Юрий куклачев и его театр кошек. Биография юрия куклачева Дочь куклачева

Московской области . Родители Дмитрий Семёнович и Валентина Ивановна были рабочими родом из Чеховского района Московской области .

С детства мечтал о профессии клоуна. В течение семи лет каждый год пытался поступить в цирковое училище, но безуспешно . В 1963 году поступил в московское профессионально-техническое училище № 3, где учился на печатника; работал в типографии «Молодая гвардия ». Однако продолжал быть верен своей детской мечте и по вечерам занимался в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь». В 1967 году стал лауреатом Всесоюзного смотра художественной самодеятельности. На заключительном концерте Всесоюзного смотра, проходившем в Цирке на Цветном бульваре , Юрий Куклачёв был отмечен специалистами и наконец-то приглашён в Государственное училище циркового и эстрадного искусства ; педагогом группы был клоун Николай Кисс. В 1971 году Куклачёв окончил цирковое училище по специальности «клоун-пародист-акробат» и стал артистом Союзгосцирка, в котором проработал до 1990 года. Цирковой образ Куклачёва - простодушный и лукавый клоун-скоморох, человек из народа в стилизованной русской рубахе. Сперва работал под псевдонимом Василёк .

Куклачёв ищет свою «изюминку», то, что будет отличать его от других цирковых артистов - и в середине 1970-х годов в его выступлениях впервые появляется домашняя кошка . Кошки считаются животными, крайне сложно поддающимися дрессировке - её практически невозможно заставить делать то, чего она делать не хочет. Для того, чтобы добиться результата в работе с кошками, нужно обладать знанием их повадок, терпением, умением отмечать и учитывать индивидуальные возможности каждого животного и с помощью позитивной мотивации активизировать их . По словам самого Куклачёва, к работе с кошками он пришёл случайно: однажды на гастролях он подобрал бездомного котёнка, которого забрал домой и назвал Кутька. Наблюдая, за повадками кота, Куклачёв решил попробовать научить его цирковым трюкам . Однажды, придя с работы домой Юрий Куклачёв обнаружил Стрелку - ещё одну кошку, появившуюся в доме Куклачёвых - спящую в кастрюле. Клоун несколько раз вытаскивал её из кастрюли, но та упорно залезала вновь на своё любимое место . Куклачёву пришло в голову на основе такого поведения питомца создать цирковой номер, который он назвал «Кот и повар» (название отсылает к И. А. Крылова). Позже животная труппа Куклачёва пополнилась ещё одной кошкой - Ромашкой - и мальтийской болонкой по кличке Паштет. Это позволило создать новые номера с участием нескольких животных .

Номера с дрессированными кошками принесли Куклачёву всесоюзную известность; вскоре его стали отправлять и на зарубежные гастроли. В 1976 году в Канаде ему вручили награду «Золотая корона клоунов» и диплом «За гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма». В 1980 году Куклачёв был удостоен премии Ленинского комсомола и почётного звания «Заслуженный артист РСФСР ». В 1985 году на престижном Международном цирковом фестивале в Монте-Карло Юрий Куклачёв был удостоен второй награды - «Серебряного клоуна» . В 1984 году Юрий Куклачёв оканчивает театроведческий факультет . В 1986 году, после выпуска программы «Цирк в моём багаже» Юрию Куклачеву было присвоено почётное звание «

Б росив родных, в последний день ушедшего 2015 года он сел в самолет до Кольцово. Потому что в этот день для него было важно встретиться и поговорить с воспитанниками колонии для несовершеннолетних в маленьком городке Кировграде. Объясняя смысл этого поступка, Юрий Куклачев пересказывает всю свою жизнь. И у этой истории нет ничего общего с красивой сказкой про веселого клоуна и его кошек.

В холодном зале клуба воспитательной колонии для несовершеннолетних никто сперва даже не замечает низкорослого седого мужчину. Здесь ждут клоуна Куклачева, а он на него совершенно не похож. Но это он.

И когда он начинает говорить, тут же упирается в стену непонимания: холодные, злые взгляды исподлобья ждут от него нудных нравоучений и заранее выставляют блок. Но через считанные минуты барьер пропадает. И это вопреки тому, что клоунады не будет. Не будет и дрессированных кошек. Будет простая беседа по душам.

