. способы организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером; руководителем организации, централизованной бухгалтерией и др.);

2. рабочий план счетов бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета);


3. форму ведения бухгалтерского учета (журнально – ордерная, мемориальная и др.);

4. порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

5. формы первичных учетных документов, по которым предусмотрены стандартные формы;

6. перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;

7. организационные вопросы работы бухгалтерской службы.

Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета должен устанавливать:

1. формы бухгалтерской отчетности;

2. порядок начисления амортизации по основным средствам;

3. порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

4. порядок проведения переоценки;

5. методы списания транспортно – заготовительных расходов;

6. методы оценки списываемых материально производственных запасов;

7. метод учета затрат на производство, калькулирование себестоимости продукции;

8. порядок учета выпуска продукции (с использованием или без использования счета «Выпуск продукции»);

9. методы оценки незавершенного производства и другие.

Методический раздел учетной политики для целей налогообложения разрабатывается в соответствии с налоговым кодексом, включает в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начислений).

Выбранная учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, величины налогов и показателей финансового состояния.

Учетная политика является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики.

Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять анализ показателей деятельности организации за различные периоды.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

1. величина основных производственных фондов;

2. отраслевая принадлежность;

3. масштабы деятельности организации;

4. управленческая структура организации (цеховая, безцеховая);

5. уровень квалификации бухгалтерских работников;

6. финансовая стратегия организации.

При стремлении организации к уменьшению выплат по налогам будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволяют увеличить себестоимость – применение ускоряющих коэффициентов при начислении амортизации. Если организация, наоборот желает иметь в отчетности «красивые» показатели прибыли, рентабельности (ОАО), то она должна наоборот уменьшать себестоимость всеми доступными способами,(начисление амортизации линейным способом, материалы списываются в производство методом ФИФО).

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции. Основными слагаемыми системы организации бухгалтерского учета являются первичный учет и документооборот, инвентаризация, план счетов бухгалтерского учета, формы бухгалтерского учета, формы организации учетно-вычислительных работ, объем и содержание отчетности.

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются:

q рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

q формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

q порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

q способы оценки активов и обязательств;

q правила документооборота и технология обработки учетной информации;

q порядок контроля за хозяйственными операциями;

q другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

На организацию бухгалтерского учета оказывает влияние организационно-технический аспект учетной политики, который предполагает принятие и утверждение:

q положения о бухгалтерской службе организации, должностных инструкций работников бухгалтерии,

q формы ведения бухгалтерского учета

q рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

q технологии обработки учетной информации;

q форм первичных учетных документов, не предусмотренных типовыми формами;

q плана (графика) документооборота;

q форм документов для внутренней и внешней бухгалтерской отчетности;

q порядка внутреннего контроля;

q порядка проведения инвентаризации.

Учетная политика организации регламентирует деятельность бухгалтерии, и именно от нее в решающей степени зависит качество учета.

Организационное построение бухгалтерской службы

Учетная политика устанавливает, кто и каким образом будет вести бухгалтерский учет. Согласно Федеральному Закону "О бухгалтерском учете" руководитель организации может:

a) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером,

b) ввести в штат должность бухгалтера,

c) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту,

d) вести бухгалтерский учет лично.

Выбранный вариант зависит, помимо прочего, от объема учетной работы - при небольшом объеме возможны варианты b), c) или d), при больших объемах работ нужно учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Также от объема учетной работы зависит численность работников в бухгалтерской службе – чем больше объем учетной работы, тем больше количество работников. Грамотно прописанная учетная политика может значительно снизить трудоемкость. Например, в целях снижения трудоемкости учета можно прописать в учетной политике линейный способ амортизации основных средств и нематериальных активов, материально-производственные запасы списывать по средней себестоимости, приобретаемые товары оценивать по покупным ценам, управленческие расходы и расходы на продажу прямо списывать на себестоимость, не создавать резервы по сомнительным долгам и резервы предстоящих расходов, и т.д.

В учетной политике указываются выполняемые бухгалтерской службой функции (номенклатура дел) с распределением участков работы - обязанности и полномочия распределяются между учетными работниками, определяются функции и полномочия главного бухгалтера и других работников бухгалтерии (т.е. разрабатываются должностные инструкции). Тщательная разработка должностных инструкций специалистов бухгалтерии является решением часто встречающейся проблемы - некоторой расплывчатости функций отдельных работников, приводящей к различным нарушениям в производстве учетного процесса, сложностям оценки трудового вклада каждого работника, проблемам взаимозаменяемости сотрудников. Объем функций, возлагаемых согласно учетной политике на бухгалтерскую службу, оказывает влияние на ее структуру. В зависимости от выполняемых функций определяется структура и штатное расписание бухгалтерской службы – для выполнения определенной функции в штат вводится соответствующая должность или целое подразделение. В учетной политике может быть предусмотрено утверждение постоянно действующей комиссии (для установления сроков использования нематериальных активов и для определения целесообразности и непригодности объектов основных средств).

Учетная политика определяет место бухгалтерской службы в системе управления организацией, порядок взаимодействия и основные принципы обмена информацией с другими подразделениями, состав и соподчиненность отдельных учетных подразделений и работников бухгалтерской службы.

В учетной политике указывается, организована учетная работа централизовано или децентрализовано, соответственно распределяются полномочия и ответственность между бухгалтериями головного подразделения и филиалов.

В целях облегчения работы центральной бухгалтерии в учетной политике может быть предусмотрено выделение на отдельный баланс некоторых производств и хозяйств (особенно не относящихся к основным и производственно-вспомогательным). При этом организуется отдельный учет деятельности этих производств и хозяйств. Самостоятельно учитывая свою хозяйственную деятельность, формируя на отдельном балансе все показатели финансовой и иной отчетности, эти хозяйства не обладают правами юридического лица. Поэтому составляемая бухгалтерами или ответственными лицами этих производств и хозяйств отчетность "вливается" в отчетность самого предприятия. По усмотрению центральной бухгалтерии предприятия такие производства могут предоставлять данные о своей хозяйственной деятельности в произвольные сроки и в произвольных объемах, достаточных. однако, для достоверного и своевременного отражения в учете и отчетности головного предприятия. Для выделенных на отдельный баланс производств и хозяйств в учетной политике устанавливается периодичность, срок сдачи и объемы отчетности, определяется лицо, ответственное за достоверность предоставляемых отчетов. На отдельный баланс также могут быть выделены подразделения (филиалы, представительства, отделения или другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия), особенно если данные подразделения территориально разделены с головным предприятием. Для них в учетной политике также устанавливается периодичность, срок сдачи и объемы отчетности, определяется лицо, ответственное за достоверность предоставляемых отчетов. Для формирования управленческой отчетности в учетной политике также может быть предусмотрено обособление учетных данных по отдельным видам деятельности.