«Я просто хочу, чтобы, когда моя внучка вырастет, никто из вас её не обидел», - Куклачев честно сознается в том, зачем он из года в год ездит по детским колониям с такими вот «Уроками доброты». Иногда он срывается на крик, иногда он позволяет себе обзывать собравшихся «Бобиками»: «Потому что если вы сегодня не будете думать о том, чего вы хотите добиться, завтра у вас будет пустота. И эту пустоту за вас заполнят другие. А вы, как собачка, как Бобик, будете бегать за ними, хвостом вилять и ждать, где сахарок дадут!»

Но ему это прощают, потому всё, что он рассказывает, - это и про его жизнь тоже, объясняет сам Куклачев:

31 декабря мне говорили: «Юрий Дмитриевич, праздник же, стол уже накрыт, ну куда ты поедешь?» А я отвечал: «Нет. Не останусь. Мне надо к ребятам, чтобы они услышали меня, поняли». Я пришел не для того, чтобы чему-то учить, читать нравоучения. Нет. Это бесполезно. Я пришел рассказать о своей жизни.

Родился я после войны. Время было тяжелое. Всё время кушать хотелось. И родился я не в актерской семье. Всего добился сам. Своим трудом. Я хочу передать этот опыт, чтобы ребята тоже начали работать над собой.

Мне было семь лет, когда дядя Вася мне сказал: «Юра, скажи мне, для чего ты пришел в этот мир?» Я на него посмотрел как на идиота. Как для чего? Для того чтобы жить. А он меня спрашивает: «Это понятно. Но кем ты хочешь быть?» А я не знал. И он говорит: «Так вот. Ты сегодня не спи. Ты думай, кем ты в жизни станешь». Я до сих пор вспоминаю это как кошмарный сон. Я вдруг понял, что я живу зря. Я ночь не спал. Я начал мысленно проигрывать разные профессии, примерять их на себя. И очень много, очень долго об этом думал.

Однажды отец принес домой телевизор «КВН». Включил. И как раз показывали Чарли Чаплина. Мне так понравилось! Я так хохотал! В какой-то момент вскочил и начал сам пытаться что-то за ним повторять. Услышал смех, кто-то засмеялся. И мне так тепло стало от этого смеха, так радостно, что я сказал: «Я нашел! Себя нашел!» Я понял, что я буду в жизни делать, нашел дело, которое моему сердцу приятно. Клоуном стану! Поставил цель. Мне было восемь лет. И с этого момента я к этой цели шёл: преодолевал себя, работал над собой. Такова моя миссия. Я обязан был её выполнить.

Вообще мы все пришли в этот мир, чтобы выполнить свою миссию. Мы все - избранные. Ещё совсем недавно мы были крохотными головастиками, которые наперегонки с миллионами своих братьев и сестер мчались к спасению, пытались выжить. И выжили. Вдумайтесь: 22 миллиона таких же, как вы, головастиков просто смыли в унитаз. А вам Господь дал возможность, разрешил продолжить жизнь. И потому никто из нас не имеет права тратить жизнь впустую.

Миссия каждого - найти в себе свой дар, найти возможность своим трудом принести пользу людям. Мне повезло. Я нашёл. Но это не значит, что дальше всё было легко и просто. Да, я мастер, я люблю свою работу, я умею её делать, я единственный такой во всём мире. Но этого я добился сам. У меня до сих пор мозоли на руках.

Я в цирковое училище поступал семь раз. Меня не брали. Объясняли: «Молодой человек, вы посмотрите на себя. Ну какой вы клоун?» Унижали. Смеялись надо мной. В лицо мне хохотали. А я с четвертого класса, год за годом, упорно пытался.

И вот сижу я однажды дома после очередной провальной попытки попасть в это училище. Подавленный, униженный, обсмеянный. Приходит отец и говорит: «Ну что, сынок, приняли?» А я отвечаю: «Папа, в меня никто не верит». Он говорит: «Ты ошибаешься. Я знаю человека, который верит в тебя. Это я, твой отец».

Он меня тогда спас. Я понял, что нет силы больше, чем та, что у меня внутри. Моё желание стать клоуном настолько велико, настолько я в себе уверен, что никто не сможет меня сломать. Я взмолился. Во Вселенную, туда, вверх, я каждой частичкой своего тела послал сигнал: «Господи, помоги мне! Помоги мне осуществить мою мечту! Помоги стать тем, кто я есть!»

И буквально через два дня в троллейбусе я встретил девочку, которая играла в народном цирке. Это любительский цирк, художественная самодеятельность. Я и знать о таком не знал. Но вот так случайный разговор в общественном транспорте направил меня.

Она меня привела в спортивный зал, где было всё: трапеции, маты, повсюду там прыгали, жонглировали, по проволоке ходили. Я подумал: слава Богу, вот оно, я попал куда должен был.

И я начал заниматься. Молча, упорно, ежедневно работать над собой. В 16 лет я победил на конкурсе художественной самодеятельности, посвященном 50-летию советской власти. Я стал первым клоуном Советского Союза. И вот тогда-то меня взяли в цирковое училище. Я своего добился.

Казалось, всё, трудности позади. Но нет. Дальше испытаний было ещё больше. Меня приняли досрочно - в марте, хотя вступительные экзамены только в июле. Но как только приняли - случилась беда: на тренировке упала банка и разрезала мне ногу. До кости. Перерезала мне большой берцовый нерв. Значит, всё. Нога, говорили врачи, скорее всего, на всю жизнь останется бесчувственной.

Мне сделали операцию. И говорят: «Теперь надейся. Если нога начнет болеть, значит нерв восстанавливается. А если нет - прости, останешься инвалидом». И вдруг у меня пошли боли. Бились когда-нибудь локтем об угол? Помните эту резкую, обжигающую боль? Болело так же. Только не одну секунду, а постоянно, непрерывно. Ужасная боль начиналась у стопы и поднималась по телу к шее, душила меня. Всё сильнее и сильнее.

Мне выписали обезболивающий укол. Морфий. Наркотик начали мне колоть в 16 лет. И я подсел. Помню, как было хорошо, как изо дня в день я улетал, как ждал этого укола, как зависел от него. Хорошо, что мать пришла. Увидела меня и испугалась: «Сынок, что с тобой? Что они здесь с тобой делают?» И когда она узнала, что мне колют, сказала: «Ты хотел быть артистом? Ты им никогда не станешь! Тебя уже после трех уколов тянет к этому наркотику. А они тебе 15 инъекций прописали. Ты так подсядешь, что никогда уже никем не станешь, ты исчезнешь, никогда ничего не добьёшься. Если хочешь выбраться - терпи». Ушла в слезах.

Наступила ночь. Я терпел. Медсестры приходили. Предлагали укол. Я отказывался. А боль всё усиливалась, я горел весь, дышать не мог. Но терпел, боролся с этим ужасом. К шести утра только провалился в сон. Но в ту ночь я победил. Потому что у меня была цель в жизни. Я ради неё решил: «Умру, но не буду наркоманом. Я должен стать артистом. Другого пути нет».

С тех пор я даже не выпиваю. Вообще ни грамма. Потому что это мешает достижению моей цели. А важнее нее нет ничего.

Но в училище я пришел на костылях. Четыре года меня пытались исключить как профнепригодного. Им не нужен был инвалид. В итоге написали коллективное письмо с просьбой выгнать меня, передали его директору училища. Он собрал комиссию. Позвал меня. Я прибежал и прошу его: «Не исключайте меня! Я хочу учиться!» Он посмотрел на меня, взял эту бумажку и в присутствии комиссии, на глазах у всех тех, кто требовал моего исключения, порвал её: «Иди сынок, учись». Комиссия зашипела, конечно: «Как же так?» Но он меня защитил, заявил им: «Пока я здесь, мальчик будет учиться. У него сердце клоуна».

Только благодаря ему я закончил училище. Стал клоуном. Обычным ковёрным клоуном. Я владею всеми жанрами. Но я был таким же, как все остальные. Ничего особенного. И меня никуда на работу не брали. Потому что и без меня очередь стоит: народные артисты, дети народных артистов… А я кто? Никто.

И я опять обратился к Господу. И он снова помог. Послал мне тощего, мокрого, жалкого, слепого котёночка. Я его на улице нашёл. Хотел мимо пройти. Но он так жалобно кричал, что сердце не позволило мне его бросить. Принес домой, отмыл, накормил. И он остался у меня. Вместе с ним в дом пришла любовь. Но главное - он помог мне ещё раз найти себя. Я решил: «Ну конечно! Правильно! Никто ведь до меня с кошками номер не делал! Никто во всём мире не знает, как их дрессировать».