Форма ведения бухгалтерского учета

Вопрос об организации бухгалтерской службы находится в прямой зависимости от того, какая форма ведения учета будет выбрана. Выбранная форма учета указывается в учетной политике.

Организация обязана утвердить формы регистров бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета могут вестись в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных носителях.

В настоящее время организации при решении вопроса о применении регистров бухгалтерского учета могут выбирать из следующих форм, рекомендованных Минфином России для коммерческих и некоммерческих организаций (за исключением бюджетных организаций):

q формы бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники (требования к программам и регистрам бухгалтерского учета приведены в Методических рекомендациях Минфина СССР и ЦСУ СССР от 20.02.1981 № 35/34-Р/426 "По организации бухгалтерского учета с использованием вычислительной техники");

q единая журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий (утверждена письмом Минфина СССР от 08.03.1960 № 63 с учетом рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях");

q журнально-ордерная форма счетоводства для небольших предприятий и хозяйственных организаций (утверждена письмом Минфина СССР от 06.06.1960 № 176 с учетом рекомендаций, приложенных к письму Минфина России от 24.07.1992 № 59;

q упрощенная форма бухгалтерского учета (простая и форма с использованием регистров учета имущества) для субъектов малого предпринимательства, которая утверждена Приказом Минфина России от 21.12.1998 № 64н.;

q мемориально-ордерная форма счетоводства;

q другие формы регистров бухгалтерского учета.

Наиболее простой формой является "журнал-главная". Эта форма находит применение на предприятиях с небольшой численностью работающих и с небольшим количеством операций. Данная форма учета позволяет начинающим бухгалтерам достаточно быстро освоить методологию учета, посмотреть как бы "сверху" на всю процедуру бухгалтерского учета на предприятии, не отвлекаясь на технику заполнения сложных учетных регистров.


Схема учета "журнал-главная" выглядит так:


Мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между работниками бухгалтерии и автоматизации учета. Однако в этой форме учета многократно повторяются одни и те же записи в различных учетных регистрах, что увеличивает объем работ.


Схема данной формы учета имеет следующий вид:


Существует упрощенный вариант данной формы для малых предприятий:


Журнально-ордерная форма применяется при больших объемах хозяйственной деятельности в условиях ручной обработки информации. Она позволяет в значительной степени организовать параллельное ведение учета на разных его участках.


Журнально-ордерная форма учета может быть представлена в следующем виде:


Автоматизированная форма учета основана на использовании электронно-вычислительной техники и представляет собой комплексную автоматизацию учетного процесса, начиная от сбора первичных учетных данных до получения бухгалтерской отчетности. В настоящее время обычно применяется автоматизированная форма учета.

Технология сбора и обработки информации

Технология сбора и обработки учетной информации в составе организационно-технологического аспекта учетной политики представляет собой совокупность средств обработки учетной информации. В данном подразделе учетной политики следует указать характеристики программного продукта, с помощью которого осуществляется бухгалтерский учет в организации. Обработка учетной информации может быть произведена с использованием любого программного продукта, главное - чтобы в нем были учтены требования Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета. Технология сбора и обработки информации напрямую связана с выбранной формой счетоводства. В настоящее время, как правило, используется автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета с помощью определенной бухгалтерской программы, например "1С.Предприятие" и дополнительных модулей и конфигураций к ней.

Технология сбора и обработки информации зависит от множества факторов:

q количества видов деятельности у организации;

q количества хозяйственных операций, совершаемых организацией за конкретный промежуток времени, что определяет и объем поступающей информации;

q количества подразделений и местонахождение этих подразделений с точки зрения возможностей обмена информацией между бухгалтерией и службами подразделений;

q организационной структуры подразделений и условий их хозяйствования.

Выбор программных продуктов для применения в учетном процессе должен основываться на следующих их возможностях:

q формирования регистров бухгалтерского учета типовых и произвольных форм и воспроизводства их в печатном и визуальном виде;

q составления, обработки и контроля первичных учетных документов типовых форм и форм, утвержденных в учетной политике организации;

q накапливания итогов и производства расчетов (процентов, сумм амортизации, курсовых разниц и др.) для формирования необходимой учетной информации;

q использования данных, полученных и обобщенных в предыдущих отчетных периодах.

Технология сбора и обработки информации разрабатывается главным бухгалтером для каждого участка учета на основании действующего законодательства по бухгалтерскому учету.

При ведении бухгалтерского учета с помощью программных продуктов определяются сроки, когда будут распечатываться регистры и другие учетные документы. Первичные документы, как правило, распечатывают сразу после внесения бухгалтерской записи. Для журналов операций это может производиться в конце каждого месяца или в следующем за истекшим. Главная книга также может распечатываться за каждый истекший месяц либо в конце года. Первичные учетные документы должны быть систематизированы и сброшюрованы к журналам операций в хронологическом порядке. В ряде случаев журналы и первичные документы могут храниться отдельно друг от друга. В этом случае необходимо указать наименование дела, в котором будут храниться первичные документы, и составить регистр таких дел (если их несколько).

Рабочий план счетов

В соответствии Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" рабочий план счетов бухгалтерского учета утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета при утверждении учетной политики. Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухучета. Он разрабатывается на основе Плана счетов и инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета. В рабочем плане счетов указываются наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, применяемых организацией для учета хозяйственных операций. Организация может уточнять содержание приведенных в плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, вводить дополнительные субсчета. Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в рабочий план счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Грамотно сформированный план счетов обеспечивает эффективную систему документооборота, возможность внесения изменений в систему счетов без кардинальной реорганизации всего плана счетов (т.е. является гибким), полноту аналитических счетов для формирования бухгалтерской отчетности. Глубина аналитического учета будет зависеть от возможности организации переработать соответствующий объем информации (бухгалтерских записей). Хорошо построенная система аналитических счетов может позволить оптимизировать процесс обработки информации в целях составления управленческой, статистической, налоговой отчетности.