Я попробовал. Не получалось. Но я настырный. Я разработал свою программу, подошёл к вопросу не так, как все, а по-другому: не стал кошку ломать, заставлять её делать что-то. Я стал за ней наблюдать, искать то, что ей самой нравится. Короче, не я её, а она меня дрессировать стала.

Пришел как-то домой, а кошки нет. Пропала. Искал-искал, нашел на кухне, в кастрюле. Вытащил её оттуда - она обратно. И тут я сообразил. Вот оно! Вот мой номер! Так появился «Кот и повар». Мы с этим номером исколесили весь мир. Все призы, какие есть в мире, получили.

Я ушёл из цирка и создал свой театр. Но и это было непросто. Идея была, номера были, а помещения не было. В 1990 году мне из США прислали контракт. Позвали туда работать. А я так не хотел уезжать! Ситуация безвыходная. И всё бы пропало, если бы однажды я не соскочил с кровати в семь утра. Внутренний голос меня разбудил:

Чего лежишь? Вставай срочно и беги!
- Куда бежать-то?
- В Моссовет беги.
- Почему в Моссовет?
- Не спрашивай, езжай. Время уходит!

Поймал машину. Уехал. Вхожу в здание - и тут же встречаю мэра. Говорю: «Здравствуйте! Помогите. Мне контракт пришел, в Америку зовут работать. Я ведь уеду. И не вернусь. Дети там учиться будут, домом там обзаведусь, хозяйством. Не смогу уже вернуться никогда. А я хочу здесь остаться. Ради бога, дайте мне помещение». Он к каким-то своим подчиненным поворачивается и внезапно говорит: «Да дайте вы ему кинотеатр».

Честное слово, так и было. Ни рубля взяток я не платил, ни шоколадки, ни бутылки шампанского никому не сунул. А мне дали 2 тыс. кв. м. в центре Москвы, напротив Белого дома. Нашлись добрые люди. За два дня мы сделали сцену. И начали выступать.

Театру уже 25 лет. Я его очень люблю. Он прекрасен - такой, каким я его видел в своих мечтах. Я сделал это, потому что за 25 лет не дал никому украсть ни копейки. Я, как зверь, сидел на каждом рубле, чтобы ничего мимо театра, чтобы всё в дело шло.

У меня здание забирали. Уже в двухтысячных один банкир на мой театр покусился. Времена были уже другие. Захватчики отбирали у меня имущество интеллигентно, через суды. Работали так красиво, что комар носа не подточит. Но мы театр отстояли. Хорошие люди помогли. А тот банк, что на него покушался, оказался первым, у кого забрали лицензию. Бог помог.

Бог - в каждом из нас. Он разговаривает с нами через нашу совесть. Если вы её слышите, значит всё в порядке. А если нет - беда вам. У гробовой доски она подойдёт, возьмёт за шею и скажет: «Ну, как ты, дружок, прожил без меня?»

Помните того олигарха, который родился в России, образование здесь хорошее получил, ум, связи нажил, но потратил их на то, чтобы обманывать и грабить? Помните его? Помните, как он в Англию уехал? Вот там-то его совесть и придушила. В последний момент его жизни вся мерзость, которую он же породил, набросилась на него. Вот тогда он понял: яхты, дома, миллионы награбленные с собой не заберёшь. Ты пришел в этот мир голенький, голеньким и уйдешь. Тебя черви сожрут - и тело твоё, и душу. Кроме ненависти, грязи и дерущихся за наследство детей он ведь не оставил ничего.

Потому важно, чтобы каждый из нас нашёл себя, понял свою миссию и жил честно.

Слушайте своё сердце, но не ждите, что всё будет легко.

Будет очень тяжело.

Потому что просто так ничего не даётся.

Олега Попова похоронят в Германии. © Скриншот со страницы в Instagram

Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области, позже его семья переехала в Москву и поселилась в районе стадиона «Динамо». Отец будущего народного артиста сильно пил и вскоре попал в тюрьму. Сам же Попов в 1937 году поступил в школу, но окончить ее не смог.

В 1943 году умер отец подростка, а сам мальчик, чувствуя ответственность за семью, пошел работать учеником слесаря в комбинат газеты «Правда». Одновременно учился в вечерней школе и занимался акробатикой. В 1950 году Попов окончил Государственное училище циркового искусства и был направлен в Тбилисский цирк. Тогда-то и началась карьера молодого человека.

Уже в 1957 году Попов впервые отправился в большое турне по странам социалистического содружества, а затем принимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Тогда-то был создан образ «солнечного клоуна» — неунывающего паренька с соломенной шевелюрой, выбивавшейся из-под яркой кепки. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка («Сон на проволоке», «Повар», «Свисток», «Луч»).

В 1991 году Попов уехал в Германию, сохранив при этом российское гражданство. За рубежом организовал собственную цирковую программу. С женой Габриэлой Леман он работал в дуэте, а его сценический псевдоним звучал как «Счастливый Ганс».

«Клоун Олег Попов спрятался ото всех в Германии», «Клоун в изгнании», — так писали о нем российские СМИ. На самом же деле у него была обида на родную страну, фактически обманувшую его в начале девяностых, вспоминает его друг — дрессировщик, народный артист России Юрий Куклачев.

«Каждый человек выбирает свое. Я, например, не могу жить не в России, а у него здесь обида была, ведь в начале девяностых у него украли деньги со сберкнижки. Но там, в Германии, он встретил очаровательную девушку, которая была моложе его на 30 лет, но ухаживала за ним, как за ребеночком. Выходя на улицу, часто говорила ему: „Олежка, там прохладно“, после чего шапочку ему поправляла», — вспоминает Куклачев.

Но все эти годы Попов сильно переживал. Душа тянула на родину. И он вернулся. В конце июня один из самых любимых российских клоунов приехал на Фестиваль циркового искусства в Сочи. Там его удостоили премии «Легенда цирка». В декабре 2015 года артист выступил в Петербурге на открытии после реставрации Цирка Чинизелли. А в феврале 2016-го прибыл в Северную столицу с гастролями.

В аэропорту «Пулково» его встречали многочисленные журналисты. Корреспондент «Росбалта» задал, кажется, банальный и глупый вопрос из разряда «Как настроение?» В ответ — искренняя улыбка. Психологи скажут, что подделать такую невозможно. «Прилетел с волнением, желаю всем здоровья, берегитесь от гриппа», — ответил журналисту легендарный клоун.

Его гастроли сопровождались постоянной угрозой срыва в связи с жалобой в УФАС на действия Цирка на Фонтанке. Рассказывать подробности — дело непростое, да и какая теперь разница.

Главное — гастроли состоялись. Последние в его жизни.

«Умереть в 86 лет во время гастролей в цирковой гостинице — какая прекрасная смерть клоуна», — напишут в «Твиттере» в ночь на 3 ноября.

2 ноября Олега Попова не стало. По данным Следственного комитета, накануне артист смотрел телевизор, сидя в кресле. Около 23:00 находившиеся рядом люди увидели его «в неестественном положении». В гостиницу немедленно вызвали бригаду «скорой помощи», однако спасти клоуна не удалось. Попов скоропостижно скончался в цирковой гостинице Ростова-на-Дону, где он был на гастролях.

«Мне посчастливилось встретиться с ним, и первая встреча была в Сочи, где он репетировал до четырех утра. Это великий пример всем клоунам. Это светлое воспоминание детства. С него началась любовь к цирку», — рассказал «Росбалту» актер театра «Лицедеи» Анвар Либабов.

«Когда он собирал реквизит после выступления, это было…» — здесь в телефонной трубке повисла пауза. Послышался тяжелый вздох.

В этот день молчали многие — поверить в смерть Попова было сложно. Еще 29 октября он выступал перед ростовчанами. Когда клоун появился на сцене, публика поднялась с мест и раздались оглушительные овации. Также выступление и закончилось. Надо ли говорить, что все билеты на премьеру были распроданы заранее.

Режиссер Цирка на Фонтанке Виктор Саврасов, проработавший с Поповым полгода за рубежом, называет его самым ярким клоуном советского периода.

«Он был общительным, коммуникабельным человеком. Когда он приехал к нам в Петербург на открытие цирка, я к нему подошел и говорю: „Олег Константинович, помните Новую Зеландию, где мы отмечали Новый год?“ Он посмотрел и спрашивает: „А ты где работал?“ Я отвечаю: „Воздушный полет, помните?“ А он: „А это ты в Луну летал в темноте? Ну ты хорошо сохранился“, на что я ответил: „Вы тоже неплохо сохранились“», — вспомнил Саврасов.