Рабочий план счетов разрабатывается организацией в зависимости от групп хозяйственных операций, характерных для организации, отраслевых особенностей, организационно-правовой формы, видов деятельности и др. Номенклатура субсчетов (счетов второго порядка), предусмотренных в плане счетов, формируется в составе рабочего плана счетов исходя из потребностей управления, включая экономический анализ хозяйственной деятельности, контроль, требования бухгалтерской отчетности. При наличии на предприятии не выделенных на отдельный баланс обособленных подразделений, для облегчения контроля за результатами деятельности таких подразделений в учетной политике предусматриваются одноименные субсчета на всем спектре синтетических счетов, используемых такими подразделениями. Аналогичным образом можно поступать при наличии на предприятии нескольких основных видов продукции, если используется попередельный метод калькулирования себестоимости продукции (особенно, если одноименная продукция поставляется и в Россию и на экспорт).

Маленькая организация с небольшим количеством операций, с грамотным бухгалтером и хорошим уровнем автоматизации может себе позволить на субсчетах, открываемых к синтетическим счетам, отражать состояние всех хозяйственных операций. Например, можно на субсчетах к счету 01 "Основные средства" вести картотеку основных средств, а на субсчетах к счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - расчеты с персоналом. В большой организации такие приемы использовать невозможно. Необходимо прибегать к созданию дополнительных аналитических счетов, ведению дополнительных картотек и справочников. Малое предприятие, скорее всего, воспользуется стандартным планом счетов бухгалтерского учета или типовым вариантом, предлагаемым в составе приобретенной бухгалтерской программы. При этом на малом предприятии всегда существует возможность перестроить документооборот под выбранный план счетов. Крупному многопрофильному предприятию вряд ли удастся обойтись типовыми разработками. При использовании любой бухгалтерской системы потребуется индивидуальная настройка типовых решений к потребностям организации.

Первичные учетные документы

В учетной политике утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.

Формы первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы, разрабатываются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями Федерального Закона "О бухгалтерском учете". Они должны обладать юридической силой и содержать следующие обязательные реквизиты:

q наименование документа, отражающее финансово-экономическое содержание хозяйственной операции. Документ может не иметь кода формы, если он разработан в самой организации и представлен в учетной политике. Однако наличие кода обязательно в том случае, если документ обрабатывается автоматизированным способом;

q дату составления документа, которая дает возможность определить конкретную дату совершения оформленной операции, что необходимо для реализации в бухгалтерском учете требований полноты, непрерывности, приоритета содержания над юридической формой. Датой составления документа является дата его подписания, утверждения, а для акта - дата совершения события;

q наименование организации, от имени которой составлен документ. Оно позволяет установить принадлежность первичного учетного документа к той или иной организации;

q измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

q наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.

Также при формировании учетной политики организация в случае необходимости может дополнить унифицированные формы дополнительными реквизитами и изменить формат строк и граф, расширив или сузив их. Внесенные в формы изменения должны быть оформлены соответствующей распорядительной документацией.

Разработанные в соответствии с вышеизложенными требованиями формы первичных учетных документов прилагаются к учетной политике. Если у учреждения отсутствует потребность в первичных учетных документах, для которых не предусмотрены типовые формы, в учетной политике делается следующая запись: "Организация не применяет первичные учетные документы, для которых не предусмотрены типовые формы".

Утверждается перечень должностных лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, причем рекомендуется по каждой группе первичных документов или даже по каждой форме первичных документов утвердить перечень должностных лиц, по отношению к которым делегируется право подписи первичных документов. Закрепление необходимо для контроля за правомерностью совершения хозяйственных операций. В связи с этим в документах должны быть расшифровки подписей таких лиц. Когда должностное лицо, имеющее право подписи на первичном документе, отсутствует, его может подписывать лицо, являющееся исполняющим обязанности, или заместитель этого должностного лица. В этом случае обязательным является указание фактической должности лица, подписавшего документ, и его фамилия.

Организация документооборота

От момента составления до сдачи документа в архив он проходит определенный путь, называемый документооборотом. Этапами документооборота являются: составление (выписка) документа, приемка документа бухгалтерией, регистрация документа в системе учетных записей, передача документа в архив. Задача хорошо организованного документооборота состоит в ускорении движения документов, а правильное представление о документообороте может позволить определить необходимую численность работников бухгалтерии, стать основой нормирования труда работников. Правила документооборота устанавливаются для упорядочения работы по созданию, контролю и использованию в бухгалтерской деятельности первичных учетных документов, своевременности формирования данных бухгалтерской отчетности. Для этого формируется график документооборота как составной элемент учетной политики организации. Он представляется в виде схемы и включает перечень работ по составлению, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации и всеми исполнителями соответствующих работ с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения. График документооборота регламентирует перечень и формы первичных учетных документов, а также перечень должностных лиц, ответственных за их оформление и утверждение.

График документооборота формируется в соответствии с требованиями, содержащимися в "Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете" № 105 от 29.07.1983, и должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота повышает оперативность обработки и движения документов, способствует улучшению всей учетной работы и усилению контрольных функций бухгалтерского учета, что в конечном счете сказывается на качестве работы бухгалтерской службы.

Утвержденная в учетной политике система документооборота регламентирует следующие вопросы:

q порядок создания первичных учетных документов;

q контроль правильности заполнения форм первичных учетных документов;

q порядок и сроки передачи первичных учетных документов в бухгалтерию;

q порядок передачи первичных учетных документов в архив.

Общими требованиями к документообороту являются:

q составление первичного документа в момент совершения хозяйственной операции в соответствии с требованиями его оформления;

q передача документов в бухгалтерию для контроля за своевременностью и полнотой сдачи для учетной обработки;

q проверка бухгалтерией принятых первичных документов:

По форме в соответствии с требованиями полноты и правильности оформления, заполнения обязательных реквизитов;

По существу в соответствии с требованиями законности хозяйственных операций, логической увязки отдельных показателей документов, правильности арифметических подсчетов;

q обработка документов в бухгалтерии:

Таксировка (расценка);

Группировка документов, однородных по экономическому содержанию;

Контировка, представляющая собой указание в первичном учетном документе корреспонденции счетов по операциям, вытекающим из содержания документа;

q сдача первичных учетных документов в архив после составления на их основании учетных регистров.

В исполнении первичных учетных документов принимают участие кроме собственно работников бухгалтерской службы и сотрудники других (функциональных) подразделений организации. Совокупность бухгалтерской службы и работников функциональных подразделений организации, в обязанности которых входит выполнение отдельных операций по сбору первичной информации, ее обработке и анализу, а также составление на ее основе отчетов для различных групп пользователей, представляет собой учетную службу организации. Принципы разделения полномочий и ответственности бухгалтерской службы и работников функциональных подразделений организации, выполняющих отдельные учетные функции, регулируются внутрифирменным положением об учетной службе. Распределение обязанностей по формированию и обработке документов между бухгалтерской службой и работниками функциональных подразделений организации, выполняющими отдельные учетные функции, регулируются положением о системе документооборота. В закреплении распределения обязанностей по формированию и обработке документов между бухгалтерской службой и работниками функциональных подразделений организации во внутреннем документе, безусловно, заинтересована бухгалтерия. Это позволит работникам бухгалтерии снять с себя обязанности по оформлению первичных документов, заполнение которых входит в обязанности работников организации, например путевых листов, авансовых отчетов, нарядов-заказов и т.п.

График документооборота может быть оформлен схемой или перечнем работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми исполнителями с указанием взаимосвязи документов и сроков выполнения работ. Пример такого графика приведен в приложении к "Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете" № 105 от 29.07.1983.

Работники организации должны составлять и представлять документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их оформления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы.

Контроль за соблюдением графика исполнителями работ ведет главный бухгалтер организации, а ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, своевременную передачу их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы.

В организациях со сложной структурой управления порой бывает очень сложно определить, кто виновен в том, что своевременно не были оформлены необходимые документы, подтверждающие тот или иной факт хозяйственной деятельности. В результате в ходе документальной проверки к предприятию могут быть предъявлены финансовые санкции за искажение его финансового состояния. В данном случае график документооборота будет являться одним из главных документов для принятия мер воздействия в отношении конкретных исполнителей, виновных в несоблюдении графика документооборота, повлекшим за собой ошибки в учете.

Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет. Для сдачи в архив документы подбираются в хронологическом порядке, комплектуются, переплетаются и подшиваются в папки. Сдача документов в архив сопровождается справкой. В учетной политике определяются лица, ответственные за хранение документов бухгалтерского учета.

Внутренняя отчетность

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы внутренней бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности необходимы для внутренних пользователей (менеджеров разного уровня) в целях принятия управленческих решений, контроля за хозяйственной деятельностью как организации в целом, так и ее структурных (производственных, хозяйственных и управленческих) подразделений, а также для подведения итогов в сфере финансового и управленческого учета.

Методики составления и единые формы внутренней бухгалтерской отчетности отсутствуют. Содержание форм внутренней бухгалтерской отчетности определяется особенностями деятельности организации: формой собственности, масштабом организации, организационной структурой управления, отраслевыми характеристиками деятельности, технологическими особенностями производственного процесса, спецификой снабженческой и сбытовой деятельности и др. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования:

q адресности, представляющей ориентацию содержания форм и периодичность их составления на конкретных пользователей;

q оперативности, т.е. составления за короткий временной период (смену, рабочий день, неделю, пятидневку и др.);

q соблюдения соотношения превышения выгод от использования учетной информации над затратами по составлению отчетности.

Внешняя отчетность

Учетная политика устанавливает, кто составляет и в какие сроки предоставляет квартальную и годовую отчетность. В соответствии с Федеральным Законом "О бухгалтерском учете" годовая отчетность представляется в течение 90 дней по окончании года, а квартальная - в течение 30 дней по окончании отчетного квартала. Необходимость фиксации срока в учетной политике вызвана тем, что учредители предприятия или иные заинтересованные пользователи отчетностью могут установить и иные сроки представления бухгалтерской отчетности. Также следует отметить, что в общем случае законом предусмотрено предоставление акционерам лишь годовой финансовой отчетности. Однако акционерами может быть принято решение о возложении на исполнительный орган общества обязанности по предоставлению отчетности ежеквартально или ежемесячно, что и должно быть отражено в учетной политике.

Согласно Приказу Минфина РФ от 22.07.2007 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" организации обязаны самостоятельно разработать и утвердить в учетной политике формы бухгалтерской отчетности. При этом рекомендовано учитывать образцы форм, приведенные в приложении к названному приказу Минфина РФ. Следует отметить, что рекомендуемые Минфином формы отчетности не имеют построчной нумерации (за исключением нумерации итоговых разделов бухгалтерского баланса), поэтому при утверждении собственных форм отчетности предприятия обязаны не только структурировать (дополнить или убрать строки или показатели) формы под особенности своей финансово-хозяйственной деятельности, но и снабдить их нумерацией строк. При этом в случае отсутствия у организации данных по соответствующим активам, обязательствам, доходам, расходам, хозяйственным операциям, показатели (строки, графы) по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются. При утверждении объема форм бухгалтерской отчетности, которые предприятие будет обязано представлять в соответствующие адреса, необходимо в соответствии с Приказом от 22.07.2007 г. № 67н учитывать следующее:

В общем случае и промежуточная (квартальная), и годовая бухгалтерская отчетность должна состоять из всех пяти предусмотренных форм (кроме формы № 6),

В отношении отдельных категорий организаций предусмотрен ряд особенностей в объеме предоставляемых форм отчетности.

На процесс составления отчетности влияет и организация бухгалтерской службы, и принятый рабочий план счетов, и выбранная система сбора и обработки информации. В свою очередь отчетность, которую организация планирует составлять, диктует требования к системе аналитического учета, необходимому уровню автоматизации, системе сбора и обработки информации и т.д.

Разработка порядка формирования отчетности предусматривает:

q определение видов отчетности, которые организация планирует формировать с использованием данных системы бухгалтерского учета: бухгалтерская и прочая (статистическая, налоговая, в экологические фонды и т.п.); внешняя и внутренняя; бухгалтерская отчетность собственная и сводная; бухгалтерская отчетность по российским и международным стандартам; годовая и периодическая (промежуточная);

q определение показателей отчетности;

q разработку форм отчетности;

q разработку алгоритмов формирования показателей отчетности, форм отчетности;

q разработку контрольных процедур в процессе формирования отчетности;

q установление лиц, ответственных за формирование отчетности, сроков и адресов ее представления.

При разработке форм бухгалтерской отчетности надо принимать во внимание наличие типовых форм отчетности, предусмотренных Минфином России. Однако следует учесть, что единых форм, обязательных к заполнению, нет. Образцы форм, которые рекомендованы приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н, содержат только минимально необходимый состав показателей и являются рекомендуемыми. Организации могут изменять и дополнять их, а при желании и разрабатывать свои формы. Очевидно, что у многих организаций фактическая форма баланса должна отличаться от рекомендуемой Минфином России. Этот момент должен быть обязательно отражен в учетной политике организации. Организация может представлять бухгалтерскую отчетность ее пользователям либо на бумажных носителях, либо в электронном виде. Выбранный вариант закрепляется в учетной политике.

Система внутреннего контроля

Система внутреннего контроля, определяемая в учетной политике, включает контроль за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции; порядок контроля за хозяйственными операциями, обеспечивающий сохранность материальных ценностей учреждения. Внутренний контроль может осуществлять служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель. Обычно внутренний контроль осуществляется в организациях силами контрольно-ревизионной комиссии или подразделениями внутреннего аудита, деятельность которых регламентируется соответствующим положением.

Порядок контроля за хозяйственными операциями включает содержательную проверку, которая ведется по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров (точек) контроля за всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации.

q порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством:

q при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже и других подобных случаях;

q перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

q при смене материально ответственных лиц;

q при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

q в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций;

q при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях.

В Учетной политике отражаются задачи инвентаризации. Задачами проведения инвентаризации организации являются:

q определение фактического наличия имущества в натуральном выражении;

q определение производственных запасов в натуральном выражении, в частности сырья для определения фактического расхода сырья и материалов на производство продукции (работ, услуг) в соответствии с отраслевыми особенностями;

q контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;

q выявление товарно-материальных ценностей, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество, морально устаревших, с целью минимизации остатков неликвидных товаров;

q выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей для проведения их переоценки с целью последующей реализации;

q проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, соблюдения правил содержания и эксплуатации оборудования и других основных средств с целью определения эффективности их использования;

q проверка реальной стоимости (оценки) учтенных на балансе активов, реальности и достоверности финансовых обязательств.

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49.

Назначение инвентаризационной комиссии, ее состав, сроки и порядок деятельности определяются приказом руководителя. В учетной политике может быть предусмотрено создание постоянно действующей инвентаризационной комиссии для проведения непрерывных (перманентных) инвентаризаций. При этом утверждается график работы комиссии с указанием сроков и объектов проверки. Например, эта комиссия может последовательно, день за днем, проверять сохранность материально-производственных запасов на складах организации или незавершенного производства в цехах. Преимущество перманентных инвентаризаций перед традиционными состоит в том, что они сглаживают расхождения между фактическим наличием ценностей и учетными данными в межотчетном периоде.

Фактическая себестоимость списываемой суммы недостач и порчи запасов включает договорную (учетную) цену запаса и долю транспортно-заготовительных расходов (ТЗР), относящихся к этому запасу. Порядок расчета указанной доли организация определяет самостоятельно. Методика расчета доли ТЗР, относящейся к недостающим запасам, закрепляется в учетной политике организации.

Порядок выдачи денежных средств под отчет

В учетной политике устанавливается порядок выдачи денежных средств под отчет.

При этом должен быть определен:

Круг материально-ответственных лиц, имеющих право на получение денег под отчет, с которыми заключены договоры о полной материальной ответственности;

Предельный размер подотчетных средств;

Сроки представления авансового отчета.

Размер и сроки выдачи денежных средств под отчет определяет руководитель учреждения. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, предъявить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Следует помнить, что установление в учетной политике иных сроков возврата наличных денежных средств (более трех дней), выдаваемых в подотчет, неправомерно.

8) Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие.- М: экономистъ, 2005 г.

9) Климова М.А. Бухгалтерское дело: Учеб. пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006 г.

10) Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.

11) Львова И.Н. Учетная политика организации: учеб. пособие. – М.: Магистр, 2008.

Периодические издания

12) Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. "Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2008 год " // "Налоги и финансовое право", № 12, декабрь 2007 г.

13) Валова С.Р. "Учетная политика: анализируем основные ошибки ее составления " // "Налоговая проверка", N 6, ноябрь-декабрь 2008 г.

14) Кензеева И.А. "Аудит учетной политики организации" // "Аудиторские ведомости", N 6, июнь 2004 г.

15) "Организационно-технические аспекты учетной политики" // "Новая бухгалтерия", выпуск 6, июнь 2007 г.

16) Поленова С.П. "Содержание и формирование учетной политики коммерческих организаций " // "Все для бухгалтера", N 5, май 2008 г.

Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил. Реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.

Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра. При чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.

Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.

Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в Казахстане для современной постановки бухгалтерского учета.

Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РК в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин «учетная политика предприятия». Использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Думается, что еще рано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание «accounting policies» (в международных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакая политика, не строится по международным стандартам. Поэтому было бы целесообразно использовать термин, например, «Положение по бухгалтерскому учету предприятия» или «Правила и принципы организации и ведения бухгалтерского учета предприятия».

Согласно приказу Министерства финансов РК (основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования - для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия - для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РК, учрежденным документом либо о собственной инициативе.

Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской информации. Поскольку одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта), то целью данной работы является:

определить содержание и дать определение учетной политики;

разработать примерный проект учетной политики предприятия и показать порядок ее оформления и содержание;

дать комментарии по пунктам разработанного проекта учетной политики и определить факторы, влияющие на их принятие.

Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. И поскольку эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит от решения указанной функции бухгалтерского учета, то целью данной работы является также показать основные организационные аспекты бухгалтерского учета и технические принципы их реализации.

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени» (5.С.48); «… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования» (2.С.7); «… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности» (7.С.10). В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности» (1.С.5). Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

Метод бухгалтерского учета как наука сложился 500 лет тому назад и никакой общественно - экономический строй, как показывает практика, не может поменять его. Изменения же происходят только в техническом и организационном плане с целью более рационального и эффективного использования метода бухгалтерского учета. Поэтому международные стандарты предусматривают не совокупность методов и способов ведения бухгалтерского учета, а принципов и правил организаций и технологической основы реализации его способов. Поэтому, учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил (вариантов) организации и технологии реализации способов (метода) бухгалтерского учета на предприятии с целью формирования максимально оперативной, полной, объективной и достоверной финансовой и управленческой информации предприятия.

Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики предприятия наглядно отражена на рисунки приведенном ниже.

Таблица 1- Взаимосвязь метода бухгалтерского учета и учетной политики

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

как реализация метода бухгалтерского учета

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Первичное наблюдение

Стоимостное измерения

Текущей группировки

Итогового обобщения

Реквизиты и формы первичных документов, документооборот и т.д.

Периодичность и масштабы инвентаризации, порядок ее проведения

Конкретные способы оценки имущества и обязательств

Конкретные способы калькуляции себестоимости продукции и т.д.

План счетов

Схемы отражения в учете отдельных фактов хозяйственной деятельности

Состав статей баланса, конкретные способы оценки имущества и обязательств

Реквизиты и формы отчетов, состав статей и т.д.

Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. / М.: «Бухгалтерский учет» 1994г.

Учетная политика являющаяся инструментарием реализации способов (приемов) метода бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения текущей группировки, итогового обобщения), может отличаться на разных предприятиях.

Учетная политика предприятия формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, выбор для использования которых требует системного подхода с целью максимальной оптимизации. Поэтому следует при выборе учетной политики учитывать влияющие факторы:

форму собственности и организационно-правовой статус предприятия (государственное, частное, акционерное общество, товарищество и т.д.); отраслевую принадлежность и вид деятельности (промышленность, строительство, торговля, сельское хозяйство и т.д.); организационную структуру управления и наличия структурных подразделений; размеры (масштабы деятельности, объема продаж, численность персонала и др.);

текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке, осуществление инвестиционных программ, повышение котировок акций и др.);

особенности деятельности - производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, системы и формы расчетов, взаимоотношения с покупателями), финансовой (взаимоотношения с банками и другими финансовыми институтами, налоговой системой), управленческой (структура, независимость от собственников, отчетность перед ними, уровень технического обеспечения, в том числе компьютерной техникой);

кадровое обеспечение - уровень квалификации персонала (опыт, навыки, степень понимания стоящих перед ним задачи и проблем, способность их разрешать);

хозяйственная ситуация - развитость инфраструктуры рынка, состояние хозяйственного, налогового, бухгалтерского законодательства, благоприятность инвестиционного климата и т.д.

Учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, исполнение которых представляется безусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

Принципы и правила - это не стопроцентная унификация учетного процесса. Эти правила устанавливают рамки в построении системы учета на предприятии, которые необходимо соблюдать при выборе учетных процедур и разработке учетного процесса.

Общие принципы и правила установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия целесообразно исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

При формировании учетной политики предполагается, что: имущество и обязательства предприятия существуют обособленно от имущества и обязательств собственников этого предприятия и других предприятий (допущение имущественной обособленности предприятия); предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сохранения деятельности и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности предприятия); выбранная предприятием учетная политика применяется последовательно, от одного отчетного года к другому (допущение последовательного применения учетной политики); факторы хозяйственной деятельности предприятия относятся к тому отчетному периоду (и, следовательно, отражаются в бухгалтерском учете), в котором они имели место независимо от факторного времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими факторами (допущение времени определенности факторов хозяйственной деятельности).

Учетная политика предприятия должна обеспечивать: полноту отражения в бухгалтерском отчете всех факторов хозяйственной деятельности (требования полноты); большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская создания скрытых резервов) (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости); рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия (требование рациональности).

При формировании учетной политики предприятия по конкретному направлению (вопросу) ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного варианта из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РК. Если указанная система не устанавливает варианты ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, то при формировании учетной политики разработка предприятием соответствующего варианта осуществляется исходя из Положений по бухгалтерскому учету. В обоих случаях должно быть выдержано одно важнейшее условие - единство учетной политики на предприятии. Это означает, во-первых, применение избранных способов, всеми структурными подразделениями предприятия, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым планированием.

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность системы бухгалтерского учета. Поэтому она должна охватывать все аспекты учетного процесса: методический, технический и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

Методический аспект включает:

Критерий отнесения предметов к основным средствам и МБП.

Способ погашения стоимости находящиеся в эксплуатации МБП.

Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.

Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.

порядок финансирования ремонта основных средств.

Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).

Формирование учетных групп материальных ценностей.

способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.

Способ учета выпуска продукции.

Сроки погашения расходов будущих периодов.

Перечень резервов предстоящих расходов и платежей.

Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

Технический аспект - как реализуются эти способы в учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

План счетов бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета.

Технология обработки учетной информации.

Организация внутрипроизводственного контроля.

Организация составления отчетности.

Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. Необходимость в этом обуславливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность предприятия невозможна без упорядоченности его внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики на результаты работы предприятия столь существенно, что требует решения первого руководителя предприятия.

К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики.

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них - графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия.

Различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и, вероятно, отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжения руководителя предприятия, ибо согласно действующему законодательству именно на руководителе лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, установленными главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета на предприятии.

Способы ведения учета. Избранные предприятия, должны применяться, как правило, с 1 января года, следующего за годом издания документа, оформляющего решение о принятии учетной политики. Однако в отдельных случаях документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного способов.

Создаваемые предприятия должны оформлять свою учетную политику по возможности в кратчайшие сроки. В начале деятельности предприятия при неукомплектованности штатов и недостаточности сведений о будущем развитии бизнеса весьма трудно определиться с учетной политикой. Поэтому она может быть оформлена в течение определенного периода. Оформление учетной политики должно быть произведено в срок не позднее 90 дней со дня приобретения предприятием прав юридического лица или государственной регистрации.

Особое внимание должно быть обращено на процедуру формирования учетной политики на предприятиях. В ней должны участвовать специалисты не только бухгалтерской службы, но и других функциональных подразделений и служб, в том числе финансовой, юридической, отдела внутреннего аудита, ревизионной комиссии.

На протяжении года предприятие должно строго следовать принятой учетной политики. При необходимости можно внести изменения в учетную политику, но только с начала нового отчетного года, о чем обязательно указывается в пояснительной записке к годовому отчету за предыдущий год. В течение отчетного года учетная политика может быть изменена в случае ликвидации, реорганизации или преобразования предприятия, а также изменений нормативных и законодательных документов РК.

Особое внимание необходимо уделять соответствию учетной политики хозяйственной ситуации, под которой понимается внутренние и внешние условия функционирования предприятия. В частности, на учетную политику могут оказать влияние такие события в хозяйственной жизни, как: запрет или ограничение той или иной деятельности; изменение условий договора, заключаемых с потребителями продукции работ, услуг, в том числе с государственными органами, и поставщиками материально-технических ресурсов, услуг; введение и отмена государственного регулирования цен на продукцию; реструктурирование источников формирования финансовых ресурсов; изменение условий внешнеэкономического режима; уровень инфляции и др.

Все изменения избранной учетной политики должны быть обоснованными. Если меняются методические способы ведения учета, то это предполагает наличие серьезных экономических факторов и предпочтительность использования новых способов.

Обоснованием перехода к использованию новых технических приемов учета может быть рационализация и оптимизация учетного процесса. В результате реорганизации предприятия происходят изменения в организационном аспекте системы учета, в частности преобразуется структура бухгалтерской службы. Последствия изменений тех или иных способов, составляющих учетную политику предприятия, неодинаковы. Если изменения касаются ее технических и организационных аспектов, то это в большей степени сказывается на качественных характеристиках самого учетного процесса. Корректировка же методических приемов может отразиться на финансовых результатах деятельности предприятия и тем самым изменить картину имущественного и финансового положения предприятия, что в свою очередь повлияет на выводы и действия пользователей бухгалтерской отчетности. Такие изменения должны быть выражены в стоимостном выражении. Оценка осуществляется на основании выверенных предприятием данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Стоимостная оценка последствий изменений в учетной политике может определяться: 1) как разница в оценке активов, в отношении которых используются новые способы оценки, до и после внесения этих изменений или 2) как непогашенная величина первоначальной стоимости активов.

В связи с изменением учетной политики предприятие должно определить порядок регулирования суммовых разниц, возникающих при переходе к использованию новых способов ведения учета. Иными словами, необходимо решить, будет возникшая суммовая разница включена в издержки производства или будет отнесена на чистую прибыль, либо капитализирована.

Так же, как и сама учетная политика, документальному оформлению подлежат изменения в ней. Имеется в виду необходимость издания соответствующего распорядительного документа и доведения его до сведения всех заинтересованных должностных лиц и других работников предприятия.

При тех или иных изменениях учетной политики особенно тщательно необходимо подходить к определению даты, с которой в учетную практику вводится новый прием. Его ведение не должно исказить финансового результата деятельности предприятия, усложнить учетный процесс или воспрепятствовать нормальному его ходу.

Теоретически новый способ учета можно ввести с любой даты, избранной предприятием. Однако с точки зрения практики наиболее приемлемым моментом является 1 января. Корректировка учетной политики с начала нового отчетного года обеспечивает последовательность учетного процесса в течение отчетного года и большую представительность показателей, формируемых в бухгалтерском учете.

Принятая предприятием учетная политика должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации. При этом под раскрытием информации подразумевается предание ее гласности. Применительно к учетной политике речь идет об описании в бухгалтерской отчетности важнейших способов ведения бухгалтерского учета. Необходимость в этом связана с назначением финансовой информации о деятельности предприятия. Чтобы проанализировать состояние предприятия на основе его финансовой отчетности, необходимо знать, как сформировались те или иные показатели, что отражает их изменение: реальное улучшение-ухудшение дел или корректировку методов исчисления этих показателей. Иными словами. Заинтересованный пользователь бухгалтерской отчетности должен иметь возможность понять и оценить те или иные данные, включенные в нее.

В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения. Под основными понимаются те положения учетной политики, которые существенно влияют на представление об имущественном и финансовом положения предприятия, его денежном обороте или результатах его деятельности, а также те, которые значительно влияют или могут сделать полезные выводы по ней.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: путем описания каждого из них либо путем указания отклонений от общих правил. В первом случае пояснительная информация к бухгалтерской отчетности включает более или менее подробное изложение всех основных положений учетной политики, независимо от того, являются они общепризнанными или нет.

Второй способ раскрытия учетной политики целесообразен для отчетности «внутриказахстанской пользования». При этом способе основные положения учетной политики раскрываются лишь в том случае, когда они отличаются от общепринятых правил. Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правила, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта. Если же предприятие допускает по тем или иным причинам отступления от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

В отечественной практике среди них - амортизационная политика в отношении основных средств; порядок начисления амортизации по нематериальным активам; метод оценки сырья, материалов и подобных ценностей; метод признания прибыли по долгосрочным договорам; фонды специального назначения; способы отражения в отчетности полученных займов и др.

Особому описанию подлежат изменения в учетной политике предприятия, происшедшие в течение отчетного года, равно как в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному, и существенно влияющие на оценки и решения пользователей бухгалтерской отчетности.

Учетная политика должна раскрываться в бухгалтерском отчете за год. Для промежуточных бухгалтерских отчетов это требование не обязательно. Исключения должны составлять случаи, когда при подготовке промежуточного отчета произошли существенные изменения в учетной политике по сравнению с последним по времени составления бухгалтерским отчетом, раскрывавшим учетную политику. В случае публикации бухгалтерской отчетности в объеме, меньше установленного, раскрытию подлежат как минимум та информация об учетной политике, которая непосредственно относится к публикуемым материалам.

Раскрытие учетной политики в бухгалтерской отчетности не исключает неправильного или неточного отражения фактов хозяйственной деятельности предприятия в этой отчетности. Оно не снимает с предприятия ответственности за нарушение установленных правил ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.

В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни предприятия и для внешних пользователей бухгалтерская информация является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.

Внутренний контроль учетной политики обеспечивается службами внутреннего аудита и ревизионной комиссией. Служба внутреннего аудита должна сосредоточиться главным образом на соответствии учетной политики установленному порядку учета и отчетности, обоснованности принятия администрацией тех или иных решений с точки зрения влияния их на конечные результаты деятельности предприятия, а также точности претворения выбранной учетной политики должна наблюдать за учетной политикой в интересах собственников предприятия, т.е. за тем, насколько принимаемые дирекцией предприятия решения реализуют цели собственников.

Внешний контроль учетной политики, избранной предприятием, может быть осуществлен независимой аудиторской организацией, а также государственными контролирующими органами, обладающими соответствующими полномочиями.

Аудиторский контроль. Информация об учетной политике как неотъемлемая составляющая бухгалтерской отчетности является одним из объектов аудиторской проверки. В процессе проверки устанавливается соответствие избранной предприятием учетной политики характеру и условиям деятельности этого предприятия, а также действующим правилам деятельности этого предприятия, а также действующим правилам и общепризнанным процедурам. Проверяя учетную политику, аудитор оказывает консультационную помощь предприятию.

Вторая сторона аудиторской проверки учетной политики связана с необходимости отчетности и соответствии ее реальному положению дел на предприятии. Если принять во внимание тот факт, что это мнение служит основой выводов и действий контрагентов предприятия, то становится очевидным, что мнение аудитора о достоверности отражения учетной политики в отчетности также важно. Аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности должно распространяться в равной степени и на информацию об учетной политике, избранной предприятием.

Основой для аудиторского исследования учетной политики является внутренняя документация предприятия, в том числе организационно-распорядительная документация, внутренние правила и регламенты, проекты организации бухгалтерского учета, проектная документация на организацию автоматизированного ведения учета, учетная документация, бухгалтерская отчетность и др. Анализ всех названных документов, позволит аудитору составить достаточно полное представление об учетной политике и ее реализации на практике.

Контроль налоговых органов. В отличие от аудиторского исследования учетной политики предприятия контроль налоговых органов преследует лишь одну цель - установление соответствия избранных предприятие способов ведения бухгалтерского учета требованиям и предписаниям налогового законодательства. При этом совершенно очевидно, что налоговые органы не волнует проблема соответствия установленных правил характеру и особенностям деятельности конкретного предприятия.

Проверка налоговых органов может осуществляться в пределах и порядке, установленных законом. В частности, подчас возникает вопрос о правомерности требований налоговой инспекции о сопровождении бухгалтерского отчета, представляемого в налоговую инспекцию, подробной справкой об учетной политике. В основе их - положения налогового законодательства о праве налоговых инспекторов требовать от предприятий предъявления различных материалов и пояснений, связанных с ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности. Проблема состоит в том, каким должен быть объем запрашиваемой информации, какие данные необходимы инспекции для оценки учетной политики. Очевидно, что речь должна идти лишь о наиболее существенных методических вопросах учета. Организация и техника учета могут заинтересовать налогового инспектора только при проверке предприятия на месте.

Бухгалтерский учет называют языком бизнеса. Он широко используется в деловом мире для описания сделок между различными субъектами. Понятиями бухгалтерского учета оперируют менеджеры, собственники, инвесторы – все, кто так или иначе вовлечен в деловую жизнь.

Переход к рыночной экономике ведет к значительному расширению роли бухгалтерского учета и отчетности. Это связано с расширением круга субъектов, принимающих инвестиционные и прочие хозяйственные решения и опирающихся при этом на данные бухгалтерского учета. Соответственно меняются и требования, предъявляемые к учету и отчетности. Основной целью системы учета и отчетности сейчас становится обеспечение достоверной информацией широкого круга лиц, заинтересованных в деятельности компании, представляющей отчетность.

Совокупность избранных предприятием способов осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итого обобщения фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете должна быть отражена в учетной политике предприятия.

В системе планового управления экономикой страны, учетная политика предприятия формировалась государством, в лице Госплана, Министерства финансов и отраслевых министерств, которые снабжали предприятия различного рода положениями, инструкциями и методическими указаниями. Этими документами и руководствовались предприятия при формировании учетной политики. Основными функциями бухгалтерского учета того времени были: контроль за хранением и использованием государственной собственности; учет и описание хозяйственной деятельности предприятия с целью оценки выполнения плана.

Когда же стали появляться многочисленные акционерные общества, товарищества с различными формами собственности, когда возникли рыночные структуры, стало необходимым принять новые критерии оценки деятельности предприятия и отражать в бухгалтерском учете особенности конкретного хозяйственного субъекта, то есть создавать учетную политику на каждом из них.

Финансовая отчетность не может быть составлена без взаимодействия бухгалтерского, управленческого и налогового учета. Каждый из этих участников требует определенных правил и положений для подготовки исходной информации, используемой для составления отчетов. Таким образом, учетная политика является специальным внутрифирменным документом, представленным совокупностью нормативных документов предприятия. Она содержит принципы, способы, правила и практические установки, принятые в соответствии с основами, предложенными национальными и международными стандартами финансовой отчетности.

Формирование учетной политики является важной и ответственной процедурой, которая влияет на подготовку и представление финансовой отчетности.

Формирование учетной политики заключается в выборе одного из способов, предлагаемых в каждом стандарте, обоснование их исходя из условий деятельности субъекта и принятии в качестве основы для ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности.

Возможность выбора конкретных способов по формированию учетной информации определена степенью свободы руководителя предприятия в формировании учетной политики.

Предприятие должно выбрать и применять учетную политику последовательно для одинаковых операций, событий и условий. При разработке учетной политики должны быть соблюдены определенные требования. В учетной политике должна быть отражена специфика деятельности предприятия, его организационно-правовая форма, форма собственно и т.д. По каждому виду активов и обязательств должны быть отражены выбранные предприятием из предлагаемых МСФО методы оценки. Кроме того, в ней следует указать частоту и сроки проведения инвентаризаций отдельных видов активов и обязательств, должностных лиц, ответственных за выполнение учетной политики.

Основной целью учетной политики является создание информации, позволяющей производить оценку капитала, активов, обязательств, доходов и расходов, за любой период деятельности предприятия для: составления финансовой отчетности; эффективности менеджмента; своевременных и правильных налоговых исчислений.

Раскрытие учетной политики называется процесс описания в финансовой отчетности ее аспектов, примененных субъектом в отчетном периоде. Раскрывается учетная политика в пояснительной записке к финансовой отчетности. В структуре пояснительной записки раскрытие учетной политики занимает первое место, только после освещения основных вопросов учетной политики раскрывается информация бухгалтерского отчета за период.

Учетная политика, являясь инструментом управления предприятием, должна обеспечить целостность системы учетного процесса. Это означает, что она должна объединить воедино все аспекты учетного процесса организации, то есть решать вопросы методического, технического и организационного характера.

Необходимость решения методических вопросов при формировании учетной политики вызвана тем, что, то или иное решение этих вопросов оказывает влияние на формирование финансового результата предприятия.

Решение организационно-технических вопросов при формировании учетной политики не оказывает принципиального влияния на формирование финансового результата предприятия, однако, имеет огромное влияние в целом на систему управления компанией и, соответственно, косвенно отражается на показателях эффективности предприятия.

Таким образом, учетная политика (при ее правильном формировании) позволяет обеспечить наиболее эффективное взаимодействие всех структур организации, участвующих в учетном процессе, и минимизировать затраты (материальные, трудовые и затраты времени) по разрешению возникающих вопросов.

Литература: Попова Л.А. Финансовый учет хозяйствующих субъектов – учебное пособие, Караганда, 2009 год. Путеводитель бухгалтера. Алматы: ТОО «Центральный Дом Бухгалтера», 2009. Шуванова В. И., Абдиманапов А. А. Организация бухгалтерского учета и формирование учетной политики предприятия: учебное пособие – Алматы, 2001.