Бывший гендиректор телеканала «Санкт-Петербург», а ныне депутат Госдумы Сергей Боярский присутствовал на одном из собраний коллектива Олега Попова.

«Олег Попов — это мой первый учитель, поэтому известие о том, что он ушел из жизни, для меня очень печальное. Его особенность была в том, что он своими руками делал реквизиты. Это старое поколение клоунов. Когда я оказался в его доме в Германии, я был потрясен: первый этаж являлся мастерской, где он работал. Шил все своими руками. А жил на втором этаже. Он был примером трудолюбия для меня, создал свой образ: жизнерадостный и проникновенный. Он не умер, он ушел», — сказал Куклачев.

По просьбе дочери Олега Попова его похороны состоятся в Германии.

Илья Давлятчин

// Фото: Интерпресс / PhotoXPress.ru

Создатель и руководитель Театра кошек Юрий Куклачев – самый известный в мире дрессировщик этих животных. Супруга Юрия Дмитриевича Елена Исааковна – его первый помощник и соратник. Пара счастливо живет в браке уже больше сорока лет. У Куклачевых прекрасная дружная семья, трое детей – два сына и дочка, внуки. Все наследники Юрия Куклачева трудятся в созданном им Театре кошек. Семья надеется, что и внуки станут продолжателями цирковой династии.

Однако и в этом крепком семейном клане есть свой «скелет в шкафу», о котором они рассказали ведущему передачи Первого канала «Пока все дома» Тимуру Кизякову. Старший сын Юрия Куклачева не захотел носить имя, которое при рождении ему дали родители, назвав, как и положено в цирковых династиях, в честь отца – Юрием Юрьевичем. Так что первенцу знаменитого дрессировщика было суждено зваться Юрием Куклачевым-младшим.

«Мне почему-то было некомфортно с этим именем, я остро почувствовал это, когда мне было лет десять, - рассказал старший сын Куклачева Дмитрий. – И в двенадцать я его сам поменял, не говоря об этом родителям».

Родители Дмитрия в тот момент вместе с сыном находились на длительных гастролях в одном из городов. Мальчик пришел в новую школу и назвался Димой. Раскрылось все через пару месяцев, когда мама побывала на собрании в школе, где с удивлением узнала, что ее старшего сына все зовут не Юрием, а Дмитрием.

«Вот так моя авантюра раскрылась, - продолжает Дмитрий Куклачев. – Родители, что приятно, стоически восприняли мое желание. Сами стали называть меня новым именем. А в шестнадцать лет, когда я получал паспорт, записал себя в нем Дмитрием Куклачевым. В честь деда».

Кстати, известные люди нередко меняют себе имена в силу разных причин. Год назад, например, певица Анита Цой сделала свое сценическое имя основным. Теперь оно записано и в паспорте вокалистки. Мало кто знает, что настоящее имя артистки, которое ей дали родители, - Анна. Сменить его певица решила после встречи с нумерологом, который объяснил ей, что ее «родное» имя несло негативный посыл.

«Мне кажется, что теперь я наконец-то стала единой личностью. Я счастлива и вздохнула спокойно. Вся моя семья тоже рада, ведь дома меня все время называли Анитой. Самое главное, что и мама довольна, что сбылась и ее мечта», - рассказывала певица после смены имени.

Выступил на Всесоюзном смотре художественной самодеятельности и был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте смотра, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты и пригласили в цирковое училище.

В 1971 году Куклачев окончил Государственное училище циркового и эстрадного искусства (с 1987 года — Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша). В 1979 году — театроведческий факультет Государственного института театрального искусства (ныне Российский университет театрального искусства — ГИТИС).

Юрий Куклачев — почетный профессор Московского государственного университета культуры и искусств, почетный профессор Белорусского государственного университета культуры и искусств. Народный учитель России. Член союза писателей России.

Супруга Юрия Куклачева, Елена, актриса, работает в Театре кошек. У них трое детей: сын Дмитрий — артист Театра кошек, дочь Екатерина — художник Театра кошек, сын Владимир — артист балета.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников